Понятие и сущность аккультурации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность аккультурации.



Исследованием процессов аккультурации стали заниматься в начале XX в. американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц. Сначала они рассматривали аккультурацию как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в одной или обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп). Однако постепенно исследователи отошли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида, представляя процесс аккультурации как изменение ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных установок индивида. В настоящее время термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры донора). Можно сказать, что на уровне отдельного человека аккультурация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для жизни в чужой культуре.

Исследования в области аккультурации особенно интенсифицировались в конце XX в. Это связано с миграционным бумом, который переживает человечество и который проявляется во все возрастающем обмене студентами, специалистами, а также в массовых переселениях. По некоторым данным, сегодня в мире вне пределов страны своего происхождения проживает более 100 млн человек.

Первым кто стал употреблять этот термин был немецкий ученый этнолог В. Крикенберг. В 1910 году Крикенберг использовал этот термин в одной из своих работ под названием «Illustrierte Völkerkunde», рассказывая о взаимоотношениях культур племен Южной Америки. Понятие аккультурации является одним из ключевых в современной культурологии. Антропологи Р. Билз, Р. Линтонruen, Р. Редфилд и М. Херсковиц определяли аккультурацию как процесс, в ходе которого группы лиц, имеющие разные культуры, приходят в непрерывное общение с последующими изменениями в оригинальной модели культуры одной или обеих группах. В 1930-х годах понятие аккультурация стало одним из главным в работах американских ученых антропологов. Это понятие использовалось в эмпирических исследованиях, теоретическом анализе и полевых экспериментах британских и американских ученых. Постепенно процесс аккультурации стал излучаться более детально. В 1935 была разработана типовая модель исследования аккультурации. В конце 1930-х годов ученые стали изучать особенности культуры-донора и культуры-реципиента. Были выявлены три варианта реакции культуры-реципиента на столкновение с иной культурой:

«Принятие» - в этом случае культурные модели культуры-реципиента полностью заменяются на культурные модели культуры-донора «Адаптация» - в этом случае происходят частичные культурные изменения в культуре-реципиенте под влиянием культуры-донора «Реакция» - в этом случае культура-реципиент отторгает новые культурные модели и всячески пытается сохранить свои старые. В дальнейшем эти данные были доработаны. Были проведены исследования процессов комбинации культурных элементов культур, которые вступали во взаимодействие, в результате этого складывались новые культурные модели. Позже были выделены два типа условий, при которых аккультурация может состояться: Взаимодействие между культурами происходит при отсутствии доминирования одной из групп в политической и военной сфере Взаимодействие между культурными группами происходит при военном и политическом доминировании одной культуры, при этом доминирующая культура навязает свои порядки насильственным способом. До 1950-х годов явление аккультурации изучалась с точки зрения воздействия западной цивилизации на другие культуры. После 50-х стали так же изучаться процессы влияния других культур, например, японской или китайской на другие культуры. Ранее учёные в основном проводили свои исследования относительно того как доминирующая культура влияет на культуру реципиента, позже исследователей заинтересовал обратный феномен, каким образом культура-реципиент оставляет свой след в доминирующей культуре. Сегодня примеры аккультурации можно встретить достаточно часто. Многие разделённые народы должны приспосабливаться к условиям культурно-языковой среды, при этом им удается сохранить свою индивидуальность, свои культурные особенности и язык. В тех случаях, когда долгая аккультурация не переходит в ассимиляцию, можно говорить о скрытом конфликте между двумя культурными обществами. Бывают и противоположные ситуации, когда в процессе успешной аккультурации появляется угроза полной ассимиляции и потери одной культуры своих отличительных признаков.

Диффузионисты исходили из того, что каждое явление культуры (материальной или духовной) возникает в истории лишь однажды и только в одном месте - культурном круге (Л. Фробениус). Затем оно распространяется посредством торговли, переселений, войн в другие культурные центры.

Зона территориального распространения культурных элементов называется культурным ареалом. Таким образом, культура определенного типа, по мнению диффузионистов, состоит из заимствованных, а не возникших в результате собственной эволюции элементов и комплексов. Доказательством служат «бродячие сюжеты», встречающиеся в сказках, сказаниях многих народов (например, о Синдбаде-мореходе, Одиссее).

Известные представители названного научного направления Ф. Ратцель и Л. Фробениус рассматривали историю человечества не в понятиях эволюции, прогресса, а сводили ее к бесконечным переносам, контактам.

Концепция культурной диффузии и современные научные представления. Некоторые положения представленной теории диффузионизма актуальны сегодня и служат основой кросскультурных исследований:

- представление о культуре-доноре и культуре-реципиенте;

- представление о субъекте межкультурного взаимодействия, в качестве которого могут выступать индивиды, группы, районы, нации, страны, регионы;

- внимание к механизмам (средствам) культурных заимствований и др. В результате антропогенеза возникает искусственная среда обитания человека - культура, возникает сразу в нескольких местах земного шара.

По мере увеличения численности человеческого сообщества растет область распространения культуры. Неизбежной становится встреча культур - культурный контакт, в результате которого происходят сознательные и несознательные заимствования, обмен различными элементами культуры (знаниями, способами деятельности, ценностями и др.).

Процесс заимствования культурных элементов в современных концепциях получил название аккультурации или транскультурации.

Аккультурация – это процесс изменения материальной и духовной культуры при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Аккультурацией также называют результат этого процесса.

Американские исследователи Р. Редфилд и Р. Линтон считали, что аккультурация - это совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в первоначальных культурных паттернах одной группы или обеих групп.

Формы аккультурации

Таблица 4.1

Прямые и косвенные формы аккультурации

Формы аккультурации Примеры аккультурации
Прямая -Влияние принимающей среды на мигрантов - Влияние европейской цивилизации на племена аборигенов
Косвенная - Работа научных центров, университетов - Распространение товаров - Воздействие СМК

Средствами культурной диффузии выступают:

1. Миграции - демографический процесс, представляющий собой физическое перемещение людей между странами, районами, поселениями.

Разновидностью миграций является международный туризм.

2. Войны.

3. Торговля.

4. Путешествия с научными целями.

5. Миссионерство (от проповеди первых христиан до современных кришнаитов, баптистов и др.).

6. Колонизация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.006 с.)