В исполнительном производстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В исполнительном производстве



Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в качестве одного из участников исполнительного производства выделяет банки и иные кредитные организации. При этом правовое положение банка (кредитной организации) в исполнительном производстве несколько специфично и зависит от того, в каком качестве банк выступает в исполнительном производстве.

Банк (кредитная организация) может участвовать в исполнительном производстве посредством совершения следующий действий:

- путем перечисления денежных средств со счета должника;

- путем предоставления информации о наличии денежных средств на счетах должника.

В первом случае перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя.

Право самостоятельного предъявления взыскателем исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию) закрепляется в ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в соответствии с которой исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Для того чтобы направить исполнительный документ, взыскатель должен располагать сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Исполнение требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на счет, указанный взыскателем.

В случае получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов.

При этом в соответствии со ст. 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве" банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств в течение трех дней со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

От исполнения исполнительного документа полностью банк или иная кредитная организация освобождаются в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами.

Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк или иная кредитная организация перечисляют имеющиеся средства и продолжают дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме. О произведенных перечислениях банк или иная кредитная организация незамедлительно сообщают судебному приставу-исполнителю или взыскателю, если исполнительный документ поступил от взыскателя.

Окончание исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, банк или иная кредитная организация осуществляют в следующих случаях:

- после перечисления денежных средств в полном объеме;

- по заявлению взыскателя;

- по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

За неисполнение исполнительного документа банк (кредитная организация) привлекается к ответственности в соответствии со ст. 114 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Так, в случае неисполнения исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Копия протокола вручается представителю банка или иной кредитной организации. После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности. В заявлении указываются: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименование и адрес подразделения судебных приставов; наименование и адрес банка или иной кредитной организации, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении; дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении; должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, составившего протокол об административном правонарушении; требование о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; иные необходимые сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие); перечень прилагаемых к заявлению документов.

Копии заявления и прилагаемых к нему документов направляются в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

К подаваемому в суд заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копий заявления и прилагаемых к нему документов в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

Кроме того, в соответствии со ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" неоднократное в течение года виновное неисполнение банками или иными кредитными организациями судебных актов является основанием для отзыва Центральным банком РФ лицензии на осуществление банковских операций. Также неисполнение банком или иной кредитной организацией своих обязанностей может повлечь за собой предъявление к нему иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением требований на основании ст. ст. 15, 393 ГК.

При участии банка (кредитной организации) в исполнительном производстве посредством предоставления информации о наличии денежных средств на счетах должника банк (кредитная организации) предоставляет судебному приставу-исполнителю информацию об имеющихся денежных средствах должника в том случае, если отсутствует информация о наличии имущества у должника.

В соответствии со ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель имеет право запросить у банков и иных кредитных организаций сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях. При этом банки и иные кредитные организации обязаны представить запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

В связи со сказанным представляет особый интерес Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа". Там указывается, что судебный пристав-исполнитель имеет право запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, в пределах, определяемых постановлением суда. Таким образом, отношения судебных приставов-исполнителей и банков урегулированы в том смысле, что в связи с исполнением постановления суда судебные приставы-исполнители получают от банков необходимую информацию о вкладах физических лиц безвозмездно и в установленный ими срок, но в том размере и тех пределах, которые необходимы для исполнения исполнительного документа.

 

Лекция 4. ВОЗБУЖДЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Исполнительные документы

 

Возбуждение исполнительного производства производится путем предъявления к исполнению судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя и исполнительного документа, соответствующего требованиям статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Такими документами согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" являются следующие.

Во-первых, исполнительные листы, выданные арбитражными судами и судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов. Исполнительный лист - это процессуальный документ, выдаваемый судом на принуждение должника к исполнению им своих обязанностей, указанных в судебном постановлении. Исполнительный лист должен содержать в себе следующие сведения:

1) наименование суда, выдавшего исполнительный лист;

2) дело, по которому выдан исполнительный лист, и его номер;

3) дату принятия судебного акта, подлежащего исполнению;

4) наименование взыскателя и должника и их адреса, если взыскателем и должником являются юридические лица, фамилию, имя и отчество взыскателя и должника, их место жительства, дату и место рождения должника и место его работы, если взыскателем и должником являются физические лица;

5) резолютивную часть судебного акта и дату вступления его в законную силу;

6) дату выдачи исполнительного листа. Исполнительный лист должен быть подписан судьей и заверен гербовой печатью суда. Исполнительные листы печатаются на развороте двух листов. Для разового использования исполнительный лист может быть отпечатан на одном листе. При выписке исполнительного листа все его графы должны быть заполнены тщательно, полно и разборчиво, чтобы избежать недоразумений при применении мер принудительного исполнения.

При исполнении решений судов общей юрисдикции и решений арбитражных судов исполнительный лист выдается взыскателю судом после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается сразу же после вынесения решения.

Исполнительные листы на исполнение решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов также относятся к исполнительным документам и выдаются судами общей юрисдикции или арбитражными судами, на территории которых находится соответствующий третейский суд, в зависимости от того, в чьей компетенции находилось бы разрешение данного спора при отсутствии третейской записи. Что касается выдачи исполнительных листов на исполнение решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека (например, Комиссии по правам человека СНГ, Европейского суда по правам человека), то данный вопрос российским законодательством практически не урегулирован и, очевидно, решение этой проблемы будет проходить по аналогии с исполнением решений иностранных судов и арбитражей.

Копия исполнительного листа недействительна. В случае утраты его подлинника основанием для исполнения будет дубликат исполнительного листа. В суде общей юрисдикции дубликат исполнительного листа выдается по заявлению самого взыскателя, его правопреемника, законного представителя или представителя, у которого в доверенности специально оговорено право на предъявление исполнительного листа ко взысканию и получение присужденного имущества или денег. Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа рассматривается в судебном заседании с извещением участвующих в деле лиц, неявка которых не является препятствием для его проведения. Отказ в выдаче дубликата исполнительного листа судом общей юрисдикции, равно как и сама выдача, может быть обжалован в вышестоящий суд в течение десяти дней.

Во-вторых, исполнительным документом согласно статье 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является судебный приказ. Судебный приказ - достаточно молодой институт современного российского процессуального права, регулируемый главой 11 ГПК РФ. Судебный приказ был введен в гражданское судопроизводство в 1995 году. С помощью судебного приказа в настоящее время обеспечивается быстрое и экономичное рассмотрение значительного количества гражданских дел, в основном связанных с денежными обязательствами.

Судебный приказ представляет собой постановление судьи, выданное по заявлению кредитора о взыскании денежных средств или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 ГПК РФ.

Судебный приказ имеет силу исполнительного документа, представляя собой синтез судебного решения и исполнительного листа, но он не является разновидностью этих документов.

Специфика приказного производства состоит в том, что в нем отсутствует основная стадия гражданского судопроизводства - судебное разбирательство, не исследуются средства доказывания, кроме письменных доказательств, а молчание должника предполагает его согласие с требованием взыскателя. Для приказного производства характерно то, что участвующие в нем стороны именуются не истец и ответчик, как в обычном исковом процессе, а заявитель и должник (название последнего субъекта совпадает с названием участника исполнительного производства).

В судебном приказе, в отличие от судебного решения, практически нет описательной и мотивировочной части, его содержание включает в себя:

номер производства и дату вынесения приказа;

название суда, фамилию и инициалы судьи, вынесшего приказ;

наименование и адрес взыскателя;

наименование и адрес должника;

закон, на основании которого удовлетворено требование;

размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости;

размер неустойки (пени), если таковая причитается;

сумму государственной пошлины, подлежащей взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета;

реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в случае, если обращение взыскания производится на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

При выдаче судебного приказа на взыскание алиментов на несовершеннолетних детей указывается также дата и место рождения должника, место его работы, имя и дата рождения ребенка, на содержание которого присуждены алименты, размер взыскиваемых ежемесячно с должника платежей и срок их взыскания.

В-третьих, исполнительными документами в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" являются нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии. По сути, такие соглашения остались единственными из нотариальных документов, подлежащих принудительному исполнению. До вступления в силу в 1997 году первого Федерального закона "Об исполнительном производстве" практически любая исполнительная надпись нотариальных органов, совершенная в соответствии со статьей 90 Основ законодательства о нотариате, являлась исполнительным документом, санкционировавшим бесспорное взыскание.

Порядок заключения, исполнения, изменения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов, а также другие, связанные с этим соглашением вопросы, регулируются главой 16 Семейного кодекса Российской Федерации. Соглашению об уплате алиментов статья 100 Семейного кодекса Российской Федерации придает силу лишь в том случае, если оно было заключено в письменной форме и удостоверено в нотариальном порядке.

Субъектами соглашения об уплате алиментов являются, с одной стороны, лицо, обязанное уплачивать алименты, а с другой стороны, получатель алиментов или его законный представитель. В соглашение включаются вопросы, связанные с размером, условиями и порядком выплаты алиментов. К такому соглашению применяются нормы ГК РФ, регулирующие заключение, исполнение, расторжение и признание недействительными гражданско-правовых сделок. Если в соглашении об уплате алиментов не предусмотрен порядок индексации алиментных платежей, то при предъявлении их к исполнению такая индексация должна быть произведена пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда со дня заключения соглашения. Следует учитывать, что невозможно предусматривать в соглашении размер алиментов ниже установленного законом:

на одного ребенка - 1/4,

на двух детей - 1/3,

на трех и более детей - 1/2 части заработка и (или) иного дохода плательщика алиментов.

Если же соглашением об уплате алиментов данное правило не выполняется или иным образом существенно нарушаются интересы получателя алиментов, такое соглашение признается судом недействительным по требованию законного представителя ребенка, органа опеки и попечительства или прокурора.

В-четвертых, статья 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" относит к исполнительным документам удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам является несудебным, первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, учреждениях, организациях и их подразделениях, когда работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.

Комиссия по трудовым спорам рассматривает подведомственные ей дела и на основе этого принимает решение, копия которого вручается работнику и администрации. Такое решение подлежит исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации по истечении десяти дней, предусмотренных на его обжалование. Исключение составляют решения комиссии по трудовым спорам о восстановлении на работе незаконно переведенного работника, которое должно быть исполнено немедленно независимо от его обжалования.

В случае неисполнения администрацией работодателя решения комиссии последняя выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. Выдать удостоверение вправе только та комиссия по трудовым спорам, которая рассмотрела трудовой спор и вынесла по нему решение. Удостоверение комиссией по трудовым спорам не выдается, если работник или администрация обратились с заявлением о разрешении трудового спора в районный (городской) суд общей юрисдикции.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного к исполнению, судебный пристав-исполнитель будет приводить в исполнение решение комиссии по трудовым спорам.

Удостоверение подписывается председателем (заместителем председателя) комиссии по трудовым спорам и заверяется печатью комиссии, а при ее отсутствии - печатью организации, в которой создана эта комиссия.

Пятым видом исполнительных документов являются оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Примером исполнительных документов данного вида могут быть постановления налоговых органов, вынесенные в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с 1 января 1999 года.

До создания Федеральной службы судебных приставов-исполнителей взыскание налоговых платежей производилось органами налоговой полиции. Налоговый кодекс предусмотрел возможность взыскания по налоговым обязательствам за счет имущества налогоплательщика и налогового агента при недостаточности или отсутствии их денежных средств на счетах в кредитных учреждениях в порядке исполнительного производства. Для осуществления взыскания руководитель налогового органа или его заместитель должен вынести соответствующее постановление. Основанием вынесения такого постановления является решение самого руководителя (его заместителя), когда налогоплательщиком выступает организация. Когда налогоплательщиком выступает физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, для осуществления взыскания необходимо решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции.

Следует отметить, что взыскание пени за просрочку налоговых платежей и сборов в административном порядке не допускается независимо от статуса налогоплательщика.

Налоговый кодекс предъявляет к содержанию постановления налогового органа определенные требования. В этом постановлении должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

дата принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента - организации;

наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента - организации, на чье имущество обращается взыскание;

резолютивная часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации;

дата вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации;

дата выдачи указанного постановления.

Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Помимо налоговых органов, оформлять исполнительные документы на взыскание в таком же принудительном порядке недоимок, штрафов и пени за просрочку платежей по аналогичным правилам вправе органы Фонда государственного социального страхования Российской Федерации, Пенсионного Фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонда занятости населения Российской Федерации.

В качестве шестого вида исполнительных документов статья 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" выделяет судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Следует отметить, что далеко не все акты органов и должностных лиц, полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях, являются исполнительными документами. Административное право устанавливает определенные ограничения в исполнении судебными приставами-исполнителями актов административных органов и должностных лиц.

Так, при вынесении административного взыскания в виде предупреждения на месте, постановление о предупреждении приводится в исполнение тем органом (должностным лицом), который вынес постановление. Это осуществляется путем объявления постановления после окончания рассмотрения дела.

Штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, вносится нарушителем через банк.

Для того чтобы быть исполнительным документом, акты органов (должностных лиц), полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях, должны содержать:

наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление;

дату рассмотрения дела;

сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;

изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение;

принятое по делу решение.

Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении виновным лицом имущественного ущерба, то в постановлении должны быть указаны размер ущерба, подлежащего взысканию, а также срок и порядок его возмещения.

Постановление по делу об административном правонарушении должно быть подписано должностным лицом, рассмотревшим дело, а если оно было рассмотрено в коллегиальном порядке, то постановление подписывается председательствующим и секретарем коллегиального органа.

Наиболее часто на практике из актов органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, подлежащих исполнению в силу Федерального закона "Об исполнительном производстве", встречаются постановления о наложении штрафов.

Седьмым видом исполнительных документов являются постановления судебного пристава-исполнителя, в частности: постановления о возбуждении исполнительного производства, постановления о розыске должника или его имущества, постановления о розыске ребенка, постановления о взыскании исполнительского сбора, постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, постановления о наложении штрафа на должника за неисполнение без уважительных причин исполнительных документов и за другие нарушения исполнительного законодательства.

Перечень исполнительных документов, установленный статьей 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не является исчерпывающим. Подпункт 8 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает исполнение постановлений иных органов в случаях, установленных федеральным законодательством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.045 с.)