Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы государственного регулирования экономики
В экономической литературе представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно возможностей государственного вмешательства в рыночную экономическую систему. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства. Сознательное регулирование экономической жизни государством стало реальностью после кейнсианской революции в экономической науке. В процессе эволюции точек зрений на вопросы регулирования экономических процессов в западной макроэкономической теории сформировались две альтернативные концепции: кейнсианство и монетаризм. Кейсиансцы исходили из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие, а потому поощряется активное вмешательство государства в экономику посредством дискреционной фискальной политики. В основе концепции монетаризма лежит положение о том, что априори рынки конкретны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. После возникновения развитого рыночного хозяйства в обществе сложились различные способы регулирования и приспособленный им механизм управления: стихийно-рыночный и планово-регулируемый. На уровне микроэкономики в условиях рынка к настоящему времени сложился механизм планового управления производством. В масштабе же макроэкономики, на уровне национальной экономики, долгое время преобладало стихийное регулирование, где не срабатывали рыночные принципы. С переходом к индивидуальной стадии производства, усложнением экономических связей, все более настоятельной становилась необходимость общенационального регулирования всего процесса общественного производства. Представление о смешанной экономике как экономике, составляющей рыночные основы и регулируемой государством, сформировалось в качестве особого научного направления в рамках теории эффективного использования ограниченных ресурсов. Нельзя не согласиться с мнением Л. Абалкина, который утверждает, что нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально-ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Таких примеров в мире нет.
Экономическая политика государства является одним из важнейших понятий экономической теории и необходимым инструментом макроэкономического регулирования. Как официальный представитель всего общества, специально организованный устойчивый социальный институт, государство должно: обоснованно формулировать экономические, социальные, духовные и иные потребности общества с учетом интересов будущих поколений; отражать эти потребности в соответствующих экономических и политических программах; осуществлять увязку этих потребностей с наличными и перспективными ресурсами их удовлетворения; наконец, вырабатывать механизмы и создавать условия для развития институтов, способствующих удовлетворению этих потребностей. Главное назначение государства в современных условиях, характеризующихся усложнением внутренних и внешних экономических связей, глобализацией человеческих отношений состоит в регулировании этих процессов и адаптации их к динамичным изменениям в мировом развитии. При этом подчеркнем, что функции государства в современной рыночной экономике есть отражение переходных отношений. Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, и отрегулированной экономики рыночного типа. Но задачи государства связаны не только с созданием условий функционирования рынка на всех этапах его деятельности, они предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите национальных интересов. Государственное регулирование - это комплекс законодательных, исполнительных и контролирующих функций государства, направленных на приспособление и развитие социально-экономических основ общества к изменяющимся условиям, а также процесс по организации общественного воспроизводства, направленный на эффективное использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения потребностей членов общества. Государственные институты должны быть достаточно сильными и действенными, чтобы справиться с поддержанием эффективного состояния рыночного механизма, а это возможно при регулирующих государственных рычагах, которые дополняют рынок и конкуренцию. В результате хозяйственный механизм современной смешанной экономики выступает как единое целое, состоящее из рынка и нерыночного регулирования.
Относительно степени государственного регулирования и государственного предпринимательства существуют диаметрально противоположные мнения. Илларионов А., Ясин Е. говорят о том, что государство не должно присутствовать в экономике и чем меньше государство, тем выше эффективность экономики, Абалкин Л., Глазьев С. - за необходимость государственного регулирования. Разделяя мнение вторых можно согласиться с тем, что государство может занимать различные позиции по отношению к рынку: «государство над рынком», «государство рядом с рынком», «государство внутри рынка». Соотношение этих форм будет зависеть от конкретного состояния экономики данной страны в определенный период. Комплексный подход к системе «государство - рынок» с целью поиска эффективного их взаимодействия на современном этапе экономического развития и на перспективу является необходимым. Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают историю, традиции, тип национальной культуры, размеры страны, ее геополитическое положение, и многие другие факторы. Государство оказывает влияние на экономику посредством установления ставок налогов, акцизов и сборов, внешнеторговых пошлин, предоставляя займы и кредиты, выделяя средства на образование, науку, культуру, медицину, охрану окружающей среды и т.д. Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Для этих целей используется различный инструментарий: методы прямого и косвенного воздействия, административные и экономические способы. Все развитые страны, несмотря на свою "рыночность", пользовались и пользуются всеми методами для реализации стратегических целей. Разные страны используют различные средства, которые можно условно разделить на три основные группы: государственное предпринимательство, финансовое и кредитное регулирование, прямое административное регулирование. Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое, в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выборов субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночных условий. Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности. Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где приложение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Например, контроль монопольных рынков, разработка экономических стандартов и их контроль, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения и др.
Между тем ясно, что коренное изменение дел в любой стране, возможно лишь при условии принятия государством на себя принципиально большей ответственности за трансформационный процесс и формирование социально ориентированной рыночной экономики. Многие объективные трудности построения в России «новой экономики» в течение многих лет дополнялись субъективными причинами, в числе которых видное место занимают допущенные ошибки в области государственного регулирования экономики. В России в настоящее идея регулирования экономики стала важнейшим звеном в продолжение реформ и дальнейшем обновлении общества. Это ориентация обусловлена не только нынешней ситуацией в обществе, она опирается и на опыт развитых стран мира, в экономике которых государство играет значительную роль. Даже в тех странах, где наиболее прочны либеральные традиции, рыночные отношения сочетаются с государственным вмешательством в экономику. Все социально-экономические достижения развитых европейских стран стали возможны на основе такого сочетания. Государство должно, прежде всего, заботиться о поддержании рыночной конкуренции, предотвращая монополизацию. Оптимальная степень государственного вмешательства в рыночную экономику в российских условиях не может быть определена примерно, ее можно найти только опытным путем. Опыт всех развитых и успешно развивающихся стран демонстрирует, что бизнес самостоятельно не в состоянии проводить структурные реформы, выравнивать экономические и социальные различия, диспропорции и перекосы, находить баланс между частными и общественными интересами, естественными и вновь создаваемыми преимуществами национального производства. В этих целях Правительство должно проводить такую хозяйственную политику, которая бы гибко сочетала рыночные механизмы и государственное регулирование в сфере производства, накопления капитала, инвестиции, занятости, спроса на жизненно важных направлениях. Необходимо активно, творчески использовать весь арсенал средств, испытанных отечественной и зарубежной практикой. Успех экономической политики определяется тем, насколько эффективно она сочетается с действиями государства в таких сферах, как бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, финансовая, внешнеэкономическая, научно-техническая, региональная, социальная.
В современных условиях экономическая роль и функции государства усложнились настолько, что управлять без единого комплексного подхода просто невозможно. Повысить роль государства в российских условиях значит: • фактически уменьшить роль чиновников, усиливая действенность законодательной базы экономического развития; Ключевой проблемой формирования современной модели национальной экономики является организация модели эффективного уклада, ориентированного на развитие личности. Социально-экономическая реконструкция экономики, не полагающаяся на спонтанность возникновения и функционирования рынка, требует активной деятельности государства. При этом укрепление институтов государственной власти как практическая задача должно выводиться из объективных положений по развитию рыночной экономики и ориентироваться на критерий экономической и социальной эффективности. Меры государственного регулирования должны охватить не только решение экономических проблем, но и комплекс социально-психологических национальных особенностей. Как отмечает В.Коков, решение проблемы создания эффективной рыночной экономики возможно лишь с опорой на государство и посредством его активной экономической роли. Государственное регулирование обеспечивает формирование конкурентоспособных хозяйственных организаций, способных работать на внутренних и мировых рынках в условиях жесткой состязательности, концентрировать ресурсы на перспективных направлениях обновления производства, поддерживает частные инициативы по освоению элементов современного и новейшего технологического укладов, стимулируя инновационную активность. Оно должно способствовать проявлению конструктивных возможностей рынка, одновременно нейтрализуя его деструктивные функции и при этом учитывать российскую специфику. Совершенствование экономического механизма хозяйствования предполагает расширение масштабов государственной поддержки в осуществлении совокупности экономической деятельности страны. А с учетом предстоящего вступления России в ВТО необходима разработка целевой программы поддержки отечественных промышленных товаропроизводителей, сельскохозяйственных в особенности, на уровне государственного протекционизма. Таким образом, первоочередной задачей государственного регулирования является обеспечение стабилизации и экономического роста производства. Его решение полностью зависит от способности государственных структур осуществлять управление экономической системой страны.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.008 с.) |