История развития пенсионного обеспечения инвалидов в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития пенсионного обеспечения инвалидов в России



 

Инвалидность – это проблема не только одного человека, но и государства в целом, так как это взаимоотношения массы к людям с ограниченными возможностями. Такие люди существовали всегда. Раньше их защита ограничивалась лишь помощью сострадающих, церковных приходов, но со временем данная область социальной защиты, включая пенсионное обеспечение начала развиваться и на законодательном уровне. Далее разберем подробно историю развития социальной защиты и пенсионного обеспечения инвалидов в Российской Федерации[1].

До начала правления Петра 1 социальная деятельность в России фактически существовала в форме помощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви. История говорит больше всего о милостыне и о богадельнях (т.е. богоугодных заведениях для призрения и содержания лиц, неспособных к труду), реже упоминается о выкупе пленных, о госпиталях и школах. Ещё в 996 году великий князь Владимир, проявляющий большую милость по отношению к сиротам, поручил попечение и надзор за оставшимися без родителей детьми духовенству. С этого времени государство, и церковь развивали систему призрения сирот, бедных и убогих. Но все эти меры носили эпизодический характер.

В середине XVI в. впервые формулируется идея оказания помощи нуждающимся, и создаются реальные предпосылки для формирования системы государственного призрения. В 1551 году Стоглавый собор Русской православной церкви постановил просить, чтобы "благочестивый царь" повелел "всех прокаженных и престарелых описати по всем градам" и в них "устроити богадельни", поместив в последние "не могущих нигде главы преклонити".

Постепенно в системе органов государственного управлении выделяются специализированные структуры, оказывающие помощь нуждающимся. При царе Михаиле Федоровиче все дела, относящиеся к призрению бедных, были сосредоточены в патриаршем приказе, который одновременно осуществлял контроль за содержанием богаделен, сиротских домов и других благотворительных учреждений; выделяя для этих целей остатки от патриарших и монастырских доходов. Вопросами оказание медицинской помощи ведал в то время особый аптекарский приказ. К этому периоду времени относятся первые попытки законодательного оформления остальных программ. При царе Алексее Михайловиче в 1650 году была издана Кормчая книга; имевшая законодательную силу и поручавшая церкви и духовенству заботиться о вдовах и сиротах.

К концу XVI в. на Руси исторически сложились и развивались три основные направления благотворительности и оказания социальной помощи нуждающимся: государственная, земско-церковно-приходская и частная (личная). Весь последующий социально-исторический период времени: вплоть до 1917 года, благотворительность и попечительство в Российской империи развивалось именно в рамках этих трех основных направлений, изменялись формы и методы оказания помощи нуждающимся в зависимости от конкретных социально-экономических условий и особенностей социально-экономического развития государства."

Значительный вклад в создание системы государственного призрения внес Пётр I. К числу его многочисленных заслуг перед Россией надо отнести и то, что он впервые признал обязанность государства по призрению бедных, больных, увечных, сирот и других категорий нуждающихся. Уже к 1718 году только в Москве было устроено более 90 богаделен, в которых проживало до 4500 нищих, слабых и увечных, получавших содержание от казны.

Вопросами государственного призрения были посвящены многие указы Петра 1, Так, указ 1712 года обязывал организовывать во всех губерниях сети госпиталей "для самых увечных" и "зело престарелых" людей. Их постройка и содержание поручались магистратам.

Указ 1715 года предписывал создавать при церквах в Москве и других городах специальные госпитали для "зазорных младенцев" (незаконнорожденных). Указ 1724 года повелевал провести в пределах империи перепись всех нищих, сирот больных и увечных, "которые работами себя прокормить не могут".

Система государственного призрения Петра 1 включала в себя несколько элементов: осуждение нищенства и запрещение его; запрещение раздачи милостыни профессиональным нищим; задержание и преследование нищих; признание за государством права создавать в области призрения и помощи нуждающимся обязательные нормы и требовать их исполнения. А также система включала и определение мер собственного призрения и обязанностей по призрению (в том числе по отношению к бедным из лиц, служивших государству, главным образом солдатам, признание обязанностей, если не прямо государства, то, во всяком случае, таких общегосударственных институтов, как монастыри, и выделение на их призрение таких средств, которыми не располагают местные учреждения). Это установление можно рассматривать как начало создания системы льгот в отношении ветеранов, нуждающихся в помощи и поддержке государства; " обособление управления некоторыми специальными видами помощи нуждающимся (главным образом продовольствием и медицинской помощью).

Существенные дополнения в эту систему были внесены в период правления Екатерины ТТ. В 1763 году при ее участии был открыт первый в России воспитательный дом - специализированное учреждение для призрения и воспитания детей. В каждой из российских губерний были созданы специальные государственные органы призрения (приказы). На них было возложено выполнение обширного круга задач - забота о народном образовании, оказание медицинской помощи, благотворительность, нравственное воспитание и преодоление пороков. Они занимались устройством народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимо больных, богаделен, смирительных домов, заботились о безработных.

При Екатерине II впервые были созданы специализированные типы благотворительных заведений, которые до учреждения приказов практически не существовали. Прежде госпитали нередко служили и богадельнями, и домами для неизлечимо больных, и больницами одновременно. Богадельни пополнялись и взрослыми, и детьми, здоровыми и больными, И только в последней четверти ХУНТ века в нашей стране сформировались так называемые чистые типы благотворительных заведений: сиротских домов и детских приютов, богаделен и домов для неизлечимо больных, больниц, домов работных, смирительных и для умалишенных.

В условиях промышленной революции, положившей начало капитализму и ознаменовавшей собой переход к новым формам труда, социальная помощь основывается, в основном, на принципах общественного призрения филантропического характера.

В дальнейшем эта концепция уступает место идеям обеспечения больным и инвалидам определенной степени экономической самостоятельности. Впервые появляется определение понятия "реабилитация", данное фон Бусом в книге "Система общего попечительства над бедными" (1903 г). Реабилитация в это время понимается как предоставление больным и инвалидам возможности трудиться. В то же время в научных исследованиях и в практической работе зарубежных стран преобладает идея, согласно которой больной или инвалид, прошедший курс реабилитации, дальнейшей своей деятельностью должен доказать право на социальную полноценность.

К 1917 году в России действовали тысячи государственных и благотворительных заведений. Не везде эти учреждения функционировали одинаково хорошо. Но система работала, в этих домах, притонах, больницах и богадельнях бедные люди находили помощь, кусок хлеба, крышу над головой, добро. Через три месяца после Октябрьской революции 1917 года советской властью, взамен былой сети богаделен и домов призрения, были образованы органы социального обеспечения, в ведомстве которых создавались детские дома, дома инвалидов, престарелых. Понятие "благотворительность" было изъято из официального лексикона как христианский пережиток. В то же время политика государства в отношении инвалидов продолжала традицию рассматривать инвалидов как объект благотворительности и в основном сводилась к назначению им государственной пенсии или помещению в специализированные дома инвалидов,

В СССР осуществлялись определенные меры по использованию профессиональных возможностей лиц с нарушенной трудоспособностью в условиях гарантированности социальной защиты со стороны государства. Вместе с тем, работа по профессиональной ориентации, образованию, производственной адаптации и трудоустройству инвалидов была недостаточной.

То, что инвалид должен иметь те же права, что и здоровый человек, пользоваться теми же благами, не находило должного законодательного закрепления и практической реализации. Большинство инвалидов не могли реализовать ряд конституционных прав, в первую очередь из-за неприспособленности транспортных средств и строений для передвижения инвалидов-колясочников, неготовности, например, учебных заведений к их обучению, отсутствия учебных программ, отражающих специфику обучения инвалидов. С другой стороны, сохранившееся у граждан чувство сострадания часто оказывало инвалидам неоценимую помощь на бытовом уровне.

Для оказания влияния на общественное мнение в отношении инвалидов и разработки рекомендаций правительствам по этой проблеме Организацией Объединенных Наций 1981 год был провозглашен Годом инвалида, а период 1983 - 1992 гг. - Десятилетием инвалидов. В начале отмеченного Десятилетия ООН также была принята "Всемирная программа действий в отношении инвалидов".[2]

В 1991 году в нашей стране был принят Закон "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР"[3], в котором были закреплены основные принципы и направления решения проблемы инвалидов. В дальнейшем Российская Федерация, ориентируясь на достижения западной цивилизации, провозгласила себя правовым и социальным государством, привела конституцию страны и федеральное законодательство в соответствие с международными стандартами уважения прав человека, и в первую очередь с принятыми Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларацией прав человека 1948 года. Декларацией социального прогресса и развития 1969 года. Декларацией прав инвалида 1975 года[4], Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 года. Всемирной программой действий в отношении инвалидов и др.

В нашей стране были разработаны и приняты законодательные акты по проблемам инвалидов, адаптированные к новым реалиям. В Указах Президента Российской Федерации 1992 - 1996 гг. изложена программа действий, направленных на поэтапное решение проблемы инвалидов. В 1995 году принят Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в котором впервые в отечественном законодательстве приоритетом социальной политики государства в отношении инвалидов становится реабилитация, т.е. система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение и возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, а также пенсионное обеспечение инвалидов. Основными задачами являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Для выполнения данных задач были приняты постановления по вопросам об учреждении органов медико-социальной экспертизы, о признании лица инвалидом, об индивидуальной программе реабилитации инвалида, образовательных аспектах инвалидов и другие.

Далее подробно рассмотрим основные понятия и нормативно-правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение инвалидов в Российской Федерации.


Основные понятия и нормативно-правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение инвалидов

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации[5] инвалид – это лицо, которое имеет какие-либо нарушения здоровья, которые ведут за собой стойкие расстройства функций организма, которые в свою очередь обусловлены заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Инвалидность в России — это термин, объединяющий различные нарушения, ограничения активности и возможного участия в жизни общества. Статистика по итогам 2020 года показала общую численность людей с инвалидностью проживающих в России - 11 875 496 человек, из которых 687 718 дети.

Под понятием ограничение жизнедеятельности понимают полную или частичную утрату лицом способности или возможности обслуживать самого себя, самостоятельно осуществлять передвижения, ориентироваться, общаться контролирую своё поведение, а также заниматься обучение или трудовой деятельностью. Лицам, с ограниченными возможностями присваивается группа инвалидности в зависимости от степени расстройств функций организма. Лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста считаются категорией «ребенком-инвалид».  

Граждане признаются инвалидами федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядок и условия признания которых устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане, признанные инвалидами имеют права на социальную защиту.

Медико-социальная экспертиза - это система определенных действий, при выполнении которых лицо признают или не признают инвалидом и определяют в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством Российской Федерации мер социальной поддержки, в том числе экономических (включая пенсионное обеспечение) и правовых, которые обеспечивают инвалидам условия для преодоления имеющихся проблем с целью создания им равных возможностей по отношению к другим гражданам.

Социальная поддержка инвалидов – это система мер, которые помогают гражданам с ограниченными возможностями почувствовать себя равными по отношению к другим людям. В социальную поддержку не включено пенсионное обеспечение инвалидов, данный вид социального обеспечения рассматривается отдельно.

Российское законодательство в рассматриваемой сфере на данный момент максимально приближено к законам и принципам, принятым во всем мире по отношению к остальным этапам становления системы социальной защиты инвалидов. На протяжении многих лет эта система развивалась и вот, наконец, пришла к нынешнему законодательству и нормативно-правовым актам, регулирующим социальную защиту инвалидов на сегодняшний день. Хоть на данный момент система не является идеальной, так как в обществе до сих пор существует масса барьеров, трудностей между обычными людьми и лицами с ограниченными возможностями, но следуют упомянуть, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется в лучшую сторону – это выражено тем, что взамен невнимания и отвержения пришли признание их прав, достоинства и попыток обеспечить их полноценным участием в жизни общества. Законодательное укрепление перечисленных положительных изменений можно увидеть в различных действующих нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Основным нормативно-правовым актом, закрепляющим права инвалидов, в том числе на пенсионное обеспечение  является Конституция Российской Федерации[6], в которой на уровне со всеми они имеют права на получение образования, выражения собственных мнений и убеждений, вероисповеданий и других прав.

Также к основным нормативно-правовым актам, которые регулируют социальную защиту инвалидов в Российской Федерации относится Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ. Им установлены основные понятия по данной теме, рассмотрена работа органов, которые участвуют в социальной защите и признании лица инвалидом, а также реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов.

Важными являются и "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) который обязывает снисходительно относится к данной категории граждан, уважать и поддерживать их права. Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает права и социальную поддержку инвалидов, относящихся к категориям инвалидов войны и боевых действий.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 26.11.2020) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" устанавливаются правила признания лица инвалидом, а именно условия признания гражданина инвалидом, порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу, порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина, порядок переосвидетельствования инвалида, порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, а также установлен перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, а также показаний и условий в целях установления группы инвалидности и категории "Ребенок-инвалид".

К основным нормативно правовым актам, которые регулируют пенсионное обеспечение инвалидов (именно выплату страховой пенсии) на территории Российской Федерации относится Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, в котором рассматриваются условия назначения, страховой стаж и размеры выплат. А также существуют и другие нормативно-правовые акты, которые помогают в регулировании вопросов социальной защиты инвалидов, включая пенсионное обеспечение в Российской Федерации, к ним можно отнести нормативно-правовые акты на уровне субъектов РФ и даже организаций (например, Устав какой-либо организации, в которой работает инвалид).

В заключение первой главы курсовой работы можно сказать, что в ней было рассмотрено развитие социальной защиты, включая пенсионное обеспечение инвалидов в Российской Федерации с давних времен, основные понятия и нормативно-правовые акты, регулирующие рассматриваемую тему. На основании рассмотренного материала инвалидами являются граждане с ограниченными возможностями, имеющие отклонения как физические, так и психологические. Подразделяются на три группы инвалидности, а также имеют особую категорию «дети-инвалиды». Они чрезвычайно нуждаются в поддержке не только государства, но и общества в целом. Ведь гражданам с ограниченными возможностями необходимо чувствовать себя нужными, это помогает им в выздоровлении, каждому из нас необходимо помочь при возможности, не оставаться в стороне и уж конечно не пытаться ущемлять каким-либо образом их права. На данный момент государство предоставляет различные виды социальной поддержки и пенсионное обеспечение данной категории граждан, но нам определенно есть к чему стремиться, так как в экономическом плане положение не достаточно развито, как хотелось бы. И, к сожалению, на практике получение инвалидности бывает затруднительным процессом, который к тому же не все могут пройти. Далее рассмотрим подробно органы, принимающие участие в социальной защите и в назначении пенсии по инвалидности в Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.02 с.)