Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III совместные занятия детей, родителей и педагогов
Планирование работы. Планирование работы осуществляется с учетом всех видов ресурсов, их состоянием и кадровым составом ДОУ. Любое планирование должно опираться на проблемный анализ, как инструмент сопоставления существующего положения вещей с актуальными требованиями. Есть множество технологий проведения проблемного анализа с выходом на дальнейшее стратегическое планирование. Приведем пример использования технологии, предложенной К.М. Ушаковым в кн. «Ресурсы управления школьной организацией» М, «Сентябрь», 2000, применительно к проблемам адаптации:
Исходя из полученных данных, мы можем приступить к дальнейшему стратегическому планированию. Нужно отметить, что если в работе по тому или иному направлению не возникает проблем, конечный результат деятельности соответствует желательному результату, то можно говорить об эффективном «режиме функционирования». Далее мы приводим примеры планирования работы с родителями.
План работы с семьей (из опыта работы «Детский сад комбинированного вида №78» г. Череповца)
Алгоритм работы с семьей в доадаптационный период (из опыта работы «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца)
П Л А Н РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ
(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Череповца)
I Р Е К Л А М Н Ы Й Б Л О К |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маркетинговые исследования. Создание презентативного имиджа МДОУ | 1.Создание банка данных по семьям 2.Создание рекламных буклетов, визитной карточки 3.Комплексное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных услугах 4.Дни открытых дверей | В течение года | Заведующий, зам.зав. по ВМР психолог, соц.педагог | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Банк данных по семьям детей | 1.Социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи (анкеты для родителей) 2.Выявление уровня родительских требований к МДОУ | Март, август | Психолог, соц.педагог | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нормативные документы | 1.Знакомство с уставом и положением о «Маминой школе» | Апрель, август | Заведующий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка кадров. Персонал группы в адаптационный период испытывает значительные нервно-психические нагрузки, от него требуется знание возрастных особенностей детей, возможных проявлений негативных тенденции и умения на них реагировать. Заполнение адаптационных листов, являющихся листами экспертного оценивания, так же ложится на педагогов группы. Все это требует предварительной работы по повышению педагогической и психологической компетенции. Необходимо учитывать и некоторые личностные особенности педагогов и их помощников, которые могут сказаться на процессе адаптации. Желательно, чтобы у педагогов групп раннего возраста были сформированы: · положительное отношение к детям данного возраста, понимание значения раннего возраста на все дальнейшее развитие, · умение налаживать теплые эмоциональные отношения, · толерантность, поскольку данный период эмоционально насыщен и нестабилен, · деятельностный характер взаимодействия, · владение основами знаний, желание осваивать новые технологии. На современном этапе существует два подхода в подборе кадров для групп раннего возраста. Первый подразумевает наличие постоянных педагогов для данной категории детей. Второй подход основывается на том, что педагоги должны сопровождать группу от начала поступления ребенка в ДОУ до его выпуска. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Так, в первом случае растет профессионализм, нарабатываются определенные навыки взаимодействия с данной категорией детей, но при этом весьма велик риск профессиональной деформации работника, остановки личностного развития, психоэмоционального выгорания педагогов в силу отсутствия перспектив. Через несколько лет работы часть воспитателей этих групп начинают отличаться от остальных педагогов – меняются не только их речь, общение, но иногда и личностные установки, сужается диапазон возможностей. Второй вариант снимает эти вопросы, но возникают трудности перестройки педагога во взаимодействии от детей старшего дошкольного возраста к раннему. Необходимо знание значительно отличающихся возрастных особенностей детей этой категории, способы взаимодействия, что приводит к трудностям в работе. Адаптация педагога совпадает с адаптацией детей, что ведет к негативным последствиям. С нашей точки зрения и тот, и другой вариант может быть оптимальным для дошкольного учреждения в зависимости от его возможностей, но при обязательном спланированном психолого-методическом сопровождении деятельности педагогов. Возможны следующие формы работы:
- цикл занятий - «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Вопросы адаптации», «Нормативы нервно-психического развития», «Семьи детей раннего возраста» и т.д. - Освоение практических методов работы через ролевые игры, разбор педагогических ситуаций, тренинги умений. - Обсуждение трудностей, проблем через диспуты (например «Воспитатель группы раннего возраста, кто он?»), тренинги самрорегуляции («Как бороться со стрессом», «Наши ресурсы»), тренинги личностного роста. - Индивидуальное консультирование педагогов.
Знакомство родителей с ДОУ. Положительным результатом данного этапа является уверенность родителей, что их ребенку в дошкольном учреждении будет хорошо, его здесь ждут. Важно сформировать положительную установку на сотрудничество детского сада и семьи. Алгоритм данной работы может выглядеть следующим образом: · договоренность о встрече (например, по телефону) или предварительная встреча, · заключение договора с администрацией дошкольного учреждения, · экскурсия, знакомство со специалистами, · наглядная информация, памятки, · знакомство с правилами посещения групп раннего возраста, · сбор информации – заполнение анкет, карт. Приведем пример рекомендаций и анкеты для родителей: Анкета для родителей при поступлении ребенка в дошкольное учреждение (Заполняется в ходе собеседования) Ф.И. ребенка__________________________ Дата рождения___________________________ Родители (ФИО, возраст, профессия, образование): Мама_________________________________________________________________________ Папа_________________________________________________________________________ Другие члены семьи, проживающие с ребенком ______________________ _____________________________________________________________________________ К кому из членов семьи ребенок наиболее привязан______________________ _____________________________________________________________________________ Как переносит разлуку с мамой _____________________________________ _____________________________________________________________________________ Какое настроение преобладает у ребенка в течение дня ____________________________________________________________________________ Как засыпает, привычки при засыпании, длительность дневного сна _____________________________________________________________________________
Аппетит, предпочтения в еде, самостоятельность __________________________ _____________________________________________________________________________ Отношение к горшку___________________________________________________________ Навыки опрятности __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Навыки самообслуживания _____________________________________________________ Вредные привычки _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________Взаимоотношения со взрослыми: родные ________________________________________
Незнакомые взрослые _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Контакты с детьми своего возраста___________________________________________ Старшего возраста_____________________________________________________________ Познавательные потребности ____________________________________________________
Игры, любимые игрушки __________________________________________________ _____ Что Вас радует в вашем ребенке _____________________________________ _____________________________________________________________________________Как ему помочь в стрессовой ситуации______________________________________ _____________________________________________________________________________ В чем его особенности _________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Стандартные рекомендации по подготовке ребенка К посещению детского сада. (БаландинаЛ.А, Гаврилова В.Г. «Диагностика в детском саду». Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С 48 – 50.) ü Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. ü Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад. Ниже приводится примерный рассказ. Например: «Детский сад - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни детского сада». ü Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
ü Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например, небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы владеете приемами оригами - тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку - осенью вам проще будет отправлять ребенка в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком. ü Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям. ü Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. ü Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку. ü Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. ü В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом. ü В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится». ü Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас. ü Помните, что на привыкание к детскому саду ребенку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша. ü Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.
Установление эмоционального контакта с ребенком при посещении семьи специалистами и педагогами, приглашение ребенка с членом семьи в ДОУ. Целью данной работы будет дальнейшее снижение возможных рисков при поступлении ребенка в ДОУ. Эмоциональный контакт позволяет не только познакомить ребенка со взрослыми, с которыми он будет находиться в детском саду, но задать вектор отношений, перейдя от конфликта «теперь ты останешься у нас» к «нам хорошо вместе», «мы можем ходить друг к другу в гости». Важным условием таких встреч должна быть направленность на ребенка, как главного участника встречи, а не на родителей, что часто происходит при традиционном посещении семьи педагогом. Такая встреча может сопровождаться совместными играми, обменом подарками. Где будет происходить эта встреча – можно решить совместно с родителями. Посещение ребенка дома педагогами группы имеет несомненные преимущества, так как происходит в психологически безопасной среде для ребенка, где он скорее пойдет на контакт с новым человеком. Тем ни менее, часть родителей может быть не готова к этому в силу разных обстоятельств: наличия тех или иных социальных и экономических проблем, страха оценки и т.д. Поэтому важно объяснить родителям цель прихода воспитателя, продумать совместные действия, чтобы эта встреча с ребенком была успешна. Вместе с тем встреча может быть проведена и в условиях ДОУ. Игры на формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю. (из опыта работы «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца) · Игра «Покружимся». Материал: два игрушечных мишки. Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним.. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения. Я кружусь, кружусь, кружусь, А потом остановлюсь. Быстро, быстро покружусь, Тихо-тихо покружусь, Я кружусь, кружусь, кружусь. И на землю повалюсь! · Игра с собачкой. Материал: игрушечная собачка. Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит: Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Пете лапу! Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест» суп, лает, говорит ребенку «спасибо». · Игра «Кто в кулачке?». Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения: Кто залез ко мне в кулачок? Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак). Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперед большой палец). · Игра «Книжка – угадай-ка». Материал: записная книжка с проволочной спиралью. Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.
Помимо установления эмоционального контакта в этот период также важно собрать необходимую информацию, продиагностировать ребенка с целью прогноза варианта адаптации. Рассмотрим некоторые варианты сбора информации: Примерный план наблюдения и собеседования (При посещении семьи дома) Посещение семьи осуществляют 1-2 воспитателя и педагог-психолог. Время посещения семьи определяют родители. Полученная информация носит строго конфедициальный характер.
§ Игровым уголком, наличием игр и игрушек, § книжным уголком, § спальным местом, § местом, где проходит кормление. 2. Собеседование педагога-психолога с родителями(во время игр воспитателя с ребенком) для получения информации:
Примерный план проведения беседы с родителями в рамках первой встречи. (из опыта работы «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Череповца) · Причины помещения ребёнка в детский сад и родительские ожидания, связанные с этим; · Вероятность реализации ожиданий родителей и осознание ими того, от кого это зависит; · От кого зависит благополучие ребёнка в саду; · Чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой; · Ознакомление родителей с разными вариантами адаптации к детскому саду и в соответствии с этим различными вариантами введения детей в группу; · Прояснение возможностей родителей по оказанию помощи ребёнку во время первого месяца пребывания в детском саду; · Советы родителям по подготовке ребёнка к детскому саду. Для получения информации об особенностях семейного воспитания, следует во время знакомства обратить внимание на следующие моменты: - дают ли родители ребёнку в первые минуты осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо (например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера); - заботятся ли родители о самочувствии ребёнка во время пребывания в кабинете; - доверяют ли родители ребёнку; - сильно ли опекают; - жёстко ли контролируют; - поддерживают детскую инициативу или подавляют; - рассказывая о ребёнке, говорят ли «мы» вместо «он» (например: «Мы умеем самостоятельно одеваться»); - доверяют ли родители ребёнка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним; - откровенны ли родители; - легко ли вступают в контакт со специалистом, насколько настроены на сотрудничество; - вступают ли родители в конкуренцию со специалистом; - соглашаются ли со всем или умеют отстаивать свою точку зрения. Педагог наблюдает, как ребёнок приспосабливается к новой ситуации. То, как ребёнок будет вести себя в кабинете специалиста, продемонстрирует в определённой мере модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установлению отношений с новыми людьми. Поэтому диагностику развития социальных навыков ребёнка можно сосредоточить на наблюдении за такими чертами характера, как уверенность в себе, самостоятельность и инициативность, способность устанавливать и поддерживать отношения с взрослым, эмоциональная чувствительность, усвоенные простейшие нормы и правила поведения.
Знакомство ребенка с ДОУ: посещение адаптационной группы, посещение ребенком ДОУ во время прогулок детей с целью получения опыта встреч – прощаний с родителями. Такая работа может проводиться за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад. В этот период родителям предлагается посещать прогулки в детском саду (утренние, дневные, вечерние). Социальный педагог или педагог-психолог предлагает воспитателям взять на прогулку дополнительный игровой материал и подобрать игры, включающие детей и родителей в совместные игровые действия. При посещении утренних или вечерних прогулок внимание родителей «неорганизованных детей» обращается на «ритуалы» встречи и прощания родителей с детьми. Все большую популярность приобретают адаптационные группы, которые дети могут посещать с родителями до поступления ребенка в ДОУ. Режим группы предполагает несколько занятий (4 –5), в ходе которых ребенок вместе с мамой может освоить пространство, где ему предстоит находиться. Такая форма работы, кроме всего позволяет ввести родителя ребенка в пространство детского сада и в дальнейшем сделать его взаимодействие с ДОУ активным. Требования к проведению занятий с детьми и родителями в адаптационной группе (из опыта работы «Детский сад
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО:
Анализ диагностических данных (опросы, наблюдения, карты), прогноз возможной адаптации, варианта ввода ребенка в постоянную группу. Приведем вариант прогноза адаптации:
Прием ребенка в группу. Прием ребенка должен осуществляться после согласования его сроков специалистами ДОУ и родителями по гибкому графику с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его состоянием здоровья на период приема, прогноза адаптации, наполнением группы. Оптимальным считается прием новых детей с интервалом 5 дней. Как правило, первые дни ребенок посещает группу несколько часов, затем первую половину дня и при привыкании вводится на весь день. Существует множество рекомендаций в педагогической литературе, в основе которых лежит требование к ознакомлению родителей с правилами приема ребенка в группу заранее в доадаптационный период. Основу этих рекомендаций составляют следующие положения: - Перед приходом ребенка в дошкольное учреждение необходимо проконсультироваться со специалистами (медиками, психологами, педагогами) по вопросам адаптации и возможных трудностей. - Для лучшего привыкания необходимо сблизить режим дня и питания дома и в дошкольном учреждении. - Необходимо заранее познакомиться с обстановкой, педагогами и детьми, с которыми ребенок будет посещать группу. - Не нужно обсуждать тревоги и страхи в отношении детского сада в присутствии ребенка. - Не нужно оставлять малыша сразу надолго. - Ребенок должен знать, что его любят по-прежнему. При введении ребенка в группу недопустимо: - Форсирование сроков ввода ребенка в группу. - Ввод нездорового, даже легко заболевшего ребенка. - Прием ребенка в кризисные периоды - «кризис 3 лет», который может начаться в уже в 2,5 года. Некоторые исследователи такими периодами считаются эпикризные сроки 1г.3м., 1г.6м., 1г.9м., 2г.., 2г.3м., 2г.6м., 2г.9м., 3года. - Совмещать этот период и борьбу с вредными привычками.
Оценка процесса адаптации. Каждый ребенок уникален и неповторим, у каждого малыша, приходящего в детский сад, свой маршрут адаптации. Мы можем лишь несколько сгруппировать показатели, чтобы определить наши действия в дальнейшем. Необходимо помнить, что в период адаптации у большинства детей наблюдается регресс в речи, умениях, навыках, снижение эмоционального настроя, различные психологические и физиологические нарушения как ответ на сложную стрессовую ситуацию. Причинами такой ситуации могут быть как факторы, не подлежащие изменению (сама ситуация посещения детского сада, длительное нахождение в большом коллективе детей), так и факторы, которые можно отследить и изменить. К таким факторам относят: - фрустрация базовых потребностей ребенка, - строгие дисциплинарные правила, за которыми следует наказание, - общение с детьми, которые агрессивны и т.д., - одновременное общение с несколькими взрослыми. Во время адаптации ребенка к детскому саду, наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процессов адаптации. Для этого педагогом ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Эти вопросы рассматривались Н.М. Аксариной, К.Л. Печерой и другими авторами. Мы предлагаем вариант, разработанный на базе дошкольных учреждений города Череповца
Педагог фиксирует данные наблюдения в специальный протокол, где отмечаются: Особенности поведенческой реакции: - отношение к расставанию с родителями, - эмоциональное состояние, - аппетит, - сон, - общение со сверстниками, - отношение к уходу из детского сада. Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных приводятся ниже краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, -1, -2, -3). Суммарно по всем шести факторам можно получить +18 или -18, в интервале чего и определяется уровень адаптации. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ: Аппетит ребенка +3 Нормальный аппетит, съедает все с удовольствием. +2 Ест до насыщения. +1 Аппетит выборочный. -1 Отвергает некоторые блюда, капризничает. -2 Ест долго, неохотно. -3 Отвращение к еде, кормление мучительно, рвота. Сон ребенка +3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро. +2 Сон спокойный. +1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго. -1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне. -2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне. -3 Отсутствие сна, плач. Социальные контакты ребенка +3 Охотно играет с другими детьми. +2 Охотно играет один. +1 Сдержан, просится на руки; неохотно играет. -1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру. -2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры. -3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть. Показатели адаптивности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.163 с.) |