Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биоэтические проблемы искусственного оплодотворения
Вопросы, затрагивающие этическую сторону искусственного оплодотворения, как и все глобальные научные открытия могут служить как во благо, так и во вред человечеству. С одной стороны, их появление позволило тысячам пар стать счастливыми родителями. В то же время, любые репродуктивные технологии – это вмешательство в естественный процесс зарождения жизни, причем довольно грубое, представляющее угрозу для нравственной и духовной целости общества[2]. Технология искусственного оплодотворения сегодня отработана до автоматизма, хотя во многом успешность ее проведения является залогом опытности и квалификации врача. Тем не менее, некоторые вопросы остаются открытыми. В первую очередь это проблемы статуса эмбрионов и обесценивание человеческой жизни возможностью распоряжаться ими. В связи с этим особенно спорными являются две проблемы: Хранение и уничтожение эмбрионов. Перед тем как сделать пункцию фолликулов, врач назначает женщине гормональную стимуляцию в форме короткого и длинного протокола. В результате может созреть до 20 яйцеклеток, которые подвергаются оплодотворению в пробирке. При этом в организм матери переносится не более двух эмбрионов, остальные либо погибают, либо уничтожаются, либо подвергаются криоконсервации (по желанию родителей)[3].
Редукция (удаление) лишних эмбрионов в тот момент, когда они уже имплантировались и начали внутриутробное развитие. С точки зрения медицины, это не что иное, как аборт, который рассматривается как стандартная медицинская процедура, но в то же время может восприниматься как убийство. Кроме того, согласие на редукцию становится серьезной психологической травмой для женщины. Эти вопросы регулярно поднимают в медицинской среде, на научных конференциях и в публикациях репродуктологов, философов, общественных деятелей, однако до сих пор ответов на них нет, в том числе и на законодательном уровне. Примером такого рода «притязаний» является суждение доктора А.А.Шороховой: «Есть ли основания отказывать в искусственном оплодотворении женщинам, желающим иметь ребенка не половым путем». Естественно, что находясь в рамках ориентации эмпирической науки - нет оснований. Таким образом, был открыт переход с одного - более конкретного и низшего - уровня рассмотрения жизни, на другой - социальный и нравственный[5].
В настоящее время уже не являются сенсацией случаи ИО и имплантации эмбриона женщинам при наличии определённых изъянов репродуктивной способности супругов. Успешное применение названных методов позволяет такой семье иметь ребёнка, но при этом может порождать морально-этические и правовые проблемы, в частности, споры об установлении отцовства. Ещё более спорной в смысле признания отцом и матерью ребёнка является ситуация, когда эмбрион в целях его вынашивания имплантируется другой женщине (суррогатной матери). Нравственные проблемы, возникающие в случае применения технологии ЭКО. Они связаны скорее с тем, что это неестественный процесс зачатия ребенка. Можем ли мы вмешиваться в сам процесс зачатия. Взять клетки двух людей (мужчины и женщины) будь они муж с женой, или просто незнакомые друг другу люди, лично выбрать наиболее подходящие с нашей точки зрения клетки, поместить их во внешнюю среду, а потом, когда оплодотворение произойдет – поместить туда, где ребенок будет вынашиваться. Многие считают, что репродуктивные технология разрушают родственные связи и естественное развитие личности ребёнка: «Мы видим, что такое зачатие служит лишь удовлетворению желаний взрослых, отодвигая право ребёнка на второй план». При методе ЭКО ребёнок становится не личностью, а предметом «дорогостоящего» контракта: «Истории о продаже детей стары как мир». Желание родителей иметь ребёнка методом искусственного оплодотворения приводит к тому, что их ребёнок становится предметом купли-продажи. Ребёнок появляется на свет при вмешательстве иных лиц, которые не являются его родителями (суррогатная мать и медицинский работник). Ребёнок имеет «право быть зачатым и произведённым на свет в браке и в результате брака. Оно (искусственное зачатие) нарушает права ребёнка; лишает его сыновних и дочерних отношений с родителями». При методе ЭКО имплантируется несколько эмбрионов. Если некоторые из них приживаются, то родители или медицинские специалисты могут решить какое количество из них оставить. Эта операция «подразумевает евгенику и представляет собой совершение абортов».
Замороженные эмбрионы могут быть: -использованы впоследствии той же супружеской парой; -отданы другой супружеской паре; - эмбрион может быть подарен или продан: «после отмены рабства дарить или продавать людей запрещено, следовательно дарение или продажа эмбрионов противоречит их достоинству»; - использованы для научных, косметических, медицинских целей или генетических манипуляций: «использование эмбрионов в коммерческих целях абсолютно противоречит их достоинству», «использование эмбрионов в научных исследованиях или экспериментах, призванных удовлетворить нужды общества, несовместимо с представлением о человеческом достоинстве»; - уничтожены: «любое уничтожение эмбриона является абортом»[2]. В настоящее время проблема бездетности супружеских пар является широко распространённой. Она связана с инфекционными заболеваниями, передающимися половым путем, с негативным влиянием, ухудшающейся экологии, а так же с врожденными пороками репродуктивной системы, как женщин, так и мужчин. Одним из способов решения вопроса бесплодия является экстракорпоральное оплодотворение. Перед тем как приступить непосредственно к процедуре искусственного оплодотворения пациентка проходит тщательную подготовку, которая включает стандартный перечень исследований: выявление и коррекция гормональных отклонений, диагностика и лечение хронических инфекций, консультации узких специалистов. В завершение подготовительного этапа разрабатывается строго индивидуальная программа дальнейших действий, которая включает пять основных этапов искусственного оплодотворения: - первый этап. Гиперстимуляция яичников и стимуляция овуляции. Данный этап может занимать от 10 дней до 2-х месяцев. Для проведения ЭКО требуется получить сразу несколько яйцеклеток. Это существенно увеличивает шансы на успех. Для стимуляции используют инъекции препаратов фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), лютеинизирующего гормона (ЛГ), хорионического гонадотропина (ХГ), в сочетании с агонистами или антагонистами гонадотропин-рилизинг гормона (ГнРГ). Режим введения определенных препаратов-индукторов суперовуляции называют «схемой стимуляции» или «протоколом»; - второй этап. Извлечение яйцеклеток (пункция).Рост фолликулов наблюдают с помощью аппаратов ультразвукового исследования. При достижении доминантным фолликулом определенного размера (16-20 мм) назначают процедуру извлечения яйцеклеток - пункцию фолликулов яичника. Пункцию фолликулов чаще проводят под общей, реже под местной анестезией, иглу проводят трансвагинально под контролем аппарата УЗИ. Целью пункции является аспирация содержимого фолликула. Полученную жидкость исследуют с помощью микроскопа для обнаружения яйцеклеток. Полученные ооциты отмывают от фолликулярной жидкости и переносят в чашки Петри, содержащие культуральную среду, которые помещают в инкубаторы до момента добавления подготовленных сперматозоидов; - третий этап. Оплодотворение с помощью инсеминации и культивирование эмбрионов. На данном этапе проводится непосредственно экстракорпоральное оплодотворение. Инсеминация выполняется врачами-эмбриологами в специально оборудованной лаборатории. К находящимся в питательной среде яйцеклеткам добавляют суспензию сперматозоидов. Если параметры спермы в норме, то расчет примерно такой: 50 000-100 000 подвижных сперматозоидов на каждую яйцеклетку. Такое соотношение является стандартом оплодотворения.
После проникновения сперматозоида яйцеклетка считается эмбрионом. Эмбрионы развиваются в инкубаторах от 2 до 6 дней, достигая размеров от 60 до 200 клеток; - четвертый этап. Перенос эмбриона в матку. Перенос эмбриона в матку осуществляют через 2-5 дней после оплодотворения яйцеклетки. Процедура не требует обезболивания и выполняется на гинекологическом кресле в течение нескольких минут. У женщины должен быть наполненный мочевой пузырь. Эмбрион переносят в матку, проводя через шейку матки специальный эластичный катетер. Обычно осуществляют перенос 2 эмбрионов; - пятый этап. Гормональная поддержка беременности. Для сохранения беременности на ранних сроках применяют препараты прогестерона, которые влияют на работу желтого тела. Широко используются такие препараты, как утрожестан, прожестожель[7]. Так, по некоторым данным, распространенность искусственного аборта как одного из способов планирования семьи ведет к росту вторичного (приобретенного) бесплодия. Специалисты полагают, что вторичное бесплодие на 55% является осложнением после искусственного аборта. И если в среднем уровень бесплодия остается примерно таким же, как и 20-30 лет назад, то в настоящее время его структура меняется в сторону увеличения вторичного бесплодия. Среди новых репродуктивных технологий особое место занимает экстракорпоральное оплодотворение с переносом эмбриона. Показание к применению – абсолютное бесплодие женщины. О масштабах проблемы говорят цифры – в России примерно 3 миллиона женщин детородного возраста страдают абсолютным бесплодием. Почти каждый этап применения метода ЭКО требует решения сложных моральных проблем. Допустимо ли в принципе манипулирование гаметами человека? Каков статус эмбриона? Оправдан ли выбор пола? Как быть с избыточными оплодотворенными яйцеклетками? Могут ли «лишние эмбрионы» стать материалом донорства, объектом научных исследований? Ряд этих и подобных вопросов продолжают активно обсуждаться, некоторые решены законодательно. И, тем не менее, всесторонне и объективно анализируя проблемы новых репродуктивных технологий, нельзя не отметить тяжелые негативные последствия их применения. Обследование детей, родившихся в результате экстракорпорального оплодотворения и искусственного осеменения, вынудило специалистов сделать следующий очень серьезный вывод: «Каждый из методов искусственного оплодотворения увеличивает риск перинатальной патологии и тяжелой неврологической инвалидности с детства»[13].
Общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты для искусственного оплодотворения: «новая технология размножения», «техногенное производство людей», «асексуальное размножение». В оборот входят понятия: «избирательный аборт», «торговля репродуктивным материалом», «продукция оплодотворения», «суррогатное материнство» и т. п. Каждое из этих понятий - реальная единица «этического минного поля», которое новые репродуктивные технологии создают для современной культуры. Как быть с эмоционально-психологическим миром личности, рожденной «в пробирке», ее моральным самосознанием, ее юридическими правами, социальным статусом в конце концов? А как отнестись к такой тенденции -«в полной семье сегодня детей рождается меньше, а вне брака - больше, чем 30 лет назад». Таким образом, проблемы биоэтики искусственного оплодотворения - это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Но если в случае аборта врач и женщина вступают в моральное отношение с человеческой жизнью, пусть сроком в несколько дней, недель, месяцев, то в случае искусственного оплодотворения, это отношение не столько к началу уже существующей жизни, сколько к возможности самого ее начала. И если аборт, контрацепция, стерилизация - это борьба с возникновением человеческой жизни, то, искусственное оплодотворение - это борьба за возможность ее возникновения. Показательно, что в этой «борьбе» искусственный аборт и искусственное оплодотворение тесно связаны между собой: практика искусственного аборта поставляет пациентов для практики искусственного оплодотворения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.01 с.) |