Тема: «Авторская песня. Булат Окуджава» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Авторская песня. Булат Окуджава»



Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Цель урока:  познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Б. Окуджавы:

дать понятие о литературном жанре – авторская песня; продолжить работу над выразительным словом.

 

Ключевые слова:
бард, авторская песня

Основные понятия:

Авторская песня – это исполнение поэтом своих стихов, положенных им же на музыку, чаще всего под гитару.

Используемая литература:

 

Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

 https://tvkultura.ru/video - Любимые песни. Булат Окуджава –телеканал Культура Дата обращения 31.05.2020

Ход урока

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

Пусть будет дверь открыта…

Булат Окуджава

 

Ребята, на этом уроке вы познакомитесь  с жизнью и творчеством русского поэта, работавшего в жанре авторской песни. Этот жанр многогранен: творчество поэта-певца Владимира Высоцкого совсем не походе на творчество Юрия Визбора, а стихи-песни Юрия Шевчука на стихи Александра Башлачева. Авторская песня – демократичнейшее из искусств, так как не отделяет слушателя от исполнителя, а приглашает его в дружеский круг, где можно подпевать. Сегодня мы будем вести разговор о Булате Окуджаве.

Объяснение нового материала

План:

Понятие авторской песни.

Творчество Булата Окуджавы.

Понятие авторской песни

 «Бард», «менестрель», «актёр-певец», «самодеятельная песня», «авторская песня» - такие определения давались и даются этому литературному жанру и его авторам. Авторская песня включает в себя «умение писать стихи, музыку, иг рать на гитаре, быть артистичным, чуть психологом (ибо как работать с тысячными залами?). Ещё важнее другое: объединить всё это в одном человеке. (И.П.Михалёв)

   Вероника Долина так объяснила, что значит для неё авторская песня: «Когда берёшь гитару, она тихонько подпевает тебе и учится, тоже учится подпевать голосу. Гитара подстраивается к голосу сама, а потом – голос к гитаре.

Авторская песня… это та самая, где очень важно присутствие автора. Это песня, не предназначенная для исполнителя. Во всяком случае, мне не знаком автор, пишущий стихи с гитарой в руках, который искал бы исполнителей своих песен».

Микаэл Таривердиев, композитор, отмечал, что для него «барды – явление   драгоценное… Бард в трёх лицах: он автор стихов, автор музыки, он же исполнитель. И пусть его голос подчас уступает по красоте голосу настоящих певцов, а стихи не всегда идеально отточены, но поразительная мера искренности, помноженная на личное, заинтересованное восприятие мира, составляет… драгоценность его творчества».

Авторская песня – это наше отечественное явление, которое возникло в 40-е годы XX века. Истоками жанра авторской песни стали

· Русская народная песня

· Романсовая традиция классической поэзии (н-р, романсы Вертинского)

· Солдатские песни военных лет

· «дворовый» фольклор.

В начале 50-х мощный пласт авторской песни появился в студенческой среде. Эти песни сочиняли и пели студенты и туристы, в них описывались дорожные впечатления и любовные неудачи, в них выражался тот же романтический настрой, что и в эстрадных песнях о монтажниках-высотниках, целинниках и геологах. Только в темах и языке они были раскрепощеннее, и вместо пламенных призывов предлагали доверительный дружеский разговор.

Авторская песня сложилась на исходе 50-х годов и стала выразительной приметой демократизации общественной жизни и культуры после ХХ съезда КПСС. Минуя печатное слово, а значит, и цензуру, она обращалась к широкой аудитории, численно превосходившей даже самые большие тиражи поэтических сборников. В этом отношении авторская песня – родная сестра так называемой эстрадной лирики, собиравшей тысячи слушателей на поэтических вечерах в Лужниках.

Преимущество жанра состояло в том, что именно в нём ставились во главу угла именно стихи, поэтический текст. Отсутствие композиторского и исполнительского профессионализма придавало песне особую естественность.

Авторская песня имеет свои истоки в русской культуре. Она связана, во-первых, с традицией так называемого блатного фольклора, получившего широкое распространение в годы «оттепели», после массового возвращения на свободу узников из сталинских лагерей. Вчерашние политзаключенные «привезли» с собой множество лагерных песен. Авторы их не всегда афишировали своё имя, ибо такое сочинительство могло обернуться для них большими неприятностями. «Под конец оттепели авторы… осмелели настолько, что имена свои перестали прятать».

Авторская песня воскрешала и традиции городского романса, и туристической песни, многие мотивы и интонации которой она вобрала. Вообще авторская песня выражала внутренний мир человека, открывшего для себя новые, гуманистические ценности. Не случайно этот жанр очень раздражал власть, а лучшие барды тех лет так или иначе оказывались в опале.

 

Бардов принято делить на поколения 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х … И все же самые яркие годы для авторской песни – это 50-60-е годы. Они дали больше всего имен и песен, чем все последующее:

  • Писатель Булат Окуджава;
  • Актер, поэт Владимир Высоцкий;
  • Драматург Александр Галич;
  • Журналист Юрий Визбор;
  • Журналистка, поэтесса Ада Якушева;

          Драматург, поэт Юлий Ким

Творчество Булата Окуджавы

Песни Булата Окуджавы вошли в жизнь россиян как-то сразу и, как оказалось, надолго. Они заметно отличались от тех, что звучали тогда, в 50-х, на концертах, по радио, на пластинках, и от тех, что пели дома.

На фоне тогдашнего репертуара совершенно необычными казались слова и интонации, пришедшие с песнями Булата Окуджавы. Уже сами эти словосочетания и образы – «Часовые любви», «ситцевые женщины», «Мои кредиторы – молчаливые Вера, Надежда, Любовь…». Удивляла и радовала фраза о влюбленных парах на рассветных московских улицах – тихая, на убежденная: «Признаю только эти войска». И совершенно непривычно, хлестко звучало сказанное о недавней войне слово «подлая» в песне, которая сразу стала одной из самых наших любимых. Оказалось, что о Великой Отечественной и о гражданской можно петь так, как никто до тех пор не пел.

Оказалось, что обыденное может мгновенно превратиться в сказочное, что к женщине подобает обращаться «Ваше Величество» и что для песни иногда достаточно всего четырех строк:

В саду нескучном тишина,

Встает рассвет светло и строго.

А женщину зовут Дорога…

Какая дальняя она…

Не только по словам, не только по мелодии, но, прежде всего, по тону, по интонации. Это была интонация общения, беседы. Эти песни были адресованы не столько всем вместе, сколько каждому в отдельности. Окуджава не столько пел, сколько напевал. В таких речевых оборотах, как «мой дорогой», «а мы с тобой, брат…», «извините», «знаете», «пожалуйста», - словечках, казалось бы, необязательных, и даже, как утверждал один из критиков «совершенно лишних», возникала в песенном диалоге столь дефицитная, столь желанная, столь необходимая в переломное время пятидесятых годов атмосфера искреннего человеческого внимания и взаимопонимания.

Рядом с Окуджавой с магнитофонных лент звучали голоса Юрия Визбора, Юлия Кима, Александра Галича, Новеллы Матвеевой. Но их песни были в большей степени искусством, а песни Окуджавы – в большей степени жизнью.

Потребность в жанре, который позже назовут «авторской песней», оказалось чрезвычайно велика. Термин этот появился много позднее и связан он с творчеством Владимира Высоцкого. Но само это явление (бард – эстрадный исполнитель поэтического произведения, им же самим положенного на музыку), столь широко распространенное, например, во Франции, было давно известно в русской культуре, стоит вспомнить хотя бы песни Александра Вертинского.

Для радио, фирмы «Мелодия» и Мосэстрады песни Окуджавы оказались в те годы непривычными и даже неприемлемыми, большинство слушателей впервые познакомились с ними в «магнитофонном исполнении». Но страна влюбилась в эти песни, прежде всего, потому, что они были добры, мужественны, красивы. Но именно они и вызвали такую сокрушительную критику, какой не подвергался ни один из «предшественников» Окуджавы.

Что же такого было в этих песнях, что вызвало столь радостное принятие одних и яростное негодование других? Внимательно всматриваясь в биографию Окуджавы, мы можем теперь понять, что его «внезапное» и довольно позднее увлечение песенным творчеством (ему было далеко за 30) не случайно. Судьба этого человека, никогда не учившегося музыке, складывалась так, что его детство и юность оказались интенсивно насыщенными самыми разнообразными музыкальными и звуковыми впечатлениями.

В раннем детстве, месяцами живя то в Москве с родителями, то в Грузии с бабушкой-армянкой, мальчик говорил и по-грузински и по-армянски. Потом случилось так, что ни по-грузински, ни по-армянски говорить не приходилось. Знание слов ушло, но чувство этих звучных языков осталось в глубине памяти. В 1937 году его отец, видный партийный работник, был арестован и вскоре расстрелян. Мать сослана в один из карагандинских лагерей. Сын с ней встретился только через 10 лет. Тринадцатилетнего мальчика родственниками удалось спрятать и тем самым спасти от детского дома, куда было положено «сдавать детей» «врагов народа».

 

 Стихотворение «Мой отец»

Он был худощав и насвистывал старый, давно позабытый мотив,

И к жесткому чубчику ежеминутно его пятерня прикасалась.
он так и запомнился мне на прощанье, к порогу лицо обратив,

А жизнь быстротечна, да вот бесконечной ему почему-то казалась.

Его расстреляли на майском рассвете, и вот но уже далеко.

Все те же леса, водопады, дороги, и запах акаций острый.

И кто-то ж кричал: «Не убий!» одинокий…

И в это поверить легко,

Но бредили кровью и местью святою все прочие братья и сестры.

И время отца моего молодого печальный развеяло прах,

И нету надгробья, и памяти негде над гробом склониться, рыдая.

В те, что виновны в убийстве, и сами давно уже все в небесах,

И там, в вышине, их безвестная стая кружится, редея и тая.

В учебниках школьных покуда безмолвны и пуля, и пламя, и плеть,

Но чье-то перо уже пишет и пишет о том, что пока безымянно.

И нам остается, пока суд да дело, не грезить, а плакать и петь.

И слезы мои солоны и горючи. И голос прекрасен…

Как странно.

Только через 1,5 года Булат Окуджава смог вернуться в родной арбатский двор, продолжить учебу в московской школе. Из 9 класса ушел на войну. Был минометчиком, связистом и взводным запевалой.

Из автобиографического рассказа «Утро красит нежным светом»:

«Бедный капитан Качаров! Мы все-таки дожали его в один прекрасный день.

- Ладно, - сказал он, еле сдерживаясь, - черт с вами! Завтра приедете с кружкой – ложкой. В 9.00.

- А повестки? – спросили мы.

- Бюрократы! – закричал он. – Какие повестки, когда я вас самим говорю!

Но, увидев наши лица, швырнул розовые листки, отошел к окну и прохрипел оттуда:

- Сами будете заполнять, черт вас дери! Моя рука не виновата, запомните. Сами пишите!

Юрка отнес повестку мне, а я – ему».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.017 с.)