На расширение ориентировки в окружающем мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На расширение ориентировки в окружающем мире



И формирование словаря.

Переезжаем на новую квартиру

ЦЕЛЬ: Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ:

Предметные картинки (парные): чашка— стакан, кружка — чашка, масленка — сахарница, чайник — кофейник, кастрюля — сковорода, платок — косынка, шапка шляпа, платье — сарафан, свитер — безрукавка, пальто куртка, шуба — зимнее пальто, брюки — шорты, носки гольфы, чулки — носки, перчатки — варежки, туфли — босоножки, тапки — сандалии, ранец — портфель, люстра настольная лампа.

Коробочки для складывания картинок.

ХОД ИГРЫ: Играют 6-9 детей. Воспитатель вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка — стакан, платок — косынка, ранец — портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку». Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным — называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым. Например, ведущий говорит: «Перчатки». — «Варежки», — отвечает партнер по игре и отдает ему картинку.

У кого какой предмет?

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных (ведущих) признаков; развивать наблюдательность. Обогащать словарь дошкольников за счет существительных — названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества и т. п.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ:

Парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями

· 2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;

· 2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;

· 2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста;

· 2 рубашки — полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной карман наверху, у другой — два внизу;

· 2 фартука разного покроя с разной вышивкой;

· 2 ведра, разные по форме и цвету;

· другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и др.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой — тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки. Воспитатель. На моей картинке — рубашка. Ребенок. На моей картинке  тоже рубашка. Воспитатель. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона. Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами для весенне-летнего сезона. Воспитатель. Моя рубашка клетчатая. Ребенок. А моя полосатая. Воспитатель. У рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди. Ребенок. У рубашки два кармана, расположенных снизу. Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках. Воспитатель. У меня рыбка красного цвета. Ребенок. А у меня рыбка голубого цвета. Воспитатель. У моей рыбки длинный хвост. Ребенок. У моей короткий хвост. Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит на ходом игры, за правильностью сравнений. Ход игрового упражнения вне занятия.  Играют четверо детей. На столе лежат 4 пары картинок изображениями вниз. Воспитатель предлагает детям взять по одной картинке из каждой пары. Затем он открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о том, что на них изображено. Ребенок, у которого предмет того же наименования, включается в сравнение. Потом эти 2 картинки выкладывают рядом, и играющие проверяют, правильно ли были названы признаки предметов, обо всем ли было сказано. Воспитатель. У меня желтый фартук. Ребенок. А у меня голубой фартук. Воспитатель. На моем фартуке один карман. Ребенок. А на моем фартуке два кармана. Воспитатель. Мой фартук украшен узором из маленьких кружков, точек и треугольников. Ребенок. А на моем фартуке узор из крупных и мелких цветов. В дальнейшем на роль ведущего можно назначить кого-нибудь из детей.

Угадай по описанию

ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей умение различать признаки предмета; развивать наблюдательность.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ:

Предметные картинки: снеговики, матрешки, петрушка неваляшки, бабочки, медвежата. Каждый из предметов одного наименования имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель показывает картинки, например снеговиков и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд; они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия». Затем воспитатель предлагает детям поучиться находит сходство и различия. — Посмотрите на лица снеговиков. Они... —...Одинаковые. У каждого два глаза и оранжевый нос. — На головах? — У одних снеговиков — ведра, у других — кастрюли. Головные уборы разного цвета. — В руках? — Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие — в левой. — Количество пуговиц? — Где — две, где — три. — Будьте внимательны. Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них, — предупреждает воспитатель. — Итак, угадайте, о котором снеговике я расскажу. У этого снеговика оранжевый нос из картона, на голове синее ведро, у него метла с красной палкой и две черные пуговицы из угольков. Давая описание, педагог сначала называет признак, общий для всех снеговиков (оранжевый нос из картона), потом указывает на признак, имеющийся только у трех снеговиков (синее ведро), далее отмечает признак, присущий только двум снеговикам (палка красного цвета), и, наконец, обращает внимание детей на последний — отличительный признак (две пуговицы). Можно предложить детям и иной путь анализа. Например, воспитатель показывает картинки с шестью матрешками и рассказывает об одной из матрешек: «Эта матрешка в платке («ратного цвета, в руке у нее зеленый платочек. На ее красивом сарафане одна синяя полоска. Когда я говорю, что мат-инка в платке красного цвета, на матрешку в платке зеленого цвета не нужно больше обращать внимание. Значит, остаются три матрешки. Когда я сказала, что у матрешки в руке зеленый платочек, исключается еще одна матрешка. Остаются две. Потом я сказала, что у матрешки на красивом сарафане одна синяя полоска. Стало быть, теперь вы ее легко сможешь найти». Ребенок, вызванный к доске, указывает на картинку, о которой, по его мнению, рассказывал воспитатель (можно сделать под ней какую-то пометку, например поставить мелом черточку). Лишь после того, как будут заслушаны ответы 10-12 детей, воспитатель указывает на своего снеговика и матрешку и др.). Затем он убирает остальные картинки и повторяет описание, а дети контролируют правильность выбора. Описание Петрушки: этот Петрушка в зеленом колпаке с желтой кисточкой. Одна половина его костюма— желтая, другая — красная. В руке — голубой продолговатый шар. Описание бабочки: у этой бабочки коричневое тельце, два оранжевых пятна на верхних крылышках и коричневые пятна - на нижних.

ХОД ИГРОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ВНЕ ЗАНЯТИЯ.  Играют 5 детей, каждый получает по одной картинке. У воспитателя — по одному комплекту картинок каждого наименования. Воспитатель предлагает угадать, о которой из неваляшек (матрешек, бабочек и т. д.) он расскажет: «У этой неваляшки голубое платьице с фиолетовым воротником, с трем я пуговицами черного цвета. На платье пояс с прямоугольной пряжкой». Ребенок, узнавший по описанию свою неваляшку, говорит «Это моя неваляшка, потому что у нее голубое платьице...» затем перечисляет все признаки, которые назвал воспитатель, и кладет свою картинку рядом с картинкой воспитателя. Далее играющие получают другие картинки, и игра продолжается.

За покупками в магазин

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в выборе предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых по названию предметов, но отличающиеся некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

· автомобили: фургон, грузовик, самосвал (3 картинки);

· пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);

· медвежата: один — черный, два — коричневых, у одного — бантик на шее, один — в полосатых штанишках, один — в комбинезончике (3 картинки);

· неваляшки: у первой на платье пояс с пряжкой, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, третья — в зеленом платье (3 картинки).

ХОД ИГРЫ Воспитатель вывешивает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями автомобилей, пирамидок, мишек, неваляшек, и говорит: "Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит. Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком? Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку, Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зеленом платье, и надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика». А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом». Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне «мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика". Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в желтой рубашке, не в штанишках с лямками». Или - мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в синем платье и не в платье с поясом».

Ателье

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в классификации предметов одежды по попонному признаку (зимняя — осенняя, летняя — весенняя). Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонким, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая. Научить связно описывать предмет, изображенный на картинке.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, хала та, брюк, шорт и др.

Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).

ХОД ИГРЫ

I вариант Воспитатель предлагает детям поиграть в ателье. Выставляет перед ними на доске конверты с изображениями пальто, блузки и др. и говорит, что такую одежду можно заказать в ателье. Каждый ребенок получает прямоугольник с наклеенной на него тканью. Воспитатель объясняет: «Я пришла в ателье, чтобы сделать заказ на пошив разной одежды. Вы — работники ателье и должны предложить мне подходящую ткань для того изделия, которое я буду заказывать. Я покажу вам, что хочу сшить, а вы определите, для какого времени года это изделие предназначено, и тот, у кого есть подходящая ткань, предложит мне ее и расскажет о ней. Например, если я закажу зимнее пальто, то о ткани для него можно рассказать так: "Для вашего зимнего пальто подойдет шерстяная ткань. Она толстая, шероховатая, темно-зеленая". А если я закажу летнее платье, о ткани для него можно рассказать так: "Для вашего нарядного летнего платья подойдет вот эта шелковая ткань. Она светлая, тонкая и блестящая"». Далее воспитатель говорит детям, что для одного и того же изделия у них есть несколько образцов ткани: «Те, у кого имеется, например, ткань для пальто, будут по очереди выходить к доске и рассказывать о ней. Я остановлю свой выбор на той ткани, о которой будет полнее рассказано». Выбранную ткань воспитатель вставляет в конверт. Чтобы дети при описании использовали больше прилагательных, можно за удачно подобранное определение давать фишку.

II вариант Воспитатель ставит на полочки доски конверты с изображениями предметов одежды, а на своем столе раскладывает образцы ткани (картонные прямоугольники с наклеенной на них тканью). Воспитатель детям: «Теперь вы будете заказчиками, а я — работником ателье. Вы будете приходить в ателье, чтобы заказывать себе одежду для теплого или холодного времени года, и сами подбирать к ней подходящую ткань. Нужно взять конверт, подобрать к своему изделию ткань и потом сделать заказ: например: «Сшейте мне, пожалуйста, рубашку для осени из теплой пушистой полосатой байки». Если вы все понятно и подробно объясните закройщику, то получите готовое изделие — конверт с вставленной в него тканью».

III вариант Воспитатель раскладывает прямоугольники с тканью на полочки доски (или вставляет их в наборное полотно) и рассказывает: «В нашем ателье решили сделать три цеха: один — по пошиву теплой одежды для зимы, другой — по пошиву одежды для весны и осени, третий — цех летней одежды. Нам нужно рассортировать ткань — распределить по цехам». Воспитатель распределяет детей на 3 бригады (по рядам). Одна бригада отбирает ткань для пошива теплой одежды, другая — для пошива летних вещей и т. д. Затем воспитатель поочередно вызывает детей из каждой бригады для описания образцов ткани. Например: «Эта ткань для пошива вещей, которые носят в холодное время года, потому что она шерстяная, теплая, толстая. Из нем можно сшить зимнее пальто или осеннюю куртку». Прямоугольник с тканью, о которой рассказывает ребенок, ставят на видное место. (В этой игре можно использовать пейзажные картины на темы «Лето», «Осень», «Зима».) Когда вся ткань будет распределена, воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения игрового задания.

ХОД ИГРЫ ВНЕ ЗАНЯТИЯ.  Играют от четырех до восьми детей. Каждый получает по 2-3 конверта с изображениями предметов одежды. Воспитатель кладет на середину стола прямоугольники с образцами, предлагает каждому игроку подобрать подходящую к своему изделию ткань и вставить ее в конверт. Затем он помещает на стол 2 коробки: одну — с рисунком снежинки, другую — с. изображением солнышка. Дети раскладывают одежду в коробки, ориентируясь на признак сезона.

Каждую птицу на свое место

ЦЕЛЬ: Сообщить детям краткие сведения о хищных, водоплавающих и болотных птицах; упражнять в классификации птиц по видам.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Таблица, разделенная на 9 клеток (3х3). В первом столбике нарисованы орел, журавль и гусь.

Предметные картинки с изображениями птиц: коршуна, совы (хищные птицы), цапли, аиста (болотные), лебедя, утки (водоплавающие)

ХОД ИГРЫ Воспитатель предлагает детям послушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описание строение ног, клюва, так как эти признаки характеризуют образ жизни птицы. Орел – хищная птица. Он охотится за другими птицами и зверями. С высоты, паря над землей, орел высматривает добычу. У него сильные лапы с загнутыми когтями, которыми он может схватить и удержать в воздухе пойманную добычу. У него сильный загнутый клюв. Журавль живет на болотах, у берегов рек и озер. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет — небольших водных обитателей. На озерах, прудах и реках живут дикие гуси. У гусей на лапах перепонки. Гусь легко гребет ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе корм. Гусь — водоплавающая птица. Рассказав о птицах, воспитатель вызывает детей к столу. Каждый ребенок берет по одной картинке, определяет, с какой птицей рядом (орлом, журавлем, гусем) следует ее поместить, и объяснить почему. Например: "Сову надо положить рядом с орлом, потому что она тоже хищница. Сова охотиться за мышами и другими животными. У нее тоже загнуты клюв и большие когти».

II вариант Воспитатель произвольно раскладывает на таблице все 6 картинок с изображением птиц. Спрашивает, каждая ли птица находится на своем месте. Предлагает разложить картинки правильно и пояснить, почему сова и коршун должны находиться рядом с орлом, аист и цапля -— рядом с журавлем, лебедь и утка — рядом с гусем.

Отвечай быстро

ЦЕЛЬ Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Таблица 1, разделенная на 9 клеток. В каждой клетке — изображение птицы или животного: в первом ряду — воробей, голубь, дятел; во втором — оса, лиса, стрекоза; в третьем — волк, бабочка, снегирь.

Таблица 2 с 9 клетками. В первом ряду — корова, лось, чайка; во втором — кошка, тигр, курица; в третьем — собака, лиса, гусь.

Таблица 3 с 9 клетками. В первом ряду — лев, жираф, бегемот; во втором — белый медведь, северный олень, тюлень; в третьем — волк, лось, бобр.

Таблица 4 с 9 клетками. В первом ряду — щука, пингвин, морж; во втором — дельфин, карась, окунь; в третьем — пеликан, кит, сом.

Картинка с изображениями животных: теленок, щенок, поросенок, ягненок, котенок, козленок, медвежонок.

ХОД ИГРЫ Воспитатель вывешивает перед детьми таблицу 1, предлагает сначала рассмотреть ее, а затем быстро отвечать на вопросы, которые он будет задавать. За правильный ответ играющий получает фишку.

Вопросы к таблице 1: 1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? 2. Сколько всего птиц в таблице? (Четыре.) Назовите их. (Воробей, голубь, дятел, снегирь.) 3. Кого больше, зверей или насекомых? (Больше насекомых, а не зверей.) 4. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? (На три.) 5. Посмотрите на рисунки в третьем столбиков. (Не путать столбик с рядом!) Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают.) 6. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? (В каждом столбике изображены птица, зверь, насекомое.)

Вопросы к таблице 2: 1. Сравните животных первого и второго столбиков. На какие две группы их можно разделить? (Дикие и домашние животные.) 2. Какие еще животные в первом и втором столбиках похожи друг на друга? (Кошка — тигр, лиса — собака.) 3. Как можно назвать всех, кто изображен в третьем столбике? (Птицы.) 4. Каких птиц больше — домашних или диких? (Домашних.) 5. Сравните животных второго и третьего рядов. Что вы заметили общего? (В каждом ряду по одному домашнему, одному дикому животному и по одной домашней птице.) 6. Посмотрите на всех, кто нарисован в таблице, и скажите, каких животных больше, домашних или диких? (Поровну.)

Вопросы к таблице 3: 1. Какие животные проводят много времени в воде? (Бегемот, тюлень, бобр.) 2. Что общего между животными первого ряда? (Это животные жарких стран.) 3. Что общего между животными второго ряда? (Это животные Севера.) 4. Что общего между животными третьего ряда? (Эти животные живут в наших лесах.) 5. Что общего у животных третьего столбика? (Живут в воде большую часть времени.) 6. Какие животные питаются рыбой? (Белый медведь, тюлень.)

Вопросы и задания к таблице 4: 1. Назовите рыб. 2. Назовите птиц. 3. Кого больше — птиц или рыб? 4. Назовите всех морских животных. Какое самое крупное? 5. Какое животное обитает в холодном Северном море? 6. Сравните животных первого и второго столбиков. Что вы заметили общего? (По одной рыбе, одной птице, одному морскому животному.) 7. Что общего у всех животных? (Все они живут в воде.) Вопросы по картинке: 1. Как называются эти животные? 2. Кто в этой группе лишний и почему?

Уточним цвет предметов

ЦЕЛЬ Упражнять детей в различении цвета предметов; учить различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, розовый — сиреневый, синий — голубой и др. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными: голубая незабудка. Упражнять в составлении предложений с союзом а: помидор красный, а морковь оранжевая.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Таблицы из двух клеток, расположенных по горизонтали с изображениями двух растений, близких по цвету: помидора и моркови, мака и шиповника, незабудки и сливы, розы и сирени, василька и баклажана. Одно растение на каждой таблице изображено в цвете и прикрыто листком бумаги, приклеенным сверху, другое — прорезано силуэтно, сзади имеется конверт, куда вставляют цветной бумажный прямоугольник.

Цветные бумажные прямоугольники: красный, оранжевый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый.

ХОД ИГРЫ

1 вариант Воспитатель показывает детям таблицу с изображениями помидора и моркови, но помидор пока прикрыт листком бумаги. Спрашивает: «Что это?» (Морковь.) «Какого цвета морковь?» (Морковь оранжевая.) Затем воспитатель выкладывает 2 прямоугольника красного и оранжевого цвета, предлагает одному из детей взять оранжевый прямоугольник и вставить его в карман позади силуэта моркови. Далее он говорит, что под белым листком бумаги еще что-то нарисовано. Этот предмет такого же цвета, как оставшийся прямоугольник. Он может быть овощем, Фруктом, цветком. Дети перечисляют растения красного цвета. Когда они назовут помидор, воспитатель поднимает листок, открывая изображение помидора. Затем он предлагает назвать цвета обоих растений (морковь оранжевая, а помидор красный), запомнить их и не путать в дальнейшем. Для закрепления представлений детей о красном и оранжевом цвете можно использовать таблицы, на которых нарисованы перец и рябина, апельсин и гранат. Аналогично проводится работа по различению других цветов с использованием следующих растений: незабудки и сливы (голубой и синий прямоугольники), баклажана и василька (фиолетовый и синий прямоугольники), мака и розы (красный и розовый прямоугольники).

II вариант. Наведем порядок Воспитатель заранее произвольно вкладывает в конверты с силуэтными изображениями растений прямоугольники. Начинает игру с того, что предлагает детям навести порядок и разложить прямоугольники в те конверты, где нарисованы овощи, фрукты или цветы соответствующего цвета. После выполнения задания воспитатель поочередно открывает прикрытые листком изображения растений, а дети называют цвета («Незабудки голубые, а сливы синие»).

Футболисты

ЦЕЛЬ Воспитывать у детей умение различать светлые и темные цвета, группировать их, употреблять названия светлые (цвета), темные (цвета).

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Два длинных картонных конверта, на которых изображены по 5 футболистов с прорезанными силуэтами маек. Одна команда в белых трусах, другая — в черных.

Пять прямоугольников светлых тонов: розового, желтого, голубого, светло-зеленого, сиреневого; пять прямоугольников темных тонов: темно-красного, темно-синего, темно-зеленого, фиолетового, коричневого.

ХОД ИГРЫ Воспитатель ставит на доску 2 конверта с изображениями футболистов и рядом в беспорядке помещает цветные прямоугольники. Рассказывает: «Перед вами две футбольные команды. Команда слева называется "Солнышко", а команда справа — "Гроза". Их прозвали так потому, что футболисты "Солнышка" всегда надевают светлые майки, а футболисты "Грозы" — темные. Давайте поможем игрокам подобрать цветные майки. Эти десять прямоугольников нужно распределить на две группы. В одну группу должны пойти все прямоугольники светлых цветов, в другую — темных». Воспитатель вызывает детей для выполнения задания. Спрашивает, какую команду ребенок будет одевать. Дети вставляют прямоугольники в конверты, называя при этом их цвет: «Розовый, голубой...» Воспитатель уточняет термин «светлые цвета» (дети перечисляют цвета), затем выполняются задания по уточнению термина «темные цвета». Потом воспитатель снимает с доски конверты, поворачивает их изображениями к себе и предлагает по цветам маек определить, из какой команды футболист.

Какие цвета использованы?

ЦЕЛЬ Научить детей различать два оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, светло-оранжевый, ярко-желтый и др.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Панно с аппликационным изображением петуха. Оно выполнено из частей пяти цветов: красного, оранжевого, синего, коричневого и желтого. Каждый цвет представлен двумя оттенками — светлым и темным или ярким и темным. Внизу под петухом — 10 клеточек с кармашками или длинная полоска из фланели, разделенная на 10 клеток.

Десять цветных квадратиков, наклеенных на бархатную бумагу (или фланель).

ХОД ИГРЫ Воспитатель демонстрирует детям панно. Рассказывает: «Когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу пяти цветов, каждый цвет был двух оттенков: светлого и темного или яркого и темного. Нужно внимательно посмотреть на петуха, отметить (назвать) детали красного цвета и подобрать такого же цвета квадратики». Вызывает ребенка. «У петушка красный гребешок и темно-красные сапожки», — говорит девочка и откладывает 2 квадратика соответствующих цвета и оттенков. Следующий ребенок рассказывает: «У петушка оранжевые и светло-оранжевые перышки на шее». Аналогичным образом отмечаются все остальные цвета и оттенки: желтые и ярко-желтые перья на грудке и на боках, синие и темно-синие перья на хвосте, коричневые и темно-коричневые перья на крыльях.

Цветное лото

ЦЕЛЬ Развивать у детей умения различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Четыре карты, разделенные на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета, но разных оттенков: красного — звезда, флажок, цветок, вишни; желтого — лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого — виноград, ель, лист растения, огурец; синего — василек, колокольчик, слива, воздушный шарик.

Бумажные квадратики таких же цветов и оттенков.

ХОД ИГРЫ Воспитатель раздает детям карты, а посредине стола кладет 16 квадратиков четырех цветов разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как предметы на их картах, и разложить их по соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие оттенки какого цвета использованы художником. Например: «У меня все предметы желтого цвета, но разных оттенков. Лимон — светло-желтый, подсолнух — ярко-желтый, груша— темно-желтая...» Или: «У меня синие предметы, но разных оттенков. Самый темный синий цвет — это слива, самый яркий — василек, самый светлый — колокольчик».

Подбери чашки к блюдцам

ЦЕЛЬ Научить детей различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого цвета и использовать названия оттенков цвета в речи; ознакомить с разными способами различения оттенков одного цвета.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Наборное полотно, блюдца и чашки разных цветов и оттенков (вырезаны из бумаги и наклеены на картон). В блюдцах можно сделать прорези, чтобы вставлять чашки.

ХОД ИГРЫ Воспитатель вставляет в наборное полотно блюдца розового, фиолетового и оранжевого цвета (разных оттенков) и рассказывает: «В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поместили вот такие блюдца. Какие? На среднюю — вот такие. Какие? На нижнюю? (Дети называют цвет блюдец.) Одинакового ли оттенка блюдца на верхней полке? на средней? на нижней? Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета и оттенка, как блюдца». Воспитатель кладет на стол коробку с картонными плоскими чашками, вызывает троих детей. Одному ребенку он поручает подобрать и вставить в прорези чашки к блюдцам, стоящим на верхней полке, другому — к блюдцам на средней полке, а третьему — к блюдцам на нижней полке. Одобряет правильные действия детей. Спрашивает каждого ребенка, какого цвета чашки он отобрал. Далее задание выполняют другие дети.

ХОД ИГРОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Чашки лежат посредине стола цветной стороной вниз. Каждый играющий берет по 2-3 чашки и называет цвета блюдец, которые ему нужны. Если ребенок правильно назвал цвет, воспитатель (а позже — ребенок, который исполняет роль ведущего) подбирает ему нужное блюдце. Если ребенок неправильно определил цветовой оттенок, блюдце ему не выдается.

Две сестренки

ЦЕЛЬ Развивать у детей связную речь: умения описывать внешность, одежду, использовать в рассказах сравнения. Уточнить в речи детей названия предметов одежды и их частей. Выяснить, знают ли дети названия основных и дополнительных цветов.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Панно с изображением двух девочек. Посредине — на уровне шеи и немного выше колен — прикреплены листы бумаги в виде страниц альбома, на которых нарисованы предметы одежды (майки, трусики, 2 платья разного фасона; 2 платья с фартуками; юбка с блузкой и сарафан с блузкой; блузка, безрукавка и юбка; свитер, надетый поверх сарафана; пальто и куртка). При перелистывании страниц альбома девочки «меняют» наряд.

ХОД ИГРЫ

I вариант Воспитатель предлагает детям познакомиться с двумя сестренками Томой и Светой. Рассказывает: «Это Тома. Она темноволосая и кареглазая. А это Света. У нее светлые волосы и голубые глаза. Я начну рассказывать о сестренках, а вы будете помогать — описывать одежду девочек, сравнивать ее. Каждое утро Тома и Света делали зарядку. Они надевали? (открывает первую страницу и предлагает одному из детей продолжить рассказ). — Трусики и майки. У Томы майка голубая, а у Светы — синяя. У Томы трусики синего цвета, а у Светы — голубые. — После зарядки сестренки умывались,— снова говорит воспитатель,— надевали платья и шли завтракать (переворачивает страницу и предлагает ребенку рассказать о платьях). — У Томы платье красное с розовым воротником, а у Светы — розовое с красным воротником. Томино платье с короткими рукавами, а платье Светы без рукавов, с пуговицами. — После завтрака сестренки всегда сами мыли посуду. Чтобы не запачкать платья, они надевали фартуки, — воспитатель переворачивает следующую страницу и предлагает кому-либо из детей продолжить рассказ. — У Томы фартук белого цвета, — рассказывает ребенок, — у Светы он тоже белый. Но на фартуке Томы пришиты два кармана, а у Светы фартук с одним карманом. — Собрались Тома со Светой на прогулку. Выглянули в окно, а на улице ветер, солнце за тучу спряталось. Прохладно. Надо потеплее одеться (воспитатель переворачивает страницу). Кто-то из детей продолжает: — Надела Тома юбку с кофточкой, а Света — сарафан с кофточкой. Кофточка у Томы зеленая, с длинными рукавами и манжетами, а у Светы — коричневая, тоже с длинными рукавами, но без манжет. Томина кофточка с воротником, а Светина — без воротника, но с бантиком. — Посмотрела мама, как оделись ее дочки на прогулку, и велела одеться потеплее, — включается в рассказ воспитатель и переворачивает очередную страницу. — Тома надела серую безрукавку, а Света — желтый свитер, — продолжает ребенок. — На безрукавке —черная отделка, а на свитере — узор на груди. — Долго гуляли девочки. Стал накрапывать мелкий дождь, но сестренкам не хотелось уходить с прогулки. Сбегали они домой и надели..? — Тома надела фиолетовое пальто, а Света — сиреневую куртку.

II вариант Воспитатель обращается к детям: «Я вам буду показывать двух сестренок — Свету и Тому, а вы будете рассказывать об одной из них, не называя имени. Надо рассказать сначала о внешности девочки, о цвете ее волос, глаз, потом о том, как она одета: назвать одежду, обувь, цвет вещей. А все ребята должны узнать Тому или Свету по описанию». Воспитатель открывает ту или иную страницу, а вызванный ребенок рассказывает. Например: «Эта девочка темноволосая, с карими глазами. Она в фиолетовом демисезонном пальто с воротником и кармашками. На ногах у нее оранжевые гольфы с фиолетовыми полосками и серые ботинки. Это Тома». Воспитатель побуждает детей при описании внешности девочек употреблять разнообразные слова и словосочетания: кудрявые волосы, голубоглазая, светлоглазая, светловолосая

Кто как двигается?

ЦЕЛЬ 1. Для первого варианта: расширять словарь детей — использовать в речи глаголы, обозначающие разные движения животных (летают, бегают, ползают). Развивать умение соотносить название глагола движения с действием животного (летает — полетит, улетает —...). 2. Для второго варианта: закрепить в речи детей слова, обозначающие разные способы передвижения животных (бегает, ползает, летает, плавает, прыгает). Подвести детей к классификации животных по способу передвижения. 3. Для третьего варианта: упражнять детей в точном названии движений животных (бегают, прыгают, ползают, летают). Научить соединять в пары одинаково передвигающихся животных. Развивать умение действовать совместно. 4. Для четвертого варианта: правильно, по смыслу употреблять слова, обозначающие движения животных, отбирать для предложений точные глаголы: прибежал отпрыгнул убежал спрыгнул забежал запрыгнул приполз уполз заполз прилетел(а) улетел(а) залетел(а) или слетел(а) приплыл или подплыл уплыл заплыл

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Для первого варианта: картонные домики с 3 окошками для картинок и окошком (балконом) на крыше для хозяина дома; предметные картинки с изображениями знакомых детям животных: воробей, голубь, ворона, бабочка, стрекоза (летают); лиса, волк, медведь, белка (бегают); жук, гусеница, змея, червяк (ползают).

2. Для второго варианта: на каждого ребенка — по 2-4 картинки с изображением по-разному передвигающихся животных. Например: рыба, лягушка, улитка, воробей; кузнечик, червяк, ласточка, волк и т.п. У воспитателя имеется карточка с пятью полосками для выкладывания картинок.

3. Для третьего варианта: на двух детей — карточка, разделенная на 8-10 клеток; на каждого ребенка — набор картинок с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых. Наборы картинок для каждой пары могут быть такими: Заяц кенгуру Щука кит Ласточка стрекоза Змея Гусеница Дельфин Тюлень Лиса Волк Кузнечик Лягушка Грач Бабочка Попугай Воробей Жук Улитка Белка Обезьяна Сорока летучая мышь Медведь лев Лебедь ворона Петух индюк

4. Для четвертого варианта: предметные картинки с изображениями животных с разными способами передвижения (звери, птицы, рыбы, насекомые). Таких животных на картинках должно быть по одному на каждого играющего. Например, на пятерых детей — пять летающих животных: бабочка, орел, кукушка, стрекоза, скворец; на одного ребенка — пять по-разному передвигающихся животных: олень, колибри, морж, кенгуру, кобра; фишки.

ХОД ИГРЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.084 с.)