Пассивная гимнастика — массаж 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пассивная гимнастика — массаж



 

Массаж — это система дозированных механических воздействий на человеческое тело. В зависимости от целей этих воздействий различают массаж лечебный, гигиенический, спортивный, косметический; в зависимости от средств воздействия — классический, точечный и массаж рефлексогенных зон.

Что касается механизма действия массажа, то здесь мы не будем подробно на нем останавливаться, поскольку механизм этот чрезвычайно сложен и многогранен. Назовем только один из аспектов этого механизма: массаж действует как своего рода пассивная гимнастика. Во время массажа мышцы приводятся в такое состояние, как если бы они хорошо поработали, и, точно так же как при «активной гимнастике», это касается не только конкретной (в данном случае — массируемой) мышцы. Например, массаж мышц живота активизирует перистальтику кишечника, то есть деятельность его гладкой мускулатуры.

Основные приемы классического массажа — это поглаживание, растирание, разминание и вибрация; каждый из них может выполняться в различных вариантах.

Поглаживание осуществляется ладонной или тыльной поверхностью кисти, предплечьями, пальцами, кистью, полусжатой в кулак. Любая процедура массажа начинается и заканчивается этим приемом. Поглаживание может проводиться двумя руками вместе или попеременно. Движения при этом должны быть направлены по ходу лимфатических сосудов к ближайшим лимфатическим узлам: при поглаживании частей тела, расположенных выше поясницы, — к подмышечным лимфоузлам, а при поглаживании частей тела, расположенных ниже поясницы, — к паховым лимфоузлам. Это очень важно, поэтому изучите как следует расположение лимфатических узлов (рис. 4), прежде чем приступать к массажу.

 

Рис. 4 Лимфатическая система человека

1 — лимфатические сосуды; 2 — подмышечные лимфатические узлы; 3 — паховые лимфатические узлы

 

Поверхностное поглаживание способствует снижению мышечного тонуса, успокаивает нервную систему, снимает эмоциональное возбуждение; глубокое — стимулирует лимфо- и кровообращение, возбуждает нервную систему.

Растирание — это массажный прием, при котором рука массажиста, надавливая, смещает ткани. Рука не скользит по коже, а поступательными движениями образует впереди себя кожно-мышечную складку в виде валика, сдвигая и растягивая ткани. Растирание может проводиться пальцами, ладонной или тыльной поверхностью кисти, кистью, сжатой в кулак, предплечьями. Это своего рода подготовка тканей к основному массажному приему — разминанию.

Разминание — основной и технически наиболее сложный прием при массаже взрослых, обеспечивающий более глубокое воздействие на мышцы. Прием состоит в захватывании мышцы, приподнимании ее, сдавливании и смещении. Разминание может быть поверхностным или глубоким, прерывистым или непрерывным. В большинстве случаев выполняется продольное разминание — по ходу мышечных волокон. Рука накладывается на массируемый участок так, чтобы кисть плотно охватывала мышцу. Первый палец противопоставлен остальным. Затем, приподнимая мышцу, ее оттягивают от кости и, не выпуская из рук, поступательными отжимающими движениями разминают. Между кистью массажиста и мышцей по возможности не должно быть зазоров. На некоторых мышцах разминание проводится и в продольном, и в поперечном направлениях.

Вибрация — это массажный прием, суть которого состоит в том, чтобы передать массируемой части тела колебательные движения различной амплитуды и скорости. Вибрация может быть прерывистой и непрерывной. Вибрация способствует улучшению трофики (питания) тканей, активизирует обменные процессы, ускоряет заживление ран и образование костной мозоли после переломов. Под влиянием вибрации уменьшаются боли, усиливается крово- и лимфообращение в мышцах, что способствует уменьшению отеков.

Массаж нередко используется как дополнение к лечебной гимнастике.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ТЕРМИНЫ

 

□ Занятия физкультурой обязательно подразумевают какой-то контроль за теми сдвигами, которые происходят в организме. Особенно важно контролировать состояние сердечно-сосудистой системы, и не только тем, у кого она не в порядке, но и всем остальным. Довольно объективным показателем в этом смысле является частота сердечных сокращений, или частота пульса.

Самостоятельно подсчитать пульс несложно, хотя для этого и требуется некоторый навык. Пульс можно прощупать на «лучевой артерии. Для этого надо положить левую руку на какую-нибудь опору, по высоте примерно на уровне сердца, ладонью кверху; обхватить левое запястье правой рукой так, чтобы большой палец располагался на тыльной стороне предплечья, а указательный, средний и безымянный (желательно и мизинец) — на ладонной его поверхности, у наружного края, «в ряд» (рис. 5). Какой-нибудь из этих пальцев наверняка нащупает пульсирующую артерию. Если это не удается, можно попробовать найти пульсирующую сонную артерию на переднебоковой поверхности шеи.

 

Рис. 5 Прощупывание пульса на лучевой артерии

Самостоятельно подсчитать частоту дыхания, казалось бы, еще проще: даже находить ничего не надо, собственные вдохи и выдохи каждый человек хорошо ощущает и так, особенно если положить одну ладонь на грудь, а другую — на живот. Однако на практике все несколько сложнее. Дело в том, что дыхание в большей степени, чем любая другая функция организма, подвержено нашему волевому влиянию. Человеку практически ничего не стоит на 30–60 секунд немного замедлить или ускорить дыхание, чтобы получить «нужную» (нормальную) частоту дыхания. Поэтому результаты самостоятельного подсчета этого показателя следует рассматривать лишь как ориентировочные.

□ Напоминаем, что основная стойка выглядит следующим образом: человек стоит прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги вместе.

□ Направление движений: вверх, в стороны, вниз, вперед, назад — обычно указано исходя из точки отсчета «человек», независимо от того, в каком положении выполняется упражнение. То есть «вверх» — это туда, где голова, «назад» — значит, за спину, и т. п.

□ Направление движений «вверх и в сторону», «вперед и вниз» и т. п. означает промежуточное положение между «вверх» и «в сторону» и т. п.

□ Количество повторений, конечно, указывается приблизительно. Если вам тяжело сделать упражнение 6–8 раз, повторите его сначала 4 раза; если слишком легко — 10 раз, но не переходите разумных пределов, иначе выполнение целого комплекса сведется к выполнению одного-двух самых легких упражнений.

□ Если количество повторений не указано, то упражнение следует выполнять до появления легкого утомления.

□ Если упражнение описано для левой руки или ноги, то естественно, что то же самое следует выполнить и для правой.

□ Вместо гимнастической стенки в большинстве случаев можно использовать мебель подходящей высоты.

□ В качестве гимнастической палки сойдет любая палка длиной примерно по плечо, диаметром около 5 см. Она может быть деревянной или пластмассовой.

□ Медицинбол (медбол) — небольшой набивной мяч диаметром 20–30 см.

 

 

ОСАНКА — ХОРОШАЯ И ПЛОХАЯ

 

Что такое осанка и чем хорошая осанка отличается от плохой, представляет себе каждый. Но дать короткое определение чему-то общеизвестному трудно. Самое распространенное и простое определение осанки звучит так: «Привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения». В более широком понимании осанка — это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. Но определить, какая у человека осанка, во время танца, работы и просто ходьбы слишком сложно, поэтому при оценке осанки и диагностике ее нарушений используют характеристики позы стоя.

Осанка зависит в первую очередь от формы позвоночника.

У новорожденного позвоночник имеет форму равномерной дуги. Формирование первого изгиба — шейного лордоза — начинается вскоре после рождения ребенка под воздействием работы мышц, когда малыш поднимает голову. Второй изгиб — грудной кифоз — начинает формироваться, когда ребенок садится и ползает на четвереньках. Позже, когда ребенок начинает стоять и ходить, процесс формирования осанки дополняется увеличением угла наклона таза и формированием третьего изгиба — поясничного лордоза (чем больше таз наклонен вперед, тем сильнее выражен поясничный лордоз) и, начиная с трех-четырех лет, образованием арочной формы костей стопы. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка у детей еще неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности.

Эти особенности определяются множеством факторов: ростом, весом, пропорциями туловища и конечностей, наличием врожденных нарушений опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют и неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические и острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера и смена настроения — вспомните привычные выражения вроде «гнет спину перед начальством», «повесил нос». Но больше всего вредят позвоночнику ребенка плохое физическое развитие и невнимательное отношение родителей к формированию правильной осанки.

Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка — это или проявление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз). Даже такая серьезная болезнь, как сколиоз, до поры до времени протекает без боли.

Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания.

Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц и сниженным общим тонусом организма, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. Причины и следствия здесь разделить трудно. Близорукость может развиться от привычки сутулиться — и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки. Привычка горбиться может спровоцировать начало сколиоза или юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани, или обменные нарушения могут вначале вызвать дегенерацию межпозвонковых дисков и тел позвонков, а вызванные этим нарушения осанки легко принимают необратимый характер.

Типично «детские» болезни (позвоночника — юношеский кифоз и сколиоз — считаются системными (то есть общими) заболеваниями, которые часто сопровождаются нарушениями обмена веществ. Это действительно так, но в очень многих случаях эти болезни можно если не предупредить, то хотя бы не дать им прогрессировать.

 

ХОРОШАЯ ОСАНКА

 

При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника или косого расположения таза — во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины.

Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек.

Пропорции тела с возрастом меняются: относительный размер головы уменьшается, конечностей — увеличивается и т. д. Поэтому устойчивое вертикальное положение тела в различные возрастные периоды достигается за счет разного взаиморасположения частей тела и разных усилий мышц, поддерживающих туловище. Правильная осанка у дошкольника, школьника, а также у юноши и девушки в период полового созревания различается.

Нормальная осанка дошкольника. Грудная клетка симметрична, плечи не выступают кпереди, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз. Остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины.

Нормальная осанка школьника. Плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.

Нормальная осанка юноши и девушки. Остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей — грудной кифоз.

При функциональных нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, поэтому принять правильную осанку ребенок может лишь ненадолго. У здоровых, гармонично развитых людей юношеская осанка сохраняется до глубокой старости.

Правильная осанка и типичные варианты ее нарушений показаны на рис. 6.

 

НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

 

Позвоночник может изменять свое положение (и соответственно искривляться) в трех плоскостях.

Сагиттальная плоскость (от латинского «сагитта» стрела) делит тело на правую и левую половины. В этой плоскости происходит сгибание (наклон вперед) и разгибание позвоночника (наклон назад).

В сагиттальной плоскости расположены физиологические изгибы позвоночника — кифозы и лордозы, которые могут соответствовать возрастной норме или быть излишне либо недостаточно выраженными.

 

Простейший тест на правильность осанки в сагиттальной плоскости — встать спиной к стене без плинтуса. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены, расстояние между стеной и телом в районе шейного и поясничного лордозов — примерно 2–3 пальца.

 

Рис. 6. Правильная осанка и типичные варианты ее нарушений:

а — нормальная осанка; б — сутуловатость; в — круглая спина; г — кругло-вогнутая спина; д — плоская спина; е — плоско-вогнутая спина; ж — сколиотическая осанка

 

Фронтальная плоскость делит тело на переднюю и заднюю стороны. Во фронтальной (плоскости происходят наклоны туловища вбок. Искривление позвоночника во фронтальной плоскости и асимметрии правой и левой частей тела — явный признак патологии опорно-двигательного аппарата. Нарушения осанки во фронтальной плоскости часто сочетаются с косым положением таза.

В горизонтальной плоскости происходит вращение позвонков при поворотах туловища. При патологии опорно-двигательного аппарата в горизонтальной плоскости может быть повернут таз вместе с прикрепленным к нему поясничным отделом позвоночника (скрученный таз). Скручивание позвоночника в горизонтальной плоскости — отличительный признак сколиоза.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.032 с.)