III совместные занятия детей, родителей и педагогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III совместные занятия детей, родителей и педагогов



Планирование работы.

Планирование работы осуществляется с учетом всех видов ресурсов, их состоянием и кадровым составом ДОУ.

Любое планирование должно опираться на проблемный анализ, как инструмент сопоставления существующего положения вещей с актуальными требованиями. Есть множество технологий проведения проблемного анализа с выходом на дальнейшее стратегическое планирование. Приведем пример использования технологии, предложенной К.М. Ушаковым в кн. «Ресурсы управления школьной организацией» М, «Сентябрь», 2000, применительно к проблемам адаптации:

Технология: последовательность действий. Проблема и ее решение
Формулировка проблемы (конкретно) Высокий уровень заболеваемости у детей в адаптационный период.
Желательная ситуация. Снижение уровня заболеваемости.
Противодействующие силы и факторы. § Преобладание негативных эмоций у детей и потребность разрешить ситуацию. § Чувства тревоги, вины у родителей и потребность «вернуть» ребенка. § Несоблюдение гигиенических норм проветривания, прогулок. § Совпадение начала посещения ДОУ с кризисными периодами.
Как ослабить противодействующие силы и факторы. § Подготовка ребенка к посещению ДОУ. § Поддержание твердости и решимости родителей через снижение эмоционального напряжения в рамках «Родительского клуба». § Контроль за выполнением всех санитарно-гигиенических требований. Помощь персоналу. § Гибкий график приема в ДОУ
Анализ поддерживающих сил и факторов § Наглядная информация для родителей. § Приглашение специалиста мед. учреждения. § Групповая консультация «Дети часто болеют не от вирусов, а потому, что им плохо». § Согласование режима дня в ДОУ и дома. § И т.д.
Как усилить поддерживающие силы и факторы § Работа над проблемой всех специалистов комплексного сопровождения ДОУ. § Профилактика до начала посещения. § Разложение деятельности по снижению заболеваемости на элементарные операции – подробное планирование. § И т.д.

Исходя из полученных данных, мы можем приступить к дальнейшему стратегическому планированию. Нужно отметить, что если в работе по тому или иному направлению не возникает проблем, конечный результат деятельности соответствует желательному результату, то можно говорить об эффективном «режиме функционирования». Далее мы приводим примеры планирования работы с родителями.

План работы с семьей

(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида №78» г. Череповца)

 

 


Алгоритм работы с семьей в доадаптационный период (из опыта работы «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца)

Сроки Содержание Форма работы Ответственные
Июнь 1.Юридическое оформление ребенка в д/с. 2.Формирование положительного настроя родителей на детский сад; снижение эмоционального напряжения и тревоги родителей. 1.Регистрация путевки.   2.Знакомство родителей с группой (осмотр группового помещения, показ шкафчика, кроватки, игрушек); - информирование о том, чем ребенок будет заниматься, во что играть; - знакомство с режимом дня дошкольного учреждения; - рекомендации по формированию стереотипов в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни (сближение домашнего режима с режимом дошкольного учреждения; урегулирование рациона питания; формирование навыков самостоятельности при приеме пищи, одевании и раздевании, пользование носовым платком). Зав.д/с     Воспитатель Методист Психолог
Июль 1.Первичное знакомство педагога с ребенком в условиях территории детского сада 2.Формировние представлений о встрече мам и пап, которые приходят за детьми (формирование опыта разлуки и встречи с родителями) Посещение утренних и вечерних прогулок.   2.Включение детей и родителей в совместные подвижные игры и игровые упражнения. Воспитатель
Август 1.Первичное знакомство педагога с малышом в домашних условиях. 2.Сбор информации об индивидуальных особенностях малыша (характерные черты поведения, интересы, склонности) Установление эмоционального контакта с ребенком. 1.Определяется время посещения семьи.     2.Собеседование с родителями. Игры на формирование эмоционального контакта и доверия («Игра с собачкой», «Покружимся», «Кто в кулачке?», «Книжка-угадайка»).   Воспитатель Психолог

П Л А Н РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ

(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Череповца)

 

Формы работы С О Д Е Р Ж А Н И Е Сроки проведения Ответственные Отметка о выполнении

I Р Е К Л А М Н Ы Й Б Л О К

Маркетинговые исследования. Создание презентативного имиджа МДОУ 1.Создание банка данных по семьям 2.Создание рекламных буклетов, визитной карточки 3.Комплексное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных услугах 4.Дни открытых дверей В течение года   Заведующий, зам.зав. по ВМР психолог, соц.педагог  

II ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Банк данных по семьям детей 1.Социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи (анкеты для родителей) 2.Выявление уровня родительских требований к МДОУ Март, август Психолог, соц.педагог  
Нормативные документы 1.Знакомство с уставом и положением о «Маминой школе» Апрель, август Заведующий  

Подготовка кадров.

Персонал группы в адаптационный период испытывает значительные нервно-психические нагрузки, от него требуется знание возрастных особенностей детей, возможных проявлений негативных тенденции и умения на них реагировать. Заполнение адаптационных листов, являющихся листами экспертного оценивания, так же ложится на педагогов группы. Все это требует предварительной работы по повышению педагогической и психологической компетенции. Необходимо учитывать и некоторые личностные особенности педагогов и их помощников, которые могут сказаться на процессе адаптации. Желательно, чтобы у педагогов групп раннего возраста были сформированы:

· положительное отношение к детям данного возраста, понимание значения раннего возраста на все дальнейшее развитие,

· умение налаживать теплые эмоциональные отношения,

· толерантность, поскольку данный период эмоционально насыщен и нестабилен,

· деятельностный характер взаимодействия,

· владение основами знаний, желание осваивать новые технологии.

На современном этапе существует два подхода в подборе кадров для групп раннего возраста. Первый подразумевает наличие постоянных педагогов для данной категории детей. Второй подход основывается на том, что педагоги должны сопровождать группу от начала поступления ребенка в ДОУ до его выпуска. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Так, в первом случае растет профессионализм, нарабатываются определенные навыки взаимодействия с данной категорией детей, но при этом весьма велик риск профессиональной деформации работника, остановки личностного развития, психоэмоционального выгорания педагогов в силу отсутствия перспектив. Через несколько лет работы часть воспитателей этих групп начинают отличаться от остальных педагогов – меняются не только их речь, общение, но иногда и личностные установки, сужается диапазон возможностей. Второй вариант снимает эти вопросы, но возникают трудности перестройки педагога во взаимодействии от детей старшего дошкольного возраста к раннему. Необходимо знание значительно отличающихся возрастных особенностей детей этой категории, способы взаимодействия, что приводит к трудностям в работе. Адаптация педагога совпадает с адаптацией детей, что ведет к негативным последствиям. С нашей точки зрения и тот, и другой вариант может быть оптимальным для дошкольного учреждения в зависимости от его возможностей, но при обязательном спланированном психолого-методическом сопровождении деятельности педагогов. Возможны следующие формы работы:

- цикл занятий - «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Вопросы адаптации», «Нормативы нервно-психического развития», «Семьи детей раннего возраста» и т.д.

- Освоение практических методов работы через ролевые игры, разбор педагогических ситуаций, тренинги умений.

- Обсуждение трудностей, проблем через диспуты (например «Воспитатель группы раннего возраста, кто он?»), тренинги самрорегуляции («Как бороться со стрессом», «Наши ресурсы»), тренинги личностного роста.

- Индивидуальное консультирование педагогов.

 

Знакомство родителей с ДОУ.

Положительным результатом данного этапа является уверенность родителей, что их ребенку в дошкольном учреждении будет хорошо, его здесь ждут. Важно сформировать положительную установку на сотрудничество детского сада и семьи.

Алгоритм данной работы может выглядеть следующим образом:

· договоренность о встрече (например, по телефону) или предварительная встреча,

· заключение договора с администрацией дошкольного учреждения,

· экскурсия, знакомство со специалистами,

· наглядная информация, памятки,

· знакомство с правилами посещения групп раннего возраста,

· сбор информации – заполнение анкет, карт.

Приведем пример рекомендаций и анкеты для родителей:

Анкета для родителей при поступлении ребенка в дошкольное учреждение

(Заполняется в ходе собеседования)

Ф.И. ребенка__________________________ Дата рождения___________________________ Родители (ФИО, возраст, профессия, образование):

Мама_________________________________________________________________________

Папа_________________________________________________________________________

Другие члены семьи, проживающие с ребенком ______________________ _____________________________________________________________________________

К кому из членов семьи ребенок наиболее привязан______________________ _____________________________________________________________________________

Как переносит разлуку с мамой _____________________________________ _____________________________________________________________________________

Какое настроение преобладает у ребенка в течение дня ____________________________________________________________________________

Как засыпает, привычки при засыпании, длительность дневного сна _____________________________________________________________________________

Аппетит, предпочтения в еде, самостоятельность __________________________ _____________________________________________________________________________

Отношение к горшку___________________________________________________________

Навыки опрятности __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Навыки самообслуживания _____________________________________________________

Вредные привычки _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________Взаимоотношения со взрослыми: родные ________________________________________

 

Незнакомые взрослые _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Контакты с детьми своего возраста___________________________________________

Старшего возраста_____________________________________________________________

Познавательные потребности ____________________________________________________

 

Игры, любимые игрушки __________________________________________________ _____

Что Вас радует в вашем ребенке _____________________________________ _____________________________________________________________________________Как ему помочь в стрессовой ситуации______________________________________ _____________________________________________________________________________

В чем его особенности _________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Стандартные рекомендации по подготовке ребенка

К посещению детского сада.

(БаландинаЛ.А, Гаврилова В.Г. «Диагностика в детском саду». Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С 48 – 50.)

ü Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

ü Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад. Ниже приводится примерный рассказ. Например: «Детский сад - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни детского сада».

ü Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

ü Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например, небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки из тка­ни, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы владеете приемами оригами - тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку - осенью вам проще будет отправлять ребенка в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.

ü Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

ü Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

ü Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

ü Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

ü В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

ü В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

ü Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас.

ü Помните, что на привыкание к детскому саду ребенку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

ü Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.

 

Установление эмоционального контакта с ребенком при посещении семьи специалистами и педагогами, приглашение ребенка с членом семьи в ДОУ.

Целью данной работы будет дальнейшее снижение возможных рисков при поступлении ребенка в ДОУ. Эмоциональный контакт позволяет не только познакомить ребенка со взрослыми, с которыми он будет находиться в детском саду, но задать вектор отношений, перейдя от конфликта «теперь ты останешься у нас» к «нам хорошо вместе», «мы можем ходить друг к другу в гости». Важным условием таких встреч должна быть направленность на ребенка, как главного участника встречи, а не на родителей, что часто происходит при традиционном посещении семьи педагогом. Такая встреча может сопровождаться совместными играми, обменом подарками. Где будет происходить эта встреча – можно решить совместно с родителями. Посещение ребенка дома педагогами группы имеет несомненные преимущества, так как происходит в психологически безопасной среде для ребенка, где он скорее пойдет на контакт с новым человеком. Тем ни менее, часть родителей может быть не готова к этому в силу разных обстоятельств: наличия тех или иных социальных и экономических проблем, страха оценки и т.д. Поэтому важно объяснить родителям цель прихода воспитателя, продумать совместные действия, чтобы эта встреча с ребенком была успешна. Вместе с тем встреча может быть проведена и в условиях ДОУ.

Игры на формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю.

 (из опыта работы «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца)

· Игра «Покружимся».

Материал: два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним.. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро, быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь.

И на землю повалюсь!

· Игра с собачкой.

Материал: игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест» суп, лает, говорит ребенку «спасибо».

· Игра «Кто в кулачке?».

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак).

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперед большой палец).

· Игра «Книжка – угадай-ка».

Материал: записная книжка с проволочной спиралью.

Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.

 

Помимо установления эмоционального контакта в этот период также важно собрать необходимую информацию, продиагностировать ребенка с целью прогноза варианта адаптации.

Рассмотрим некоторые варианты сбора информации:

Примерный план наблюдения и собеседования

(При посещении семьи дома)

Посещение семьи осуществляют 1-2 воспитателя и педагог-психолог.

Время посещения семьи определяют родители.

Полученная информация носит строго конфедициальный характер.

  1. Знакомство с условиями проживания ребенка:

§ Игровым уголком, наличием игр и игрушек,

§ книжным уголком,

§ спальным местом,

§ местом, где проходит кормление.

2. Собеседование педагога-психолога с родителями(во время игр воспитателя с ребенком) для получения информации:

  • состав семьи,
  • система воспитательных воздействий на ребенка (участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий или непоследовательность, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком)
  • режим дня, насколько он приближен к режиму дошкольного учреждения,
  • процесс засыпания, привычки, продолжительность дневного сна,
  • питание – рацион, любимые блюда, как организовано питание,
  • самостоятельность в еде и одевании,
  • одевание – кто и как одевает,
  • прогулки – где проходят, кто из членов семьи чаще гуляет,
  • закаливание – регулярность, способ закаливания,
  • игры – любимые игры и игрушки, самостоятельность в игре,
  • взаимоотношения: преобладание строгости, баловства, ласковые имена, чем можно отвлечь, успокоить,
  •  взаимоотношения со сверстниками (легкость контактов, стиль поведения, возможные агрессивные проявления),
  • вредные привычки,
  • страхи,
  • индивидуальные особенности ребенка: что нужно учитывать педагогам в работе с ним.

Примерный план проведения беседы с родителями в рамках первой встречи.

(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Череповца)

· Причины помещения ребёнка в детский сад и родительские ожидания, связанные с этим;

· Вероятность реализации ожиданий родителей и осознание ими того, от кого это зависит;

· От кого зависит благополучие ребёнка в саду;

· Чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой;

· Ознакомление родителей с разными вариантами адаптации к детскому саду и в соответствии с этим различными вариантами введения детей в группу;

· Прояснение возможностей родителей по оказанию помощи ребёнку во время первого месяца пребывания в детском саду;

· Советы родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.

Для получения информации об особенностях семейного воспитания, следует во время знакомства обратить внимание на следующие моменты:

- дают ли родители ребёнку в первые минуты осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо (например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера);

- заботятся ли родители о самочувствии ребёнка во время пребывания в кабинете;

- доверяют ли родители ребёнку;

- сильно ли опекают;

- жёстко ли контролируют;

- поддерживают детскую инициативу или подавляют;

- рассказывая о ребёнке, говорят ли «мы» вместо «он» (например: «Мы умеем самостоятельно одеваться»);

- доверяют ли родители ребёнка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним;

- откровенны ли родители;

- легко ли вступают в контакт со специалистом, насколько настроены на сотрудничество;

- вступают ли родители в конкуренцию со специалистом;

- соглашаются ли со всем или умеют отстаивать свою точку зрения.

Педагог наблюдает, как ребёнок приспосабливается к новой ситуации. То, как ребёнок будет вести себя в кабинете специалиста, продемонстрирует в определённой мере модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установлению отношений с новыми людьми. Поэтому диагностику развития социальных навыков ребёнка можно сосредоточить на наблюдении за такими чертами характера, как уверенность в себе, самостоятельность и инициативность, способность устанавливать и поддерживать отношения с взрослым, эмоциональная чувствительность, усвоенные простейшие нормы и правила поведения.

 

Знакомство ребенка с ДОУ:

 посещение адаптационной группы, посещение ребенком ДОУ во время прогулок детей с целью получения опыта встреч – прощаний с родителями.

Такая работа может проводиться за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад. В этот период родителям предлагается посещать прогулки в детском саду (утренние, дневные, вечерние). Социальный педагог или педагог-психолог предлагает воспитателям взять на прогулку дополнительный игровой материал и подобрать игры, включающие детей и родителей в совместные игровые действия. При посещении утренних или вечерних прогулок внимание родителей «неорганизованных детей» обращается на «ритуалы» встречи и прощания родителей с детьми.

Все большую популярность приобретают адаптационные группы, которые дети могут посещать с родителями  до поступления ребенка в ДОУ. Режим группы предполагает несколько занятий (4 –5), в ходе которых ребенок вместе с мамой может освоить пространство, где ему предстоит находиться. Такая форма работы, кроме всего позволяет ввести родителя ребенка в пространство детского сада и в дальнейшем сделать его взаимодействие с ДОУ активным.

Требования к проведению занятий с детьми и родителями в адаптационной группе

(из опыта работы «Детский сад

ГИБКИЙ ГРАФИК РАБОТЫ
ОПТИМАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА  
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНЫХ НОРМ  
УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ  
комбинированного вида № 22» г. Череповца)

 

     
РОДИТЕЛИ- УЧАСТНИКИ  
 

 

 


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО:

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ  
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ  
ГРУППОВАЯ КОМНАТА  
УЧАСТОК ДЕТСКОГО САДА

 

Анализ диагностических данных (опросы, наблюдения, карты), прогноз возможной адаптации, варианта ввода ребенка в постоянную группу. Приведем вариант прогноза адаптации:

 

  Степени адаптации     Поведение ребенка:
Легкая адаптация * Ребенок при посещении ДОУ спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Вступает в контакт по своей инициативе, может обратиться с вопросом, попросить о помощи. * Ребенок умеет занять себя сам, использует в игре заместители (понарошку кормит куклу). Способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке. * Речь хорошо развита. Настроение бодрое или спокойное. Эмоции легко распознаются. * Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректирует после них свое поведение. Умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.  * Родители доверяют ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают, если потребуется. * Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, проявляют инициативу и самостоятельность.  
Адаптация средней тяжести * Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога (воспитателя), или через включение телесных ощущений. Может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. * Речь в пределах возрастной нормы. * На замечания и поощрения реагирует ребенок адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения. * Родители часто не доверяют ребенку, делают замечания: «Не бери без спроса. Веди себя хорошо».  * Со специалистом родители откровенны, но чаще держатся на расстоянии. Рекомендации и советы психолога принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.  
Тяжелая адаптация * Контакт сребенком устанавливается только через родителей.  * Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий. * Выглядит встревоженным, замкнутым.   * О развитии речи можно узнать только со слов родителей.    * Родители или игнорируют потребности ребенка, или опекают его во всем. * Родители воспринимают встречу с психологом как экзамен. Они нуждаются в дополнительных консультациях  
  Очень тяжелая адаптация * Во время первой встречи не удается установить контакт с ребенком. * Родители тревожны, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. * Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами. Иногда родители образуют пару:  авторитарный муж – зависимая жена, или авторитарная бабушка – зависимая мать.  

 

 

Прием ребенка в группу.

Прием ребенка должен осуществляться после согласования его сроков специалистами ДОУ и родителями по гибкому графику с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его состоянием здоровья на период приема, прогноза адаптации, наполнением группы. Оптимальным считается прием новых детей с интервалом 5 дней. Как правило, первые дни ребенок посещает группу несколько часов, затем первую половину дня и при привыкании вводится на весь день. Существует множество рекомендаций в педагогической литературе, в основе которых лежит требование к ознакомлению родителей с правилами приема ребенка в группу заранее в доадаптационный период. Основу этих рекомендаций составляют следующие положения:

- Перед приходом ребенка в дошкольное учреждение необходимо проконсультироваться со специалистами (медиками, психологами, педагогами) по вопросам адаптации и возможных трудностей.

- Для лучшего привыкания необходимо сблизить режим дня и питания дома и в дошкольном учреждении.

- Необходимо заранее познакомиться с обстановкой, педагогами и детьми, с которыми ребенок будет посещать группу.

- Не нужно обсуждать тревоги и страхи в отношении детского сада в присутствии ребенка.

- Не нужно оставлять малыша сразу надолго.

- Ребенок должен знать, что его любят по-прежнему. 

При введении ребенка в группу недопустимо:

- Форсирование сроков ввода ребенка в группу.

- Ввод нездорового, даже легко заболевшего ребенка.

- Прием ребенка в кризисные периоды - «кризис 3 лет», который может начаться в уже в 2,5 года. Некоторые исследователи такими периодами считаются эпикризные сроки 1г.3м., 1г.6м., 1г.9м., 2г.., 2г.3м., 2г.6м., 2г.9м., 3года.

- Совмещать этот период и борьбу с вредными привычками.

 

Оценка процесса адаптации.

Каждый ребенок уникален и неповторим, у каждого малыша, приходящего в детский сад, свой маршрут адаптации. Мы можем лишь несколько сгруппировать показатели, чтобы определить наши действия в дальнейшем. Необходимо помнить, что в период адаптации у большинства детей наблюдается регресс в речи, умениях, навыках, снижение эмоционального настроя, различные психологические и физиологические нарушения как ответ на сложную стрессовую ситуацию. Причинами такой ситуации могут быть как факторы, не подлежащие изменению (сама ситуация посещения детского сада, длительное нахождение в большом коллективе детей), так и факторы, которые можно отследить и изменить. К таким факторам относят:

- фрустрация базовых потребностей ребенка,

- строгие дисциплинарные правила, за которыми следует наказание,

- общение с детьми, которые агрессивны и т.д.,

- одновременное общение с несколькими взрослыми.

Во время адаптации ребенка к детскому саду, наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процессов адаптации. Для этого педагогом ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Эти вопросы рассматривались Н.М. Аксариной, К.Л. Печерой и другими авторами. Мы предлагаем вариант, разработанный на базе дошкольных учреждений города Череповца

 

Педагог фиксирует данные наблюдения в специальный протокол, где отмечаются:

Особенности поведенческой реакции:

- отношение к расставанию с родителями,

- эмоциональное состояние,

- аппетит,

- сон,

- общение со сверстниками,

- отношение к уходу из детского сада.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных приводятся ниже краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, -1, -2, -3). Суммарно по всем шести факторам можно получить +18 или -18, в интервале чего и определяется уровень адаптации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ:

Аппетит ребенка

+3 Нормальный аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 Ест до насыщения.

+1 Аппетит выборочный.

-1 Отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2 Ест долго, неохотно.

-3 Отвращение к еде, кормление мучительно, рвота.

Сон ребенка

+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 Сон спокойный.

+1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3 Отсутствие сна, плач.

Социальные контакты ребенка

+3 Охотно играет с другими детьми.

+2 Охотно играет один.

+1 Сдержан, просится на руки; неохотно играет.

-1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

Показатели адаптивности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.163 с.)