Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и сущность аккультурации.
Исследованием процессов аккультурации стали заниматься в начале XX в. американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц. Сначала они рассматривали аккультурацию как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в одной или обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп). Однако постепенно исследователи отошли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида, представляя процесс аккультурации как изменение ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных установок индивида. В настоящее время термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры донора). Можно сказать, что на уровне отдельного человека аккультурация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для жизни в чужой культуре. Исследования в области аккультурации особенно интенсифицировались в конце XX в. Это связано с миграционным бумом, который переживает человечество и который проявляется во все возрастающем обмене студентами, специалистами, а также в массовых переселениях. По некоторым данным, сегодня в мире вне пределов страны своего происхождения проживает более 100 млн человек. Первым кто стал употреблять этот термин был немецкий ученый этнолог В. Крикенберг. В 1910 году Крикенберг использовал этот термин в одной из своих работ под названием «Illustrierte Völkerkunde», рассказывая о взаимоотношениях культур племен Южной Америки. Понятие аккультурации является одним из ключевых в современной культурологии. Антропологи Р. Билз, Р. Линтонruen, Р. Редфилд и М. Херсковиц определяли аккультурацию как процесс, в ходе которого группы лиц, имеющие разные культуры, приходят в непрерывное общение с последующими изменениями в оригинальной модели культуры одной или обеих группах. В 1930-х годах понятие аккультурация стало одним из главным в работах американских ученых антропологов. Это понятие использовалось в эмпирических исследованиях, теоретическом анализе и полевых экспериментах британских и американских ученых. Постепенно процесс аккультурации стал излучаться более детально. В 1935 была разработана типовая модель исследования аккультурации. В конце 1930-х годов ученые стали изучать особенности культуры-донора и культуры-реципиента. Были выявлены три варианта реакции культуры-реципиента на столкновение с иной культурой:
«Принятие» - в этом случае культурные модели культуры-реципиента полностью заменяются на культурные модели культуры-донора «Адаптация» - в этом случае происходят частичные культурные изменения в культуре-реципиенте под влиянием культуры-донора «Реакция» - в этом случае культура-реципиент отторгает новые культурные модели и всячески пытается сохранить свои старые. В дальнейшем эти данные были доработаны. Были проведены исследования процессов комбинации культурных элементов культур, которые вступали во взаимодействие, в результате этого складывались новые культурные модели. Позже были выделены два типа условий, при которых аккультурация может состояться: Взаимодействие между культурами происходит при отсутствии доминирования одной из групп в политической и военной сфере Взаимодействие между культурными группами происходит при военном и политическом доминировании одной культуры, при этом доминирующая культура навязает свои порядки насильственным способом. До 1950-х годов явление аккультурации изучалась с точки зрения воздействия западной цивилизации на другие культуры. После 50-х стали так же изучаться процессы влияния других культур, например, японской или китайской на другие культуры. Ранее учёные в основном проводили свои исследования относительно того как доминирующая культура влияет на культуру реципиента, позже исследователей заинтересовал обратный феномен, каким образом культура-реципиент оставляет свой след в доминирующей культуре. Сегодня примеры аккультурации можно встретить достаточно часто. Многие разделённые народы должны приспосабливаться к условиям культурно-языковой среды, при этом им удается сохранить свою индивидуальность, свои культурные особенности и язык. В тех случаях, когда долгая аккультурация не переходит в ассимиляцию, можно говорить о скрытом конфликте между двумя культурными обществами. Бывают и противоположные ситуации, когда в процессе успешной аккультурации появляется угроза полной ассимиляции и потери одной культуры своих отличительных признаков.
Диффузионисты исходили из того, что каждое явление культуры (материальной или духовной) возникает в истории лишь однажды и только в одном месте - культурном круге (Л. Фробениус). Затем оно распространяется посредством торговли, переселений, войн в другие культурные центры. Зона территориального распространения культурных элементов называется культурным ареалом. Таким образом, культура определенного типа, по мнению диффузионистов, состоит из заимствованных, а не возникших в результате собственной эволюции элементов и комплексов. Доказательством служат «бродячие сюжеты», встречающиеся в сказках, сказаниях многих народов (например, о Синдбаде-мореходе, Одиссее). Известные представители названного научного направления Ф. Ратцель и Л. Фробениус рассматривали историю человечества не в понятиях эволюции, прогресса, а сводили ее к бесконечным переносам, контактам. Концепция культурной диффузии и современные научные представления. Некоторые положения представленной теории диффузионизма актуальны сегодня и служат основой кросскультурных исследований: - представление о культуре-доноре и культуре-реципиенте; - представление о субъекте межкультурного взаимодействия, в качестве которого могут выступать индивиды, группы, районы, нации, страны, регионы; - внимание к механизмам (средствам) культурных заимствований и др. В результате антропогенеза возникает искусственная среда обитания человека - культура, возникает сразу в нескольких местах земного шара. По мере увеличения численности человеческого сообщества растет область распространения культуры. Неизбежной становится встреча культур - культурный контакт, в результате которого происходят сознательные и несознательные заимствования, обмен различными элементами культуры (знаниями, способами деятельности, ценностями и др.). Процесс заимствования культурных элементов в современных концепциях получил название аккультурации или транскультурации. Аккультурация – это процесс изменения материальной и духовной культуры при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Аккультурацией также называют результат этого процесса. Американские исследователи Р. Редфилд и Р. Линтон считали, что аккультурация - это совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в первоначальных культурных паттернах одной группы или обеих групп. Формы аккультурации Таблица 4.1 Прямые и косвенные формы аккультурации
Средствами культурной диффузии выступают: 1. Миграции - демографический процесс, представляющий собой физическое перемещение людей между странами, районами, поселениями. Разновидностью миграций является международный туризм. 2. Войны. 3. Торговля. 4. Путешествия с научными целями. 5. Миссионерство (от проповеди первых христиан до современных кришнаитов, баптистов и др.). 6. Колонизация.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.006 с.) |