Теоретическое рассмотрение особенностей работы личности с экстремальным опытом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическое рассмотрение особенностей работы личности с экстремальным опытом



Введение

Актуальность выбранной темы. Военная психология была определена с начала 1970-х годов как отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления личности воина, а также психологию военного коллектива в условиях службы и борьбы с целью разработки практических рекомендации и обобщения, которые помогают офицеру в обучении, обучении и руководстве своих подчиненных.

Психологическая работа - это система согласованной, целенаправленной деятельности в интересах жизнедеятельности войск, поддержания психологической стабильности персонала и сохранения психического здоровья военнослужащих, их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Это неотъемлемая часть моральной и психологической поддержки деятельности войск.

Участие людей в мероприятиях, происходящих в опасных экстремальных условиях, может войти в систему.

Они резко проявляются для услышанного, понимаемого, оцененного, психологически защищенного и т. д. Психика участвующих в военных событиях, как будто подвергается воздействию, становится особенно чувствительным ко лжи, несправедливости, они становятся легко уязвимым. Если перечисленные тенденции и особенности умственной жизни ветеранов не учитываются при работе с ними, то это чревато возникновением сложных психологических и социальных последствий.

Наряду с отчаянием, разочарованием, апатией, военнослужащие могут развивать личные трансформации, развивать искаженную, патологическую картину мира и развивать агрессивное, противоречивое поведение. Именно поэтому данная тема стало интересной для дальнейшего рассмотрения.

Цель курсовой работы: теоретически и эмпирически исследовать специфику психологического консультирования участников боевых действий

Задачи:

1. Проанализировать психологические особенности личности участников боевых действий;

2. Оценить адаптационные механизмы;

3. Выявить методики консультирования участников военных действий; определить практическую значимость методик;

4. Использовать одну из методик консультирования в работе с военнослужащим.

5. Сделать выводы по итогам курсовой работы.

Предметом исследования стали психологические особенности личности военнослужащих – участников боевых действий, объектом исследования – личность военнослужащих.

Методологическую основу курсовой работы составили:

- теоретические труды по военной психологии

- научные статьи и диссертационные исследования, посвященные данной тематике (Белинский А.В., Иванов А..Л. Жуматий Н.В., Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Корчемный П.А.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

1. Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы.

2. Эмпирический (психолого-педагогический эксперимент): практическая работа с военнослужащим.

База исследования: Военнослужащий Николай, 60 лет, участник афганской войны.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, посвященных теоретическому рассмотрению особенностей работы личности с экстремальным опытом, основным направлениям консультирования и реабилитации участников боевых действий, эмпирическому наблюдению заключения, списка использованных источников и приложений. Изложенный материал иллюстрирован таблицами и графиками.

Адаптационные механизмы

Мотивация боевой деятельности сложна и противоречива. В ней широкие социальные мотивы представлены в свернутом виде и не всегда осознаются военнослужащими, что создает условия для развития острого внутриличностного конфликта.

Чтобы выжить, участникам боевых действий необходимо перестроить структуру своей психики, перевести ее на «военный режим», функционировать адаптироваться к наиболее грозным стресс-факторам. С первых дней участия в боевых действиях (военнослужащих).

Работа адаптационных механизмов проявляется в трех векторах их влияния на психику воина [].

1. Положительный вектор влияния войны на участников боевых действий приводит к формированию у них следующих психологических образований:

- глубокое и всестороннее самопознание: познание своих интеллектуальных, эмоциональных, волевых возможностей;

- приобретение уникального опыта жизнедеятельности и поведения в экстремальных условиях, боевого опыта и житейской мудрости;

- приобретение опыта открытого, спонтанного, бесхитростного общения;

- тренировка аппарата стрессового реагирования, закалка своего здоровья.

В процессе приспособительной активности психика воина радикально перестраивается, «военизируется», приобретает свойства «сверхчувствительности», «сверхреактивности», «сверхпонимания» и др. Эти трансформации текущих на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях и порой доходят до абнормальных уровней. У человека в условиях войны формируется как бы «специальный психологический орган», позволяющий мгновенно понимать «логику» движений элементов зрительного поля, звуковых стимулов, значения слов, жестов и поступков других людей и т. п. Этот орган «оттачивает» свою работу и становится мощным регулятором поведения военнослужащего.

Привычка, скрытая защита, психологическая защита от их бездействия. Вернуть такого «психологически обнаженного» человека в мирную жизнь без предварительной специальной подготовки -значит создать условия для его социальной дезадаптации и даже для развития психологических расстройств.

2. Нейтральный вектор влияния войны связан с обострением (формированием) у комбатантов некоторых специфических потребностей:

- потребность быть понятым обществом, ближайшим окружением в отношении мотивов, двигавших им на войне; аргументов, объясняющих необходимость, социальную значимость участия в жестоком насилии;

- требование быть принятым в системе социальных связей и отношений со своим возвысившимся статусом, статусом защитника Родины, человека-воина;

- потребность быть признанным в качестве человека, честно и добросовестно выполнившего свой гражданский и воинский долг;

- Потребность в избавлении от неактуальной психической напряженности, накопившейся на войне.

3. Отрицательный вектор влияния войны проявляется в процессе перманентной психотравматизации военнослужащих.

Война «специализируется» на том, чтобы ломать, а не созидать. Человек весьма уязвим перед психотравмирующими факторами боя.

Все три вектора влияния войны на человека ведут к радикальной перестройке его психики. Однако комплекс приобретенных на войне адаптивных реакций становится дезадаптивным за пределами зоны боевых действий. Непрерывная психотравматизация. Психическая травма, вызванная неподготовленным столкновением со ставшим непонятным и чужим мирным обществом, может быть более сильной, чем боевая психическая травма.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, следует подчеркнуть, что психологическая работа в боевой обстановке, построение всей системы обучения и боевого участия в группах. Это единый процесс непрерывного изучения, прогнозирования, анализа, оценки и оптимизации психологических условий решений боевых задач.

Факт физического возвращения участника в мирную жизнь не совпадает с его психологической интеграцией в систему социальных связей и отношений мирного времени, а в последнем случае более сложный, продолжительный, менее выраженный и в определенном смысле неочевидное явление.

Ввиду вышеизложенного представляется необходимым повторно интегрировать ветеранов, суть которых - когнитивно-семантическая обработка травматической информации и опыта, ответ травматического материала в условиях эмоциональной поддержки, разрешение личных проблем ветеранов и устранение их симптомов ПТСР.

Для этого необходимо объединить усилия психологических служб, чтобы справиться с этими проблемами.


 

Список используемой литературы

1. 1 Айсина, Р. М. Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Р. М. Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=508186

2. 2 Андронникова, О. О. Специальные проблемы психологического консультирования [Электронный ресурс]: Учебное пособие / О. О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 348 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=342105

3. 3 Андронникова, О. О. Основы психологического консультирования [Электронный ресурс]: Учебное пособие / О. О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 415 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=342107

4. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. М., 1992. Т. 2.Гамезо Н. В. Атлас по психологии. М., 1986.Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб.,

5. Белинский А.В. Уровневый подход к оптимизации психической деятельности военных специалистов// Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сб. науч. трудов. М., 2005.

6. Иванов А..Л. Жуматий Н.В. Психологическая реабилитация, военнослужащих, получивших тяжелые ранения и увечья в Чеченской Республике методом психоаналитического консультирования и психодрамы. - М.: Материалы V Всероссийской научно-практической по психотерапии и клинической психологии «Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации», Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 280 с. Журавлев В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях. - Социология: 4 М. 1993-4N 3-4. С. 34-43.

7. Карпович, Т.Н. Психологическая диагностика социального интеллекта личности / Т.Н. Карпович. - Мозырь: Содействие, 2007. с.27-29.

8. Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Психологические последствия войны и социально-психологическая реадаптация участников боевых действий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2014. №4.

9. Корчемный П.А. Военная психология: методология, теория, практика - М. Издательство: Воениздат., 2010. – 340 с.

10. Корчемный П. А. Психологическое обеспечение боевой деятельности. В кн.: Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. В 2-х кн. - М, 1998.

11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998с.

12. Семикина Т. Психодиагностика личностных качеств военнослужащих: Информационно-методический сборник. - М., 2003. -128 с.

Введение

Актуальность выбранной темы. Военная психология была определена с начала 1970-х годов как отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления личности воина, а также психологию военного коллектива в условиях службы и борьбы с целью разработки практических рекомендации и обобщения, которые помогают офицеру в обучении, обучении и руководстве своих подчиненных.

Психологическая работа - это система согласованной, целенаправленной деятельности в интересах жизнедеятельности войск, поддержания психологической стабильности персонала и сохранения психического здоровья военнослужащих, их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Это неотъемлемая часть моральной и психологической поддержки деятельности войск.

Участие людей в мероприятиях, происходящих в опасных экстремальных условиях, может войти в систему.

Они резко проявляются для услышанного, понимаемого, оцененного, психологически защищенного и т. д. Психика участвующих в военных событиях, как будто подвергается воздействию, становится особенно чувствительным ко лжи, несправедливости, они становятся легко уязвимым. Если перечисленные тенденции и особенности умственной жизни ветеранов не учитываются при работе с ними, то это чревато возникновением сложных психологических и социальных последствий.

Наряду с отчаянием, разочарованием, апатией, военнослужащие могут развивать личные трансформации, развивать искаженную, патологическую картину мира и развивать агрессивное, противоречивое поведение. Именно поэтому данная тема стало интересной для дальнейшего рассмотрения.

Цель курсовой работы: теоретически и эмпирически исследовать специфику психологического консультирования участников боевых действий

Задачи:

1. Проанализировать психологические особенности личности участников боевых действий;

2. Оценить адаптационные механизмы;

3. Выявить методики консультирования участников военных действий; определить практическую значимость методик;

4. Использовать одну из методик консультирования в работе с военнослужащим.

5. Сделать выводы по итогам курсовой работы.

Предметом исследования стали психологические особенности личности военнослужащих – участников боевых действий, объектом исследования – личность военнослужащих.

Методологическую основу курсовой работы составили:

- теоретические труды по военной психологии

- научные статьи и диссертационные исследования, посвященные данной тематике (Белинский А.В., Иванов А..Л. Жуматий Н.В., Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Корчемный П.А.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

1. Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы.

2. Эмпирический (психолого-педагогический эксперимент): практическая работа с военнослужащим.

База исследования: Военнослужащий Николай, 60 лет, участник афганской войны.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, посвященных теоретическому рассмотрению особенностей работы личности с экстремальным опытом, основным направлениям консультирования и реабилитации участников боевых действий, эмпирическому наблюдению заключения, списка использованных источников и приложений. Изложенный материал иллюстрирован таблицами и графиками.

Теоретическое рассмотрение особенностей работы личности с экстремальным опытом

Экстремальные боевые факторы могут быть целенаправленно созданы противником и проявлены в результате просчетов в организации боевых действий и их всесторонней поддержки.

Действие угрожающих факторов боя носит продолжительный характер. Если обычный человек в зоне стихийного бедствия и даже во время военных действий может найти возможность передышки, военнослужащий постоянно находится в ситуации опасности, независимо от того, находится ли он на линии соприкосновения с врагом, в своей собственной тыльной части или в тылу врага.

В отечественной психологии с начала военно-психологической науки было отмечено, что «деятельность человека-бойца во время войны и битвы носит особый характер», поскольку «продолжается в условиях хронической опасности, т. е. (...), но также в прямой необходимости и в ободренном желании сделать это только во имя конечных целей общего благополучия для своих людей, а с другой стороны, и для самосохранение и самосохранение».

 

Адаптационные механизмы

Мотивация боевой деятельности сложна и противоречива. В ней широкие социальные мотивы представлены в свернутом виде и не всегда осознаются военнослужащими, что создает условия для развития острого внутриличностного конфликта.

Чтобы выжить, участникам боевых действий необходимо перестроить структуру своей психики, перевести ее на «военный режим», функционировать адаптироваться к наиболее грозным стресс-факторам. С первых дней участия в боевых действиях (военнослужащих).

Работа адаптационных механизмов проявляется в трех векторах их влияния на психику воина [].

1. Положительный вектор влияния войны на участников боевых действий приводит к формированию у них следующих психологических образований:

- глубокое и всестороннее самопознание: познание своих интеллектуальных, эмоциональных, волевых возможностей;

- приобретение уникального опыта жизнедеятельности и поведения в экстремальных условиях, боевого опыта и житейской мудрости;

- приобретение опыта открытого, спонтанного, бесхитростного общения;

- тренировка аппарата стрессового реагирования, закалка своего здоровья.

В процессе приспособительной активности психика воина радикально перестраивается, «военизируется», приобретает свойства «сверхчувствительности», «сверхреактивности», «сверхпонимания» и др. Эти трансформации текущих на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях и порой доходят до абнормальных уровней. У человека в условиях войны формируется как бы «специальный психологический орган», позволяющий мгновенно понимать «логику» движений элементов зрительного поля, звуковых стимулов, значения слов, жестов и поступков других людей и т. п. Этот орган «оттачивает» свою работу и становится мощным регулятором поведения военнослужащего.

Привычка, скрытая защита, психологическая защита от их бездействия. Вернуть такого «психологически обнаженного» человека в мирную жизнь без предварительной специальной подготовки -значит создать условия для его социальной дезадаптации и даже для развития психологических расстройств.

2. Нейтральный вектор влияния войны связан с обострением (формированием) у комбатантов некоторых специфических потребностей:

- потребность быть понятым обществом, ближайшим окружением в отношении мотивов, двигавших им на войне; аргументов, объясняющих необходимость, социальную значимость участия в жестоком насилии;

- требование быть принятым в системе социальных связей и отношений со своим возвысившимся статусом, статусом защитника Родины, человека-воина;

- потребность быть признанным в качестве человека, честно и добросовестно выполнившего свой гражданский и воинский долг;

- Потребность в избавлении от неактуальной психической напряженности, накопившейся на войне.

3. Отрицательный вектор влияния войны проявляется в процессе перманентной психотравматизации военнослужащих.

Война «специализируется» на том, чтобы ломать, а не созидать. Человек весьма уязвим перед психотравмирующими факторами боя.

Все три вектора влияния войны на человека ведут к радикальной перестройке его психики. Однако комплекс приобретенных на войне адаптивных реакций становится дезадаптивным за пределами зоны боевых действий. Непрерывная психотравматизация. Психическая травма, вызванная неподготовленным столкновением со ставшим непонятным и чужим мирным обществом, может быть более сильной, чем боевая психическая травма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.033 с.)