Вопрос1 Предмет, задачи и основные категории педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос1 Предмет, задачи и основные категории педагогики.



Вопрос2 Система педагогических наук.

В настоящее время педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. Современная система педагогических наук включает в себя круг самостоятельных наук:

1. История педагогики – изучающая развитие педагогических идей и идей воспитания в различные исторические эпохи.

2. Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспи­тания, образования и обучения. Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела: теоретические основы, дидактику (теорию обучения), основы воспитания, школоведение (система управления школой и деятельность органов управления образованием);

К общепедагогическим наукам относятся:

• возрастная педагогика,

• изучающая особенности воспитания человека на разных возрастных этапах;

• специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии;

• социальная педагогика, осуществляющая разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых;

• исправительно-трудовая педагогика, содержащая теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;

• этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания;

• лечебная педагогика, разрабатывающая систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, контактирующих с больными школьниками.

К функциональным наукам относятся:

• профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда;

• отраслевая (производственная) педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, медицинской, юридической, культурно-образовательной и др.);

• педагогика повышения квалификации и переквалификации специалистов;

• предметные методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений и помогают учителю в подготовке и проведении уроков.

• Отдельно выделяем сравнительную педагогику, которая занимается сравнительным анализом педагогических систем в разных странах (по сравнению с отечественной).

Совокупность отраслей педагогики составляет единую систему педагогических наук. Таким образом, возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика в настоящее время представляет разветвленную систему педагогических знаний.

Этапы внеклассного мероприятия

Любое мероприятие является процессом и включает в себя подготовку, организацию, собственно проведение и анализ.

Подготовка

На этом этапе педагог определяет, какая тематика и воспитательная направленность будет наиболее интересна для конкретного класса и каждого ученика в частности. Для этого можно провести анкетирование учащихся и их родителей. После определения темы учитель вместе с классом (при желании — и их семьями) определяет цели и задачи мероприятия, выбирает его форму, составляет план, определяется с необходимыми материалами и оборудованием. Привлечение класса к планированию и организации — также часть воспитательной деятельности.

Организация

Происходит распределение ролей и обязанностей между участниками. Желательно, чтобы было задействовано как можно больше учеников в любой деятельности: от ролей ведущих до помощи в выполнении ручных работ. Производится поиск, отбор и подготовка требующихся материалов, декораций, костюмов; настройка оборудования. По итогам при необходимости корректируется ход мероприятия, его структура и временные рамки.

Проведение

Непосредственно перед началом важно проверить готовность всех участников, их эмоциональное и физическое состояние; состояние оборудования и помещения. Важно следить за тем, чтобы не происходило отклонений от запланированного порядка, и корректировать возникающие недочёты по ходу мероприятия.

Анализ

После проведения мероприятия учащиеся под руководством педагога подводят итоги, анализируют и оценивают его. Таким образом закрепляется приобретённый опыт; отмечая положительные моменты и недостатки проведённой внеклассной работы, школьники учатся анализировать, критически мыслить. Необходимо отметить, соответствовала ли форма и проведение поставленной цели и задачам, был ли достигнут желаемый результат, если нет, что стало причиной.

После совместного обсуждения можно провести анкетирование, где ученики могли бы подробнее выразить своё мнение, записать отрицательные и положительные моменты; внести предложения по улучшению организации и проведения последующих мероприятий.

56.Характеристика управления в системе образования.

Управление образованием – один из актуальных и важных вопросов государственного управления, особенно в такой сложный в социально-экономическом отношении период, каким является начало нового столетия. В настоящее время политика Российской Федерации в отношении управления государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, определяется следующими принципами:

• – обеспечение конституционных прав граждан на образование:

• – интеграция высшего образования и науки;

• – вовлечение всех государственных организаций образования в решение поставленных задач;

• – обеспечение развития образования как социально значимого блага, обладающего выраженными положительными внешними эффектами, с учетом необходимости сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации;

• – ориентация на обеспечение прогресса в экономике;

• – содействие гармонизации интересов государства, населения, бизнеса, менеджмента, педагогических коллективов образовательных организаций, а также институтов гражданского общества.

В Российской Федерации управление образованием осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном (муниципальном).

Федеральный уровень управления включает в себя две разновидности органов управления: а) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (Министерство образования и науки РФ); б) федеральные ведомственные органы управления образованием (многие министерства и ведомства имеют свою систему образования и сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретной сферы деятельности).

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) согласно соответствующему решению Правительства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

На региональном уровне управления функционируют государственные органы управления образованием субъектов РФ[1]. Здесь созданы различные органы управления образованием, например Департамент образования г. Москвы, Управление образования и науки Тамбовской области, Министерство общего и профессионального образования Чеченской Республики и т.д. Деятельность органов управления образованием в субъектах РФ направлена на обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, создание системы непрерывного образования населения, реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи, оказание практической помощи районным (окружным) органам и учреждениям образования в систематическом обновлении содержания образования, совершенствовании воспитания, обучения, развития учащихся; финансирование программ и проектов развития образования, лицензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу подведомственных учреждений и др.

На местном (муниципальном) уровне функционируют районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях). К их компетенции Законом РФ "Об образовании" отнесены такие важные функции, как реализация права граждан на получение общего образования, осуществление государственной политики в области образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений и т.п.

Основные направления развития управления образовательными системами различного уровня. Произошло разграничение компетенции между местными (муниципальными) органами управления и администрацией общеобразовательного учреждения, осуществляющей управление образовательной системой учебного заведения. В различных моделях самоуправления, реализующихся в учебных заведениях, отмечаются такие положительные явления, как:

• – повышение уровня автономности;

• – появление возможности формулировать свою миссию, стратегию, переходя от позиции пользователя действующих систем управления к позиции проектировщика и создателя новых систем;

• – высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;

• – развитие плюрализма мнений;

• – привлечение квалифицированных специалистов из вузов;

• – получение дополнительных источников финансирования;

• – изменение штатного расписания.

Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время появились советы школ, попечительские советы, приемные комиссии, научно-методические советы, советы лицеистов, советы гимназистов, школьные парламенты и др.

Ряд общеобразовательных учреждений, реализуя планы собственного развития, перестраивает структуру управления на основе поиска "золотой середины" между централизацией и децентрализацией управления. Централизованные подходы характеризуются в разработке планов школы, а децентрализованные – в их реализации. В школах, работающих в режиме развития, введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, экспертные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента содействует процессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управлению школой, педагогическим и ученическим коллективами.

ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ»

§ знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания – более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек;

§ навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне: от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.

§ способность – врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ

§ Ключевые - необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе.

§ Базовые – отражающие специфику определенной профессиональной деятельности.

§ Функциональные – представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

§ качество действий работника,обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Вопрос1 Предмет, задачи и основные категории педагогики.

Окончательное выделение педагогики в самостоятельную науку завершилось с выходом трудов

выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя Яна Амоса Коменского (1592–

1670) и, прежде всего, его основополагающего труда – «Великая дидактика».

Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и

воспитания человека.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и

воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной

педагогической системы.

Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя,

воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и

образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной

деятельности общества.

Приоритетными научными задачами педагогики являются:

• нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;

• изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;

• работка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• прогнозирование развития образовательных систем;

• внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;

•  разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

Основными категориями педагогики являются:

• обучение;

•  воспитание;

• образование;

• развитие;

• самообразование;

• педагогический процесс;

• педагогическая система;

• педагогическая деятельность;

• педагогическая технология;

• педагогическое взаимодействие.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс

взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и

навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с

поставленными целями.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и

качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего –

индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства)

потенциалов возможностей.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта

поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и

им самим выбранных средств.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие

педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача

педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в

обществе.

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных

компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и

функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности,

направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий

педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации

целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал;

анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и

организационных форм педагогического процесса и т. д.

Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные

контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении,

деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру.

Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

 а) общие основы педагогики;

б) теория обучения (дидактика);

в) теория воспитания;

г) школоведение (управление образовательными системами).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.059 с.)