Становление интеграции (1950 г. – начало 1970-х гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление интеграции (1950 г. – начало 1970-х гг.)



История ЕЭС

Есть разные варианты периодизации европейской интеграции. Мы берем следующий: первый этап, динамичный и результативный, начался с декларации Шумана 1950 г. и продлился почти двадцать лет. Крах Бреттон-вудской системы (1971 г.) и нефтяной кризис (1973 г.) остановили поступательное движение интеграции. Ее второй, достаточно сложный, период длится до сих пор. Одобренная в 1985 г. программа строительства Единого внутреннего рынка открывает третий этап интеграции.

Послевоенное движение за объединение Европы сыграло важную роль в становлении европейской интеграции, во многом став ее идейной и политической основой. Точкой отсчета этого движения принято считать речь выдающегося британского государственного деятеля Уинстона Черчилля «Трагедия Европы», произнесенную 19 сентября 1946 года в Цюрихском университете. Черчилль призвал европейцев покончить «с национальными распрями», прежде всего, с франко-германским антагонизмом, и образовать на континенте «нечто вроде Соединенных Штатов Европы».

На создании международных организаций в Западной Европе настаивали Соединенные Штаты. Соответствующие рекомендации имелись, например, в «Плане Маршалла», согласно которому с 1948 по 1951 гг. в западноевропейские страны поставлялись американские товары на льготных условиях. Западная Европа была нужна США как политический союзник в начавшейся холодной войне, а также как рынок сбыта товаров и приложения капиталов американских ТНК. После окончания войны на США приходилась почти половина мирового промышленного производства и около трети мирового экспорта товаров.

С 1 января 1948 г. начал действовать таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (Бенилюкс). В марте того же года Великобритания, Франция и страны Бенилюкс подписали Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве, а также коллективной самообороне.

В мае 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы (Congress of Europe), на котором представители 16 европейских стран, а также наблюдатели из США и Канады обсуждали самые разнообразные интеграционные планы – вплоть до немедленного создания федеративного государства. Реальным итогом конгресса стало образование Совета Европы, который начал действовать в мае 1949 г. Первоначально он занимался сотрудничеством в сфере экономики, социального развития, культуры, законодательства, науки и техники. Теперь деятельность Совета Европы сосредоточена на вопросах обеспечения и защиты прав человека.

В 1948 г. по инициативе Вашингтона была образована Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Позже она была преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющую ныне 24 промышленно развитых стран мира. В 1950 г. также при посредничестве США был учрежден Европейский платежный союз. Он помог европейским странам восстановить конвертируемость национальных валют и наладить трансграничные расчеты, необходимые для развития их внешней торговли. Ключевую роль США сыграли и в создании Организации Североатлантического договора (НАТО), которая начала функционировать с 1949 г. в целях противодействия СССР и его союзникам.

Все названные объединения (кроме Бенилюкса) создавались как классические международные организации с ясной функциональной направленностью. Они не предусматривали передачу государственного суверенитета на наднациональный уровень, не ставили своей целью формировать сплоченное сообщество с общей судьбой. Такие задачи ставила интеграция в рамках Европейских Сообществ. В этом смысле она совершила системный прорыв в практике европейского сотрудничества.

Страны-участницы ЕЭС

ФРГ

Бельгия

Нидерланды

Люксембург

Франция

Италия

Великобритания

Дания

Ирландия

Греция

 

Претенденты на вступление

Португалия

Испания

История ЕЭС

Есть разные варианты периодизации европейской интеграции. Мы берем следующий: первый этап, динамичный и результативный, начался с декларации Шумана 1950 г. и продлился почти двадцать лет. Крах Бреттон-вудской системы (1971 г.) и нефтяной кризис (1973 г.) остановили поступательное движение интеграции. Ее второй, достаточно сложный, период длится до сих пор. Одобренная в 1985 г. программа строительства Единого внутреннего рынка открывает третий этап интеграции.

Послевоенное движение за объединение Европы сыграло важную роль в становлении европейской интеграции, во многом став ее идейной и политической основой. Точкой отсчета этого движения принято считать речь выдающегося британского государственного деятеля Уинстона Черчилля «Трагедия Европы», произнесенную 19 сентября 1946 года в Цюрихском университете. Черчилль призвал европейцев покончить «с национальными распрями», прежде всего, с франко-германским антагонизмом, и образовать на континенте «нечто вроде Соединенных Штатов Европы».

На создании международных организаций в Западной Европе настаивали Соединенные Штаты. Соответствующие рекомендации имелись, например, в «Плане Маршалла», согласно которому с 1948 по 1951 гг. в западноевропейские страны поставлялись американские товары на льготных условиях. Западная Европа была нужна США как политический союзник в начавшейся холодной войне, а также как рынок сбыта товаров и приложения капиталов американских ТНК. После окончания войны на США приходилась почти половина мирового промышленного производства и около трети мирового экспорта товаров.

С 1 января 1948 г. начал действовать таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (Бенилюкс). В марте того же года Великобритания, Франция и страны Бенилюкс подписали Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве, а также коллективной самообороне.

В мае 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы (Congress of Europe), на котором представители 16 европейских стран, а также наблюдатели из США и Канады обсуждали самые разнообразные интеграционные планы – вплоть до немедленного создания федеративного государства. Реальным итогом конгресса стало образование Совета Европы, который начал действовать в мае 1949 г. Первоначально он занимался сотрудничеством в сфере экономики, социального развития, культуры, законодательства, науки и техники. Теперь деятельность Совета Европы сосредоточена на вопросах обеспечения и защиты прав человека.

В 1948 г. по инициативе Вашингтона была образована Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Позже она была преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющую ныне 24 промышленно развитых стран мира. В 1950 г. также при посредничестве США был учрежден Европейский платежный союз. Он помог европейским странам восстановить конвертируемость национальных валют и наладить трансграничные расчеты, необходимые для развития их внешней торговли. Ключевую роль США сыграли и в создании Организации Североатлантического договора (НАТО), которая начала функционировать с 1949 г. в целях противодействия СССР и его союзникам.

Все названные объединения (кроме Бенилюкса) создавались как классические международные организации с ясной функциональной направленностью. Они не предусматривали передачу государственного суверенитета на наднациональный уровень, не ставили своей целью формировать сплоченное сообщество с общей судьбой. Такие задачи ставила интеграция в рамках Европейских Сообществ. В этом смысле она совершила системный прорыв в практике европейского сотрудничества.

Становление интеграции (1950 г. – начало 1970-х гг.)

Становлению интеграции способствовало несколько факторов.

Во-первых, она была нужна для установления долгосрочного мира. После двух мировых войн стало ясно, что концепция национального государства, зародившаяся и воплощенная в Европе в ее абсолютной форме – без каких-либо ограничений национального суверенитета – неизменно ведет к национализму и международным конфликтам. Тезис о необходимости поставить политику отдельных государств под наднациональный контроль, вызревший в недрах антифашистского движения еще во время войны, получил широкое признание. Настороженное отношение Франции и других европейских стран к Германии усиливало стремление связать ее международными обязательствами.

Во-вторых, местные элиты понимали, что экономическое возрождение региона возможно только при условии его тесной консолидации. Поступление американской помощи по «Плану Маршалла» завершалось в 1951 году. В своем дальнейшем экономическом развитии западноевропейские страны могли опираться в основном друг на друга. Для этого требовалось активизировать их внешнюю торговлю и наладить широкую промышленную кооперацию. Эту потребность усиливало также возникновение в Европе группы социалистических стран, учредивших в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Кроме СССР, в него вошли ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария и Румыния – страны, бывшие ранее традиционными источниками сырья и рынками сбыта для западноевропейских предприятий.

В-третьих, в итоге второй мировой войны Западная Европа утратила роль одного из главных мировых центров силы. Сформировалась новая, биполярная система международных отношений, называемая Ялтинско-Потсдамской, с двумя полюсами – США и СССР. Именно они стали главными действующими лицами развернувшейся холодной войны с присущей ей гонкой вооружения и ядерным противостоянием. Послевоенный раздел Европы на сферы влияния, образование двух германских государств - ФРГ и ГДР, а также война между двумя корейскими государствами при участии вооруженных сил США, Китая и СССР в 1950-1952 гг. ясно показали европейцам, что ключевые вопросы современности решаются без их участия. Провозглашение независимости Индии в 1947 г. положило начало крушению колониальной системы, являвшейся прежде важнейшим инструментом мирового господства европейских метрополий. Западной Европе предстояло заново определить свое место в системе международных отношений, найти новые рычаги укрепления своих позиций.

Путь к европейской интеграции открыла Декларация Шумана. 9 мая 1950 министр иностранных дел Франции Робер Шуман обратился к правительству ФРГ с предложением создать франко-германское объединение угля и стали, открытое для присоединения других стран. Значение декларации выходило далеко за рамки отношений двух бывших противников в войне. Она призывала к созданию «общей основы экономического развития, которая явится первым шагом к Европейской федерации». 

Предложенная концепция европейского строительства (ее инициатором и первым автором был Жан Монне - известный политический деятель и руководитель плана послевоенного восстановления экономики Франции) впоследствии легла в основу европейской интеграции. Ее действующие по сей день принципы таковы:

· вместо Европы, раздираемой националистическими противоречиями, необходимо создать единую, миролюбивую Европу на принципах демократии, экономического благосостояния и социального консенсуса, мира и равноправного сотрудничества;

· единая Европа должна строиться постепенно, с упором на приоритетные области, где сотрудничество наиболее актуально и достижимо;

· объединение должно начаться в сфере экономики, что максимально отвечает насущным потребностям участвующих государств и не затрагивает особо чувствительные сферы государственного суверенитета (такие как национальная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п.);

· важнейшим условием продвижения к единой Европе должно стать формирование единой правовой базы и системы общих институтов, которым делегируется часть суверенных стран-участниц.

Общая характеристика этапа. Датой рождения ЕС считают 18 апреля 1951 г., когда был подписан Договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали (ЕОУС объединило каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга). Через шесть лет в Риме были заключены договоры, учредившие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Они окончательно определили характер и общее направление развития европейской интеграции.

После войны в Западной Европе развернулся мощный экономический подъем. На протяжении 50-х и 60-х гг. темпы роста ВВП в регионе составляли в среднем 5% год. Уровень жизни населения устойчиво повышался, рос внутренний спрос, улучшалась социальная обстановка. Повсюду проводились глубокие экономические и политические реформы. Создавались системы государственного регулирования экономики, а традиционная конфронтация между трудом и капиталом заменялась практикой «социального партнерства». Происходило укрепление демократических институтов или их восстановление – в Германии и Италии.

Международная обстановка в те годы определялась противостоянием двух общественных систем и их военно-политических блоков – НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД). Однако «холодная война» с такими ее драматическими событиями как сооружение Берлинской стены (1961 г.), Карибский кризис (1962 г.), введение советских войск в Венгрию (1956 г.) и Чехословакию (1968 г.) не тормозила, а скорее стимулировала интеграцию. Хотя все страны ЕЭС, будучи членами НАТО, увеличили военные расходы, основную их часть (особенно на развитие ракетно-ядерных сил) взяли на себя США. Западная Европа, прикрываемая американским щитом, могла сосредоточиться на внутренних реформах и наращивании экономической силы.

Начался распад колониальных империй. Франция вела и проиграла войны во Вьетнаме и Алжире. Таков же был итог совместной франко-британской интервенции 1956 г. в Египет, национализировавший Суэцкий канал. После этих поражений европейские государства-метрополии (а к ним относились также Бельгия и Нидерланды) стали придавать еще большее значение строительству Европейских сообществ.

Основные договоры. Договор о ЕОУС был подписан в Париже в апреле 1951 г. сроком на 50 лет. Его участниками стали шесть стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция. Договор вступил в силу в июле 1952 г. Основные цели договора: создание общего рынка угля и стали, модернизация и повышение эффективности производства в угольной и металлургической промышленности, а также улучшение условий труда и решение проблем занятости в этих отраслях. Договор ставил долгосрочные цели: укрепить мир в Европе и создать предпосылки для тесного объединения народов.

Угольная и сталелитейная промышленность были тогда стратегическими отраслями. Уголь являлся главным источником энергии, он также требовался для выработки стали. Она в свою очередь составляла основу тяжелого машиностроения (базовой отрасли промышленности) и производства военной техники. Поставив данные отрасли под наднациональный контроль и создав общий рынок данных товаров, члены ЕОУС решали две задачи. Во-первых, они способствовали модернизации всего национального хозяйства. Во-вторых, устранялась возможность того, что одна из стран-участниц начнет готовиться к войне.

27 мая 1952 г. те же шесть стран подписали Договор, учреждавший Европейское оборонительное сообщество (ЕОС). Одновременно была начата подготовка договора, учреждавшего Европейское политическое сообщество. В соответствии с ними предполагалось создать новую (федеральную по типу), структуру органов в сфере внешней политики, обороны, защиты прав человека. Однако в августе 1954 г. Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС, после чего прекратилась и подготовка второго договора. Попытка форсировать военно-политическую интеграцию не удалась, после чего европейская интеграция долгие годы развивалась в основном в сфере экономики.

25 марта 1957 г. те же шесть государств подписали в Риме два договора, учредившие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Римские договоры вступили в силу 1 января 1958 г., они являются бессрочными.

Евратом ставил целью сотрудничество шести стран-членов ЕОУС в области мирного использования атомной энергии. Эта инициатива исходила от Комитета борьбы за Соединенные Штаты Европы – общественной организации, которую в 1955 г. учредил Жан Монне, чтобы объединить политические партии и профсоюзы стран «шестерки» под лозунгом «единой Европы». Идея создания Евратома сразу получила широкую поддержку. Ядерные исследования (в которых Европа сильно отставала от США и СССР) находились на передовом крае науки, с ними связывались планы модернизации экономики и перехода на новые источники энергии. 

В договоре о ЕЭС ставилась цель сначала создать в рамках «шестерки» таможенный союз, а затем перейти к общему рынку. Эта последовательность соответствовала утвердившемуся тогда представлению о стадиях интеграции (схема Белы Балаши). На первом этапе планировалось отменить таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами, создать общий таможенный тариф, ввести общую аграрную и торговую политику, а также начать координацию других сфер экономической политики. На второй стадии предполагалось реализовать конечную цель договора: обеспечить четыре свободы – движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов.

8 апреля 1965 г. в Брюсселе был подписан Договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию Европейских сообществ. Данный акт, часто называемый Договором о слиянии, вступил в силу с 1 июля 1967 г. До этой даты главные органы трех сообществ (ЕОУС, Евратома и ЕЭС) действовали параллельно. Теперь единый Совет и единая Комиссия вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС образовали современную институциональную структуру Сообществ.

Внутренняя политика. Согласно договору о ЕЭС, его участники начали ступенчато снижать таможенные тарифы во взаимной торговле. Первое снижение на 10% было осуществлено 1 января 1959 г. Далее тарифы снижались почти ежегодно, и параллельно сокращался разрыв между усредненными и национальными уровнями тарифов. В итоге с 1 июля 1968 г. внутренняя торговля в Сообществе стала беспошлинной, а на его внешних границах был введен Общий внешний таможенный тариф. Два года спустя торговая политика перешла из компетенции национальных правительств в компетенцию органов ЕС. Таким образом, «шестерка» стала таможенным союзом. Это содействовало быстрому росту внутрирегиональной торговли.

Летом 1958 г. был утвержден механизм общей сельскохозяйственной политики ЕЭС. Ее главные цели состояли в том, чтобы достичь полной самообеспеченности стран «шестерки» продовольствием, гарантировать фермерам стабильный доход и защитить местных производителей от конкуренции извне. Средства на эти мероприятия выделял Европейский фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства (ФЕОГА), начавший действовать с 1964 г.

В 1965 – 1966 гг. ЕЭС пережил первый в своей истории кризис, который едва не привел к распаду объединения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.026 с.)