Египет в период Нового Царства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Египет в период Нового Царства



АВДИЕВ В. И.

История Древнего Востока

 

 

ГЛАВА IX

ЕГИПЕТ В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА

Изгнание гиксосов из Египта

 

 

 

Рамзес II штурмует сирийскую крепость.

Рельеф из Рамессея около Фив.

 

Гиксосские цари правили в Египте приблизительно с конца XVIII в. до 1580 г. до н. э. Господство иноземцев вызвало восстание местного населения, стремившегося к восстановлению независимого Египетского государства. Борьба за объединение страны, как и в предшествующие периоды, началась в Верхнем Египте, который всё время сохранял некоторую независимость. Эта борьба с гиксосами усиливается, превратившись в освободительную войну против иноземного господства при фиванском царе Камесу. События этого времени описываются в литературных произведениях позднейшего времени, в частности в одном школьном упражнении на литературно-историческую тему. В нём рассказывается о фиванском царе Камесу, который созывает в своём дворце вельмож страны и предлагает им начать войну с гиксосами.

«Я хочу знать, — говорит Камесу, — к чему мпе служит моя сила. Один князь сидит в Аварисе, другой — в Нубии, а я сижу здесь вместе с азиатом и негром. Каждый владеет куском Египта и делит страну со мной вплоть до Мемфиса. Смотри, он уже владеет Шмуном, и никто его не останавливает. Я устремлюсь на него и распорю ему его живот. Моё желание — спасти Египет и разбить азиатов».

Однако гневная и воинственная речь Камесу не встречает сочувствия среди собравшихся на совет представителей знати. Они настроены значительно более миролюбиво, чем царь, и рекомендуют ему держаться оборонительной политики. Но царь с ними не согласен. Отвечая им, он говорит:

«Ваша мысль неправильна, и я всё же буду сражаться с азиатами... Ведь плачет вся страна. В Фивах скажут обо мне: «Камесу — защитник Египта».

Далее в этом произведении описывается кровопролитная война, начатая против гиксосов фиванским царём Камесу, и его победы над азиатами. Автор изображает Камесу в качестве народного героя, ведущего борьбу за освобождение Египта от ига иноземцев.

Окончательную победу над гиксосами одержал один из следующих фиванских царей — Яхмос I, который считается основателем XVIII фиванской династии. О его военной деятельности мы осведомлены благодаря хорошо сохранившейся автобиографии одного из его вельмож, Яхмоса, сына Иабаны. В этом историческом документе описываются этапы военной борьбы Яхмоса I с иноземцами. После ряда битв на суше и на кораблях египетские войска осадили главный опорный пункт гиксосов в Дельте, город Аварис. Несмотря на упорное сопротивление гиксосов, египтянам удалось разбить их войска и изгнать их из Египта. Больше того, египетские войска, преследуя гиксосов, проникли в Азию, стремясь овладеть центрами гиксосского господства в Передней Азии.

Освобождение Египта от иноземного ига, объединение страны под властью фиванских царей и восстановление объединённого, самостоятельного и независимого государства дали возможность египетским фараонам не только продолжить, но и расширить ту крупную завоевательную политику, которую вели их предшественники. Эту завоевательную политику возобновил уже Яхмос I, одержавший крупные победы над гиксосами вне Египта, в Передней Азии. Судя по надписям этого времени, египетские войска проникли вплоть до областей Финикии и Сирии. Но особенно крупных успехов достиг Яхмос I в Нубии, снова завоевав те нубийские области, которые раньше находились под властью египетских царей.

 

 

Земледельческие работы.

Фреска Нового Царства.

 

 

 

Торговля

 

Развитие производительных сил страны привело к развитию внутренней и внешней торговли. В эпоху Нового Царства торговля Египта с соседними странами всё более и более расширяется. Укрепляются торговые связи Египта с отдельными областями Сирии, откуда египтяне привозят продукты сельского хозяйства — зерно, скот, вино, мёд. Из областей Ливана египтяне в большом количестве привозят строевой лес. Наконец, из больших городов Сирии египтяне вывозят ценные изделия сирийского ремесла. Через Сирию египетские торговцы привозили большое количество товаров, шедших транзитом из более далёких стран — из Хеттского государства, с островов Эгейского моря и из Месопотамии. Торговля с Сирией шла как по суше, так и по морским путям. Египтяне имели в эту эпоху в своём распоряжении морской флот, который им давал возможность привозить товары из Сирии на парусных кораблях. Одним из важнейших опорных пунктов египетской торговли в Сирии был город Библ. Значение Библа для египетской торговли было настолько велико, что один из князей Библа по имени Ряб-Адди в одном письме, адресованном фараону, сравнивает в этом отношении Библ с древней столицей Египта Мемфисом: «Вот Библ! Каков Мемфис, таков и Библ для царя моего господина». Многочисленные товары отправлялись из Сирии в Египет караванами. Сирийские князья в своих письмах часто сообщают об отправке караванов в Египет и о том, что они сопровождают эти караваны военными отрядами. Сирийский князь Пу-Баалу сообщает в своём письме, что он подготавливает отправку в Египет «прекрасного каравана».

В орбиту египетской завоевательной и торговой экспансии входит в это время ряд новых стран, в частности Кипр, Малая Азия и Месопотамия. В связи с тем, что синайские медные рудники к этому времени были уже почти истощены, египтяне были вынуждены изыскивать новые источники получения необходимой им меди. Особенно большое количество меди в период Нового Царства египтяне вывозили с острова Кипра, который в древности славился своими богатыми месторождениями меди. В некоторых сохранившихся документах этого времени говорится о довольно значительных транспортах меди, отправлявшихся с острова Кипра в Египет. Так, в одном письме кипрский царь писал египетскому фараону: «Я послал тебе 500 талантов (15 000 килограммов) меди. Я послал это в подарок брату моему. Брат мой, не принимай к сердцу (того обстоятельства), что мало меди. Ведь в моей стране рука Нергала, моего владыки (т. е. чума), убила всех людей моей страны. И уже больше нет никого, кто мог бы изготовить медь». В другом письме кипрский царь пишет фараону об отправке в Египет еще 80 талантов меди, о заготовке для Египта новых больших транспортов меди и о соответствующей подготовке для этой цели специального флота. Кипрский царь просит египетского фараона, очевидно, в обмен на медь прислать ему другие товары. Из других писем мы узнаём, что египтяне вывозили на Кипр серебро и драгоценные изделия художественного ремесла, которыми в те времена славился Египет. Развитие египетской торговли в восточной части Средиземноморья требовало тщательной охраны морского судоходства. Ведя постоянную борьбу с морскими пиратами, египетские фараоны требовали для этого помощи от кипрского царя, который обладал большим флотом и был заинтересован в поддержании мирных торговых отношений с Египетским государством.

Из Малой Азии, в частности из восточных её областей, населённых хеттами, в Египет в эту эпоху доставляют железо, которое в те времена в Египте было ещё редким металлом. В гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона было найдено всего лишь несколько железных предметов. В одном письме хеттского царя Хаттушиля, адресованном египетскому фараону Рамзееу II, упоминается об отправке железа в Египет. В другом письме хеттский царь просит фараона прислать ему статуи из драгоценных металлов и в свою очередь посылает ему серебро, которым была богата хеттская страна. Судя по некоторым письмам, египетские фараоны XVIII династии пытались установить торговые отношения не только с хеттскими царями, но и с князьями отдельных хеттских княжеств, как, например, княжества Арзава.

Египетская торговля проникала и далее на северо-восток, в области Месопотамии. Из государства Митанни, расположенного в северо-западной части Двуречья, египтяне получали бронзу, лазурит, ткани, одежды, масло, колесницы, лошадей и рабов. Аналогичные товары, а также серебро и ценные изделия из дерева, украшенные золотом и слоновой костью, египтяне получали из Вавилона. Устанавливаются торговые отношения между Египтом и Ассирией. Согласно письменным источникам, египтяне получали из Ассирии колесницы, лошадей и лазурит. При раскопках ассирийских погребений XIV — XIII вв. до н. э. в Мари были найдены египетские скарабеи Нового Царства, что указывает на проникновение египетских изделий в эту эпоху в Ассирию. В обмен на все эти товары египтяне отправляли в Переднюю Азию главным образом золото в слитках или в изделиях, слоновую кость, изделия из дерева, украшенные золотом, слоновой костью и лазуритом, тканя и одежды, т. е. главным образом драгоценные металлы и ремесленные изделия. Одновременно с этим расширяются торговые связи Египта с Эгейскими племенами, населявшими острова Эгейского моря, а также области материковой Греции. На проникновение египетских изделий в район Эгейского моря указывают скарабеи и обломки глазурованных глиняных сосудов с именем Аменхотепа III (1455 — 1424 гг. до н. э.), найденные в Микенах. Большое количество изделий египетского ремесла было обнаружено в развалинах Кносского дворца на Крите, а также на Родосе и на Кипре. Судя по найденным вещам, египтяне вывозили в район Эгейского моря золото, каменные сосуды, слоновую кость, произведения художественного ремесла, в частности изделия из фаянса. Эгейские предметы были обнаружены также в Египте, вплоть до самой Нубии. На стенах египетских гробниц этого времени довольно часто изображались эгейские торговцы и данники, несущие на плечах разнообразные товары эгейского происхождения. Эгейское искусство в эту эпоху оказывает некоторое влияние на развитие египетского искусства. Всё это указывает на укрепление торговых и культурных связей между Египтом и странами Эгейского моря. Наконец, в значительной степени усиливается торговля Египта с южными областями, с Нубией и со страной Пунт. Многочисленные надписи этой эпохи описывают путешествия и торговые экспедиции, снаряжавшиеся египтянами в далёкие и богатые южные страны. Особенно крупная военно-торговая экспедиция была отправлена в страну Пунт при царице Хатшепсут (1525 — 1503 гг. до н. э.). Очевидно, в память об этой экспедиции около Фив, столицы. Египта, был построен большой полупещерный храм, богато украшенный колоннадами. На стенах храма изображены отдельные эпизоды этой экспедиции в Пунт и большой морской флот из пару оно-вёсельных кораблей, снаряжённый с целью доставки из Пунта богатств этой страны. Художник изобразил прибытие египтян в страну Пунт, населённую типично негроидными племенами. Судя по изображениям пунтийцев и местного ландшафта, эта страна находилась в Восточной Африке. На стенах храма изображены пальмы, обезьяны и свайные постройки. Как известно, свайные постройки до сих пор ещё сохранились в некоторых областях Африки. Наконец, на стенах этого же храма изображено благополучное возвращение египетского флота на родину. Надписи подробно перечисляют привезённую добычу. Египетские суда вернулись нагруженные «весьма тяжело чудесами страны Пунт: всяким благовонным деревом божественной страны, грудой мирровой смолы и свежих мирровых деревьев, чёрным деревом и чистой слоновой костью, серебром и золотом, киннамоновым деревом, ладаном, притираниями для глаз, павианами, мартышками, собаками, шкурами южных пантер, туземцами и их детьми. Ничего подобного не привозилось ни одному царю, когда-либо жившему на севере». Судя по дальнейшим надписям, значительная часть этой добычи была отдана фиванскому храму бога Амона. Очевидно, жречество имело свою долю в этих крупных торговых экспедициях. В силу преобладания натурального хозяйства торговля всё ещё сохраняла свой древний меновой характер. Однако всё большее и большее значение приобретают товарные эквиваленты стоимости, в частности металлы, которые постепенно превращаются в весовые металлические деньги очень примитивного типа, ещё полностью не потерявшие своего товарного значения. Для определения стоимости различных товаров пользуются слитками металла: золота, серебра и меди определённого веса. Так постепенно вырабатывается особая денежно-весовая система, в основе которой лежит единица веса, равная 91 грамму, так называемый дебен, который в свою очередь делился на 10 более мелких частей.

 

 

 

Портрет царицы Хатшепсут.

Наказание раба.

Рабы-негры.

Рельеф Нового Царства.

 

Одним из последних крупных завоевателей XVIII династии был Аменхотеп II (1491 — 1465 гг. до н. э.), который совершил удачный военный поход в Сирию, переправился через Евфрат и проник в глубь страны Митанни. Этот далёкий поход увенчался полным успехом. Аменхотеп II вывез отсюда богатую добычу, в частности много золота, меди, лошадей и колесниц, которые в те времена очень высоко ценились в Египте.

Египетские фараоны не ограничились завоеванием Сирии, Они завоевали также и Нубию вплоть до четвёртого порога, причём наиболее крупные завоевания здесь совершил Тутмос III. От его времени сохранились списки покорённых им нубийских областей. Завоевание Нубии дало возможность египтянам эксплоатировать естественные богатства южных стран. Египтяне стали привозить в большом количестве золото, главным образом из богатых золотоносных районов Нубии. С целью облегчения транспорта был заново расчищен канал у первого порога Нила. Проникая всё дальше на юг, египтяне постепенно колонизовали Нубию, стремясь укрепиться на важнейших торговых путях и полностью подчинить своему влиянию эти богатые южные области.

 

 

Дипломатия

 

Международные отношения Египта этого времени нам довольно хорошо известны благодаря находке в эль-Амарне большого государственного архива египетских фараонов конца XVIII династии. В этом архиве сохранились дипломатические послания царей Вавилона, Ассирии, Митанни, Хеттского государства и Кипра, а также многих сиро-палестинских князей и правителей к египетскому фараону. Письма эль-Амарнского архива являются ценнейшими историческими документами, ярко характеризующими уровень развития дипломатии того времени. Судя по этим письмам Египет поддерживал очень тесные торговые и дипломатические взаимоотношения с целым рядом государств Передней Азии. Переговоры между отдельными государствами велись при помощи специальных послов. Эти переговоры нередко приводили к заключению военно-политических союзов и соглашений, которые облекались большой тайной. Политические союзы, как, например, союз между Египтом и Митанни, часто закреплялись при помощи династических браков. Дипломатические переговоры, которые велись устно через послов или письменно, имели иногда своей целью уладить различные конфликты. Так, вавилонский царь в одном письме просит египетского фараона наказать лиц, виновных в ограблении вавилонского каравана. В другом письме вавилонский царь протестует против установления Египтом непосредственных дипломатических взаимоотношений с Ассирией, которую вавилонский царь считал себе подвластной. Митаннийский царь в одном письме предлагает египетскому фараону произвести обмен пограничными городами. Все эти письма в большинстве случаев написаны вавилонской клинописью на вавилонском языке, который в эту эпоху являлся международным дипломатическим языком. Дипломатические документы позволяют установить факт постепенного падения авторитета Египта в Азии, начиная с царствования Аменхотепа III. Некоторые из сирийских князей в своих письмах ещё выражают верноподданнические чувства по отношению к египетскому фараону, подчёркивая свою преданность Египту. Так, князь города Катны пишет египетскому царю:

«Мой владыка! Здесь я твой слуга. Я следую по пути моего владыки и моего владыки я не покидаю. С тех пор, как мой отец сделался твоим слугой, его страна стала твоей страной, а город Катна — твоим городом; и я принадлежу моему владыке. Мой господин! Когда приходили мои войска и колесницы моего владыки — еда, питьё, скот, овощи, мёд и масло приносились для войска и колесниц моего царя».

Но если маленькие сирийские князья ещё признают авторитет египетского фараона, то более крупные государства Передней Азии постепенно освобождаются от влияния Египта. Поэтому египетским фараонам приходится покупать дружбу сильных азиатских царей при помощи золота. Так, Аменхотеп III посылает ассирийскому царю 20 талантов золота, очевидно, покупая этой ценой его поддержку. Вавилонский царь Кадашман-Бэл в своих письмах, обращенных к Аменхотепу III, всё время просит прислать ему золота. Та же самая настойчивая просьба о присылке золота звучит в целом ряде писем других азиатских царей. Особенно типичны в этом отношении письма митаннийского царя.

В это время в восточной части Малой Азии образуется большое и сильное Хеттское царство. Хеттские цари стремились к расширению границ своего государства за счёт соседних митаннийских областей и областей северной Сирии, находившихся ранее под властью Египта. Усиление Хеттского государства в первую очередь грозило северно-месопотамскому царству Митанни и египетским владениям в Сирии. Перед лицом растущей грозной опасности хеттского нашествия египетский и митаннийский цари объединяются для того, чтобы дать совместный отпор надвигающемуся врагу. Таким образом, назревает возможность заключения египто-митаннийского союза, который закрепляется рядом династических браков. Письма митаннийского царя Тушратты, обращенные к египетскому фараону Аменхотепу III, ярко и образно рисуют отдельные этапы дипломатических переговоров, приведших, в конечном счёте, к установлению довольно тесных взаимоотношений между Египтом и Митанни. Египет, который в царствование Аменхотеба III уже не имел достаточных военных сил для защиты своих отдалённых сирийских владений от нападении хеттов, принуждён был ныне опираться на поддержку Митанни, но митаннийский царь требовал за свою дружбу и помощь золота. В целом ряде писем, обращенных к египетскому фараону, он снова и снова требует присылки золота, ибо, как пишет он: «В стране моего брата золото всё равно, что пыль». Поэтому митаннийский царь, продавая свою дружбу фараону, просит много золота, говоря: «более, чем моему отцу, да даст мне и да пошлёт мне мой брат».

На ослабление египетского влияния в Сирии указывает факт систематического продвижения хеттов к югу и захвата ими целого ряда областей и городов, которые некогда принадлежали Египту. Так, хетты нападают на город Катну и подвергают его разграблению. Акиззи, князь Катны, тщетно просит помощи у египетского фараона. Он пишет ему: «О, мой владыка! Так же, как Дамаск в стране Убе простирает свои руки к твоим ногам, так и Катна простирает свои руки к твоим ногам». Но все эти мольбы не приводят ни к каким результатам. Египетский фараон уже не имеет в своём распоряжении достаточного количества военных сил для того, чтобы задержать продвижение хеттов и восстановить свою власть в Сирии.

Ослабление египетского влияния в Сирии способствует продвижению племён хабири в Палестине и в южной Сирии. Эти кочевые семитские племена захватывают в свои руки области Палестины, ранее принадлежавшие Египту. Риб-Адди, князь Библа, пишет в своём письме египетскому фараону: «С тех пор, как твой отец вернулся из Сидона, страны оказались во власти хабири».

Упадок военного могущества Египта, ясно обнаружившийся в царствование Аменхотепа III, стал ещё более заметен при его сыне и преемнике Аменхотепе IV (1424 — 1388 гг. до н. э.). В это время египетское правительство, очевидно, уже не располагает крупными военными силами и поэтому лишено возможности защищать свои владения в Сирии. В связи с этим в Сирии образуется союз сирийских князей, отчасти поддерживаемый хеттами. Стоящий во главе союза сирийский князь Азиру ведёт упорную борьбу за освобождение Сирии от остатков египетского влияния. Многие города Сирии и Финикии, оставшиеся верными Египту, с трудом защищаются от наступающих хеттов и войск Азиру. Некоторые из этих городов пишут отчаянные письма египетскому фараону, прося его прислать военную помощь. Так, старейшины Тунипа шлют в Египет такое письмо:

«Царю Египта, моему владыке, жители Тунипа, твоего слуги... Кто мог ранее разграбить Тунип, не будучи разграблен Манахбирией (Тутмосом III)? Боги… царя Египта, моего владыки, обитают в Тунипе. Пусть наш владыка спросит своих старцев (так ли это)? И, однако, теперь мы не принадлежим более нашему владыке, царю Египта… Если его воины и его колесницы явятся слишком поздно, Азиру поступит с нами как с городом Ния. Если же нам приходится горевать, то и царю Египта придётся горевать над тем, что сделал Азиру, ибо он обратит свою руку против нашего владыки. И тогда Азиру вступит в Симиру, Азиру сделает с нами, что ему угодно на земле нашего владыки-царя; и это придётся оплакивать нашему владыке. Бот Тунип, город твой, плачет, и слёзы его текут; и нет нам помощи. 20 лет посылаем мы (письма) нашему владыке, царю, царю Египта, но не получили (в ответ) ни слова, ни единого».

В этом письме содержится грозное предостережение египетскому фараону. Старейшины Тунипа указывают на то, что опасность грозит в данном случае не только верным Египту сирийским городам, но и самому Египту. С такими же мольбами о помощи обращаются к египетскому царю князья Библа и Тира. Но все эти просьбы тщетны. Письмо одного египетского чиновника из Палестины чрезвычайно красноречиво указывает на упадок египетского могущества в Сирии и на необходимость срочной присылки египетских войск, для того чтобы восстановить престиж Египта в Передней Азии.

«Пусть царь, — пишет этот чиновник, — позаботится о своей земле… пусть он пошлёт войска... ибо, если никакого войска не явится в этом году, все владения моего владыки царя погибнут». Последняя фраза в этом письме кратко и сильно выражает основную мысль, положенную автором в основу всего письма: «Вся земля моего владыки-царя близится к гибели».

Ослабление военного могущества Египта объясняется длительными войнами, истощившими живые силы страны. Свободные массы населения, на плечи которых ложились все тяготы военного времени, уже больше не могли нести напрасных жертв.

 

 

Голова мумии Рамзеса II.

 

Первый поход Рамзеса II в Сирию довольно подробно описан в целом ряде надписей летописного и поэтического характера, которые сохранились главным образом на стенах храмов этого времени. Особый интерес среди них представляет знаменитая поэма Пентауры, в которой описываются кадешская битва и подвиги царя. Судя по надписям, Рамзес II быстрым маршем двинулся через Палестину по направлению к Кадету, сильной крепости, расположенной на реке Оронна финикийском берегу в виде прикрытия отряд, состоявший из молодых новобранцев. Узнав по дороге от перебежчиков, что хеттский царь, напуганный приближением египетского войска, якобы не решается выйти из района Алеппо и что около Кадета нет крупных хеттских сил а, больше того, сирийские войска хотят перейти на сторону египтян, Рамзес II во главе авангарда двинулся к Кадету форсированным маршем, оторвавшись от главной части своей армии. Быстро подойдя к Кадешу, Рамзес разбил свой лагерь к северо-западу от города. Но здесь, внезапно натолкнувшись на крупные хеттские силы, стоявшие в полной боевой готовности, египетский фараон попал в ловушку, заранее приготовленную ему врагом. Хеттские колесницы ворвались в египетский лагерь и разгромили его. Египетские войска и сам фараон были окружены превосходящими силами неприятеля. В поэтическом описании кадешской битвы рассказывается о том, как Рамзес в эту тяжёлую для него минуту обратился с молитвой к богу Амону, как Амон, услышав его молитву, послал ему чудесное спасение и дал ему возможность пробиться через железное кольцо врагов. Так льстивый придворный поэт пытался несколько ослабить впечатление от позорного для египтян поражения под стенами Кадеша, изобразив чудесное спасение фараона как результат его геройского мужества и благочестия, одновременно проводя мысль о том, что фараон как сын бога на земле всегда находится под охраной богов. Однако дело объясняется значительно проще. Только благодаря подоспевшей помощи других египетских отрядов Рамзесу II удалось избежать полного поражения. Но всё же удар, нанесённый хеттами египетским войскам, был довольно чувствительным. Рамзесу II после кадешской битвы пришлось отступить и вернуться обратно в Египет. Вряд ли можно считать, что египетские войска во время этой битвы при Кадете (1312 г. до н. э.) одержали победу над хеттами, как это изображает египетская надпись. Египтяне не смогли добиться в Сирии каких-либо решающих успехов. Им не удалось завладеть важным стратегическим пунктом, каким являлся Кадет. Наоборот, тот факт, что египтяне были вынуждены отступить, указывает на то, что они под Кадешем понесли большой урон. Об этом говорит и то обстоятельство, что египтянам не удалось в результате этой первой кампании укрепиться ни в Сирии, ни в Палестине.

Второй поход в Сирию был проведён Рамзесом II значительно осторожнее. В течение трёх лет он вёл медленную и упорную борьбу за овладение Палестиной. Взяв Аскалон и Дапур, заняв Галилею, медленно продвигаясь вперёд и тщательно закрепляя за собой все захваченные области и города, Рамзес II дошёл до Оронта. Египетским войскам, продвигавшимся на север, удалось проникнуть в северную Сирию и захватить ряд городов в долине Оронта. Успехи египетских войск во время второй сирийской кампании в некоторой степени объясняются крупными волнениями, которые тогда происходили в хеттской стране. Как известно, в это время сила Хеттского государства была надломлена нашествием северного племени газгейцев, а также крупной междоусобной борьбой, которая разгорелась между двумя претендентами на хеттский престол: Урхитешубом и Хаттушилем.

В 1296 г. до н. э. хеттский царь Хаттушиль заключил с Рамзесом II мир. По мирному договору, текст которого полностью сохранился, обе стороны отказывались на будущее время от всякого рода завоеваний за счёт другой стороны и даже заключили между собой военный оборонительный союз против всякого возможного врага, который совершит нападение на одну из договаривающихся сторон. Далее обе стороны обязывались помогать друг другу при наказании преступников и изгонять из пределов своей страны политических беглецов и эмигрантов. Одновременно с этим была восстановлена прежняя граница, зафиксированная в предшествующих договорах. Очевидно, граница между этими двумя государствами проходила в районе верхнего течения реки Оронта. Таким образом, северная Сирия оставалась в руках хеттов, а южная Сирия и Палестина отходили к Египту. Мирный договор между двумя крупнейшими государствами древневосточного мира был закреплён династическим браком Рамзеса II с хеттской царевной. Результатом войны и последующего мирного договора было восстановление нормальных торговых связей Египта с азиатскими странами.

 

 

Преемники Рамзеса II

 

Преемникам Рамзеса II пришлось вести длительные и упорные войны за сохранение египетского влияния в Азии. Больше того, им приходилось защищать границы Египта от нападений ливийских племён, к которым вскоре примкнули так называемые «морские народы», очевидно, племена, населявшие острова Эгейского моря, широкой волной хлынувшие в Переднюю Азию и Северо-Восточную Африку. Фараон Мернепта (1251 — 1231 гг. до н. э.) сообщает в своих надписях о победах над ливийцами, которые в союзе с «морскими народами» надвигались на Египет. Одновременно с этим фараон Мернепта подавил крупные восстания, вспыхнувшие в ряде сирийских городов. В конце XIX династии в Египте происходят крупные волнения.

Непрерывные вторжения иноземных племён и ослабление центральной власти привели к распаду некогда могущественного египетского государства. Вся страна распалась на ряд независимых и самостоятельных областей. В одной надписи, относящейся к несколько более позднему времени, говорится, что «страна египетская была опустошена. Каждый человек был лишён своих прав. Они не имели правителя в течение многих лет впредь до иных времён. Страна египетская была в руках вельмож и правителей городов: каждый убивал своего соседа, большого и малого». В обстановке крупных внутренних смут государственную власть захватил в свои руки узурпатор сирийского происхождения, о котором в таких словах сообщает текст большого папируса Гарриса: «Наступили другие времена. Ирсу, некий сириец, захватил власть. Он заставил всю страну платить себе дань. Он объединил вокруг себя своих людей и разграбил владения египтян. Он превратил богов в людей и жертвы не приносились в храмы».

 

 

 

Новое Царство.

 

Ослаблением египетского государства воспользовались ливийские племена, постоянно вторгавшиеся в Дельту и в то время наводнившие своими военными отрядами богатые области Нижнего Египта. Внутренние неурядицы прекратились только тогда, когда государственной властью овладел энергичный правитель Сетнахт, основавший новую, ХХ-ую династию фараонов. Сетнахт снова укрепил центральную государственную власть и восстановил пошатнувшийся порядок в Египте. С целью укрепления рабовладельческого строя и деспотического государства он принял ряд мер, обеспечивших усиление жречества, вернув ему его прежний авторитет и прежние огромные владения и имущества. В тексте большого папируса Гарриса говорится, что Сетнахт «привёл в порядок всю страну, которая раньше вся была полна восстаний. Он поразил восставших, которые были в стране египетской. Он очистил великий трон Египта… Он был правителем двух странна троне Атума… Каждый человек проведал своего брата, окружённого стенами. Он ввёл храмы во владение божественными приношениями, дабы жертвовать их богам, согласно обычным договорам с ними».

 

 

Рамзес III (1204 — 1173 гг. до н. э.)

 

Деятельность Сетнахта по укреплению египетского государства продолжал его сын и преемник Рамзес III. Для того чтобы иметь возможность давать отпор иноземным вторжениям, Рамзес III обратил особое внимание на реорганизацию армии и военного дела. В своих надписях он сообщает о том, что он распределил всё население страны на группы для «несения военной повинности в пехоте и в отрядах колесниц». Продолжая деятельность фараонов XIX династии, Рамзес III организовал отряды, состоявшие из иноземных наёмников, вербовавшихся главным образом среди ливийцев и средиземноморского племени шардана. Опираясь на эти войска, Рамзес III вёл войны с ливийскими и «морскими» народами. В следующих словах фараон описывает свои победы, которые привели к увеличению количества рабов в стране: «Я расширил все границы Египта. Я сокрушил тех, кто вторгся через них из своих стран. Я разбил даниунов (морской народ. — В. А.)на их островах, такари и пуресати (морские народы. — В. А.)превратил в пепел. Шардана и уашаши моря (морские народы. — В. А.)перестали существовать. Они были взяты в плен и пленными доставлены в Египет подобно песку морского берега. Я поселил их в крепостях, связанных именем моим. Они были разбиты на многочисленные группы по сотням тысяч». Описание этих войн и изображение целого ряда батальных сцен, в частности битвы на кораблях с морскими народами, сохранились на стенах большого храма, развалины которого находятся в Мединет-Абу, близ Фив, столицы египетского государства.

Во время раскопок развалины этого храма были подвергнуты тщательному археологическому обследованию. Раскопки обнаружили, что около большого храма, построенного Рамзесом III в Мединет-Абу, находился роскошный дворец царя, дважды перестраивавшийся во время его царствования. Дворец, тесно примыкавший к храму, образовывал вместе с ним единый архитектурный комплекс, обнесённый двумя высокими стенами. Таким образом, всё это грандиозное сооружение представляло собой мощную крепость. Очевидно, египетский фараон в эпоху начавшегося упадка египетского государства чувствовал себя не совсем уверенно даже в своём дворце. Поэтому он был вынужден превратить свой пышный дворец в неприступную крепость.

Царствование Рамзеса III было последним периодом военного могущества египетского государства. Победы, одержанные египетскими войсками над ливийцами и «морскими народами», несколько укрепили пошатнувшийся авторитет Египта и обеспечили стране хотя бы на короткое время мир и покой. В одной надписи Рамзес III с гордостью сообщает о том, что при нём его воины «могли беззаботно вытянуться на своих спинах. Не было врага ни в Нубии, ни в Сирии. Лук и оружие мирно лежали в арсеналах, воины могли есть досыта и пить в своё удовольствие; их жёны и дети были при них».

Однако победные надписи Рамзеса III сильно преувеличивают успехи египетских войск в царствование этого фараона. Очевидно, египетским войскам удалось лишь в некоторой мере задержать продвижение «морских народов», которые вытеснили египтян из значительной части их прежних владений в Сирии и в Финикии. Египет, оказывая упорное сопротивление «морским народам», удержал за собой лишь южную часть Палестины.

 

Усиление жречества

 

Широкая военная политика, проводившаяся египетскими фараонами XVIII и XIX династий, и захват большой военной добычи привели к скоплению в Египте крупных богатств. Завоевание соседних стран давало возможность широко эксплоатировать их естественные богатства и население, а также вести в большом масштабе внешнюю торговлю. Львиная доля всех богатств, стекавшихся в Египет, сосредоточивалась в руках правящего класса рабовладельцев, в состав которого входило и высшее жречество. Надписи указывают на то, что после крупных походов и больших торговых экспедиций цари жертвовали храмам большие богатства. Так, Тутмос III пожертвовал храму Амона «поля и сады из числа самых лучших в Верхнем и Нижнем Египте, высоколежащие поместья, засаженные плодовыми деревьями, дойных коров, быков, золото, серебро, лазурит в большом количестве, пленных азиатов и негров, около 878 голов мужчин и женщин, которые должны были наполнять амбары бога, прясть, ткать и обрабатывать почву, три покорённых города... которые должны были платить ежегодную дань Амону». Такие же крупные дары приносили храмам и фараоны XIX династии, особенно ревностно укреплявшие авторитет высшего фиванского жречества. Сети I сообщает в своей надписи, что он пожертвовал Амону-Ра то, что «взял в качестве добычи в жалкой стране Сирии: серебро, золото, лазурит, малахит и всякие другие драгоценные камни», сосуды из драгоценных металлов, сделанные сирийскими ювелирами, «вельмож покорённых стран, которые должны были работать в качестве рабов в амбарах, принадлежащих храму Амона». Столь же крупные дары храмам приносит и Рамзес И, подробно описавший в одной надписи богатства, которые он пожертвовал Абидосскому храму. «Он наполнил его всем, наводнил пищей и запасами, быками, телятами, волами, гусями, хлебом, вином, плодами. Храм был снабжён рабами… Количество полей было удвоено. Его стада были умножены. Амбары были наполнены так, что они ломились. Куча зерна возвышалась до неба… Его сокровищница была наполнена всякими ценными камнями, серебром и золотом в слитках. Склад был наполнен всевозможными вещами из дани (полученной) со всех стран».

В результате крупных царских дарений жречество чрезвычайно обогатилось. Особенно значительные богатства скопились в трёх крупнейших храмах, находившихся в религиозных центрах страны: Фивах, Гелиополе и Мемфисе. «Большой папирус Гарриса» содержит перечень имуществ, принадлежавших этим трём богатейшим храмам Египта. Количество людей, скота, садов, пашен, кораблей, верфей и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.052 с.)