Для обучающегося ( sYllabus ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для обучающегося ( sYllabus )



Учебная программа

Для обучающегося (sYllabus)

 

 

по дисциплине «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»

Для специальности 0512000 «ПЕРЕВОДЧЕСКОЕ ДЕЛО» (2 курс)

Форма обучения: дневная   Курс –2   Семестр – 1   Кредиты – 1   Общее количество часов – 45         Практические занятия – 15 часов   СРСП – 15 часов   СРС – 15 часов   Зачет – 1 семестр             

 

Астана – 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Данные о дисциплине  
2 Пререквезиты, кореквизиты и постреквизиты курса  
3 Контроль и оценка знаний  
4 Политика курса  
5 Тематический план дисциплины  
6 Тематика и задания СРС и СРСП  
7 Вопросы рубежного контроля  
8 Вопросы к экзамену  
9 Список рекомендуемой литературы  

Данные о преподавателе: Абуова Женис Елибековна – преподаватель иностранных языков, магистр педагогики, колледж ЕАГИ, г. Астана, ул. Жумабаева, 3/1. Предметно-цикловая комиссия иностранных языков, каб. № 307, тел.: 87028223797 (с 9 до 20:00 в рабочие дни)

Данные о дисциплине: Актуальность курса «Лексикология» обусловлена следующим:

- Объектом рассмотрения и анализа данного курса является лексический состав современного английского языка (далее САЯ);

- Лексический уровень наряду с грамматическим и фонетическим ярусами составляют общую систему языка;

- Изучаемый объект характеризуется динамичностью, в его развитии наблюдается определенные закономерности и тенденции.

Курс изучается в объеме – 1 кредита, в 1 семестре.

Цель преподавания: в рамках отведенных учебным планом ознакомить обучающихся с конкретной лексикологической тематикой, дать обучающим необходимую сумму знаний, теоретически обобщающих и систематизирующих сведения о словарном составе САЯ, и развить у них способность делать самостоятельные обобщения по лексикологической теории и уметь работать с фактическим языковым материалом.

Основные задачи:

1. Познакомить обучающихся с достижениями отечественной и зарубежной науки в области лексикологии, как науки о сущности, структуре и функциональных потенциях лексики; показать системный характер лексики;

2. Дать обучающимся необходимые знания о словарном составе САЯ с учетом всей совокупности составляющих его компонентов и связей между ними;

3. Обучить обучающихся владению основными методами лексикологического анализа и метаязыком лингвистического исследования;

4. Продемонстрировать на материале данного предмета системную связь всех дисциплин, изучающих язык в его различных аспектах;

5. Способствовать формированию у обучающихся коммуникативной компетенции в целом и конкретных навыков межкультурного общения и перевода;

6. Сформировать представление о динамическом характере языковой системы и познакомить с путями пополнения словарного состава посредством словообразования, заимствования, семантического развития слова;

7. Развивать умения делать самостоятельные обобщения и выводы из наблюдений над конткреным языковым материалом;

8. Подготовить обучающихся к самостоятельной учебно и научно-исследовательской работе – подготовке сообщений и докладов, написанию рефератов, курсовых и дипломных работ.

9. Углубить лингвокультурологический фонд знаний обучающих, расширить их лингвистический кругозор.

 

Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих ключевых компетенций:

Профессиональные: анализировать эмпирический материал с учетеом различных методов лингвистического анализа – компонентного, дистрибутивного, сравнительного и использование этих знаний на практике;

Специальные: знать и понимать экстралингвистические условия и факторы развития и изменения значения языковых единиц.

В результате изучения курса «Лексикология иностранного языка» обучающиеся должны знать:

1. Основы лексикологии и лексикографии, виды словарей, принципы построения словарей различных типов;

2. Основные методы анализа эмпирического матриала;

3. Морфологическую структуру слова и способы словообразования;

4. Значение слова и его структуру, иметь представление о полисемии, омонимии;

5. Понятия свободных и полусвободных словосочетаний, фразеологизмов, их особенности.

 

Учащиеся должны уметь:

1. Применять знания по лексикологии при анализе лингвистических явлений;

2. Давать определение базовым лексикологическим терминам;

3. Анализировать эмпирический материал с учетом методов лингвистического анализа;

4. Делать самостоятельные выводы из наблюдений над конкретным языковым материалом;

5. Пользоваться словарями различных типов.

 

Приобрели навыки:

  1. В изучении учебной и научной литературы по предлагаемым лексикологическим проблемам с последующим их обсуждением;
  2. В составлении планов-конспектов, подготовки сообщений и докладов;
  3. В умении делать самостоятельные выводы из наблюдений над конкретным языковым материалом.

 

Компетентны:

  1. В понимании национально-культурной специфики смысловой структуры соотносительных слов в разных языках;
  2. В разграничении осноавных подсистем английского вокабуляра: тематических групп, семантических полей, лексико-семантических группировок, синонимов, антонимов;
  3. В представлении о лексической синтагматике и об особенностях сочетаемости лексических единиц.

Пререквезиты дисциплины: английский язык, ПУПР, Фонетика изучаемого языка, Введение в языкознание

Кореквизиты: Стилистика английского языка

Содержание обучения:

Дисциплина содержит 5 тем. Каждая тема изучается студентом в течение одной недели. Результаты этого обучения преподаватель оценивает в процентных баллах - как долю усвоенного учебного материала (от 0 до 100 баллов). Удовлетворительной считается оценка не менее 30 баллов). Она называется проходным баллом. Общая оценка по дисциплине складывается из недельных и экзаменационных оценок и переводится в рейтинговую оценку успешности обучения по четырех балльной шкале.

Распределение баллов по видам заданий к первому рейтингу:

Итоговая оценка включает:

Рейтинговый контроль – 60%,

Экзамен – 40%.

Требования к выполнению заданий Оценка Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание Оценка по традиционной форме

· Своевременная сдача заданий,

· Без замечаний,

· В полном объеме

А 4,0 95-100 Отлично
А- 3,67 90-94 Отлично

· Не своевременная сдача заданий,

· С замечаниями,

· В полном объеме

В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84 Хорошо
В- 2,67 75-79 Хорошо

· Своевременная сдача заданий,

· С небольшими замечаниями,

· В полном объеме

С+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
С 2,0 65-69 Удовлетворительно
С- 1,67 60-64 Удовлетворительно

· Несвоевременная сдача заданий,

· С замечаниями,

· Не в полном объеме

D+ 1,33 55-59 Удовлетворительно
D 1,0 50-54 Удовлетворительно
· Не выполнение задания F 0 0-49 Неудовлетворительно

Три критерия анализа и оценки учебной работы:

1. Ваша работа должна отражать стандарты (требования) и вашу индивидуальность.

А)      Если в том виде, в котором вы сдаете свою работу, вы не осмелились бы сдать своему родителю (работодателю) – не сдавайте ее и мне!

Б)      Все письменные задания должны отвечать требованиям, предъявляемым к подобного рода работам.

2. Ваша работа должна содержать исчерпывающую информацию и раскрывать логику вашего мыслительного процесса по рассматриваемому вопросу.

3. При подготовке СРС и СРСП вы должны критически осмыслить, проанализировать учебную информацию, полученную из учебников и лекций. Всегда старайтесь продемонстрировать свою осведомленность и компетентность по поставленному вопросу.

           Я строга, но справедлива в плане оценок. Три приведенных выше пункта строго обязательны для всех; в случае, если они не достаточно отражены в работе, вы получите оценку между «С» и «В». Для того, чтобы получить «А», вы должны будете работать свыше указанных обязательных критериев и продемонстрировать свой творческий потенциал и профессиональное применение материала – так что зарабатывайте желаемую оценку, не ожидайте ее просто так!   

 Политика и процедуры

- Работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий за 3 дня до начала экзаменационной сессии. Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену.

- Повторения темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Степень освоения учебного материала проверяется тестированием.

- Домашние задания и задания СРС выполнять в установленный срок, в случае невыполнения итоговая оценка будет снижаться.

- Посещение всех аудиторных занятий является обязательным, в случае пропуска занятия отрабатываются в определенное преподавателем время, причем за каждое пропущенное занятие по 2 дополнительных задания, соответствующих теме лекций.

- Студенты, набравшие менее 60% по итогам рейтингового контроля корректируют свои баллы посредством дополнительного зачетного задания, охватывающего весь пройденный материал. При этом набранные баллы выставляются по минимальному уровню.

Внимание! Знайте, что контрольную работу (тест) преподаватель может дать в любое время для того, чтобы убедиться в закреплении учебного материала. Из этих оценок ОБЯЗАТЕЛЬНО будет складываться итоговая оценка.

 

Для высокой эффективности учебного процесса студент обязан соблюдать следующие правила:

- не опаздывать на занятия;

- не разговаривать во время занятий;

- отключить сотовый телефон,

- не пропускать занятий, в случае болезни предоставить справку;

- своевременно и старательно выполнять домашнее задания;

- быть терпимым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;

- быть пунктуальным и обязательным;

- В течение учебного года каждый студент создает свое портфолио по данной дисциплине, без сдачи которого не допускается к сессии. Портфолио должно содержать в себе весь выполненный материал, иметь аккуратный и системный вид, отражающий индивидуальный (творческий) подход каждого студента.

Внимание! Присутствие на рабочем месте, но невыполнение своих рабочих обязанностей будет наказано неудовлетворительной оценкой, также как и за пропуски занятий. В случае отсутствия по болезни – предоставить справку. Наличие справки не освобождает вас от освоения учебного материала.

Помните, вы несете ответственность за весь материал курса!

 

Тематический план дисциплины:

Название темы Всего Часов Практические занятия СРСП СРС
1 2 3 5 6 7
1 Лексикология, лексикологическое исследование и лексикография 9 3 3 3
2 Словарный состав современного английского языка 9 3 3 3
3 Семантическая и смысловая страуктура английского слова 9 3 3 3
4 Морфологическое строение английских слов 9 3 3 3
5 Фразеология САЯ 9 3 3 3
 

Итоговый контроль экзамен

Модуль 1: темы 1-5

Первая неделя

Единицы компетенции

Классификация словарей

1.3.1 Лингвистические и энциклопедические словари

1.3.2 Толковые, этимологические, фразеологические, синонимические словари, идеографические, частотные, ассоциативные, учебные словари

1.3.3 Важнейшие непереводные и двуязычные словари английского языка. Компьютерные словари

Структура словарей

1.4.1 Принципы отбора материала для словаря

1.4.2 Структура словаря: ведение, список сокращений и символов, основная часть, приложения

1.4.3 Структура словарной статьи

1.4.4 Словарные пометы. Дефиниции. Иллюстрации

 

Вторая неделя

Единицы компетенции

2.1 Слово, его структура, образование, значение, системные отношения

2.1.1 Теоретические основы изучения словарного языка

2.1.2 Основные признаки слова

2.1.3 Типы морфем. Понятие членимости слова. Словообразовательная структура слова

2.1.4 Линейные и нелинейные словообразовательные модели

2.1.5 Аффиксация. Конверсия. Словосложение. Обратная деривация. Сокращение и его типы. Чередование. Сдвиг ударения. Удвоение. Ономатопея.

2.1.6 Значение как информационная связь между двумя фактами. Значение и смысл

2.1.7 Денотативное и коннотативное/ узуальное и каузальное значения слова

2.1.8 Лексическое и грамматическое значение слова

2.1.9 Внутренняя форма (мотивировка) слова. Виды мотивировки

Классификация заимствований

2.4.1 Хронология и периодизация основных этапов заимствований лексики

2.4.2 Роль исконных и заимствованных слов при речевом использовании в САЯ

2.4.3 Этимологические дуплеты (латинского, французского, скандинавского происхождения).

2.4.4 Интернациональные слова в составе словарного состава АЯ. Кальки и их типы

2.4.5 Ассимиляция заимствований. Классификация заимствований по степени их ассимиляции

 

Третья неделя

Единицы компетенции

Четвертая неделя

Единицы компетенции

4.1. Морфологическая и словообразовательная структура АЯ и система словообразовании в САЯ

4.1.1 Структурные типы слов и основ в САЯ, дефиниция и классификация морфем основ

4.1.2 Слова и морфемы

4.1.3 Свободные и связанные основы

4.1.4 Слова простые, производные, сложные и сложнопроизводные

4.1.5 Принципы анализа морфологической структуры слова (морфемного и словообразовательного анализа)

4.1.6 Различные способы образования слов. Словопроизводство и словосложение

Моделированные слова в САЯ

4.2.1 Моделированные слова в САЯ: 1) аффиксация; 2) конверсия; 

4.2.2 Моделированное словообразование в САЯ: словосложение, классификация сложных слов

4.3 Немоделированное словообразование

4.3.1 Немоделированное с/о в САЯ: сокращение, его виды и типы сокращений

4.3.2 Немоделированное или «малое» с/о САЯ: звукоподражание, репликация, обратное или реверсивное с/о или десуффиксация

Пят ая неделя

ТЕМА 5. Фразеология САЯ

Единицы компетенции

Классификация ФЕ

5.2.1 Классификация ФЕ в САЯ: структурная, «частеречивая», профессоров А. И. Смирницкого и А. В. Кунина

5.2.2 Традиционная (тематическая), «этимологическая» классификация ФЕ САЯ Л. Т. Смита

5.2.3 Различные классификации ФЕ (В. В. Виноградова, Н. П. Амосовой)

5.2.4 Структурные типы ФЕ в САЯ

Модуль

Требования по дисциплине к рубежному контролю

1. Иметь понятие о слове, его структуре, образовании, значении и системных отношениях;

2. Знать общая характеристика словарного состава САЯ;

3. Знать этимологическую характеристику словарного состава САЯ;

4. Различать классификации заимствований;

5. Различать семантическую и смысловую структуру английского слова, ее историческую изменчивость;

6. Иметь представление об омонимии: классификация, источники;

7. Синонимические и антонимические отношения в САЯ;

8. Уметь различать фразеологизмы в САЯ;

9. Иметь представление об особенностях словарного состава АЯ за пределами Великобритании;

10. Основы лексикологического исследования и лексикография.

Содержание СРСП

Название темы Часы

I  Модуль

1 Тема    Лексикология, лексикологическое исследование и лексикография 1. Составьте глоссарий по лексикологии в рамках тем 1 недели; 2.Примените виды анализа на конкретных примерах; 3. Создайте свой учебный словарь; 4. Подберите иллюстрации и будьте готовы ответить на вопросы в рамках темы 1.4 4 2 Тема    Словарный состав современного английского языка 1. Создайте новые слова по  линейным и нелинейным словообразовательным моделям; 2. Выберите текст содержащий в себе  нейтральный, литературный и разговорный пласты лексики. Попробуйте заменить слова нейтрального пласта на литературный, литературный на разговорный и разговорный на нейтральный; 3. Этимология: задания 1-9 с. 110-113 Л.5 (основная); 4. Влияние истории на словарный состав АЯ: задание 24 с. 117 Л5 (основная). 4 3 Тема   Семантическая и смысловая страуктура английского слова 1.Расскажите о возможных значениях слов; 2.Проанализируйте выделенные слова по категориям грамматическое, лексико-грамматическое/ часторечное и лексическое (денотативное и коннотативное: 1) эмоциональное значение и 2) стилистическая соотнесенность; 3. Выявите достоинства и недостатки классификации омонимов классификации проф. А. И. Смирницкого; 4. Определите роль и назначение синонимов как выразительно-экспрессивные средств языка. 4 4 Тема   Морфологическое строение английских слов 1.Изучите материал на с. 77-79 Л. 5 (основное) и ответьте на вопросы; 2. Сравните слова простые, производные, сложные и сложнопроизводные (20 слов) эквивалентных в английском и русском языках; 3.Выполните задания № 9-12 с. 81-83;  4. Создайте сквозную таблицу аффиксов английского языка и определите частотность использования (в таблице должны быть отражены все функциональные части речи) 4 5 Тема    Фразеология САЯ 1. Определите противоречивые позиции в классификации ФЕ А. И. Смирницкого, В. В. Виноградова; 2.; 3. Изучите и представьте недавно опубликованные статьи (в газетах, журналах) о языках, опубликованные в СМИ (по 3 статьи каждый); 4. Изучите закон о языке в РК, предложите эффективную политику (процедуру) распространения государственного языка на территории страны 4

 

Содержание СРС

Тема и вид задания Рекомендуемая литература Часы
1 Тема   Лексикология, лексикологическое исследование и лексикография 1. Сравните трактовку понятие «Лексикология» в разных источниках (с указанием страницы и паспорта литературы; 2. Ответьте на вопросы стр. 9-10 Л. 5 (основная)   1
2 Тема   Словарный состав современного английского языка 1.   1
3 Тема Семантическая и смысловая страуктура английского слова 1.   1
4 Тема    Морфологическое строение английских слов 1.   1
5 Тема   Фразеология САЯ 1.   1

Требования к зачету

1. Сдать фразы, данные выучить наизусть;

2. Сдать статью по теме, предусмотренной рамками курса;

 

Список рекомендуемой литературы

                                                                                Основная литература:

  1. Антрушина Г. Б. Лексикология английского языка: учеб. Пособие/ Г. Б. Антрушина. – М.: Дрофа, 2008. – 287с.
  2. Ginsburg R.S., Khidekel S. S., Knyaseva G. G., Sankin A. A. A Course of Modern English Lexicology. M. 1997
  3. Арбекова Т. И. Лексикология английского языка. М. Высшая школа. 1997г.
  4. Харитончик З. А. Лексикология английского языка. Минск. Высшэйшая школа. 1992г.
  5. Зыкова И. В. Практический курс английской лексикологии. = A Practical Course in English Lexicology: учеб. Пособие/ И. В. Зыкова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 288с.
  6. Амандыкова Г., Кабышева Л. Лексикология английского языка: Учебник. – Астана.: Фолиант, 2008. – 256с.

 

Дополнительная литература

  1. Arnold G. V. The English World. M. 1973;
  2. Gornby A. S., Gatenby E. V., Wakefield H. The Advanced Learner’s Dictionary of Current English.
  3. Leech J. Semantics. Penguin Books, 1981
  4. Аракин В. Д. Очерки по истории английского языка.
  5. Елисеева В. В. Лексикология английского языка. СПб. 2003
  6. Кунин А. В. Фразеология современного английского языка. М. 1972
  7. Швейцер А. Д. Очерк современного английского языка в США. М. 1972

 

Учебная программа

для обучающегося (sYllabus)

 

 

по дисциплине «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.091 с.)