Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел № 3. Искусство Средневековья Западной Европы.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Раздел № 3. Искусство Средневековья Западной Европы.
Средними веками называется период, наступивший после окончания правления последнего римского императора Западной Римской империи в 476 году (5 в.). Эпоха средневековья длилась более 12 веков и оставила богатое культурное наследие. Искусство её переживало падения и взлёты, годы упадка и периоды возрождения и предшествовало появлению европейского Ренессанса. Период раннего Средневековья начинается с распада рабовладельческой Римской империи. В это время образовалось два самостоятельных государства: Византия (территория Восточной Римской империи) и Западная римская империя. Византия сумела устоять перед нашествием варваров и стала единственным хранителем традиций эллинистической культуры. Одновременно перерабатывая творческое наследие Ирана, Сирии, Древнего Египта, Греции, она постепенно создала свою художественную систему.
Тема № 1. Искусство Византии (5-15 вв.). Историческая справка: Византия – центр средневекового искусства. 395 год – время создания государства Византия на основе восточных провинций Римской империи. Византия просуществовала до 1453 года. Столица – Константинополь. Строй – феодальный. Во главе государства – император и церковь. Религия – христианство (но были и другие верования). Эстетический идеал Византии – Бог – источник красоты, душевного равновесия. Периодизация: - 5-7 века – ранневизантийский период. 6 век - время правления императора Юстиниана 1. - 8 век – время религиозного движения – иконоборчество - направленного против культа икон. Победу одержали иконопочитатели. - 11-12 века – упадок византийской культуры. Византия как государство теряет свои позиции. - 12-15 века – подъём византийской культуры, последний расцвет византийского искусства. Во второй половине 15 века Византия превратилась в Турцию, а её столица – Константинополь - получила название - Стамбул. Христианскую религию сменила мусульманская.
Особенности искусства Византии: 1. Религиозность искусства. Связь с христианской религией. 2. Каноничность искусства. 3. Безымянность искусства. 4. В ранневизантийский период искусство подражательное. Основа – искусство античности.
5. Характерные черты искусства – блеск, парадность, красочность, зрелищность, сияние. 6. В центре внимания византийских художников – человек в образе христианского бога и святых. 7. В архитектуре: - ведущая роль принадлежит культовой архитектуре, представленной храмами и монастырскими комплексами; - базилика, крестово-купольная архитектурная форма – наиболее распространённые формы церковных построек; - новый тип культовых построек – купольная базилика; - в архитектуре - предпочтение внутреннему убранству храмов. 7. В живописи: - развитие монументальной (храмовой) живописи, представленной мозаикой, фреской; иконописи, книжной миниатюры; - существование иконографического канона в росписи храмов. 8. Развитие ювелирного искусства, художественного шитья. 9. Незначительная роль скульптуры в искусстве Византии. Развитие декоративного рельефа. Развитие портретной скульптуры в традициях позднего римского искусства.
Архитектура. Светская архитектура Византии известна почти исключительно по письменным свидетельствам. Главная роль принадлежала культовой архитектуре. Наиболее распространённая форма церковных построек – базилика – здание удлинённой формы с полукруглым или гранёным выступом в восточной части – апсидой. Многие базилики были разделены колоннами на 3 нефа и имели три апсиды. Перекрытие базилик в западных областях империи были деревянными. Восточные базилики строились почти исключительно из камня. Для Константинополя и центров Малой Азии характерно применение кирпича (плинфы) или смешанной кладки. Постепенно в храмовом строительстве утверждается крестово-купольная архитектурная форма. В центре такого здания возводится купол, символизирующий небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют крест. Купол располагался на световом барабане. Внутреннее пространство храма делилось на 3-5 нефов. Всё внимание зодчих было сосредоточено на оформлении внутреннего пространства храмов, особенно самой священной части храма – алтаря. Алтарь располагался в восточной части храма в апсиде.
Для увеличения внутреннего пространства храма с целью вмещения большего числа верующих создаётся новый тип культовых построек, объединивший конструктивные особенности базилики и центрально-купольного храма – купольная базилика. В период царствования Юстиниана возводится главный христианский храм – храм Святой Софии в Константинополе. Архитекторы: Анфимий и Исидор из Малой Азии – лучшие представители традиций позднеантичной научной интеллигенции. Задача: создать главный храм христианского мира, воплотить идею могущества империи и блестящего правления императора. Тип храма: купольная базилика. Храм посвящён святой Софии – христианской мученице, казнённой во втором веке в Риме. Собор построен на месте базилики, уничтоженной пожаром. Строительство храма началось 23 февраля 532 года, через 39 дней после пожара. В основу здания положен план трёхнефной базилики, слегка вытянутой в прямоугольник. Центральный неф перекрыт куполом. Четыре мощные арки держат купол высоко над молящимися. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в сою очередь имеют ещё по два маленьких полукупола. Главный купол образован сорока арками с окнами, через которые в подкупольное пространство поступает свет. С восточной стороны храм имеет апсиды – полуцилиндрические выступы. В апсиде помещается алтарь. С западной стороны – главный вход. С запада перед Софийским собором находился обширный фонтан для омовений. Существовал ещё один торжественный вход с юга, со стороны центральной площади Константинополя. На площади против собора располагался огромный ансамбль Большого императорского дворца, а также здание Сената и высокая колонна с конной статуей Юстиниана наверху. Внешний вид собора Святой Софии с его гладкими стенами отличается простотой, суровостью и массивностью форм. Зато внутреннее пространство храма поражает своим богатством. Стены храма облицованы полированным серо-зелёным и розовым мрамором. Своды и купола украшают мозаики. В куполе изображён гигантский мозаичный крест. В основном мозаики имели декоративный характер. Юстиниан, по-видимому, не захотел изображать евангельские сцены, т.к. это объяснялось сомнением в допустимости изображать человеческое тело, ведь античные традиции ещё сохраняли свою силу. В соборе более ста колонн. Колонны взяты для постройки из ряда античных храмов Малой Азии, Египта, Греции. Софийский собор велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 м.). Собор Святой Софии – высшее достижение византийской архитектуры.
Памятники Равенны. Ни один город не сохранил такого большого числа памятников 5-6 веков, как расположенная на севере Италии Равенна. Наиболее ранними являются крестообразный мавзолей Галлы Пладиции и восьмигранный православный баптистерий (крещальня); базилики 6 века. Особый интерес представляет центрально-купольная на восьмиугольном основании церковь Сан Витале (540-547 г.г.). 15-тиметровый в диаметре купол Сан Витале покоится на восьми столбах. Памятники Равенны имели специфические местные черты. Самой распространённой техникой внутреннего убранства зданий была мозаика.
В эпоху Македонской династии формируется зрелый средневековой стиль (9-12 в.в.). Дворцовые постройки этого периода представляют собой целый комплекс зданий с галереями и переходами. К 9 веку господствующим в церковной архитектуре становится крестово-купольный тип храма. В центре всех культовых построек, увенчанных куполом на барабане, находилось подкупольное пространство. К нему примыкали остальные части здания, образующие четыре ветви креста. Барабан купола и своды угловых помещений укрепляли четыре подкупольных столба. Переход от купола к опорам осуществлялся обычно с помощью парусов. В 9-13 веках возводятся монастырские комплексы. Центром архитектурной композиции монастыря является главный храм – каталикон. Крестовые походы, приведшие к завоеванию Константинополя в 1204 году, сыграли губительную роль в судьбе Византийской империи. Крестоносцы разграбили город, вывезли большое количество произведений искусства. Греческие художники эмигрировали в разные страны Западной и Восточной Европы. Здания, возведённые или перестроенные в конце 13-15 в.в., отличаются сложным планом, состоящим из ряда почти замкнутых помещений небольшого размера (монастырь Хора в Константинополе). В этот период возрастает роль наружной декорировки зданий.
Монументальная живопись. Наиболее ярко живописное искусство Византии представлено в христианских храмах. Внутреннее пространство церквей мастера-живописцы украшали стенными росписями (фресками) и мозаикой. Фреска – роспись водяными красками по сырой или сухой штукатурке. Мозаика – рисунок или узор, составленный из керамики или кусочков разноцветных камней – смальты. Росписи и мозаики придавали помещению необычайно праздничный вид и иллюстрировали события священных христианских книг, прежде всего Библии. Люди на этих картинах чаще всего облачены в длинные одеяния, имеют торжественный и строгий вид. В византийских храмах нельзя было встретить изображения обнажённого тела, в этом и состоит главное отличие христианского искусства от античного. К 6 веку, в период правления императора Юстиниана 1, для византийского искусства наступила пора расцвета. Искусство стало прославлять императора. Так, например, стены сохранившейся до наших дней церкви Сан Витале в итальянском городе Равенне украшены изображениями императора Юстиниана и его супруги Феодоры. На алтарной стене храма изображены две процессии, приносящие дары храму. Одну из них возглавляет император Юстиниан, другую – его супруга Феодора. Юстиниан и Феодора являются зрителям как идеальные образы идеальных правителей. Поэтому в равеннской мозаике императорская чета представлена как дарители (донаторы) – оба супруга держат в руках золотые чаши (“Император Юстиниан со свитой”, “Императрица Феодора со свитой”).
Монументальная живопись 9-10 веков глубоко канонична. К началу этого периода складывается система внутреннего декоративного убранства храмов. Церковное здание уподобляется космосу, и в соответствии с этим существовал определённый иконографический канон в оформлении внутреннего пространства храма. Храм делился сверху вниз на три зоны. Купол и барабан символизировали небо. Соответственно в куполе изображали Христа Пантократора (Вседержителя) – владыки Мира в окружении ангелов. Он взирает с небес на Землю и обдумывает распорядок и образ правления. В апсиде помещали фигуру Богоматери Оранты, представленной в позе моления с воздетыми руками. Поднятые руки воспринимались как жест покровительства и защиты, как обращение к Богу за милостью для людей. Ниже Богоматери стояли библейские патриархи и пророки, апостолы и мученики. Изображение Богоматери олицетворяло церковь земную. Паруса с изображением евангелистов и верхние части сводов с евангельскими сюжетами представляли как бы переход к земле, которой уподоблялись нижние части храма. Смысл такого ансамбля заключался в том, чтобы показать единство Церкви небесной в образе Христа, с Церковью земной в лице Богоматери. Канон ограничивал свободу художника: он не мог построить композицию и выбрать краски по своему усмотрению. Например, покрывало Богоматери полагалось писать вишнёвым (реже лиловым или синим), а одеяние – синим. У Христа, наоборот, синим был плащ, а вишнёвым – хитон (рубаха).
Иконопись Византии. Живопись Византии представлена не только на стенах церквей и страницах религиозных книг (миниатюр). В Византии появляются первые картины священного содержания – иконы. Постепенно византийскими мастерами-живописцами были выработаны правила иконописи, которых иконописцы всей Европы придерживаются до настоящего времени. Икона – живописное, реже рельефное изображение божеств и святых, являющееся объектом религиозного почитания. Иконопись – вид станковой религиозной живописи с особым кругом сюжетов, материальной основой, техникой, приёмами и методами исполнения. Византийская икона представляет собой изображение святых на золотом фоне. Фигуры упрощены. Основа – загрунтованная доска, на которой писали темперной краской. Композиция иконы строится вокруг центральной по значению фигуры, обычно выделенной размерами. Число действующих лиц весьма ограничено. Часто встречаются архитектурные элементы. Ландшафт и архитектурный фон переданы условно. В композиции иконы господствует человеческая фигура.
Примеры византийских икон: “Григорий Чудотворец”, “Владимирская Богоматерь” (конец 11-начало 12 в.в.).
Книжная миниатюра. Своё развитие получила в константинопольской школе в 10 веке. Содержит изображения орнаментов (растительного, геометрического), птиц, животных, иногда и людей, пейзажей, архитектурных форм. Часто используются аллегорические изображения, олицетворяющие реки, горы и т.п. В некоторых миниатюрах имеются и портретные изображения заказчиков, чаще всего императоров или членов их семей.
Архитектура. Зодчество - ведущий вид искусства 10-12 веков. Средоточием жизни в период раннего средневековья были замки феодалов. Замок - центр гражданской, экономической и культурной жизни. Строился на возвышенности, в труднодоступном месте, Замок был окружён мощными крепостными стенами, увенчанными зубцами и башнями. Вдоль стен проходил глубокий ров с водой. Входом в крепость служил укреплённый портал с откидным мостом. Центром замка являлась мощная каменная башня донжон, служившая убежищем феодалов. К башне пристраивались жилые и служебные помещения. Замок представлял собой защищённую крепость. По принципу крепости строились и первые города, окружённые стенами и рвами. Войти в город можно было только через укреплённые ворота в массивных башнях. Город заселялся по профессиям: улицы оружейников, аптекарей, ткачей и т.д. Центром города являлась рыночная площадь с главным собором, позже - ратушей (зданием городского самоуправления). Культовая архитектура. Монастырская архитектура заняла ведущее место в романском искусстве. Монастыри того времени по своему облику очень напоминали замки. Центром монастырского комплекса был храм. Наибольшее распространение получают храмы базиликального типа. Романский храм в плане представлял собой латинский крест, образованный пересечением продольных помещений (нефов) с поперечными - трансептами. Храм имел 3 или 5 нефов. Центральный, более высокий неф завершался на востоке алтарной апсидой. Вход в церковь обычно был выполнен в виде перспективного портала, выложенного полуциркульными арками. Пространство стены над входом украшалось рельефными изображениями. Многие романские храмы имели нижний подземный храм, где хранились реквизиты и реликвии. Романская церковь редко увенчивалась куполом. На средокрестье находилась центральная крупная башня. По бокам - квадратные и восьмигранные башни. Храмы имели небольшие, узкие арочные оконные проёмы, фасады и аркаду. Фасад - вертикальная поверхность здания, внешняя сторона. Аркада - ряд арок, опирающихся на колонны. Храмы строились из камня. Внешний вид романского храма суров, прост, лаконичен.
Примеры романской архитектуры. Монастырский ансамбль в Клюни (11-12 в.в. Бургундская архитектурная школа. Франция) - самый большой монастырь в Европе (Главный храм - церковь Святого Петра и Святого Павла - 5-ти нефная, 5-ти башенная базилика). Разрушен. Церковь Сен-Лазар в Отене (12 в. Франция) - 5-ти нефная, с двумя трансептами постройка, имела 5 башен. Построена по образцу церкви монастыря Клюни. Собор Нотр-Дам-Ла-Гранд в Пуатье (11-12 в.в. Франция). Тяжёлая каменная постройка с массивной кладкой стен. Все три нефа покрыты общей двухскатной крышей. Фасад обильно декорирован - покрыт скульптурной резьбой. Нижний ярус фасада составляют три перспективных портала. Выше, по сторонам центрального арочного оконного проёма - цепи арочек, служащих нишами для скульптур. По сторонам фасада - боковые круглые башенки с коническими завершениями. На средокрестье - центральная башня. Собор в Вормсе (12-13 в. в. Германия) - неприступная крепость с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. 3-х нефное, сильно вытянутое сооружение, похожее на корабль. Продольный корпус пересекает трансепт. Архитектурный декор сдержан, представлен аркатурой. Пизанский собор (11-12 в. в. Италия). Входит в комплекс, включающий в себя собор, башню, баптистерий (помещение для обряда крещения). В облицовке применён мрамор. В архитектуре ощущаются античные - римские и раннехристианские традиции. Скульптура. Романская пластика подчинялась архитектуре, в основном использовалась во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты “Священного писания” размещались на западном фасаде, столбах и колоннах. Пропорции изображений вытянутые, удлинённые. Центральный образ - Христос. Разрабатывались темы добра и зла, воплощённые в образах рая и ада. Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседневными делами и заботами, появляются герои фольклора. Романские скульпторы тяготели к фантастическим, чудовищным образам. Живопись. Росписи романского периода почти не сохранились. На сводах и стенах храмов изображались библейские сюжеты. В апсиде находилось изображение Христа или Богоматери. Ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене - сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом. Плоскостной характер росписи придавал мощным стенам ещё большую массивность. Живописные изображения выполнялись как при помощи красок (фреска), так и с помощью цветного стекла, кусочки которого удерживались в бронзовых, свинцовых, деревянных каркасах. Такой вид монументальной живописи называется - витраж. Витражи располагались в оконных проёмах. Примеры готической архитектуры: Франция:
Расцвет готической архитектуры и скульптуры приходится на 12-13 века. Главный собор - Нотр - Дам де Пари (собор Парижской Богоматери). 1163 г.-14 век. Базилика длиной 129 метров с 5-тью продольными нефами и одним поперечным трансептом. Имеет три входа - портала, обрамлённых арками. Над ними - ниши со статуями – “королевская галерея”. В центре западного портала - окно-роза. Фасад имеет трёхчастное деление по вертикали и расчленён горизонтальными поясами на три яруса. Верхний ярус представляет собой ажурную колоннаду, увенчанную арочками. Фасад украшен могучими кубическими башнями. Для пластического убранства фасада используется круглая и рельефная скульптура. Нотр - Дам де Пари является образцом ранней готики, поэтому в нём соединились черты романского (главный фасад с башнями ещё массивен) и готического стилей. Собор в Шартре (12-14 в.в.) - один из красивейших в Европе. Славится своими витражами (площадь витражей - более двух с половиной тысяч кв. метров).
К выдающимся произведениям зрелой готики относятся соборы в Реймсе и Амьене. Перспективные порталы собора Богоматери в Реймсе завершаются треугольниками - вимпергами.
Соборы Франции украшены скульптурными композициями с изображениями пророков, апостолов, святых. Присутствуют орнаментальные мотивы с изображениями животных и растений. Скульптурные изображения с вытянутыми, искажёнными пропорциями повторяют архитектурные формы. Германия: Основные готические соборы начали строить в 13 веке. Отличаются от французских отсутствием наружных полуарок, окна-розы, нет роскошного убранства западных фасадов. Собор в Кёльне (13-19 в.в.) - 5-ти нефное сооружение с трансептом и двумя огромными башнями со шпилями. Фасад расчленён на пять горизонтальных частей.
Италия: Искусство находится под влиянием античных традиций. Готический стиль формируется лишь в 14 веке. Самый крупный храм готического периода - собор в Милане. Богатое скульптурное убранство - более двух тысяч трёхсот скульптур. В эпоху готики возросло значение светской архитектуры в Италии. Пример - Дворец Дожей (правителей республики 14-15 веков) в Венеции. Дворец поражает праздничным убранством. Готическая скульптура: Развитие готической пластики неотделимо от архитектуры. Скульптуре принадлежит первенство в готическом изобразительном искусстве. Она занимает ведущее место в декоративном убранстве собора. В произведениях готики прослеживается тема мученичества. Христа в основном изображают скорбящим, страдающим, принявшим муку на кресте за грехи человечества. Характерный тип распятого Христа - голова в терновом венке беспомощно свесилась на грудь, кровь льётся по телу, ноги скрючены, руки прибиты гвоздями. Излюбленная тема готических художников - образ Богоматери. Сохранилась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в виде скульптур-химер. Готическое искусство - одно из ярчайших достижений Средневековья, но его влияние не ограничивается Средними веками. Интерес к готической архитектуре, скульптуре, живописи сохраняется во все века, а в 19 веке столь велик, что именно в это время были завершены и отреставрированы многие готические храмы (собор в Кёльне, собор Святого Виталия в Праге, собор Парижской Богоматери, многие соборы в Прибалтике).
Собор Нотр-Дам в Амьене
Раздел № 3. Искусство Средневековья Западной Европы.
Средними веками называется период, наступивший после окончания правления последнего римского императора Западной Римской империи в 476 году (5 в.). Эпоха средневековья длилась более 12 веков и оставила богатое культурное наследие. Искусство её переживало падения и взлёты, годы упадка и периоды возрождения и предшествовало появлению европейского Ренессанса. Период раннего Средневековья начинается с распада рабовладельческой Римской империи. В это время образовалось два самостоятельных государства: Византия (территория Восточной Римской империи) и Западная римская империя. Византия сумела устоять перед нашествием варваров и стала единственным хранителем традиций эллинистической культуры. Одновременно перерабатывая творческое наследие Ирана, Сирии, Древнего Египта, Греции, она постепенно создала свою художественную систему.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.065 с.) |