Эволюцию тнк условно разделить на пять поколений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюцию тнк условно разделить на пять поколений.



Первое (с периода их зарождения в конце XIX в. до начала Первой мировой войны 1914—1918 гг.) занималось в основном разработкой и добычей сырьевых ресурсов в колониальных странах Азии, Африки, Латинской Америки, а также их переработкой в странах — владельцах колоний. По форме эти ТНК представляли собой синдикаты или картели.

Второе развивалось в период между двумя мировыми войнами (1918—1939 гг.) и стало заниматься наиболее прибыльным производством вооружений и военной техники для удовлетворения военных потребностей ведущих стран Европы, Америки и Японии. Представлено в форме трестов.

Третье начало складываться после окончания Второй мировой войны (1945 г.) и особенно после распада всех империй и их колониальной системы (1960 гг.). ТНК третьего поколения были генераторами и распространителями научно-технических достижений в области новейших отраслей науки и промышленности (атомная энергия, электроника, космос). Представлено в форме консервов(связанные между собой виды производства) и конгломератов (объедение предприятий несвязанных технологически между собой).

Четвертое постепенно стало формироваться в 1970— 1980 гг. в условиях развития ускоренного научно-технического прогресса и мирохозяйственных связей под воздействием возрастающей конкуренции на мировом рынке. Именно в этот период ускорился процесс слияний и поглощений, которые способствовали концентрации капитала и производства у ТНК, наиболее успешно развивающих крупный международный бизнес.

Слияния и поглощения. Концентрация капитала и производства.

Пятое появляется и начинает целенаправленно развиваться в начале XXI в. в условиях ускоряющихся процессов региональной экономической интеграции. Мировые интеграционные тенденции и появление единых экономических пространств в отдельных регионах открывают широкие возможности для ведения ТНК международного бизнеса на всех континентах.

Опирается на науку и инновационный бизнес. Генератор научных идей и концепций, и распространяет с новыми высокими технологиями.

 

Теории:

1.ТНК-результат усиления конкурентной борьбы (форма ответа на конкуренцию)(Бакли,Кэссон)

2.Модель монополистичесекого преимущества(Хаймер,Киндлбергер) может сам определять политику

3.Результат цикла международного производства товаров(появл.на подъеме) (Вернон теория жизненного цикла)

 

последствия деятельности ТНК:

• повышение эффективности производства и усиление конкурентноспособности

•     Вертикальная диверсификация (списать у жени)

•     Возможность получения эффективности деятельности за счёт доступа к ресурсам иностранных государств

•     Близость к потребителям конечной продукции

•     Возможность использовать в своих интересах Особенность гос политики в различных странах

•     Тнк имеет возможность продлевать жизненный цикл своих товаров

•     Развитие международной специализации и кооперирование производства

•     доход, основанный на марке

•     Использует научно-технического потенциала других стран

•     Экономия на масштабе производства, закупок, финансирования, сбыта, реклама, поддержки-гос, менеджмента-персонала

•     Мультинациональные возможности маркетинга

 

Положительные для страны:

•иностранные инвестиции, новые рабочие места

•новые технологии

•обучение персонала

•более дешевая продукция

•выплата налогов

•развитие инфраструктуры

•включение государства прибывания тнк в систему международной торговли

 

Негативные:

•формирование монотоварности экономики

•подчинение нац интересов страны интересам тнк

•вывоз капитала

•опасность монополизации рынка

•трансфертное ценообразование (внутр цена тнк)

 

Индекс транцнационализации компании

Капитал, объём, штат

 

 

Индекс транцнационализации страны

Объём иностранных капиталовложений/ капиталовложение

Объём иностранных инвестиций/ввп

Объём производства иностранных филиалов/ввп

Объём занятых на филиалах/общему количеству занятых в стране

 

Крупнейшие тнк мира:

Женирал Электрик, Майкрософт, валмарт, бритиш петролиум, сиско, роял датч шел

Р: Гаспром и лукойл

 

 

36. Место и роль международных экономических отношений в развитии национальной экономики. Экономическая взаимозависимость.

 

Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения

Выделяют следующие формы МЭО:

1)международная специализация производства и научно-технических работ;

2)обмен научно-техническими результатами;

международная кооперация производства;

международная торговля;

3)информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

4)движение капитала и рабочей силы;

5)деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

 

Субъектами мэо являются:

1) на микроэкономическом уровне: мелкие и средние предприятия, а также физические лица, осуществляющие внешнеэкономические операции;

2) на макроэкономическом уровне субъектами международных экономических отношений выступают отдельные страны (их региональные и муниципальные субъекты), интеграционные объединения стран, крупные города и отдельные области (регионы) разных стран;

3) на обоих уровнях функционируют крупнейшие международные торговые, финансовые, промышленные корпорации, а также институциональные инвесторы: инвестиционные, пенсионные и другие фонды, страховые, трастовые компании. |

4) на наднациональном уровне в качестве субъектов МЭО действуют международные организации и наднациональные институты.

Главнейшей проблемой человеческого общества являетсявозможно полное удовлетворение потребностей людей при ограниченных ресурсах. Между тем неограниченный рост потребностей в ходе исторического процесса - непреложный факт и самый общий закон. В большинстве стран невозможно по условиям, ресурсам с позиций экономической целесообразности делать всё и много. А в то же время круг запросов населения быстро растет. Нормальное их удовлетворение практически невозможно без постоянного, широкого обмена между регионами, странами, без МЭО.

Экономический же смысл обмена между народами, МЭО и внешней торговли, в частности, наука объяснила убедительно. Международное разделение труда, вытекающие из него МЭО, позволяют каждой стране сократить затраты на производство, экономить ресурсы. Надо использовать преимущества и выгоды международного обмена, лишь таким путем можно обеспечить удовлетворение самых разных потребностей, неуклонно расширяя набор товаров и услуг, предлагаемых населению. И это относится и к малым и к большим странам. Отсюда роль и место МЭО в развитии экономики отдельных стран.

В наше время любой, даже самой большой и богатой стране международный обмен, внешняя торговля, всё, что мы относим к МЭО, жизненно необходимы для обеспечения скромного, а тем более нормального повседневного человеческого существования. Использовать благоприятные условия, полнее включать все факторы и ресурсы, чтобы делать для человека больше, разнообразнее, лучше и надежнее. Развивать и обогащать потребности каждого и в то же время не транжирить бессмысленно природное, материальное, духовное и интеллектуальное достояние, не "изобретать велосипед" - вот в чем смысл, значение и перспективы МЭО, внешней торговли, их объективная роль в развитии, обеспечении материального и духовного богатства отдельной личности, страны, мирового сообщества

 

 

  1. Проблемы и перспективы интеграционного развития на пространстве СНГ. ЕАЭС.

 

Распад СССР как единого государства привел к образованию Содружества Независимых Государств (СНГ). В сентябре 1993 г, страны СНГ подписали еще один важный документ — Договор о создании экономического союза, предусматривающий его поэтапное формирование:

(на первом этапе — зона свободной торговли, на втором этапе — таможенный союз, на третьем этапе — общий рынок, а на четвертом — валютный союз на основе общей денежно-кредитной и валютно-финансовой политики, согласования налоговой политики).

В 2003 г. было подписано Соглашение о едином экономическом пространстве в целях консолидации взаимных экономических связей и сокращения их издержек в рамках свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц.

На постсоветском пространстве созданы следующие интеграционные экономические объединения — Союзное государство России, Казахстана и Белоруссии, ЕврАзЭС, ГУАМ, Центрально-Азиатское сообщество.

Критика неэффективной работы СНГ особенно стала слышна в последние два-три года. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного механизма.

Главное же препятствие для успешной интеграции заключалось в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди широких слоев населения этих государств надежды на то, что активизация взаимного сотрудничества поможет преодолению серьезных трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские республики в ходе преобразований социально-экономических систем и упрочения своей государственности.

Потенциал увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности и жесткой конкуренции на мировых рынках. Однако, несмотря на наличие безусловных предпосылок для глубоких и интенсивных интеграционных процессов, есть немало объективных и субъективных препятствий. Многие запланированные меры остаются нереализованными, периодически возникают несогласованности в различных областях сотрудничества. Причины кроются в объективных трудностях перехода к единым нормам во внешнеэкономической, гражданско-правовой, административной и других областях и, с другой стороныв сопротивлении интеграции с Белоруссией влиятельной части российской политической элиты по идеологическим соображениям

 

Таким образом, можно выделить следующие основные проблемы:

•     1. В странах СНГ не завершены рыночные преобразования. Имеются расхождения в подходах к темпам и путям осуществления.

•     2. Политическая недальновидность правящих элит.

•     3. Нежелание стран СНГ платить по счетам.

 

•     Кроме проблем, выделен следующие тенденции: рост ВВП и промышленного производства на территории СНГ. Также отмечены и перспективные формы: лизинговые компании, финансово-промышленные группы и транснациональные корпорации.

•     Учитывая различия между странами СНГ также можно сделать вывод о том, что интеграция в рамках всего СНГ сегодня невозможна, но возможно осуществление интеграционных планов, в реализации которых будет принимать участие меньший состав участников.

 

Евразийский экономический союз (— международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе[4]:Ст.1[5][6]. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

 

Однако в перспективе общий макроэкономический эффект от деятельности ЕАЭС может существенно возрасти благодаря следующим факторам:

•     - Стабильное и устойчивое увеличение ВВП, выравнивание уровня экономического развития стран-участниц;

•     - Снижение цен на товары благодаря снятию взаимных торговых ограничений, уменьшению издержек на перевозки необходимых товаров или сырья;

•     - Стимулирование конкуренции на общем рынке ЕАЭС;

•     - Наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары;

•     - Повышение окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличению объемов рынка;

•     - Увеличение благосостояния населения стран-участниц ЕАЭС благодаря снижению цен и увеличению занятости населения;

 

  1. Международная экономическая интеграция сущность и цели. Теории международной экономической интеграции.

 

Международная экономическая интеграция – комплекс форм сотрудничества стран в различных сферах жизнедеятельности, для которого характерны широкое взаимодействие экономик стран-партнёров и их долгосрочная техническая технологическая и экономическая взаимозависимость.

 

Объект интеграции - товары, услуги, материально-денежные и трудовые ресурсы, предметы научно-технического сотрудничества и обмена

Субъект интеграции - экономически обособленные страны

Цели интеграции - 1. Уменьшение, а в перспективе полное устранение барьеров преграждающих свободное движение товаров, услуг, капитало и рабочей силы

2.    Усиление экономических позиций стран членов интеграционных блоков в отношении с третьим странами (Россия договорилась с Болгарией о Южном потоке через них, а ЕС запретил ей)

3.    Повышение благосостояния в интегрирующих странах

 

Теории интеграции:

⁃     Теории возникновения интеграции

⁃     Теории Функционирования интеграции

⁃     Теория последствий интеграции

 

1.    - рыночная теория (Касель, Жак Рюэфф, Арон) - интеграция возникает из рынка. Свобода рынка порождает интеграционные процессы

- рыночноинституциональная (Валер и Бэлла и Алла)- компромисс между рыночными и централизованно регулируемыми элементами воздействиями гос-ва. или неолиберальная (Адам Смит) - рынок везде, где возможно, а гос-во везде, где необходимо

  - структурная (Мюрдаль, Маршалл, Бергер) - интеграция есть продукт использования всех рычагов: рыночных, монополистических, институциональных

  - дирижистская или нэоккенсианская (Купер, Пайндер и Тинберген) - оркестр без дирижера никуда, интеграция - порождение гос-ва

    - функциональная - Митрони, Хаас, Моне, Шуман - интеграция порождается и существует засxtn наднациональных структур, оно и координируют.

 

2.    - федералистская теория - Марк Бругманс Дюкло - интеграция создается в виде федерации, в виде союза людей. РФ - интеграция

   - нэофункционализм - авторы Хаас и Митрами. Интеграция - переход к международному сообществу, где граждане проявляют лояльность к йаднациональным институтам. И заняты удовлетворением общественных потребностей и технологические перемены. Важен сам процесс создания людей.

   - теории коммуникаций автор Дойч - образование регионального политического сообщ-ва, объединенного общей культурой, ценностями, формальными и неформальными нормами, что отличает его от внешнего окружения.

   - либеральный межправительственный подход - Хофманн и Маравчик. Интеграция - режим сотрудничсетва, который позволяет ослабить геополитические риски для стран вступающих в интеграционное объединение. Ходить группкой безопасней

       

3.    - Вайнер Джекоб, гипотеза статистических и динамических эффектов интеграции. Он утверждает, что интеграция порождает 2 эффекта: статистический - сразу появляется и динамический - со временем. Статистический проявляется в двух вариантах - эффект создания торговли (новый торговые возможности друг для друга) 2 эффект - отклонение торговли???? (торговать больше внутри, чем снаружи). Динамический эффект - увеличение рынка приводит к увеличению обмена знаниями, увеличивается объем движения рабочей силы, развивается инфраструктура.

 

Возникновения!:

- рыночная теория (Кассель, Рюэфф, Арон) – лучшим регулятором является рынок, рыночные механизмы порождают интеграционные процессы (рынок порождает интеграцию);

- рыночно-институциональная или неолиберальной (смит)рынок везде, государство где можно (Балассо, Вайлер, Алле) – интеграция есть компромисс между рыночными и регулирующими механизмами интеграции; институт-устойчивый элемент,соч.с гос-ом. Государство подталкивает к решению проблем

- структурная теория (Мюрдаль, А. Маршалл, Киндлбергер) – интеграция есть комплексное использование всех рычагов, сбалансированное взаимодействие хозяйств на региональном уровне;

- дирижизская теория (Купер, Пайндер, Тимбергер) – государственное регулирование интеграции (дирижизм – государственное вмешательство в экономику);

- функциональная теория (Митрани, Хаас, Шмиттер) – интеграция есть продукт деятельности международных экономических организаций.

 

 

  1. Стадии международной экономической интеграции и их характеристика.

 

I – преференциальное торговое соглашение «Союз угля и стали»

II – создание ЗСТ

II – таможенный союз

IV – 1) общий рынок – свободное движение факторов производства

2) экономический союз – гармоничная фискальная политика – единое налогообложение

-> создание валюты

Маастрихтский договор (договор о ЕС)

· Критерии: - дефицит государственного бюджета не > 3%, не > 30% ВВП

- уровень инфляции не > 1,5%

V – политический союз

 

Международная экономическая интеграция – комплекс форм сотрудничества стран в различных сферах жизнедеятельности, для которого характерны широкое взаимодействие экономик стран-партнёров и их долгосрочная технологическая и экономическая взаимозависимость.

Выделяют четыре вида (этапа) международной экономической интеграции, зону свободной торговли, таможенный союз, единый общий рынок, экономический и валютный союз.

Зона свободной торговли (ЗСТ) – первая интеграционная ступень, предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной от таможенных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами.

Положительными моментами создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств – участниц такого альянса.

Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том, что открытие границ определенного государства для импорта товаров и услуг из других стран может создать определенные трудности для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке и, как следствие – опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности.

Таможенный союз (ТС) возникает на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все виды товаров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершенной интеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует от стран-участниц проведения единой внешнеторговой политики.

Установление единого тарифа на определенные товары или услуги дает эффект потому, что либо позволяет защитить страны Союза от внешней зависимости, либо создает условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции внутри Союза, что благоприятно повлияет на внутри-союзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС.

Единый рынок (ЕР) представляет более совершенную форму экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях, он предусматривает унификацию технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства.

Создание ЕР является длительным, сложным и противоречивым процессом. Особую трудность, как показал опыт создания Европейского общего рынка, представляет здесь проблема квот – т.е. установления долей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы и единого рынка в целом.

Примером ЕР мог бы стать Союз между Россией и Белоруссией, а также альянс между Россией, Казахстаном и Киргизией. Однако пика эти Союзы реально малодейственны, а соглашения о свободной торговле к 2000 г. все еще не были ратифицированы парламентами этих стран (кроме случая между Россией и Белоруссией).

Экономический Союз (ЭС) – высшая форма современной межгосударственной интеграции.

Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного союза.

В настоящее время в мире существует только один ЭС – Европейский Союз (ЕС). В рамках этого Союза, трансфрмировавшегося в 1993 г. из Европейского общего рынка, функционируют такие наднациональные органы управления, как Европейский парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд и Европейский Совет.

 

  1. Интеграционные экономические организации в мировом хозяйстве. Европейский союз.

 

Процесс международной экономической интеграции, прежде всего, обусловлен дальнейшим развитием и углублением международного разделения труда.

Цель вступающих в интеграцию стран состоит в том, чтобы обеспечить всем ее участникам примерно равную эффективность функционирования аналогичных предприятий. Эта цель достигается путем углубления МРТ, т за счет постепенного устранения препятствий на линии передвижения между странами товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

В результате свободного передвижения между интегрирующимися странами товаров и других факторов произвоства развивается конкуренция, которая становится мощным стимулом повышения эффективности функционирующих предприятий во всех отраслях. Национальные экономики «проникают» друг в друга. Когда переплетаются многие фазы производственной, инвестиционной, научно-технической, инвестиционной финансово-коммерческой деятельности, то экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью.

Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного ВМП (20% по покупательной способности валюты) и 6,3% населения мира. Значительно превосходя США по численности населения, ЕС уступает им по общему объему ВВП и в производстве ВВП на душу населения. ЕС не представляет «сверхдержаву» в экономическом и политическом отношении. Он включает 15 стран, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом. Образование в 1957 г. Общего рынка положило начало формированию в Западной Европе регионального экономического комплекса со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. С 1993 г. отношения между странами ЕС основываются на договоре о Европейском Союзе (Маастрихтский договор), в соответствии с которым учреждается политический союз, означающий проведение общей внешней политики, политики в области безопасности, сотрудничество в области правосудия, внутренних дел и в социальной сфере. Этот договор ввел единое гражданство. В составе 11 стран создан валютный союз — Еврозона. Замена традиционных двусторонних отношений многонациональными находится на начальном этапе. Тем не менее увеличивающаяся интеграция производства, сложившийся механизм экономического сотрудничества обеспечивают Европейскому Союзу важную роль в мировой экономике и политике в качестве единого хозяйствующего субъекта.

 

 

  1. Классификация международных экономических организаций и их функции.

 

Международная экономическая организация — организация, созданная на основе международных соглашений, с целью унификации регулирования в сфере международных экономических отношений.

Функции МЭО:

- регулирующая (принятие решений);

- контрольная (осуществление контроля);

- оперативная (достижение результата своими средствами).

Классификация международных экономических организаций:

1)валютно-финансовые и кредитные организации Международные валютно-кредитные организации - образования (институты, объединения), которые создаются на базе международных договоров с целью регулиров

 (МВФ, МБРР международный банк реконструкции и развития, МАР Международная ассоциация развития., МФК Международная финансовая корпорация., МАГИ Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, ЕБРР);

2)торгово-экономические организации (ВТО, ЮНГТАТ, Международная таможенная организация, Международная торговая палата);

3)отраслевые экономические и научно-технические организации - регулируют определенные отрасли производства товаров или услуг и торговли ими на международной арене. (ЮНИДО,ФАО-продовольст. и с/х организация ООН, МАГАТЭ, МОТ, Всемирная организация интеллектуальной собственности).

 

 

  1. ВТО - структура и цели. Влияние ВТО на экономику России.

 

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (WorldTradeOrganization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правиламеждународной торговли согласно принципам либерализма.

Структура

 Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц).

Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль засоблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации.

Общие цели ВТО можно суммировать следующим образом:

1).получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

2). устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

3).возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в международной торговой политике при выработке новых правил международной торговли.

Конкретными целями присоединения России к ВТО можно считать следующие:

• доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

• создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

• расширение возможностей для российских инвесторов в странах – членах ВТО, в частности в банковской сфере;

• создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

•     Присоединившись к ВТО, Россия получает ряд реальных дополнительных возможностей обеспечивать защиту своих торгово-политических интересов.

Первое, из полученных Россией преимущество связано с самим характером ВТО. Ее участники образуют так называемую международную торговую систему, базой которой является во многом унифицированное правовое пространство. Присоединившись к ВТО, Россия получает легитимный выход на это правовое пространство и международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к фиксации в отношении РФ режима наибольшего благоприятствования и национального режима, защиты российских товаров от дискриминационных внутренних налогов и таможенных сборов, свободы транзита, гарантиям против произвольного использования других торгово-политических средств. Такая международно-правовая защита в конечном итоге будет содействовать развитию отечественной внешней торговли и продвижении российских интересов за рубежом. Второе преимущество членства в ВТО состоит в том, что оно позволит России использовать механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий уже длительное время. Еще один несомненный выигрыш заключается в том, что вступив в ВТО, Россия будет полноправно участвовать в новых переговорах по развитию правовых основ международной торговли, в ходе которых, исходя из собственных национальных интересов, сможет оказывать реальное влияние на выработку будущих многосторонних соглашений, регулирующих мировую торговлю и сопряженные с ней сферы международного экономического взаимодействия.

Таким образом, присоединение к ВТО дает России дополнительные возможности для противодействия дискриминации отечественных производителей на внешних рынках.

Сейчас (2017 года) в состав ВТО входит всего 164 члена, включая Европейский союз, как отдельный субьект торговых отношений.Последним (пока) список государств-членов ВТО пополнил Афганистан. Это произошло 29 июля 2016 года. Россия вступила в ВТО лишь в 2012 году 22 августа спустя 18 лет сложнейших переговоров.

Конкретными целями присоединения России к ВТО можно считать следующие:

 · доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

 · создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

 · расширение возможностей для российских инвесторов в странах – членах ВТО, в частности в банковской сфере;

 · создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

Плюсы для России:

- улучшение имиджа страны в качестве равноправного участника мировой торговли;

- снижение барьеров на пути к международному торговому рынку;

- свободный доступ к сложившимся международным схемам разрешения споров в области торговли (в составе ВТО действует Комиссия по урегулированию споров);

- более широкие возможности участия в экономиках стран – членов ВТО для российских инвесторов.

Минусы для России:

- угроза роста безработицы (в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями);

- снижение импортных пошлин (может привести к тому, что целый ряд товаров станет невыгодно производить в России);

- снижение экспортных пошлин (от этого процесса в убытке окажется бюджет страны, что может привести к увеличению государственного долга).

 

 

  1. МВФ – функции и цели. Влияние МВФ на экономку России.

 

Международный валютный фонд (МВФ) — специальное агентство Организации Объединенных Наций, учреждённое 184-мя государствами. МВФ был создан 27 декабря 1945 года. Штаб-квартира МВФ располагается в г. Вашингтоне, США.

Фонд был создан для обеспечения международного сотрудничества в денежной сфере и поддержания стабильности валютных курсов; поддержки экономического развития и уровня занятости в странах мира; и обеспечения дополнительными денежными средствами экономики того или иного государства в краткосрочном периоде. С того времени, как МВФ был создан, его цели не претерпели изменений, однако его функции — которые включают наблюдение за состоянием экономики, финансовую и техническую помощь странам — значительно развились для обеспечения изменяющихся целей государств - членов фонда, являющихся субъектами мировой экономики.

Цели Международного валютного фонда следующие:

•     Обеспечивать международное сотрудничество в денежной сфере через сеть постоянных институтов, которые консультируют и принимают участие в решении многих финансовых проблем.

•     Содействовать развитию и сбалансированному росту международной торговли, и вносить вклад в продвижение и сохранение высокого уровня занятости и реальных доходов и развивать продуктивные силы во всех странах - членах фонда, как первичные объекты экономической политики.

•     Обеспечивать стабильность валютных курсов, сохранять правильные обменные соглашения между участниками и избегать различных дискриминаций в данной сфере.

•     Помогать построению многосторонней системы платежей в отношении текущих транзакций между странами - членами фонда и для снятия ограничений на обмен валют, которые препятствуют росту международной торговли.

•     Обеспечивать поддержку государств - членов фонда, предоставляя средства фонда для решения временных проблем в экономике.

•     В соответствии с перечисленным выше, сокращать продолжительность и уменьшать степень неуравновешенности международных балансов счетов своих членов.

Плюсы для России:

- вместимость инструментов валютно-денежного и финансового регулирования в России с общепринятыми в мире нормами;

- правовая защита от дискриминации и валютных ограничений российских предприятий на внешнем рынке;

- получение доступа к имеющемуся в МВФ огромному объему информации и результатам глобального экономического анализа;

- использование опыта персонала МВФ по целому ряду народнохозяйственных проблем;

- доступ к льготным кредитам.

 

 

  1. Основные показатели участия страны в мировом хозяйстве.

 

1. экспортная квота - показатель(доля), характеризующий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам (экспорт/ ВВП * 100%); Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.126 с.)