Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания к выполнениюСодержание книги Поиск на нашем сайте
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (КОНТРОЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ 20.05.01 Пожарная безопасность ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Э К О Л О Г И Я» (наименование дисциплины согласно учебному плану)
базовой части математического и естественнонаучного цикла
Донецк, 2018 г.
Методические указания к выполнению индивидуальных (контрольных) заданий по дисциплине «Экология» / Сост. Хазипова В.В., Сокуренко Е.Л., Кипря А.В. -Донецк, ГОУВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР.- 2018. - 61с.
Работа представляет собой методические указания и индивидуальные (контрольные) задания для самостоятельного изучения курса "Экология" студентами направлений подготовки: 20.05.01 Пожарная безопасность и 20.03.01 Техносферная безопасность. Она включает основные формулы и справочные данные, индивидуальные задания и рекомендации к их выполнению, вопросы для подготовки к зачету, тесты, список рекомендуемой литературы.
©-ГОУ ВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР 2018г. СОДЕРЖАНИЕ стр. Введение....................................................................................................4 1. Основные задачи дисциплины "Экология"........................................5 2.Общие методические указания.............................................................6 3. Основные формулы и справочные данные..........................................9 4. Контрольные задания...........................................................................19 5. Темы рефератов.....................................................................................29 6. Перечень вопросов для подготовки к зачету......................................30 7. Тесты.......................................................................................................32 8.Литература..............................................................................................59
ВВЕДЕНИЕ Преподавание дисциплины "Экология" представляет собой реализацию концепции непрерывного экологического образования в ВУЗе, разработан ной в соответствии с государственной программой. Из всех живых организмов человек более других пытается изменить природу, используя и приспосабливая ее для своих нужд. С развитием науки и техники люди получают все более мощные орудия воздействия на природу. Это позволяет им вторгаться в микро- и макромиры, во все процессы, протекающие в биосфере. Вот что писал В. И. Вернадский еще в 1925 г.: «Человек уничтожил девственную природу. Он внес в нее массу неизвестных ранее химических соединений и форм жизни - культурных пород животных и растений. Он изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришел в состояние непрестанных потрясений». В своей деятельности человек, как правило, не осознает, что нарушает закономерности протекания природных процессов, вызывает нежелательные для себя изменения и не предвидит последствия. Но если до некоторых пор механизмы саморегуляции биосферы компенсировали возмущающие антропогенные (гр. anthropos - человек, genos - происхождение) воздействия, то особенностью современного этапа развития планеты является то, что система производства и размах человеческой деятельности достигли масштабов, сопоставимых с масштабами природных явлений. По словам В. И. Вернадского, «человечество стало геологической силой, сравнимой с силами самой природы». Действительно, подземные ядерные взрывы по мощности сравнимы со слабыми и средними сейсмическими толчками. Аварии на АЭС в Гаррисберге (США, 1979), Чернобыле (Украина, 1986); утечки ядовитых веществ на химических заводах в Севезо (Италия, 1976), Бхопале (Индия, 1984), Череповце (Россия, 1987); потери при транспортировках и хранении вредных веществ и т. п. - все эти техногенные катастрофы, не говоря уже об угрозе ядерной войны, вполне сопоставимы с крупными природными катаклизмами. Разрушительная деятельность человека породила конфликт между обществом и природой, создала проблемы, которые получили название экологических. Эволюция природных процессов и явлений, в том числе и человека, в конечном счете привела мировое сообщество к озабоченности судьбой биосферы, представляющей собой ныне нераздельное единство природных, техногенных и духовных элементов. Поэтому угроза существованию земного дома связана с угрозой разрушения и дома духовного. Экологические проблемы - общечеловеческие проблемы, так как биосфера не признает государственных границ. Общечеловеческие проблемы порождают и общечеловеческие задачи. Сохранить жизнь на Земле - более важной задачи перед человечеством не стоит. Решение экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. И теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука экология. Только знание экологических законов - законов развития природных и социальных процессов - позволит поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Природоохранные мероприятия, не обоснованные научно, бесполезны, а часто даже вредны, так как могут входить в противоречие с законами природы. Фундаментальные естественные науки в технических вузах традиционно были представлены лишь физико-математическими и химическими дисциплинами, такими, как математика, физика, химия, информатика, теоретическая механика, и т. п. С 1994 г. впервые в цикл этих дисциплин введена экология, так как в современных условиях необходима ликвидация пробела в фундаментальном образовании с целью повышения экологической грамотности в контексте общечеловеческой культуры и цивилизации. Новая дисциплина для студентов академии гражданской защиты МЧС призвана: - познакомить студентов с основами фундаментальной экологии; - способствовать формированию экологического мировоззрения и представлений о человеке как части природы; - научить видеть последствия влияния профессиональной деятельности и природных катастроф на окружающую среду и здоровье человека; - убедить в необходимости научно обосновывать природоохранные мероприятия и пытаться находить баланс экономических и экологических интересов людей; - помочь осознать ценность всего живого и невозможность выживания человечества без сохранения биосферы. Основной целью изучения данного курса является освоение общих законов организации (структуры, свойств) и функционирования (движения, развития) экологических систем на количественном уровне и формирование у студентов на базе современного научного экологического мировоззрения, характеризуемого острым глубоким осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества, от решения которых зависят условия и время жизни нашей цивилизации на Земле.
1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ "ЭКОЛОГИЯ"
1. Создание у студентов достаточно высокой теоретической подготовки на базе современных достижений в области экологической науки. 2. Изучение общих законов организации и функционирования экосистем различного иерархического уровня. 3. Овладение приемами и методами решения конкретных задач и ознакомление с современной научной методикой, электронно-вычислительной техникой. 4. Формирование умения выделитъ конкретное экологическое содержание в прикладных задачах. 5. Формирование у студентов научного экологического мировоззрения и мышления. Решая задачи курса "Экология", необходимо уделить особое внимание вопросу о роли математики в современной экологической науке и в связи с этим математизации курса. При этом следует исходить из того очевидного факта, что для решения сложных, многомерных динамических задач описания, прогнозирования, оптимального использования и рационального моделирования разнообразных экологических систем необходим количественный и системный подход, осуществление которого немыслимо без широкого использования математических моделей и ПЭВМ. Цель данного методического пособия - оказать помощь студентам в изучении дисциплины "Экология". В данной работе приведены условия контрольных заданий, необходимые справочные материалы к выполнению индивидуальных заданий, вопросы для подготовки к зачету, тесты, список рекомендуемой литературы.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Основной формой обучения студента-заочника является самостоятельная работа над учебным материалом. Для облегчения этой работы проводятся установочные лекции, семинары, консультации, организуется проверка и очное рецензирование контрольных заданий, а также принимается зачет. Для студента-заочника процесс изучения основ экологии состоит из следующих видов работ: - проработка установочных лекций; - самостоятельная работа над учебниками и учебными пособиями; - выполнение контрольных заданий или работа над рефератом; - участие в работе семинаров; - сдача зачета. При самостоятельной работе над учебным материалом рекомендуется: - составлять конспект, в котором записывать основные законы и положения, определения основных понятий, сущность экологических закономерностей и методов исследования; - изучать курс экологии систематически, так как в противном случае материал будет усвоен поверхностно и существенно увеличиваются затраты времени на его усвоение; - пользоваться, в основном, одним учебником или учетным пособием, чтобы не утрачивалась логическая связь между отдельными вопросами; - активно использовать возможность получить консультации у преподавателя. Контрольное задание позволяет закрепить теоретический материал. В процессе изучения курса студент-заочник должен выполнить одно контрольное задание. Содержание контрольного задания отражает теоретический материал следующих разделов программы: 1. Наука экология. 2. Экосистемы и законы их функционирования. 3. Энергия в экосистемах. 4. Круговорот веществ. 5. Условия существования живых организмов на Земле. 6. Глобальные проблемы. 7. Окружающая среда и здоровье человека. 8. Решение экологических проблем антропогенного происхождения. Каждое контрольное задание включает 5 задач. Определение варианта проводится по представленной ниже таблице в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки.
Таблица 1. Варианты контрольных работ
Для успешного выполнения заданий вашего варианта достаточно знаний прочитанного вам курса "Экология", также предполагается, что студенты имеют достаточную подготовку по физике, химии, биологии и математике.
При выполнении и оформлении контрольного задания необходимо соблюдать следующие правила: 1. На титульном листе указать номер варианта контрольного задания, название дисциплины, фамилию, инициалы студента, его специальность, группу (пример титульного листа приводится в приложении). 2. Контрольную работу следует выполнять аккуратно, оставляя поля для замечаний рецензента. 3. Задачи своего варианта переписывать полностью, а заданные параметры выписать отдельно, при этом все числовые величины должны быть приведены в одну систему единиц. 4. Для пояснения решения задач, где это нужно, сделать чертеж. 5. Решение задач и используемые формулы должны сопровождаться пояснением. 6. В пояснении к задаче необходимо указывать те основные понятия и формулы, на которых базируется решение данной задачи. 7. Точность расчета определяется числом значащих цифр исходных данных. Константные величины и другие необходимые для выполнения контрольных заданий справочные данные выбираются из таблиц методического пособия. При выполнении контрольных заданий следует указывать учебники и пособия, которые использовались студентом при выполнении работы. Контрольные задания, представленные без соблюдения указанных правил, а также, задания, выполненные не по своему варианту, зачитываться не будут. Зачет контрольного задания производится при устном собеседовании по задачам своего варианта. На зачетах в первую очередь проверяется усвоение теоретического материала по программе курса, а также умение применять полученные знания к решению задач, в частности, задач выполненного варианта контрольного задания. Методические указания соответствуют целям, задачам и требованиям рабочей программе данной дисциплины.
ТЕМА 1. НАУКА ЭКОЛОГИЯ Предмет, методы и историческое развитие экологии. Структура современной экологии.
ТЕМА 2. ЭКОСИСТЕМЫ И ЗАКОНЫ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Структура и функционирование экосистем. Виды экосистем. Общие закономерности организации биосферы Земли как глобальной экосистемы.
ТЕМА 3. ЭНЕРГИЯ В ЭКОСИСТЕМАХ Законы преобразования энергии. Формы и качество энергии. Поток энергии и продуктивность экосистемы. Энергетические типы экосистем. Энергия и деньги.
ТЕМА 4. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ Глобальный круговорот вещества. Круговороты газообразных веществ. Осадочные циклы. Возврат вещества в круговорот.
ТЕМА 5. УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ Абиотические, биотические и антропогенные факторы среды. Лимитирующие факторы среды. Правило Либиха. Адаптационные возможности живых систем. Гомеостаз.
ТЕМА 6.ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Проблемы цивилизации. Энергетические проблемы. Демографическая и продовольственная проблемы. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Антропогенное эвтрофирование. Деградация наземных экосистем.
ТЕМА 7.ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Состояние биосферы и болезни. Биологические факторы риска. Химические факторы. Физические факторы. Добровольный риск.
ТЕМА 8. РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ АНТРОПОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ Экологическая защита и экологическая безопасность. Государственный экомониторинг и производственный контроль. Санитарно- гигиеническое нормирование. Отходы, их классификация и утилизация. Экономические аспекты экологической безопасности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.2.251 (0.012 с.) |