Возведение зданий и сооружений в зимних условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возведение зданий и сооружений в зимних условиях



 

Особенности эксплуатации машин и оборудования. Эксплуатация строительных машин и оборудования связана с влиянием низких температур, сильных ветров, снежных заносов. Обычно с наступлением устойчивых отрицательных температур от −30°С и ниже резко снижаются эксплуатационные качества почти всей строительной техники, возникает большое число отказов наиболее нагруженных деталей и узлов. В связи с этим для успешной работы в экстремальных условиях все машины и оборудование должны быть самым тщательным образом подготовлены в соответствии рекомендательными инструкциями.

Особенности производства земляных работ. Мерзлый грунт представляет собой сложную структуру, состоящую из минеральных частиц, льда, воды и воздуха. Замерзание грунта происходит вследствие потери тепла и перехода содержащейся в его порах воды в лед, в результате чего замерзший грунт меняет свои физико-механические свойства.

Промерзание грунта в глубину зависит от его теплофизических свойств, интенсивности и продолжительности воздействия отрицательных температур. Механическая прочность грунтов при замерзании значительно возрастает. Сопротивление мерзлого грунта на сжатие в 3-4 раза больше, чем на растяжение, поэтому целесообразно его разрабатывать не путем раздавливания, а способом скалывания.

В этой связи особую сложность в зимних условиях представляют работы нулевого цикла. Поэтому при разработке мерзлых грунтов особое внимание обращается на объемы работ, механические и физико-механические свойства мерзлого грунта, характер сооружаемого объекта, конкретные условия строительства, возможность применения землеройной техники.

Мерзлый грунт можно разрабатывать следующими способами: подготовкой мерзлых грунтов к экскавации путем их рыхления взрывом, ударом, резанием, вибрацией, сколом и другими способами. Выбор метода и соответствующих способов производства работ определяется инженерно-геологическими условиями конкретной строительной площадки, проектным решением по устройству фундаментов, объемом земляных работ.

Расчет комплекта машин в каждом конкретном случае выполняют на основе сравнения различных вариантов производства работ по технико-экономическим показателям: стоимости, трудозатратам и продолжительности работ.

Особенности производства каменной кладки. В зимних условиях в результате действия отрицательной температуры гидратация цемента в растворе прекращается и раствор превращается в прочную механическую смесь льда, цемента и песка (или извести и песка). Вода, превращаясь в лед, увеличивается в объеме, вследствие чего раствор разрыхляется и его прочность снижается. Поэтому для компенсации потери прочности зимней кладки марку раствора повышают на одну ступень по сравнению с летней кладкой, если она ведется при среднесуточной температуре наружного воздуха до −20°С, и на две ступени − при температуре ниже −20°С.

Выбор способа кладки производится в зависимости от сроков возведения здания, ожидаемых метеорологических условий на период работ, вида сооружения, его высоты. Существуют следующие способы кладки в зимних условиях: кладка способом замораживания раствора; на растворах с противоморозными химическими добавками; возведение конструкций путем прогрева кладки.

Кладка способом замораживания производится на подогретом растворе. Предварительно подогретый раствор способствует лучшему расстиланию и обжатию массой вышележащей возводимой кладки. После укладки раствор сразу же замерзает и в таком состоянии находится до оттаивания кладки весной или при искусственном обогреве. По мере оттаивания раствора происходит гидратация цемента и набор прочности.

Растворы для кладки способом замораживания должны приготовляться в утепленных бетонно-растворных узлах с подогретыми составляющими и иметь к моменту укладки минимальную температуру, не ниже указанной в таблице.

                                                                                                             Таблица

 

Среднесуточная

температура наружного воздуха, °С

Кладка кирпича

Кладка из крупных блоков

            и панелей

при скорости ветра, м/с

до 6 более 6 до 6 более 6
до −10 5 10 10 15
от −11 до −20 10 15 15 20
ниже −20 15 20 20 25

 

Для увеличения несущей способности и обеспечения устойчивости столбов и простенков устанавливают инвентарные хомуты из металлических уголков, стянутых болтами. В промышленных одноэтажных зданиях с высотой стен 6-8 м применяются крепления из вертикальных двухсторонних брусьев-сжимов, стянутых болтами и усиленных оттяжками и подкосами.

Для восприятия деформаций, связанных с неравномерными осадками основания в примыканиях, пересечениях, углах стен, в столбах и простенках укладывают арматурные связи согласно проекту.

Возведение кладки в зимних условиях возможно также на растворах с противоморозными добавками. Химические добавки позволяют снизить температуру замерзания воды в растворе и ускорить процесс твердения раствора. В качестве химических противоморозных добавок используют нитрит натрия, нитрит кальция с мочевиной, поташ, хлористый кальций и хлористый натрий. Количество вводимой в кладочный раствор противоморозной добавки нормируется в зависимости от ее вида и среднесуточной температуры воздуха.

Особенности возведения монолитных бетонных и железобетонных конструкций. Как известно, при температуре ниже 0°С в бетоне прекращаются процессы гидратации и твердение бетона приостанавливается, т.к. бетон замерзает, превращаясь в монолит, прочность которого обусловливается силами смерзания. При этом в бетоне появляются внутренние напряжения, вызываемые увеличением объема свободной воды (примерно на 9 %), что приводит к нарушению кристаллических новообразований, которые в дальнейшем не восстанавливаются. Свойства бетона ухудшаются тем значительнее, чем раньше после укладки произошло его замерзание.

Если бетон к моменту замерзания наберет определенную прочность, то отрицательное влияние замораживания на его свойства невелико, так как оно уже не вносит необратимых нарушений в структуру цементного камня и эта прочность называется критической.

СНиПом предусмотрена критическая прочность бетона монолитных конструкций и монолитных частей сборно-монолитных конструкций не менее 50 % проектной или не ниже 5 МПа, а в предварительно-напряженных конструкциях − не ниже 70 %. В случае нагружения конструкций в зимний период, к моменту замораживания прочность бетона в них должна достигать 100 % от проектной.

Существующие методы зимнего бетонирования подразделяются на две основные группы: 1) с безобогревным выдерживанием бетона и 2) с искусственным обогревом бетона монолитных конструкций.

К методам зимнего бетонирования с безобогревным выдерживанием бетона относят метод «термоса» и его разновидности с применением противоморозных добавок и с предварительным разогревом бетонной смеси. К методам бетонирования с искусственным прогревом бетона относят: электротерическую обработку (электропрогрев сквозной и периферийный, индукционный, греющие опалубки), прогрев бетона паром, горячим воздухом в тепляках, инфракрасными лучами.

Выбор метода зимнего бетонирования производят до наступления зимы с учетом реальных местных условий и ожидаемых температур наружного воздуха, вида применяемых цементов, наличия источников тепла, химических добавок, размеров и назначения конструкций.

Критерием оценки эффективности метода зимнего бетонирования являются затраты по всем показателям и экономический эффект от сокращения продолжительности строительства объекта, приведенные к 1 м3 уложенного бетона.

В зимних условиях температура бетонной смеси в момент укладки в опалубку должна быть не ниже расчетной, необходимой для принятого режима выдерживания бетона. Так, минимально необходимая температура при применении способа «термос» должна быть не менее 25°С, а для бетонов с противоморозными добавками и при использовании электропрогрева − не менее 5°С.

Для получения требуемой температуры смеси воду подогревают до 40-90°С, а иногда при необходимости также подогревают и заполнители. При этом песок, гравий и щебень подогревают до температуры 20-60°С в специальных бункерах с паровыми регистрами или во вращающихся сушильных барабанах. Цемент и тонкомолотые добавки вводят без подогрева.

Особенности монтажа строительных конструкций. По сравнению с другими видами строительных процессов монтаж строительных конструкций не претерпевает каких-либо значительных изменений. Отрицательное воздействие зимы в первую очередь вызывает снижение производительности монтажников и дополнительные затраты труда на вспомогательных операциях. В зимних условиях одновременно с отрицательной температурой наружного воздуха значительные неудобства в работе вызывают сила и продолжительность ветра, которые вынуждают прекращать монтажные работы и делать перерывы для обогрева рабочих. Монтажные работы прекращаются: при ветре силой 6 баллов и более (скорость ветра 9,9−12,4 м/с); при сильном снегопаде и гололедице; на монтаже вертикальных глухих панелей при силе ветра 5 баллов (скорость ветра 7,5−9,8 м/с) и при определенных сочетаниях температуры наружного воздуха и скорости ветра).

В зимних условиях более целесообразно укрупнение конструкций, применение безвыверочного и ограниченно свободного метода монтажа, повышение технологичности конструктивных решений стыков, отказ от мокрых процессов, конструктивное обеспечение удобных условий для выполнения сварочных и антикоррозийных работ.

При выполнении работ нулевого цикла монтаж ж/б конструкций подземной части здания следует вести поточным комплексным методом, совмещая с производством земляных работ. При этом ведущим процессом должен быть принят монтажный, а темпы ведения земляных работ − исключающими промораживания основания. При сильных морозах и необходимости устройства перерывов между отрывкой котлована и устройством фундамента основание необходимо временно утеплять или прогревать переставными тепляками с подогревом.

Возведение одноэтажных промышленных зданий из сборных железобетонных конструкций необходимо вести отдельными монтажными участками. Целесообразно также осуществлять параллельный монтаж двух рядов колонн, что способствует значительному ускорению монтажа вышележащих конструкций. Во всех случаях влияние на выбор размера захватки (или количества монтируемых колонн) оказывает основное технологическое условие − конструкции следующего яруса можно монтировать только после достижения бетоном в стыках колонн с фундаментом 70 % проектной прочности. Заделка стыков в плитах покрытия, связанная с большим объемом работ по очистке стыкуемых поверхностей, может полностью не выполняться в зимний период времени, если это не оказывает существенного влияния на устойчивость смонтированной части здания и на удлинение срока возведения всего здания. Монтаж сборных конструкций многоэтажных и особенно жилых и общественных зданий в зимний период рекомендуется вести с транспортных средств, что значительно сокращает трудоемкость монтажных работ и улучшает качество возводимых зданий.

Для заделки стыков и швов сборных железобетонных конструкций необходимо знать, воспринимают ли они расчетные усилия, имеются ли в них открытые стальные элементы, на основании этих конструктивных особенностей применяют следующие способы заделки стыков: безобогревный с применением противоморозных добавок; обогревный с применением различных способов внесения в бетон или раствор стыка тепловой энергии; комбинированный, при котором применяются противоморозные добавки с последующей тепловой обработкой стыков.

Выбор способа заделки стыков и разработка конкретной технологии производства работ должны учитывать рост напряжений в бетоне стыка, проектируемый рост его прочности и отражать темп возведения сборных конструкций здания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.013 с.)