Тема: Методы, формы и средства воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Методы, формы и средства воспитания.



Шаров Леонид БФК2

Тема: Государственно-общественная система управления образованием в Российской Федерации

1. Признаки государственного и общественного управления (статьи 89-98 ФЗ «Об образовании в РФ»). Приведите примеры.

Основные признаки государственного управления образованием в РФ

Основными признаками государственного управления образованием в современной России являются:

- единая государственная политика в области образования, зафиксированная в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), конкретизированная нормативных документах Министерства образования и науки РФ и иных нормативных актах федерального уровня;

- федеральные государственные образовательные стандарты для всех типов государственных, ведомственных и муниципальных образовательных учреждений;

- государственный контроль качества образования в государственных, ведомственных и муниципальных образовательных учреждениях; государственное лицензирование; государственная аккредитация образовательной деятельности;

- государственные органы управления образованием: федеральные; ведомственные, республиканские (республик в составе РФ); краевые, областные, городов федерального подчинения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), автономных областей и автономных округов.

  Основные признаки общественного управления образованием в РФ

К основным признакам общественного управления образованием в Российской Федерации относятся:

- участие общественных организаций, производственно-коммерческих структур в разработке и осуществлении федеральных, региональных и муниципальных целевых программ в области образования;

- диверсификация (лат. – разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений: развитие различных типов образовательных учреждений, в том числе негосударственных (частных, религиозных и др.);

- управление образованием на муниципальном уровне (в городе или районе) осуществляется отделом образования при городской (районной) администрации и курируется выборными представителями: главой администрации, депутатами городской или районной думы, представителями общественных организаций;

- управление образовательными организациями осуществляется советами школ, учёными советами вузов, факультетов или попечительскими советами, включающими представителей общественности, при ученическом, студенческом, родительском самоуправлении;

- наличие в каждой образовательной организации своего устава как основного документа, регламентирующего её деятельность;

- проведение независимого оценивания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, общественная аккредитация образовательных организаций.

  К примеру, возьмем статью 89 ФЗ «Об образовании в РФ»

В пункте 3 говорится, что «Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.» Это подтверждает 3 признак общественного управления образованием РФ.

2. Роль родительской общественности как субъекта государственно-общественного управления образовательным учреждением. Основные направления работы.

Родительский комитет избирается на общешкольном родительском собрании и ему подотчетен. Основными задачами родительского комитета являются:

–содействие администрации Учреждения в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья учащихся, свободного развития личности, в защите законных прав и интересов учащихся, в организации и проведении общешкольных мероприятий;

–организация работы с родителями (законными представителями) учащихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье;

– координация деятельности родительских комитетов классов;

– контроль качества питания и медицинского обслуживания учащихся;

-взаимодействие с педагогическим коллективом учреждения по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних учащихся.

 

Педагогические идеи

· Принцип любви к ребёнку

· Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку

  • Своеобразное представление о правах ребёнка
  • Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя
  • Признание того, что дети — разные.
  • Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом)
  •  Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой)
  • Право ребёнка на уважение
  • Важность размышлений матери
  • Педагогика — наука о человеке

v Сухомлинский Василий Александрович

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

v Амонашвили Шалва Александрович

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки

  • Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку.
  • Принципы: очеловечивание среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.
  • Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим, предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребёнку.
  • Опоры в ребёнке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

 

Цель (реальная)- дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Цель (идеальная) – формирование гармонической, всесторонне развитой личности

Задачи воспитания были сформулированы следующим образом:

· приобщение учащихся к системе ценностей;

· выявление творческого потенциала детей;

· формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке;

· уважение к правилам, нормам совместной жизни;

· воспитание положительного отношения к труду.

 Основные концептуальные идеи

а) личностный подход – признание личности высшей социальной ценностью;

б) отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;

в) природосообразность – учет половых и возрастных особенностей учащихся;

г) культуросообразность – опора на национальные традиции народа;

д) гуманизация межличностных отношений;

е) опора на чувства воспитанников.

Содержание:

Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии – такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека.

Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение воспитательной цели.

Другими словами, гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности.

Классификация методов воспитания:

•     методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

•     методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

•     методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

•     Формы воспитания - способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

Формы воспитания

• массовые формы (участие всего класса)

• кружковая-групповая форма

• индивидуальная форма

Анализ:

Я считаю, что выбранная мной концепция имеет практическую значимость в современной практике воспитания, потому что ее ведущими идеями формирования общечеловеческих ценностей являются природосообразность (учет природы ребенка, его психолого-физиологических, половозрастных особенностей, с одной стороны, и максимальное сближение жизни ребенка с жизнью живой природы) культуросообразность (учет языковой среды, традиций семьи, рода, этноса, региона, страны, молодежной субкультуры, элементов этнопедагогики), аксиологизация образовательного процесса (формирование ценностного мира ребенка, основанного на этнических, национальных и общечеловеческих ценностях), системность (выявление совокупности условий воспитания в семье и школе, факторов социализации в стране, регионе и т.д.), ну и вкратце она ориентируется на развитие всех сторон личности человека. То есть человек, его потребности находятся в центре внимания концепции. В нашей стране есть школы, которые реализуют данную концепцию.

 

Шаров Леонид БФК2

Тема: Государственно-общественная система управления образованием в Российской Федерации

1. Признаки государственного и общественного управления (статьи 89-98 ФЗ «Об образовании в РФ»). Приведите примеры.

Основные признаки государственного управления образованием в РФ

Основными признаками государственного управления образованием в современной России являются:

- единая государственная политика в области образования, зафиксированная в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), конкретизированная нормативных документах Министерства образования и науки РФ и иных нормативных актах федерального уровня;

- федеральные государственные образовательные стандарты для всех типов государственных, ведомственных и муниципальных образовательных учреждений;

- государственный контроль качества образования в государственных, ведомственных и муниципальных образовательных учреждениях; государственное лицензирование; государственная аккредитация образовательной деятельности;

- государственные органы управления образованием: федеральные; ведомственные, республиканские (республик в составе РФ); краевые, областные, городов федерального подчинения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), автономных областей и автономных округов.

  Основные признаки общественного управления образованием в РФ

К основным признакам общественного управления образованием в Российской Федерации относятся:

- участие общественных организаций, производственно-коммерческих структур в разработке и осуществлении федеральных, региональных и муниципальных целевых программ в области образования;

- диверсификация (лат. – разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений: развитие различных типов образовательных учреждений, в том числе негосударственных (частных, религиозных и др.);

- управление образованием на муниципальном уровне (в городе или районе) осуществляется отделом образования при городской (районной) администрации и курируется выборными представителями: главой администрации, депутатами городской или районной думы, представителями общественных организаций;

- управление образовательными организациями осуществляется советами школ, учёными советами вузов, факультетов или попечительскими советами, включающими представителей общественности, при ученическом, студенческом, родительском самоуправлении;

- наличие в каждой образовательной организации своего устава как основного документа, регламентирующего её деятельность;

- проведение независимого оценивания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, общественная аккредитация образовательных организаций.

  К примеру, возьмем статью 89 ФЗ «Об образовании в РФ»

В пункте 3 говорится, что «Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.» Это подтверждает 3 признак общественного управления образованием РФ.

2. Роль родительской общественности как субъекта государственно-общественного управления образовательным учреждением. Основные направления работы.

Родительский комитет избирается на общешкольном родительском собрании и ему подотчетен. Основными задачами родительского комитета являются:

–содействие администрации Учреждения в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья учащихся, свободного развития личности, в защите законных прав и интересов учащихся, в организации и проведении общешкольных мероприятий;

–организация работы с родителями (законными представителями) учащихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье;

– координация деятельности родительских комитетов классов;

– контроль качества питания и медицинского обслуживания учащихся;

-взаимодействие с педагогическим коллективом учреждения по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних учащихся.

 

Тема: Методы, формы и средства воспитания.

1. Выберите одну из классификаций методов воспитания, дайте краткую характеристику методов, включенных в эту классификацию. Приведите примеры.

Классификация методов воспитания по Т.А. Ильиной и И.Т. Огородникову.

• методы убеждения - сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого. Он обеспечивает воспитание у людей общечеловеческих морально-политических качеств (лекция, дискуссия, беседа, пример, требование).

• методы организации деятельности - некие способы для улучшения запоминания и овладения материалом (Упражнение - сущность упражнения состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качества личности: навыки и привычки. Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Поручение - с его помощью детей приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для подшефного детского садика. )

• методы стимулирования поведения учащихся (Соревнование – с его помощью можно воспитать желание делать лучше. Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Наказание- торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.)

• методы самовоспитания - стимулирование самовоспитания представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, необходимой модификации и включении в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации. (самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самопринуждение, самовнушение, самоконтроль, самоотчет, самокритика, самонаказание, самооценка, аутогенная тренировка).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.026 с.)