Тема: методика проведения физкультурных занятий в доу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: методика проведения физкультурных занятий в доу



Лекция №6

ТЕМА: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ

План:

1. Значение физкультурных занятий в физическом развитии дошкольников.

2. Типы и формы физкультурных занятий

3. Структура построения физкультурного занятия.

4. Методика проведения физкультурного занятия

5.  Методика проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе

6.  Физкультурные занятия на воздухе.

7. Показатели эффективности физкультурного занятия

8. Подготовка дошкольников к выполнению обязанностей дежурных на физкультурных занятиях

Значение физкультурных занятий в физическом развитии дошкольников.

Физкультурные занятия — основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию раз­носторонних способностей детей.

Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного вы­полнения в другие ситуации.

Занятия физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремле­ние к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для инте­ресной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях.

Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осоз­нание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость — это двойная радость.

Эффективность физкультурных занятий в дошкольных учреждениях во многом определяется пониманием их значимости, умением четко ставить программные задачи.

Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организо­ванные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;

- удовлетворять естественную биологическую потреб­ность в движении;

- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

- давать возможность каждому демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;

- создавать условия для разностороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их мышления, поиску адекватных форм поведения, встрече с красивым и увлекательным миром.

Иными словами, на занятиях по физкультуре решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Отбор программного материала для конкретного занятия осуществляется воспитателем с учетом возрастных особенностей детей.

Формы физкультурных занятий

№ п/п

Название

Подготовка дошкольников к выполнению обязанностей дежурных на физкультурных занятиях

К созданию условий для выполнения физических упражнений на физкультурных занятиях привлекаются и дети. Предусмотрена организация дежурств. В обязанности дежурных входят следующие навыки:

1) дежурный должен отбирать необходимое оборудование;

2) отсчитывать нужное количество пособий и инвентаря;

3) владеть способами переноса и размещения спортивного ин­вентаря и располагать его на определенных местах;

4) договариваться, распределять обязанности между дежурными.

Подготовка к дежурствам осуществляется через поручения, которые могут быть даны уже в младшей группе. Так, утром педагог предлагает двум детям отобрать в корзину (ящик) кубики (мячи) определенной величины для перешагивания через них. Непосредственно перед занятиями он поручает поставить кубики в обозначенные (кружком, крестиком, линией и т.д.) места, т.е. применить прием наложения, который они усваивают на занятиях по развитию элементарных математических представлений. При этом воспитатель знакомит с рациональным способом переноса пособий. Обычно, поставив корзину у входа в зал, дошкольники бегают за каждым кубиком или, в лучшем случае, берут в каждую руку и идут раскладывать. Взрослый подсказывает, что корзину с кубиками будет удобнее принести вдвоем и поставить ее ближе к тому месту, где их предстоит разложить, и только потом уже расставлять. Чтобы не мешать друг другу, дети начинают действовать с противоположных концов, а встречаются в середине. В следующий раз для выполнения поручения целесообразно объединить детей, из которых один уже умеет правильно раскладывать пособия.

Можно также поручать малышам размещать инвентарь для перешагивания, ходьбе между предметами, а в последующем и для перепрыгивания через положенные палки, косички. Количество предметов воспитатель определяет сам. В основном дети младшей группы приучаются размещать пособия для выполнения физических упражнений в вводной части задания. Так как это происходит до начала занятия, педагог жестко не регламентирован временем; и может больше внимания уделить детям. В основной части занятия можно научить детей правилам переноса скамейки (вчетвером за углы, носки ног разворачиваются в направлении перемещения).

В средней группе для размещения пособий можно использовать условные мерки. Так, мячи, кубики для оббегания, перепрыгиваний дети размещают на расстоянии одного шага друг от друга. При этом требуется уже распределение обязанностей: один измеряет расстояние, а другой ставит пособие у носка ноги. Мож­но предположить, что расстояние между предметами будет неодинаковым, но дети среднего дошкольного возраста должны при­учаться приспосабливать свои движения к условиям, регулировать ширину шага, силу толчка и т.д. Доступно им и раскладывание обручей для прыжков. Например, педагог дает задание: «Нужно положить обручи от начала ковра вплотную друг к другу, чтобы прыгать из одного в другой». Причем количество предметов могут отсчитывать сами дети. Так, если нужно разложить 8 обручей, воспитатель предлагает взять четыре обруча одному ребенку и четыре другому и разложить их.

Для указания места расположения крупного инвентаря можно использовать карточку с нарисованным пособием, которая кладется на полу, обозначая тем самым место нахождение самого пособия. При размещении оборудования дети могут научиться пользоваться приемом приложения: поставить скамейку напротив стульев, немного отступя от них; положить доску рядом с дорожкой и т.д. Дошкольники должны понять, что пособия нельзя ста­вить близко к стене и к другим предметам, так как они будут ме­шать при выполнении движений.

Детям среднего дошкольного возраста нетрудно создать условия для выполнения прыжков в длину с места, используя нестандартное оборудование. Например, взять две палки длиной по 80 см, между которыми натянуть два шнура, причем один шнур прикре­пить неподвижно к концам палок, а от него на палки нанести нарезки через каждые 5 см, по которым будет передвигаться дру­гой шнур, и определять ширину «ручейка». Воспитатель сдвигает второй шнур на нужное расстояние и сматывает шнуры на палки.

Дежурные должны иметь следующую информацию: какое оборудование потребуется, в каком количестве, когда и где его следует разместить. Все это может быть раскрыто на панно (доске, фланелеграфе) с использованием карточек. Все панно делится на три полоски. На первой и второй полоске устанавливаются карточки, обозначающие пособия для выполнения основных движений («Это нужно будет расставить после выполнения упражнений»; терми­ном упражнения дети, как правило, обозначают только общеразвивающие упражнения), а на третьей полосе — для подвижной игры.

Для обозначения количества пособий используется цифровая (если дети знают цифры) или числовая карточка. Эта карточка прикрепляется над соответствующим пособием. Для определения расстояния между пособиями ставится карточка с условной мер­кой. Читать такое панно для старших дошкольников не составляет труда, поэтому, когда дежурные смотрят на заполненное панно, то они получают всю информацию.

Чтобы познакомить детей с размещением оборудования в про­странстве, следует использовать макет спортивного зала, на котором хорошо видно местонахождение каждого пособия для выпол­нения основных движений относительно окон, двери и т.д.

Получив информацию, дежурные расставляют инвентарь для вводной части занятия. После этого они заранее отбирают необхо­димые пособия для основной части, ставят их ближе к тому месту, где будут раскладывать, чтобы потом можно было быстрее взять, и договариваются о распределении поручений. При этом можно назначить капитана дежурных, который будет управлять всей под­готовкой инвентаря и его расстановкой. Первоначально детям необходимо оказывать помощь в распределении обязанностей. Слезет учитывать объем работы дежурных. Если упражнения выполняются двумя потоками или несколькими подгруппами, то количество дежурных можно увеличить до четырех.

В результате последовательно проводимой работы по обучению размещению оборудования дети научаются быстро расставлять спортивный инвентарь на заданном расстоянии, используя знания об условных мерках, усвоенные на занятии по математике, тем самым одновременно создается база для формирования уме­ния организовывать игры со сверстниками.

 

Литература:

1. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжикова, М.М. Самодурова / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Гончарова, Е. В. Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста: монография/ Е. В. Гончарова, Л. Т. Кузнецова. - Ханты-Мансийск: Печатное дело, 2010.

3. Степаненко, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие для студ. высш. учебных пед. заведений /Э.Я.Степаненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

4. Михайлова, Н. В. Методика физической культуры детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Н. В. Михайлова. — Оренбург: ОГПУ, 2018. — 107 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113344 (дата обращения: 24.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

5. Дошкольная педагогика: теория и практика: учебное пособие / О. В. Бурляева, В. В. Извеков, Л. П. Карпушина [и др.]; под редакцией С. В. Кахнович. — Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2018. — 155 с. — ISBN 978-5-8156-0920-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/128965 (дата обращения: 24.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

6. Мануйлова, В. А. Теории и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / В. А. Мануйлова, А. С. Орехова. — Барнаул: АлтГПУ, 2017. — 112 с. — ISBN 978-5-88210-862-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112254 (дата обращения: 24.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

7. Морозов, В. О. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном обра-зовательном учреждении: учебно-методическое пособие / В. О. Морозов. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 112 с. — ISBN 978-5-9765-1965-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122663 (дата обращения: 24.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

Лекция №6

ТЕМА: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ

План:

1. Значение физкультурных занятий в физическом развитии дошкольников.

2. Типы и формы физкультурных занятий

3. Структура построения физкультурного занятия.

4. Методика проведения физкультурного занятия

5.  Методика проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе

6.  Физкультурные занятия на воздухе.

7. Показатели эффективности физкультурного занятия

8. Подготовка дошкольников к выполнению обязанностей дежурных на физкультурных занятиях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.013 с.)