Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Фнр и ффнр, онр-III ур. Р. У детей 6-го года жизни.
Периоды
| Звуковая сторона речи
|
Развитие речи
| Основные содержание работы
|
Произношение
| Фонематическое восприятие
| I
Сентябрь, октябрь, первая половина ноября
| Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к]-[к’],
[ф] — [ф’], [д] — [д’],
[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:
• изолированно;
• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
• в словах;
• в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
Автоматизация поставленных звуков;
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
|
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.
Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.
Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.
Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук.
| Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.
Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.
Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.
| II
Вторая половина ноября — первая половина февраля
| Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].
Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];
• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
а также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах.
| Определение наличия звука в слове.
Распределение предметных картинок, названия которых включают:
•дифференцируемые звуки;
• определенный заданный звук.
На этом же материале:
• определение места звука в слове;
• выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;
• осуществление анализа и синтеза прямого слога;
• выделение согласного звука в начале слова;
• выделение гласного звука в конце слова.
Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”.
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):
• по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]);
• по глухости — звонкости:
[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах;
• составление предложений с определенным словом;
• анализ двусловного предложения;
• анализ
предложения с постепенным увеличением количества слов.
| Закрепление в самостоятельной речи навыка:
• согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
• согласования порядковых числительных с существительным.
Закрепление умения:
• подбирать однокоренные слова;
• образовывать сложные слова;
• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;
• составлять предложения по опорным словам;
• составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;
• заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.
| III
Вторая половина февраля — май
| Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
• в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.
| Составление схемы слова с выделением ударного слога.
Выбор слова к соответствующей графической схеме.
Выбор графической схемы к соответствующему слову.
Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).
Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.
Составление слов из заданной последовательности звуков.
| Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;
в коллективных формах общения детей между собой.
Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.
| Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Совершенствование дикции.
Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.
| Планируемые результаты логопедической работы:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению
|