Русская церковь и государство в Х V - начале Х VI вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская церковь и государство в Х V - начале Х VI вв.



 

Эпоха правления Ивана III стала временем острейших религиозных споров и широкого распространения знаменитых ересей так называемых «стригольников», «жидовствующих» и других, которые возникли в Новгороде, Пскове и других русских городах еще в 1470-1480-х гг. В советской историографии (Я. Лурье, И. Клибанов) широкое распространение всех ересей традиционно рассматривали исключительно как форму социального протеста. Однако, по мнению ряда нынешних историков, в частности профессора И.Я. Фроянова, автора фундаментальной монографии «Драма русской истории: на путях к Опричнине» (2007), появление разнообразных ересей именно в тот исторический период стало одной из форм «идеологической войны» католического Запада не только против православия, но и против самого Русского государства, ставшего единственным оплотом православного христианства после гибели Византийской империи.

Новая ересь, сторонников которой прямо обвиняли в переходе в иудаизм, оставалась в целом в рамках самого христианского вероучения, но ее сторонники отрицали догмат о троичности божества, церковную иерархию, ряд церковных обрядов и т.д. Основателем ереси «жидовствующих» был некий «жидовин» Схарин, в кружок которого входили купцы Семен Кленов, Иван Зубов и другие богатые новгородцы.

Официальная Церковь в лице будущих вождей «иосифлянства » — новгородского архиепископа Геннадия Гонзова и игумена Волоколамского монастыря Иосифа Во- лоцкого начала яростную борьбу против новой ереси, и в 1490 г.Церковный собор в Москве осудил «жидовствующих». Однако эта ересь оказалась крайне живучей и вскоре проникла во дворец самого Великого князя. Новыми лидерами «партии московских еретиков» стали видные русские дипломаты Курицыны, протопопы, государев «письменник» и даже невестка Великого князя Елена Волошанка.

Конец XV в. стал временем рождения двух основных направлений русской церковной мысли, получивших в русской историографии название нестяжателей и иосифлян. Лидером нестяжателей стал бывший монах Кирилло-Белоозерского монастыря преподобный Нил Сорский, а идейным вождем иосифлян влиятельный настоятель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Санин (Волоцкий).

Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий яростно боролись против всех еретиков и были соавторами знаменитого богословского трактата «Просветитель». Однако по отношению к светской власти и проблеме монастырского землевладения их позиции были диаметрально противоположными.

По мнению многих ученых (Д. Лихачев, Н. Казакова, Р. Скрынников, Г. Прохоров), идеологической основой нестяжательства стала доктрина византийского исихазма. Отвергая силлогизмы (дедуктивные умозаключения) как путь познания истины, исихасты утверждали, что разум убивает веру и что истинный христианин совершенствуется не через размышление, а через самоуглубление и безмолвие. Они призывали православных христиан уйти от мирской суеты и богатства, искренне полагая, что только нестяжание и безмолвие являются единственно верным способом достижения идеала духовной жизни. Однако их оппоненты (А. Кузьмин, Н. Синицина, С. Перевезенцев) утверждают, что своими корнями их учение восходило к учению апостола Павла и уставам общежитийных монастырей, возникших в период монастырской реформы, проведенной митрополитом Алексием в середине XIV века.

По оценкам современных историков (Г. Прохоров, В. Вышегородцев, Н. Синицына, Р. Скрынников), идейная основа доктрины нестяжателей имела несколько значений: 1) во-первых, нестяжательство рассматривалась как общехристианская добродетель, основанная на евангельских принципах; 2) во-вторых, нестяжательство, наряду с послушанием и целомудрием, являлось одной из основных монашеских норм; 3) в-третьих, идеологи нестяжательства открыто критиковали экономические порядки в монастырях и, прежде всего, практику владения и управления монастырскими селами; 4) в-четвертых, нестяжатели, проповедуя идеи исихазма, открыто выступали за секуляризацию всей церковной земельной собственности и имущества. Однако, по их мнению, эта секуляризация должна была стать добровольным, жертвенным актом самой православной церкви, а не итогом насильственного изъятия монастырских сел и земель светской властью; 5) в-пятых, нестяжатели абсолютно не посягали на прерогативы светской власти, убежденно полагая, что мирская суета несовместима с достижением духовного идеала.

Идеологи иосифлянства Геннадий Гонзов и Иосиф Волоцкий выступали как поборники иного религиозного идеала. В самой монашеской жизни они ясно усматривали ее социальное предназначение, поэтому решительно отвергая стяжание как средство личного обогащения, 1)они не менее решительно отстаивали земельную собственность и богатства монастырской общины, рассматривая их как средства возрождения церковной жизни и благотворительности, 2) иосифляне выступали с позиций приоритета духовной власти над светской, став родоначальниками идей русского теократизма.

Первоначально Иван III активно поддерживал и покровительствовал нестяжателям и еретикам, поскольку светская власть решительно отвергала все притязания церковников на верховенство и открыто выступала за секуляризацию огромных земельных владений Русской Православной Церкви.

В 1503 г. при активной поддержке нестяжателей на очередном Церковном Соборе Иван III попытался реализовать правительственную программу секуляризации церковных земель. Однако, столкнувшись с мощным сопротивлением иосифлян, Великий Государь вынужден был отступить, а затем дать свое согласие на расправу с еретиками. В декабре 1504 г. в Москве вновь собрался Церковный Собор, целиком посвященный «проблеме еретиков». Причем, наряду с Иваном III его заседания впервые вел и «великий князь всея Русин Василий Иванович». Вместе с митрополитом Симоном оба великих государя «велели казнить еретиков. В 1509 г. Вассиан стал настоятелем придворного Симонова монастыря и вскоре близко сошелся с самим Василием III, который, по словам профессора Н.А. Казаковой, «нашел в Вассиане умного и деятельного сторонника политики ограничения феодальных прав церкви» и конфискации ее огромных земельных богатств.

Таким образом, Вассиан превратил глубокое духовное учение о «нестяжании», которое исповедовал преподобной Нил Сорский, в чисто политическую программу:

Долгое время позиции «мнимых несятяжателей» при великокняжеском дворе, к которым в 1516 г. примкнули выходец из Афонского монастыря Максим Грек (Философ) и знатный боярин Иван Никитич (Берсень) Беклемишев, были как никогда крепки. Однако, после того как Вассиан Патрикеев решительно осудил развод Великого князя с Соломонией Сабуровой, а Максим Грек попытался доказать «девственную» чистоту и превосходство греческого православия над русским, их позиции резко пошатнулись. В 1525 г по решению церковного обора Беклемишева казнили на Москве-реке, а Грека сослали. Таким образом, к концу правления Василия III победу в ожесточенной идейной борьбе одержала «партия иосифлян», которая решительно отстаивала идею автокефальности и превосходства Русской Православной Церкви и сохранения ее огромных земельных богатств.

Между тем, в конце 1530-х гг. возникла новая ересь «вольнодумцев», идейные лидеры которой Матвей Башкин и Феодосий Косой не только отрицали церковные обряды, иконы и таинство исповеди, но и саму христианскую символику, утверждая, что крест, как орудие казни Христа, негоже обожествлять, а тем более покланяться ему. Официальная церковь быстро расправилась с новыми еретиками: Матвей Башкин после пыток и истязательств был отправлен на исправление в тот же Иосифо-Волоколамский монастырь, а Феодосий Косой, опасаясь жестокой расправы, успел сбежать в соседнюю Литву.

 

13.   Внешняя политика Московского государства во 2-ой пол. Х V - начале Х VI вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.006 с.)