Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебная задача №2. (если вместо катушки индуктивности подставить конденсатор)Стр 1 из 4Следующая ⇒
Ii. ЛИТЕРАТУРА 1. Метрология и электрорадиоизмерения в телекоммуникационных системах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ С.И. Боридько [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Горячая линия - Телеком, 2012.— 360 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11998.— ЭБС «IPRbooks» 2. Архипов А.В. Основы стандартизации, метрологии и сертификации [Электронный ресурс]: учебник/ Архипов А.В., Берновский Ю.Н., Зекунов А.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12853.— ЭБС «IPRbooks»
III. Инструкция пользователю программой Elektronics Workbench
1.1 Общие свойства программы Программа Elektronics Workbench предназначена для моделирования и анализа электрических и электронных схем. После загрузки компьютера, Windowsи программы на экране монитора появится её рабочее окно (рисунок 1).
Рис.1 Рабочий стол программы Elektronics Workbench
1.2 Выбор элементов схем Требуемая группа элементов выбирается из линейки (рисунок 2) нажатием левой клавиши «мыши». Рис.2 Панель приборов программы Elektronics Workbench
Элемент из выбранной группы выбирается «мышью» и переносится при нажатой клавише в рабочее окно. Для выбора параметров элементов схем следует: – «мышью» установить курсор на соответствующем элементе схемы; – дважды нажать левую клавишу. При этом на экране появится окно элемента; – с помощью клавиатуры или «мыши» выбрать параметр в соответствующем окне; – после выбора параметров необходимо нажать клавиши Ок или Enter. 1.3 «Сборка» и «включение» схемы 1.3.1 После размещения элементов в рабочем окне их следует «соединить» между собой в соответствии с конфигурацией схемы. «Соединение » элементов схемы «проводами» выполняется «мышью». Каждый вывод элемента имеет три направления присоединения: вверх, вниз, влево (вправо) – если выводы расположены горизонтально, или влево, вправо, вверх (вниз) – при вертикальном расположении выводов. «Узел схемы» имеет четыре направления присоединения: вверх, вниз, влево и вправо. Для «соединения» элементов курсор устанавливается на соответствующий вывод элемента и нажимается левая клавиша до появления чёрной точки. При нажатой клавише «мыши» курсор перемещается к выводу другого элемента, который требуется «присоединить», до появления на этом выводе чёрной точки. После отпускания клавиши элементы соединяются сплошной чёрной линией.
1.3.2 Для поворота элемента (с целью «выравнивания» схемы) следует «отсоединить» его от цепи и выделить однократным нажатием левой клавиши «мыши». При этом изображение элемента окрасится красным цветом. Из меню C ircuit вызвать команду R otate и нажать левую клавишу «мыши». Если необходимо повернуть элемент или обозначение его параметров, а также присвоить имя элементу или изменить масштаб изображения, используется группа команд, показанных на рисунок 3. Рис.3 Меню программы Elektronics Workbench
1.3.3 Для точной установки элемента на место с целью «выпрямления» отдельных участков собранной схемы следует выделить его однократным нажатием левой клавиши «мыши» и, используя клавиши перемещения курсора, переместить элемент на требуемое место.
IV. СЕМИНАРЫ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ Семинар №1 ТЕМА: изучение правил подключения и характеристик измерительных приборов Учебная задача №1. При нахождении электрического тока, измерительный прибор подключают неправильно (параллельно), причем его внутреннее сопротивление Ra =1 мОм. Характеристики электрической цепи следующие: Е =100В, R =10*N Ом. Определите значение электрического тока проходящего через амперметр. Ход выполнения: 1.1 Записать условие задачи и начертить схему исследуемого процесса. 1.2 Провести необходимые расчеты и записать получившийся ответ 1.3 Записать выводы по задаче
Выводы:______________________________________________________________________________ Учебная задача №2. При нахождении напряжения на резисторе измерительный прибор подключают неправильно (последовательно), причем его внутреннее сопротивление Rv =6 MОм. Характеристики электрической цепи следующие: Е =100В, R =10*N Ом. Определите значение электрического напряжения, показывающее вольтметром и реальное напряжение на исследуемом резисторе.. Ход выполнения: 1.4 Записать условие задачи и начертить схему исследуемого процесса. 1.5 Провести необходимые расчеты и записать получившийся ответ 1.6 Записать выводы по задаче
Выводы:______________________________________________________________________________ Семинар зачтён :___________________ Допуск ___________ Выполнена ___________
Лабораторно-практическое занятие № 1
Тема: методы применения измерительных приборов для исследования параметров ЛИНЕЙНой ЭЛЕКТРИЧЕСКой Цепи ПОСТОЯННОГО ТОКА
Задание Учебная цель занятия: сформировать знания и умения использования измерительных приборов для исследования характеристик электрической цепи постоянного тока. 1.1. Рассчитать цепь при заданных параметрах. 1.2. Исследовать цепь при изменении сопротивления нагрузки 1.3. Сравнить результаты расчета и исследования цепи. 1.4. Сформировать выводы по результатам. Подготовка к работе 2.1. Цепь представляет собой модель линии электропередачи постоянного тока сопротивлением R Л и с изменяющимся сопротивлением нагрузки R Н (рис. 1.1). При выполнении работы на лабораторном стенде сопротивление линии R Л принять равным 10*N Ом, а напряжение на входе цепи U = 200+N В. Рис. 1.1. Схема электрической цепи
2.2. Рассчитать следующие параметры цепи для различных значений сопротивлений нагрузки: R Н – мощность, отдаваемую источником, Р ист. , Вт; – ток I, А; – мощность, потребляемую приемником (нагрузкой), Р Н, Вт; – КПД η, %. Расчет приложить к отчету, а результаты записать в таблицу. 3.Выполнение работы на компьютере: 3.1. Подготовленный конспект отчета представить преподавателю. 3.2. «Собрать» цепь. Выбрать параметры цепи в соответствии со своим вариантом, а также амперметр (типа «DC») Для выбора ваттметра в рабочем окне программы Elektronics Workbench открыть окно «File», в нем – «Open». В открывшемся окне в «Папках» открыть , в котором выбрать (перенести на рабочий стол) «Ваттметр». 3.3. Изменяя сопротивление нагрузки в соответствии с заданием в таблице 1.1, записать в эту таблицу показания амперметра и ваттметра (показания вольтметра, подключенного к ваттметру, считать в ваттах). По результатам работы 4.1. Рассчитать по результатам измерений мощности источника и КПД источника электрической энергии. Результаты записать в таблицу 1. 4.2. Построить зависимости от R Н: – тока в цепи I (R Н); – мощности источника и нагрузки Р ист. (R Н), Р Н (R Н); – КПД η (R Н). Отметить на кривых рассчитанные значения. 4.3. Записать выводы о характере изменения тока, мощностей и КПД цепи от R Н. Содержание отчета 5.1. Заполненная таблица. 5.2. Расчет цепи. 5.3. Графики I (R Н); Р ист. (R Н); Р (R Н) и η (R Н). 5.4. Выводы. Таблица.1.1
Графики I, η, Рист, РН
RН / RЛ
6 Контрольные вопросы 6.1. Какие виды измерений вы знаете? 6.2. Какие виды измерений используются в ваттметрах? 6.3. Нарисуйте схему подключения ваттметра? 6.4. Как найти КПД цепи? 6.5. Запишите формулу для нахождения мощности источника? 6.6. Запишите формулу для нахождения мощности потребляемой цепью? 6.7. Зарисуйте схему строения счетчика электрической энергии? 6.8. Чему равна энергия потребляемая электрической цепью? 6.9. Зарисуйте схему строения электромагнитного прибора? 6.10. Назовите положительные и отрицательные стороны индукционных приборов?
Выводы: ________________________________________________________________________ Работа зачтена: ______________ Допуск ___________ Выполнена ___________
Лабораторно-практическое занятие №2
ТЕМА: МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЙ.
Задание Учебная цель занятия: сформировать знания и умения использования метода амперметра-вольтметра при измерении электрических сопротивлений. 1.1. Рассчитать цепь при заданных параметрах. 1.2. Исследовать цепь при изменении сопротивления нагрузки 1.3. Сравнить результаты расчета и исследования цепи. 1.4. Определить погрешности измерений. 1.5. Сформировать выводы по результатам. Подготовка к работе 2.1. Изучить суть метода амперметра-вольтметра 2.2. Собрать электрические схемы рис. 2.1 Рис. 2.1 Схемы электрической цепи метода амперметра-вольтметра 3.Выполнение работы на компьютере: 3.1. Установить значения резисторов в соответствии с вариантом по журналу 3.2. Измерить значения электрического тока и напряжения для каждого сопротивления По результатам работы 4.1. Подсчитать значения сопротивлений при помощи закона Ома, результаты записать в таблицу. 4.2. Подсчитать значения относительных погрешностей для каждого из опытов 4.3. Построить зависимость относительной погрешности от величины сопротивлений для каждого из опытов.
Содержание отчета 5.1. Заполненная таблица 2.1 5.2. Расчет сопротивлений и относительных погрешностей 5.3. Графики зависимостей относительных погрешностей от сопротивлений 5.4. Выводы по проделанной работе
Таблица 2.1
Расчеты
Графики
6 Контрольные вопросы 6.1. Назовите определение электрического тока и запишите его в буквенном виде? 6.2. Назовите определение электрического напряжения и запишите его в буквенном виде? 6.3. К каким измерениям относится метод амперметра-вольтметра? 6.4. С помощью какой схемы измеряют малые сопротивления и почему? 6.5. С помощью какой схемы измеряют большие сопротивления и почему? 6.6. Зарисуйте схему строения магнитоэлектрического прибора. 6.7. Зарисуйте общую схему измерения электромеханических приборов. 6.8. По каким признакам можно классифицировать измерительные приборы? 6.9. Запишите закон Ома для участка цепи с источником Е. 6.10. Запишите формулу для нахождения относительной погрешности.
Выводы: ________________________________________________________________________ Работа зачтена: ______________
Семинар №2 ТЕМА: Определение класса точности электромеханических показывающих приборов
Все приборы, независимо от принадлежности и условий эксплуатации, в соответствии с законодательством, должны проходить периодическую поверку в органах Госстандарта страны. При п о верке прибора в числе его нескольких параметров и характеристик определяют погрешности и класс точности прибора, а также устанавливают возможность его дальнейшей эксплуатации. Приведенная погрешность прибора — это выраженное в процентах отношение абсолютной погрешности прибора к нормирующему значению: γ = Δ x п / XN. (3) Под нормирующим значением XN понимают условно принятое значение, которое может быть равно верхней границе диапазона измерений, диапазону измерений, длине шкалы и др. Класс точности показывающего прибора является его обобщенной метрологической характеристикой. Он определяется по основной приведенной погрешности прибора. С целью установления класса точности электромеханических приборов применяют метод сличения показаний поверяемого и образцового приборов. При этом класс точности образцового прибора должен быть не менее чем в 3 раза выше класса точности поверяемого прибора.
Приведенную погрешность поверяемого прибора определяют по формуле: γ = (x п - x обр) . / XN.• 100%, 4) где x п. – числовая отметка шкалы п о веряемого прибора; x обр . – показания образцового прибора при установлении показаний п о веряемого на отметке x пов; Х N – верхняя граница диапазона измерений п о веряемого прибора. По ГОСТ 8.401–80 прибору присваивают класс точности из следующего ряда чисел: 1·10 n; 1,5·10 n; 2·10 n; 2,5·10 n; 4·10 n; 5·10 n; 6·10 n, где n = 1; 0; – 1; – 2; – 3 и т. д. Для определения класса точности заданного прибора использовать результаты испытаний, приведенные в заданиях в зависимости от варианта. Вариант задания выбирается по Вашему номеру в журнале группы. Учебная задача №1 При испытании вольтметра, диапазон измерений которого U н, на пяти числовых отметках его шкалы U П, кроме нулевой, отсчитаны показания образцового вольтметра U обр. (таблица С1.1). Определить приведенные погрешности вольтметра и установить его класс точности (результаты свести в таблицу).
Результаты испытаний вольтметра Таблица С1.1
Построить график приведенных погрешностей вольтметра. Учебная задача №2 При испытании амперметра, диапазон измерений которого I Н, на пяти числовых отметках его шкалы I ПОВ, кроме нулевой, отсчитаны показания образцового амперметра I обр. (таблица С1.2). Определить приведенные погрешности амперметра и установить его класс точности (результаты свести в таблицу). Построить график приведенных погрешностей амперметра.
Результаты испытаний амперметра Таблица С1.2
Расчёт приведенных погрешностей
График
Результаты расчёта
Класс точности К Т= Выводы:______________________________________________________________________________ Семинар зачтён :___________________ Допуск ___________ Выполнена ___________
Лабораторно-практическое занятие№ 3
ТЕМА: РЕАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕПИ СИНУСОИДАЛЬНОГО ТОКА
Задание 1.1. Рассчитать и построить зависимости реактивного сопротивления катушки и конденсатора от частоты источника питания. 1.2. Снять экспериментально и построить зависимости реактивного сопротивления катушки от частоты источника питания. 1.3. Сравнить рассчитанные и полученные результаты. 1.4. Записать вывод по результатам. 2 Выполнение задания 2.1. Указать на схеме (см. рисунок и таблицу 3.1) напряжение источника синусоидального напряжения u = 10∙ N, В и R = N, Ом , а также параметры катушки и конденсатора согласно варианта
Рис. 3.1 Таблица 3.1
Продолжение таблицы 3.1
Таблица 3.2
2.2. Рассчитать сопротивления катушки х LРи конденсатора х CР при изменении частоты источника питания (задана в таблице 3.2). Расчёт приложить к отчёту, а результаты записать в таблицу 2. 2.3. Построить (плавными линиями) на одном графике расчётные кривые изменения сопротивлений катушки х LР(f) и конденсатора х CР (f) от частоты. Графики к работе №3
2.4. Отметить на построенных графиках расчётную частоту, при которой в цепи возможен резонанс напряжений. 3. Работа на компьютере 3.1. Подготовленный отчёт, расчёт и (расчётные графики) показать преподавателю. 3.2. «Собрать» цепь. 3.3. Выбрать параметры цепи и источника в соответствии со своим вариантом. Сопротивления вольтметра (типа «АC») и амперметра (типа «АC») не изменять. 3.4. Поочерёдно подключить катушку, а затем конденсатор и изменяя частоту ЭДС источника в соответствии с заданием в таблице 2, записать в эту таблицу показания приборов (действующие значения). По результатам занятия 4.1 Рассчитать сопротивления катушки х LЭи конденсатора х CЭ при изменении частоты источника питания. Расчёт приложить к отчёту, а результаты записать в таблицу 4.2. 4.2 Построить (плавными линиями) на одном графике (см. п.2.1.4.) экспериментальные кривые изменения сопротивлений катушки х LЭ и конденсатора х CЭ от частоты. 4.3 Отметить на построенных графиках экспериментальную частоту, при которой в цепи возможен резонанс напряжений. 4.4. Записать вывод о резонансных частотах. Содержание отчёта 5.1 Заполненная таблица 2. 5.2 Расчёт сопротивлений. 5.3 Графики изменения сопротивлений катушки и конденсатора от частоты. 5.4 Выводы. 6.Контрольные вопросы 6.1. Назовите определение синусоидального электрического тока? 6.2. Что такое активное сопротивление? 6.3. Что такое реактивное сопротивление? 6.4. Как найти полное сопротивление электрической цепи? 6.5. Напишите формулы для нахождения реактивных сопротивлений? 6.6. Чему равна угловая скорость? 6.7. Что такое период, частота и амплитуда синусоидального тока? 6.8. Что произойдет в точке пересечения получившихся графиков? 6.9. Какое значение мерит мультиметр в лабораторной работе? 6.10. Чему равно действующее значение электрического тока?
Выводы: ________________________________________________________________________ Работа зачтена: ______________ Допуск ___________ Выполнена ___________
Лабораторно-практическое занятие№ 4
ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ВАТТМЕТРА ПАРАМЕТРОВ ПАССИВНЫХ ДВУХПОЛЮСНИКОВ Задание Цель работы – определение параметров элементов схем по результатам измерений в цепи с установившимся синусоидальным током. 1.1. Изучить метод ваттметра при измерении реактивных составляющих сопротивления 1.2. Найти индуктивность катушки и емкость конденсатора 1.3. Определить относительную погрешность измерений 2 Выполнение задания 2.1. В схеме рис. 4.1. выполнить измерения тока, напряжения и мощности, поочередно присоединяя к зажимам 2-2 простейшие двухполюсники: а) индуктивную катушку, б) конденсатор. 2.2. Результаты измерений внести в таблицу 4.1., номиналы параметров двухполюсников и частоту установить в соответствии с таблицей 4.2. при напряжении U = 30 В. 2.3. По результатам измерений определить параметры, выделенные в таблице 4.1. в качестве расчетных. 2.4. Определить погрешности измерений
Рис. 4.1. Схема измерений методом ваттметра Таблица 4.1.
Таблица 4.2.
Расчеты
Содержание отчета. 3.1. Заполненная таблица 4.1. 3.2. Расчеты параметров электрической цепи 3.3. Расчеты относительных погрешностей измерений 3.4. Выводы по работе. 4. Контрольные вопросы. 4.1. Запишите формулу для нахождения полного комплексного сопротивления электрической цепи. 4.2. Что такое и по какой формуле находится φ? 4.3. В чем различий между активным и реактивным сопротивлением. 4.4. По какой формуле находится активная мощность? 4.5. Что характеризует активная мощность? 4.6. Какие виды электрической мощности бывают и какой зависимостью они связаны? 4.7. Зарисуйте треугольник мощностей? 4.8. Что такое действующее значение электрического тока? 4.9. Какие значения показывают амперметр и вольтметр? 4.10. Что такое двухполюсник?
Выводы: ________________________________________________________________________ Работа зачтена: ______________ Семинар №3 ТЕМА: измерение индуктивности и ёмкости методом ваттметра. Учебная задача №1. По показаниям измерительных приборов определить значение индуктивности катушки и активного сопротивления, если f = 50 Гц, а P = 2000 + 10*N Вт, U = 200+N В, I = 5+N А
Рис. 3.1 Схема для измерения индуктивности катушки (емкости конденсатора).
Расчет. Выводы:____________________________________________________________________ Работа зачтена ______________ Допуск ___________ Выполнена ___________
Лабораторно-практическое занятие№ 5 ТЕМА: ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МОСТ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Задание 1.1 Изучить схему и принцип действия одинарного моста постоянного тока. Мост постоянного тока – четырёхполюсник, составленный из четырех резисторов. Мосты применяют в измерительных приборах и электронных устройствах. В работе требуется определить чувствительности моста при изменении сопротивлений его ветвей. 1.2 Рассчитать неизвестное сопротивление резистора омметром, методом амперметр-вольтметр и мостом постоянного тока. 1.3 Сравнить результаты расчета сопротивления резистора различными методами 1.4 Оценить относительные погрешности выбранных методов измерений. 1.5 Сделать вывод о измерении сопротивления мостом постоянного тока.
Таблица 5.1
Работа на компьютере 2.1 Выбрать неизвестные активные сопротивления. Для выбора неизвестного активного сопротивления в рабочем окне программы Elektronics Workbench открыть окно «File», в нем – «Open». В открывшемся окне в «Папках» открыть , в котором выбрать «Мост постоянного тока». Открыть группу элементов «Favorites», перенести элемент «Subcircuit Template» в рабочее окно. Выбрать нужное сопротивления. Перенести таким образом все сопротивления в рабочее окно программы. 2.2 Измерить неизвестное сопротивление мультиметром. Записать показания омметра в таблицу. Принять это значение за истинное. 2.3 «Собрать» схемы (рисунки 5.1 и 5.2). Выбрать параметры цепи и источника в соответствии со своим вариантом. 2.4 Установить следующие значения элементов: Для моста: - R1=R2=R3=10+N (Ом); - E=15 (В). Для схем электрической цепи метода амперметр-вольтметр: - E=10+N (В). - Rд=5 (Ом) 2.4 Измерить значения электрического тока и напряжения для каждого сопротивления методом амперметр-вольтметр по схемам рисунка 5.2 и записать значения в таблицу 5.1. 2.5 Изменяя значение сопротивления резистора R1, уравновесить мост постоянного тока, записать значение резистора в таблицу 5.1 для каждого сопротивления. По результатам занятия 3.1 Рассчитать сопротивление резистора R4 методом амперметр-вольтметр по формуле: R4= UR/ IR. Записать значения сопротивлений в таблицу 5.1. 3.3 Рассчитать сопротивления резистора R4 по правилу равновесия моста постоянного тока: R1* R4= R2* R3. Записать значение сопротивления резистора R4 в таблицу 5.1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.306 с.) |