Практическое занятие, рассчитано на два занятия, так как чтение текста романа займет достаточно времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие, рассчитано на два занятия, так как чтение текста романа займет достаточно времени.



1. Развитие реалистической литературы в Англии. Школа Диккенса.

2. Общие сведения о творчестве Чарльза Диккенса (1812 – 1870).

3.  Образы детей в его романах. «Приключения Оливера Твиста» (1837).

4. Судьба главного героя. Художественное мастерство Диккенса. Биологическое начало в изображении «генетически непорочного» ребёнка и «исконных преступников».

5. Сложность, противоречивость образа Нэнси. Близость Диккенса Ф.М. Достоевскому. «Приключения Оливера Твиста» в России. Оливеры Твисты в произведениях западноевропейских и русских писателей конца ХIХ – начала ХХ вв. (Гектор Мало, Д.В. Григорович, А.И. Свирский и др.).

 

Вопрос 1. Развитие реалистической литературы в Англии. Школа Диккенса.

Английский реалистический роман первой половины XIX в. складывался в трудные для Англии годы. Избирательная реформа 1832 г., "закон о бедных", отменивший пособие по безработице, 1840-е гг., которые сами англичане называли "голодные сороковые", предельно обострили общественную жизнь. Выдающий представитель английского критического реализма - Чарльз Диккенс (1812-1870). На первом этапе творческой деятельности (1834-1842) он создает юмористические рассказы и очерки, комическую эпопею "Записки Пикквикского клуба" (1837), а также первые социальные романы "Оливер Твист", "Николас Никльби", "Лавка древностей", в которых прослеживается формирование творческой манеры писателя-реалиста. В романах еще ощущается зависимость от романтической традиции. Важным композиционным элементом становится мотив "тайны". Стиль Диккенса формирует переплетение юмора, дидактики, приподнятого морализирования. В расстановке персонажей подчеркнуто деление на положительных и отрицательных героев ("добрых и злых"), причем принцип деления - моральная норма.

Усиление сатирического начала характеризует второй период творчества Диккенса - 1843-1848 гг. Центральное произведение - роман "Домби и сын", в котором почти неощутима присущая ранним произведениям писателя зависимость от образцов просветительского романа XVIII в. Главное место в романе начинает занимать углубленный психологический анализ, реалистические портреты главных действующих лиц, подаваемых более полно, исчезает схематизм и однолинейность изображения. т1850-е гг. (третий период творчества) отмечены созданием романов, изображающих широкую картину социальной жизни Англии: "Холодный дом", "Тяжелые времена", "Крошка Доррит". Одновременно в творчестве Диккенса усиливается внимание к запутанной интриге, необычным психологическим ситуациям. Существенное место в поэтике его романов занимает символика. В последний период творчества, 1860-е гг., писатель постепенно отходит от изображения социальных конфликтов, сосредоточив основное внимание на раскрытии психологии героев (незаконченный роман "Тайна Эдвина Друда"). Другим крупнейшим представителем критического реализма XIX в. предстает Уильям Теккерей (1811 -1863). Его литературно-критические статьи сыграли значительную роль в становлении английского реализма. Полемизируя с романтиками, он требует от художника строгой правдивости. "Пусть правда не всегда приятна, но лучше правды нет ничего". Как романист Теккерей выступил продолжателем просветительской сатирической традиции Филдинга и Смоллетта. Данное качество наиболее ярко проявилось в "Книге снобов" (1847) и "Ярмарке тщеславия" (1848). Автор не склонен изображать человека ни отъявленным негодяем, ни идеальным существом - даже такая хищница, как Бекки Шарп, не лишена своеобразного обаяния изворотливого ума. В отличие от Диккенса он избегал счастливых концовок. Сатира Теккерея пронизана скептицизмом: писатель не верит в возможность изменения жизни. Он обогатил английский реалистически роман введением авторского комментария.

 

 Вопрос 2. Общие сведения о творчестве Чарльза Диккенса (1812 – 1870).

Творчество Чарлза Диккенса (Charles Dickens, 1812—1870) — явление уникальное. Сила его воображения создала совершенно особый мир, который порой кажется несколько нереальным за счет присущей методу писателя гиперболизации. Но вместе с тем это мир, в котором раскрываются противоречивые человеческие характеры и тонко анализируются сложнейшие душевные движения. Диккенс не объединял свои романы в циклы, как Бальзак, но викторианская Англия возникает перед его читателем со всеми своими противоречиями, со всем злом и добром, ей присущими. Счастливые концы романов Диккенса иногда вызывают некоторое недоумение, но писатель верил в конечное торжество Добра, Человечности, Справедливости и самим построением сюжета произведений утверждал их победу.

До настоящего времени не решен вопрос: кто Диккенс — романтик или реалист по основам своего мировосприятия и главным принципам изображения действительности? Е. Ю. Гениева отмечала: «Это романтик-мечтатель, жаждавший Правды, создавший в своих романах гигантские гротески не только сил зла, но и добра. Но он же трезвый, суровый реалист, писатель-демократ, отразивший глубокие социальные, политические и экономические сдвиги, которые переживала Англия в период 1830—1870 гг.»1. Г. К. Честертон утверждал, что «Диккенс любил писать как романтик и хотел писать как реалист». Исследователи постоянно пишут о связи романов Диккенса со сказкой, ибо гипербола, счастливое разрешение самых трагических и, казалось бы, безысходных коллизий благодаря вмешательству благородных героев, чаще всего чудаков, заставляют вспомнить именно сказочную конструкцию произведения. Однако, по словам Т. И.Сильман, счастливый конец романов Диккенса не дает забыть, как бывает страшен и уродлив мир, в котором обречен существовать человек. Как и всегда, герои романа Диккенса принадлежат к различным социальным кругам. Стирфорды — аристократы, Пегготи — рыбак, бабушка Бетси Тротвуд — рантье, сам Дэвид собирается стать юристом, им же является мистер Уикфилд; та же профессия у Урии Хипа. Деление на носителей доброго и злого начал продолжает оставаться. Идеи добра несут в себе бабушка, Агнес, няня Пегготи и ее брат, мистер Дик. Злое начало воплощено в Урии Хипе, брате и сестре Мардстонах, учителе Крикле. Однако нет абсолютного деления героев по нравственным принципам: Стир- форд не только бесчестный соблазнитель, а Марта и Эмили, хотя и совершили безнравственные поступки, отнюдь не погибшие создания. Неоднозначен и характер Доры, она очень мила и добра, но совершенно не приспособлена к реальной жизни. Она именно Цветочек, как ее называет бабушка. Ч. Диккенс создал своего рода энциклопедию жизни Англии середины XIX в. Его романы, где действуют порой совершенно невероятные существа, передают типические явления времени. Юмор, ирония и сатира Диккенса реализуются как в сюжетах, так и в характерах персонажей. Его метод эволюционирует от изображения частных проблем к обрисовке основных черт эпохи. Изменения в передаче мира связаны с углублением психологии личности и вниманием к ее истокам в прошлом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.006 с.)