Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление интеграции (1950 г. – начало 1970-х гг.)Стр 1 из 2Следующая ⇒
История ЕЭС Есть разные варианты периодизации европейской интеграции. Мы берем следующий: первый этап, динамичный и результативный, начался с декларации Шумана 1950 г. и продлился почти двадцать лет. Крах Бреттон-вудской системы (1971 г.) и нефтяной кризис (1973 г.) остановили поступательное движение интеграции. Ее второй, достаточно сложный, период длится до сих пор. Одобренная в 1985 г. программа строительства Единого внутреннего рынка открывает третий этап интеграции. Послевоенное движение за объединение Европы сыграло важную роль в становлении европейской интеграции, во многом став ее идейной и политической основой. Точкой отсчета этого движения принято считать речь выдающегося британского государственного деятеля Уинстона Черчилля «Трагедия Европы», произнесенную 19 сентября 1946 года в Цюрихском университете. Черчилль призвал европейцев покончить «с национальными распрями», прежде всего, с франко-германским антагонизмом, и образовать на континенте «нечто вроде Соединенных Штатов Европы». На создании международных организаций в Западной Европе настаивали Соединенные Штаты. Соответствующие рекомендации имелись, например, в «Плане Маршалла», согласно которому с 1948 по 1951 гг. в западноевропейские страны поставлялись американские товары на льготных условиях. Западная Европа была нужна США как политический союзник в начавшейся холодной войне, а также как рынок сбыта товаров и приложения капиталов американских ТНК. После окончания войны на США приходилась почти половина мирового промышленного производства и около трети мирового экспорта товаров. С 1 января 1948 г. начал действовать таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (Бенилюкс). В марте того же года Великобритания, Франция и страны Бенилюкс подписали Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве, а также коллективной самообороне. В мае 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы (Congress of Europe), на котором представители 16 европейских стран, а также наблюдатели из США и Канады обсуждали самые разнообразные интеграционные планы – вплоть до немедленного создания федеративного государства. Реальным итогом конгресса стало образование Совета Европы, который начал действовать в мае 1949 г. Первоначально он занимался сотрудничеством в сфере экономики, социального развития, культуры, законодательства, науки и техники. Теперь деятельность Совета Европы сосредоточена на вопросах обеспечения и защиты прав человека.
В 1948 г. по инициативе Вашингтона была образована Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Позже она была преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющую ныне 24 промышленно развитых стран мира. В 1950 г. также при посредничестве США был учрежден Европейский платежный союз. Он помог европейским странам восстановить конвертируемость национальных валют и наладить трансграничные расчеты, необходимые для развития их внешней торговли. Ключевую роль США сыграли и в создании Организации Североатлантического договора (НАТО), которая начала функционировать с 1949 г. в целях противодействия СССР и его союзникам. Все названные объединения (кроме Бенилюкса) создавались как классические международные организации с ясной функциональной направленностью. Они не предусматривали передачу государственного суверенитета на наднациональный уровень, не ставили своей целью формировать сплоченное сообщество с общей судьбой. Такие задачи ставила интеграция в рамках Европейских Сообществ. В этом смысле она совершила системный прорыв в практике европейского сотрудничества. Страны-участницы ЕЭС ФРГ Бельгия Нидерланды Люксембург Франция Италия Великобритания Дания Ирландия Греция
Претенденты на вступление Португалия Испания История ЕЭС Есть разные варианты периодизации европейской интеграции. Мы берем следующий: первый этап, динамичный и результативный, начался с декларации Шумана 1950 г. и продлился почти двадцать лет. Крах Бреттон-вудской системы (1971 г.) и нефтяной кризис (1973 г.) остановили поступательное движение интеграции. Ее второй, достаточно сложный, период длится до сих пор. Одобренная в 1985 г. программа строительства Единого внутреннего рынка открывает третий этап интеграции. Послевоенное движение за объединение Европы сыграло важную роль в становлении европейской интеграции, во многом став ее идейной и политической основой. Точкой отсчета этого движения принято считать речь выдающегося британского государственного деятеля Уинстона Черчилля «Трагедия Европы», произнесенную 19 сентября 1946 года в Цюрихском университете. Черчилль призвал европейцев покончить «с национальными распрями», прежде всего, с франко-германским антагонизмом, и образовать на континенте «нечто вроде Соединенных Штатов Европы».
На создании международных организаций в Западной Европе настаивали Соединенные Штаты. Соответствующие рекомендации имелись, например, в «Плане Маршалла», согласно которому с 1948 по 1951 гг. в западноевропейские страны поставлялись американские товары на льготных условиях. Западная Европа была нужна США как политический союзник в начавшейся холодной войне, а также как рынок сбыта товаров и приложения капиталов американских ТНК. После окончания войны на США приходилась почти половина мирового промышленного производства и около трети мирового экспорта товаров. С 1 января 1948 г. начал действовать таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (Бенилюкс). В марте того же года Великобритания, Франция и страны Бенилюкс подписали Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве, а также коллективной самообороне. В мае 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы (Congress of Europe), на котором представители 16 европейских стран, а также наблюдатели из США и Канады обсуждали самые разнообразные интеграционные планы – вплоть до немедленного создания федеративного государства. Реальным итогом конгресса стало образование Совета Европы, который начал действовать в мае 1949 г. Первоначально он занимался сотрудничеством в сфере экономики, социального развития, культуры, законодательства, науки и техники. Теперь деятельность Совета Европы сосредоточена на вопросах обеспечения и защиты прав человека. В 1948 г. по инициативе Вашингтона была образована Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Позже она была преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющую ныне 24 промышленно развитых стран мира. В 1950 г. также при посредничестве США был учрежден Европейский платежный союз. Он помог европейским странам восстановить конвертируемость национальных валют и наладить трансграничные расчеты, необходимые для развития их внешней торговли. Ключевую роль США сыграли и в создании Организации Североатлантического договора (НАТО), которая начала функционировать с 1949 г. в целях противодействия СССР и его союзникам. Все названные объединения (кроме Бенилюкса) создавались как классические международные организации с ясной функциональной направленностью. Они не предусматривали передачу государственного суверенитета на наднациональный уровень, не ставили своей целью формировать сплоченное сообщество с общей судьбой. Такие задачи ставила интеграция в рамках Европейских Сообществ. В этом смысле она совершила системный прорыв в практике европейского сотрудничества. Становление интеграции (1950 г. – начало 1970-х гг.) Становлению интеграции способствовало несколько факторов. Во-первых, она была нужна для установления долгосрочного мира. После двух мировых войн стало ясно, что концепция национального государства, зародившаяся и воплощенная в Европе в ее абсолютной форме – без каких-либо ограничений национального суверенитета – неизменно ведет к национализму и международным конфликтам. Тезис о необходимости поставить политику отдельных государств под наднациональный контроль, вызревший в недрах антифашистского движения еще во время войны, получил широкое признание. Настороженное отношение Франции и других европейских стран к Германии усиливало стремление связать ее международными обязательствами.
Во-вторых, местные элиты понимали, что экономическое возрождение региона возможно только при условии его тесной консолидации. Поступление американской помощи по «Плану Маршалла» завершалось в 1951 году. В своем дальнейшем экономическом развитии западноевропейские страны могли опираться в основном друг на друга. Для этого требовалось активизировать их внешнюю торговлю и наладить широкую промышленную кооперацию. Эту потребность усиливало также возникновение в Европе группы социалистических стран, учредивших в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Кроме СССР, в него вошли ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария и Румыния – страны, бывшие ранее традиционными источниками сырья и рынками сбыта для западноевропейских предприятий. В-третьих, в итоге второй мировой войны Западная Европа утратила роль одного из главных мировых центров силы. Сформировалась новая, биполярная система международных отношений, называемая Ялтинско-Потсдамской, с двумя полюсами – США и СССР. Именно они стали главными действующими лицами развернувшейся холодной войны с присущей ей гонкой вооружения и ядерным противостоянием. Послевоенный раздел Европы на сферы влияния, образование двух германских государств - ФРГ и ГДР, а также война между двумя корейскими государствами при участии вооруженных сил США, Китая и СССР в 1950-1952 гг. ясно показали европейцам, что ключевые вопросы современности решаются без их участия. Провозглашение независимости Индии в 1947 г. положило начало крушению колониальной системы, являвшейся прежде важнейшим инструментом мирового господства европейских метрополий. Западной Европе предстояло заново определить свое место в системе международных отношений, найти новые рычаги укрепления своих позиций.
Путь к европейской интеграции открыла Декларация Шумана. 9 мая 1950 министр иностранных дел Франции Робер Шуман обратился к правительству ФРГ с предложением создать франко-германское объединение угля и стали, открытое для присоединения других стран. Значение декларации выходило далеко за рамки отношений двух бывших противников в войне. Она призывала к созданию «общей основы экономического развития, которая явится первым шагом к Европейской федерации». Предложенная концепция европейского строительства (ее инициатором и первым автором был Жан Монне - известный политический деятель и руководитель плана послевоенного восстановления экономики Франции) впоследствии легла в основу европейской интеграции. Ее действующие по сей день принципы таковы: · вместо Европы, раздираемой националистическими противоречиями, необходимо создать единую, миролюбивую Европу на принципах демократии, экономического благосостояния и социального консенсуса, мира и равноправного сотрудничества; · единая Европа должна строиться постепенно, с упором на приоритетные области, где сотрудничество наиболее актуально и достижимо; · объединение должно начаться в сфере экономики, что максимально отвечает насущным потребностям участвующих государств и не затрагивает особо чувствительные сферы государственного суверенитета (такие как национальная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п.); · важнейшим условием продвижения к единой Европе должно стать формирование единой правовой базы и системы общих институтов, которым делегируется часть суверенных стран-участниц. Общая характеристика этапа. Датой рождения ЕС считают 18 апреля 1951 г., когда был подписан Договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали (ЕОУС объединило каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга). Через шесть лет в Риме были заключены договоры, учредившие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Они окончательно определили характер и общее направление развития европейской интеграции. После войны в Западной Европе развернулся мощный экономический подъем. На протяжении 50-х и 60-х гг. темпы роста ВВП в регионе составляли в среднем 5% год. Уровень жизни населения устойчиво повышался, рос внутренний спрос, улучшалась социальная обстановка. Повсюду проводились глубокие экономические и политические реформы. Создавались системы государственного регулирования экономики, а традиционная конфронтация между трудом и капиталом заменялась практикой «социального партнерства». Происходило укрепление демократических институтов или их восстановление – в Германии и Италии. Международная обстановка в те годы определялась противостоянием двух общественных систем и их военно-политических блоков – НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД). Однако «холодная война» с такими ее драматическими событиями как сооружение Берлинской стены (1961 г.), Карибский кризис (1962 г.), введение советских войск в Венгрию (1956 г.) и Чехословакию (1968 г.) не тормозила, а скорее стимулировала интеграцию. Хотя все страны ЕЭС, будучи членами НАТО, увеличили военные расходы, основную их часть (особенно на развитие ракетно-ядерных сил) взяли на себя США. Западная Европа, прикрываемая американским щитом, могла сосредоточиться на внутренних реформах и наращивании экономической силы.
Начался распад колониальных империй. Франция вела и проиграла войны во Вьетнаме и Алжире. Таков же был итог совместной франко-британской интервенции 1956 г. в Египет, национализировавший Суэцкий канал. После этих поражений европейские государства-метрополии (а к ним относились также Бельгия и Нидерланды) стали придавать еще большее значение строительству Европейских сообществ. Основные договоры. Договор о ЕОУС был подписан в Париже в апреле 1951 г. сроком на 50 лет. Его участниками стали шесть стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция. Договор вступил в силу в июле 1952 г. Основные цели договора: создание общего рынка угля и стали, модернизация и повышение эффективности производства в угольной и металлургической промышленности, а также улучшение условий труда и решение проблем занятости в этих отраслях. Договор ставил долгосрочные цели: укрепить мир в Европе и создать предпосылки для тесного объединения народов. Угольная и сталелитейная промышленность были тогда стратегическими отраслями. Уголь являлся главным источником энергии, он также требовался для выработки стали. Она в свою очередь составляла основу тяжелого машиностроения (базовой отрасли промышленности) и производства военной техники. Поставив данные отрасли под наднациональный контроль и создав общий рынок данных товаров, члены ЕОУС решали две задачи. Во-первых, они способствовали модернизации всего национального хозяйства. Во-вторых, устранялась возможность того, что одна из стран-участниц начнет готовиться к войне. 27 мая 1952 г. те же шесть стран подписали Договор, учреждавший Европейское оборонительное сообщество (ЕОС). Одновременно была начата подготовка договора, учреждавшего Европейское политическое сообщество. В соответствии с ними предполагалось создать новую (федеральную по типу), структуру органов в сфере внешней политики, обороны, защиты прав человека. Однако в августе 1954 г. Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС, после чего прекратилась и подготовка второго договора. Попытка форсировать военно-политическую интеграцию не удалась, после чего европейская интеграция долгие годы развивалась в основном в сфере экономики. 25 марта 1957 г. те же шесть государств подписали в Риме два договора, учредившие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Римские договоры вступили в силу 1 января 1958 г., они являются бессрочными. Евратом ставил целью сотрудничество шести стран-членов ЕОУС в области мирного использования атомной энергии. Эта инициатива исходила от Комитета борьбы за Соединенные Штаты Европы – общественной организации, которую в 1955 г. учредил Жан Монне, чтобы объединить политические партии и профсоюзы стран «шестерки» под лозунгом «единой Европы». Идея создания Евратома сразу получила широкую поддержку. Ядерные исследования (в которых Европа сильно отставала от США и СССР) находились на передовом крае науки, с ними связывались планы модернизации экономики и перехода на новые источники энергии. В договоре о ЕЭС ставилась цель сначала создать в рамках «шестерки» таможенный союз, а затем перейти к общему рынку. Эта последовательность соответствовала утвердившемуся тогда представлению о стадиях интеграции (схема Белы Балаши). На первом этапе планировалось отменить таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами, создать общий таможенный тариф, ввести общую аграрную и торговую политику, а также начать координацию других сфер экономической политики. На второй стадии предполагалось реализовать конечную цель договора: обеспечить четыре свободы – движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов. 8 апреля 1965 г. в Брюсселе был подписан Договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию Европейских сообществ. Данный акт, часто называемый Договором о слиянии, вступил в силу с 1 июля 1967 г. До этой даты главные органы трех сообществ (ЕОУС, Евратома и ЕЭС) действовали параллельно. Теперь единый Совет и единая Комиссия вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС образовали современную институциональную структуру Сообществ. Внутренняя политика. Согласно договору о ЕЭС, его участники начали ступенчато снижать таможенные тарифы во взаимной торговле. Первое снижение на 10% было осуществлено 1 января 1959 г. Далее тарифы снижались почти ежегодно, и параллельно сокращался разрыв между усредненными и национальными уровнями тарифов. В итоге с 1 июля 1968 г. внутренняя торговля в Сообществе стала беспошлинной, а на его внешних границах был введен Общий внешний таможенный тариф. Два года спустя торговая политика перешла из компетенции национальных правительств в компетенцию органов ЕС. Таким образом, «шестерка» стала таможенным союзом. Это содействовало быстрому росту внутрирегиональной торговли. Летом 1958 г. был утвержден механизм общей сельскохозяйственной политики ЕЭС. Ее главные цели состояли в том, чтобы достичь полной самообеспеченности стран «шестерки» продовольствием, гарантировать фермерам стабильный доход и защитить местных производителей от конкуренции извне. Средства на эти мероприятия выделял Европейский фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства (ФЕОГА), начавший действовать с 1964 г. В 1965 – 1966 гг. ЕЭС пережил первый в своей истории кризис, который едва не привел к распаду объединения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.026 с.) |