Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретическое рассмотрение особенностей работы личности с экстремальным опытомСтр 1 из 6Следующая ⇒
Введение Актуальность выбранной темы. Военная психология была определена с начала 1970-х годов как отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления личности воина, а также психологию военного коллектива в условиях службы и борьбы с целью разработки практических рекомендации и обобщения, которые помогают офицеру в обучении, обучении и руководстве своих подчиненных. Психологическая работа - это система согласованной, целенаправленной деятельности в интересах жизнедеятельности войск, поддержания психологической стабильности персонала и сохранения психического здоровья военнослужащих, их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Это неотъемлемая часть моральной и психологической поддержки деятельности войск. Участие людей в мероприятиях, происходящих в опасных экстремальных условиях, может войти в систему. Они резко проявляются для услышанного, понимаемого, оцененного, психологически защищенного и т. д. Психика участвующих в военных событиях, как будто подвергается воздействию, становится особенно чувствительным ко лжи, несправедливости, они становятся легко уязвимым. Если перечисленные тенденции и особенности умственной жизни ветеранов не учитываются при работе с ними, то это чревато возникновением сложных психологических и социальных последствий. Наряду с отчаянием, разочарованием, апатией, военнослужащие могут развивать личные трансформации, развивать искаженную, патологическую картину мира и развивать агрессивное, противоречивое поведение. Именно поэтому данная тема стало интересной для дальнейшего рассмотрения. Цель курсовой работы: теоретически и эмпирически исследовать специфику психологического консультирования участников боевых действий Задачи: 1. Проанализировать психологические особенности личности участников боевых действий; 2. Оценить адаптационные механизмы; 3. Выявить методики консультирования участников военных действий; определить практическую значимость методик; 4. Использовать одну из методик консультирования в работе с военнослужащим. 5. Сделать выводы по итогам курсовой работы. Предметом исследования стали психологические особенности личности военнослужащих – участников боевых действий, объектом исследования – личность военнослужащих.
Методологическую основу курсовой работы составили: - теоретические труды по военной психологии - научные статьи и диссертационные исследования, посвященные данной тематике (Белинский А.В., Иванов А..Л. Жуматий Н.В., Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Корчемный П.А.). Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований: 1. Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы. 2. Эмпирический (психолого-педагогический эксперимент): практическая работа с военнослужащим. База исследования: Военнослужащий Николай, 60 лет, участник афганской войны. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, посвященных теоретическому рассмотрению особенностей работы личности с экстремальным опытом, основным направлениям консультирования и реабилитации участников боевых действий, эмпирическому наблюдению заключения, списка использованных источников и приложений. Изложенный материал иллюстрирован таблицами и графиками. Адаптационные механизмы Мотивация боевой деятельности сложна и противоречива. В ней широкие социальные мотивы представлены в свернутом виде и не всегда осознаются военнослужащими, что создает условия для развития острого внутриличностного конфликта. Чтобы выжить, участникам боевых действий необходимо перестроить структуру своей психики, перевести ее на «военный режим», функционировать адаптироваться к наиболее грозным стресс-факторам. С первых дней участия в боевых действиях (военнослужащих). Работа адаптационных механизмов проявляется в трех векторах их влияния на психику воина []. 1. Положительный вектор влияния войны на участников боевых действий приводит к формированию у них следующих психологических образований: - глубокое и всестороннее самопознание: познание своих интеллектуальных, эмоциональных, волевых возможностей; - приобретение уникального опыта жизнедеятельности и поведения в экстремальных условиях, боевого опыта и житейской мудрости; - приобретение опыта открытого, спонтанного, бесхитростного общения;
- тренировка аппарата стрессового реагирования, закалка своего здоровья. В процессе приспособительной активности психика воина радикально перестраивается, «военизируется», приобретает свойства «сверхчувствительности», «сверхреактивности», «сверхпонимания» и др. Эти трансформации текущих на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях и порой доходят до абнормальных уровней. У человека в условиях войны формируется как бы «специальный психологический орган», позволяющий мгновенно понимать «логику» движений элементов зрительного поля, звуковых стимулов, значения слов, жестов и поступков других людей и т. п. Этот орган «оттачивает» свою работу и становится мощным регулятором поведения военнослужащего. Привычка, скрытая защита, психологическая защита от их бездействия. Вернуть такого «психологически обнаженного» человека в мирную жизнь без предварительной специальной подготовки -значит создать условия для его социальной дезадаптации и даже для развития психологических расстройств. 2. Нейтральный вектор влияния войны связан с обострением (формированием) у комбатантов некоторых специфических потребностей: - потребность быть понятым обществом, ближайшим окружением в отношении мотивов, двигавших им на войне; аргументов, объясняющих необходимость, социальную значимость участия в жестоком насилии; - требование быть принятым в системе социальных связей и отношений со своим возвысившимся статусом, статусом защитника Родины, человека-воина; - потребность быть признанным в качестве человека, честно и добросовестно выполнившего свой гражданский и воинский долг; - Потребность в избавлении от неактуальной психической напряженности, накопившейся на войне. 3. Отрицательный вектор влияния войны проявляется в процессе перманентной психотравматизации военнослужащих. Война «специализируется» на том, чтобы ломать, а не созидать. Человек весьма уязвим перед психотравмирующими факторами боя. Все три вектора влияния войны на человека ведут к радикальной перестройке его психики. Однако комплекс приобретенных на войне адаптивных реакций становится дезадаптивным за пределами зоны боевых действий. Непрерывная психотравматизация. Психическая травма, вызванная неподготовленным столкновением со ставшим непонятным и чужим мирным обществом, может быть более сильной, чем боевая психическая травма. Заключение Подводя итог вышеизложенному, следует подчеркнуть, что психологическая работа в боевой обстановке, построение всей системы обучения и боевого участия в группах. Это единый процесс непрерывного изучения, прогнозирования, анализа, оценки и оптимизации психологических условий решений боевых задач. Факт физического возвращения участника в мирную жизнь не совпадает с его психологической интеграцией в систему социальных связей и отношений мирного времени, а в последнем случае более сложный, продолжительный, менее выраженный и в определенном смысле неочевидное явление. Ввиду вышеизложенного представляется необходимым повторно интегрировать ветеранов, суть которых - когнитивно-семантическая обработка травматической информации и опыта, ответ травматического материала в условиях эмоциональной поддержки, разрешение личных проблем ветеранов и устранение их симптомов ПТСР.
Для этого необходимо объединить усилия психологических служб, чтобы справиться с этими проблемами.
Список используемой литературы 1. 1 Айсина, Р. М. Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Р. М. Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=508186 2. 2 Андронникова, О. О. Специальные проблемы психологического консультирования [Электронный ресурс]: Учебное пособие / О. О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 348 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=342105 3. 3 Андронникова, О. О. Основы психологического консультирования [Электронный ресурс]: Учебное пособие / О. О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 415 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=342107 4. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. М., 1992. Т. 2.Гамезо Н. В. Атлас по психологии. М., 1986.Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб., 5. Белинский А.В. Уровневый подход к оптимизации психической деятельности военных специалистов// Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сб. науч. трудов. М., 2005. 6. Иванов А..Л. Жуматий Н.В. Психологическая реабилитация, военнослужащих, получивших тяжелые ранения и увечья в Чеченской Республике методом психоаналитического консультирования и психодрамы. - М.: Материалы V Всероссийской научно-практической по психотерапии и клинической психологии «Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации», Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 280 с. Журавлев В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях. - Социология: 4 М. 1993-4N 3-4. С. 34-43. 7. Карпович, Т.Н. Психологическая диагностика социального интеллекта личности / Т.Н. Карпович. - Мозырь: Содействие, 2007. с.27-29. 8. Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Психологические последствия войны и социально-психологическая реадаптация участников боевых действий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2014. №4. 9. Корчемный П.А. Военная психология: методология, теория, практика - М. Издательство: Воениздат., 2010. – 340 с. 10. Корчемный П. А. Психологическое обеспечение боевой деятельности. В кн.: Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. В 2-х кн. - М, 1998.
11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998с. 12. Семикина Т. Психодиагностика личностных качеств военнослужащих: Информационно-методический сборник. - М., 2003. -128 с. Введение Актуальность выбранной темы. Военная психология была определена с начала 1970-х годов как отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления личности воина, а также психологию военного коллектива в условиях службы и борьбы с целью разработки практических рекомендации и обобщения, которые помогают офицеру в обучении, обучении и руководстве своих подчиненных. Психологическая работа - это система согласованной, целенаправленной деятельности в интересах жизнедеятельности войск, поддержания психологической стабильности персонала и сохранения психического здоровья военнослужащих, их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Это неотъемлемая часть моральной и психологической поддержки деятельности войск. Участие людей в мероприятиях, происходящих в опасных экстремальных условиях, может войти в систему. Они резко проявляются для услышанного, понимаемого, оцененного, психологически защищенного и т. д. Психика участвующих в военных событиях, как будто подвергается воздействию, становится особенно чувствительным ко лжи, несправедливости, они становятся легко уязвимым. Если перечисленные тенденции и особенности умственной жизни ветеранов не учитываются при работе с ними, то это чревато возникновением сложных психологических и социальных последствий. Наряду с отчаянием, разочарованием, апатией, военнослужащие могут развивать личные трансформации, развивать искаженную, патологическую картину мира и развивать агрессивное, противоречивое поведение. Именно поэтому данная тема стало интересной для дальнейшего рассмотрения. Цель курсовой работы: теоретически и эмпирически исследовать специфику психологического консультирования участников боевых действий Задачи: 1. Проанализировать психологические особенности личности участников боевых действий; 2. Оценить адаптационные механизмы; 3. Выявить методики консультирования участников военных действий; определить практическую значимость методик; 4. Использовать одну из методик консультирования в работе с военнослужащим. 5. Сделать выводы по итогам курсовой работы. Предметом исследования стали психологические особенности личности военнослужащих – участников боевых действий, объектом исследования – личность военнослужащих. Методологическую основу курсовой работы составили: - теоретические труды по военной психологии - научные статьи и диссертационные исследования, посвященные данной тематике (Белинский А.В., Иванов А..Л. Жуматий Н.В., Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Корчемный П.А.). Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:
1. Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы. 2. Эмпирический (психолого-педагогический эксперимент): практическая работа с военнослужащим. База исследования: Военнослужащий Николай, 60 лет, участник афганской войны. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, посвященных теоретическому рассмотрению особенностей работы личности с экстремальным опытом, основным направлениям консультирования и реабилитации участников боевых действий, эмпирическому наблюдению заключения, списка использованных источников и приложений. Изложенный материал иллюстрирован таблицами и графиками. Теоретическое рассмотрение особенностей работы личности с экстремальным опытом Экстремальные боевые факторы могут быть целенаправленно созданы противником и проявлены в результате просчетов в организации боевых действий и их всесторонней поддержки. Действие угрожающих факторов боя носит продолжительный характер. Если обычный человек в зоне стихийного бедствия и даже во время военных действий может найти возможность передышки, военнослужащий постоянно находится в ситуации опасности, независимо от того, находится ли он на линии соприкосновения с врагом, в своей собственной тыльной части или в тылу врага. В отечественной психологии с начала военно-психологической науки было отмечено, что «деятельность человека-бойца во время войны и битвы носит особый характер», поскольку «продолжается в условиях хронической опасности, т. е. (...), но также в прямой необходимости и в ободренном желании сделать это только во имя конечных целей общего благополучия для своих людей, а с другой стороны, и для самосохранение и самосохранение».
Адаптационные механизмы Мотивация боевой деятельности сложна и противоречива. В ней широкие социальные мотивы представлены в свернутом виде и не всегда осознаются военнослужащими, что создает условия для развития острого внутриличностного конфликта. Чтобы выжить, участникам боевых действий необходимо перестроить структуру своей психики, перевести ее на «военный режим», функционировать адаптироваться к наиболее грозным стресс-факторам. С первых дней участия в боевых действиях (военнослужащих). Работа адаптационных механизмов проявляется в трех векторах их влияния на психику воина []. 1. Положительный вектор влияния войны на участников боевых действий приводит к формированию у них следующих психологических образований: - глубокое и всестороннее самопознание: познание своих интеллектуальных, эмоциональных, волевых возможностей; - приобретение уникального опыта жизнедеятельности и поведения в экстремальных условиях, боевого опыта и житейской мудрости; - приобретение опыта открытого, спонтанного, бесхитростного общения; - тренировка аппарата стрессового реагирования, закалка своего здоровья. В процессе приспособительной активности психика воина радикально перестраивается, «военизируется», приобретает свойства «сверхчувствительности», «сверхреактивности», «сверхпонимания» и др. Эти трансформации текущих на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях и порой доходят до абнормальных уровней. У человека в условиях войны формируется как бы «специальный психологический орган», позволяющий мгновенно понимать «логику» движений элементов зрительного поля, звуковых стимулов, значения слов, жестов и поступков других людей и т. п. Этот орган «оттачивает» свою работу и становится мощным регулятором поведения военнослужащего. Привычка, скрытая защита, психологическая защита от их бездействия. Вернуть такого «психологически обнаженного» человека в мирную жизнь без предварительной специальной подготовки -значит создать условия для его социальной дезадаптации и даже для развития психологических расстройств. 2. Нейтральный вектор влияния войны связан с обострением (формированием) у комбатантов некоторых специфических потребностей: - потребность быть понятым обществом, ближайшим окружением в отношении мотивов, двигавших им на войне; аргументов, объясняющих необходимость, социальную значимость участия в жестоком насилии; - требование быть принятым в системе социальных связей и отношений со своим возвысившимся статусом, статусом защитника Родины, человека-воина; - потребность быть признанным в качестве человека, честно и добросовестно выполнившего свой гражданский и воинский долг; - Потребность в избавлении от неактуальной психической напряженности, накопившейся на войне. 3. Отрицательный вектор влияния войны проявляется в процессе перманентной психотравматизации военнослужащих. Война «специализируется» на том, чтобы ломать, а не созидать. Человек весьма уязвим перед психотравмирующими факторами боя. Все три вектора влияния войны на человека ведут к радикальной перестройке его психики. Однако комплекс приобретенных на войне адаптивных реакций становится дезадаптивным за пределами зоны боевых действий. Непрерывная психотравматизация. Психическая травма, вызванная неподготовленным столкновением со ставшим непонятным и чужим мирным обществом, может быть более сильной, чем боевая психическая травма.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.033 с.) |