Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: Понятие и специфические черты культуры.

Поиск

Тема 1: Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации

Вопрос: Нормы и ценности как элемент культуры

Социологи кратко определяют культуру как совокупность норм и ценностей. Таким образом, именно нормы и ценности являются ключевыми элементами культуры.

Ценности - это своеобразные критерии, которые позволяют определить, что значимо для индивида, группы или общества, а что нет, что полезно, что вредно, что является добром, а что - злом и т. д.

Ценности выступают как:

* желательное, предпочтительное для данного социального субъекта;

* служат критерием оценки явления:

* определяют смысл целенаправленной деятельности:

* регулируют социальные взаимодействия;

* мотивируют людей, внутренне побуждая их к деятельности;

* ориентируют индивидов в окружающем мире.

Выделяют различные типы ценностей:

* витальные, связанные с представлениями о здоровой жизни и др.;

* социальные, ассоциируемые с социальным благополучием, общественным признанием и др.;

* политические, воплощающиеся в идеалах свободы, прав человека и др.;

* нравственные, связанные с идеями справедливости, чести, добра и др.;

* смысложизненные, ассоциируемые с представлениями о счастье, це ли и смысле жизни и др.;

* религиозные, связанные с Богом, верой и церковью и др.;

* семейно-родственные, воплощающиеся в крепкой семье, домашнем уюте и др.;

* трудовые, ассоциируемые с мастерством, работой и др.

Попытаемся сформулировать некоторые основные ценности, свойственные большинству социальных общностей: безопасность; престиж; здоровье; свобода; собственность; дружба; образование; любовь; квалификация; семья; труд; вера; власть; патриотизм; статус; самосовершенствование.

То или иное общество, та или иная социальная или этническая группа, тот или иной индивид имеют свою систему ценностей.

Разная система ценностей существует у представителей различных классов. Американские социологи заметили, что родители из высшего класса воспитывают в своих детях чувство собственного достоинства и творческие способности, а родители из низших классов - трудолюбие и дисциплинированность.

Отличаются системы ценностей, выраженные в менталитете различных этнических групп. Так, у американцев больше всего ценятся свобода, индивидуализм, предприимчивость. Русский менталитет отличается идеями порядка (которого, правда, никогда нет), справедливости, терпения. Ну а в системе ценностей белорусов важное место занимают толерантность, практичность, консерватизм.

У каждого индивида тоже своя система и иерархия ценностей. Одни выше всего ставят деньги, другие - власть, третьи любовь. Выбор тех или иных ценностей и индивидуальное отношение к ним называют ценностными ориентациями.

Тема 1: Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации

вопрос: Понятие и специфические черты культуры.

Только в восемнадцатом столетии под культурой стали понимать «уровень развития духовных и практических навыков различных народов». Однако осмысление тех или иных сторон этого социального явления имело место уже в древних цивилизациях. Древние греки проводили различие между своей «воспитанностью» и «дикостью» варваров, тем самым определяя особенности культуры различных народов. Философы античности сопоставляли «природное» и «нравственное». В средние века в европейской философии сложился определенный комплекс идей, породивших впоследствии понятие «цивилизация», тесно связанное с культурой.

Проблемы культуры осмысливаются философами XX века различно. Но пристальное внимание к ним несомненно. Интересный факт: с 1871 по 1919 гг. было дано 7 определений культуры, с 1920 по 1950 гг. появилось еще 150. В настоящее время, полагают исследователи, таких определений от 500 до 1000. Это свидетельствует о том, что круг явлений, охватываемых этим понятием, чрезвычайно широк.

Отметим, однако, что при всем разнообразии взглядов на культуру есть то, что объединяет самых различных теоретиков. Оно содержится в самом слове «cultura» и со времен Цицерона означает «возделывание», «обработка», «уход», «улучшение». Слово «культура» противопоставлено другому понятию — «natura», т. е. природа. Следовательно, под культурой понимается прежде всего «созданное», «внеприродное».

Мир культуры, любой предмет или явление, входящее в этот мир, воспринимаются не как результат действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано природой.

Популярный философ XX века Зигмунд Фрейд подчеркивает, что «термин «культура» обозначает всю сумму достижений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми».

В XX веке возникает убеждение во «всесилии культуры». «Не в политике, не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества», — считает Н. Бердяев. Такому убеждению способствуют те черты культуры, которые признаются большинством современных исследователей. Отметим наиболее важные из них.

Во-первых, культура есть явление социальное. С одной стороны, она не существует «вне человека», а следовательно, не может существовать «вне общества». С другой стороны, нет ни общества, ни социальной группы «вне культуры»: «культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его».

Во-вторых, культура — это уровень самосознания общества в конкретный период человеческой истории. С этой точки зрения культура есть исторический процесс, т. е. совокупность постоянно изменяющихся явлений. Развитие культуры определяется и внешними факторами, и внутренними специфическими законами, присущими той или иной сфере культуры.

В-третьих, культура есть процесс творческий. В этой связи интересно высказывание академика Д. С. Лихачева: «Вся история человеческой культуры есть цепь последовательных открытий человека». Человек творит культуру, культура творит человека. В философском понимании культура рассматривается как определенный тип человеческой деятельности, как «способ деятельности человека по овладению, миром». Другими словами, «культура выражает меру овладения человеком своих отношений к самому себе, к обществу, к природе».

В-четвертых, культура определенного общества в конкретный исторический период — это многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — «живая» человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие и передающая это наследие новым поколениям.

В-пятых, культура диалогична по своей сути. Она предполагает понимание и освоение феноменов культуры, и на этой основе включенность в культурный процесс потребителей культуры – народных масс, личностей, различных социальных групп. Культура не просто творит человека, созидающего, она творит человека свободного. Мало того, она в состоянии помочь человеку освободиться от самой страшной зависимости, от духовного рабства. Общество свободно настолько, насколько свободна культура, а культура свободна в той степени, в какой свободен человек.

Обладая художественной культурой, человек самостоятельно и осознанно выбирает лучшее, что создано творческим гением человечества, и делает это личностными ценностями собственного бытия. Владея политической культурой, человек свободно выбирает соответствующие его взглядам политические программы и лозунги, определяет свою позицию в отношении тех или иных политических движений, партий и их лидеров. Повышая свою экономическую культуру любой человек на основе собственных знаний может оценить многие явления экономической жизни и своего коллектива, и страны в целом. В конечном счете, свободным человека делает профессиональная культура. Работник, владеющий своей профессией и ее секретами, всегда исполнен чувством чести и достоинства. Он знает, что для него всегда найдется место в жизни, как бы трудно она ни складывалась.

В соответствии с указанными чертами культура делится на материальную и духовную.

В первой выделяется культура труда и материального производства, культура быта и топоса (места жительства), физическая культура.

Духовная культура включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую и религиозную культуру.

В этой связи наиболее общепринятым выступает определение культуры, данное в Декларации Всемирной конференции ЮНЕСКО по культурной политике (август 1982 г.): культура есть комплекс характерных материальных, духовных, интеллектуальных и моральных черт общества, включающий различные виды искусства, образ жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиции и верования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.008 с.)