Занятие 2. Тема: Фонетика. Звуковой строй восточнославянских диалектов дописьменной поры (праславянское наследие) – 2 ч. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Тема: Фонетика. Звуковой строй восточнославянских диалектов дописьменной поры (праславянское наследие) – 2 ч.



Вопросы для собеседования:

1.Определить содержание понятия праславянский язык и установить соотношение понятий праславянский язык и древнерусский язык.

2.Перечислить основные изменения в истории звукового строя праславянского языка, определившие характер фонетической системы восточнославянских диалектов (в сопоставлении с южнославянскими): а) преобразование количественных отношений в качественные в системе вокализма; б) судьба дифтонгов и дифтонгических сочетаний; в) палатализация согласных и др. *

3.История носовых [Ę] и [Q] на восточнославянской языковой почве

4.Привести примеры основных исторических чередований в системе гласных и согласных звуков, сохранившихся в современных русских словах. Объяснить причины этих чередований.*

                                

5.Какая информация может быть использовано учителем на уроках русского языка?

 

* Материал к ответам на вопросы № 2, 4 подбирается самостоятельно (см. задание к самостоятельной работе №2).

 

Выполнить письменно: по сборнику упражнений Г.В.Содоль «Историческая грамматика русского языка». – Киев: Вища школа,1978. – упр.18, 21.

------------------------------------------------------------------------------------------------

·  перечень старославянских и древнерусских фонетических признаков содержится в таблице №1 (см. приложение).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Иванов В.В. ИГРЯ…С. 111-116, 123-140.

2.Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. ИГРЯ…С. 43-51.

3.Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка. Часть первая. – М.: Учпедгиз, 1963. – С.146-153, 154-156, 158-159, 166-168.

4.Русский язык. Энциклопедия…С.77, 331 (фонетические признаки древнерусских и старославянских слов).

5.Глущенко В.А. Историко-фонетический комментарий в школьном курсе русского языка. – Донецк: Лебідь, 2002.

5.Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1978.

6.Янович Е.И. ИГРЯ…С.56-57, 79-80.

7.Конспекты лекции.

 

 

Занятие 3. Тема: Фонетическая система древнерусского языка 1Х-Х1У вв. (продолжение) – 2 ч.

Вопросы для собеседования:

1.Охарактеризовать основные законы построения древнерусского слога.

2.Дать полное определение понятию первое русское полногласие, привести примеры действительных и мнимых полногласных форм, зафиксированных памятниками древнерусской письменности.

3.Назвать причины и охарактеризовать все ступени развития первого восточнославянского полногласия. Объяснить невозможность появления сочетания *telet < *telt (*melko > молоко); объяснить изменение *xelm > шеломъ.

4.Рассказать об изменениях в сочетаниях *tъrt, * tьrt, * tъlt, * tьlt. Привести примеры старославянских и древнерусских соответствий (тръгъ – търгъ, врьхъ – вьрхъ, плънъ – пълнъ и др.).

5.Привести примеры развития протетических и эпентетических звуков в связи с действием закона открытого слога в древнерусском языке.

 

Выполнить письменно: по сб. упр. Г.В.Содоль – упр.43, упр.46.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Иванов В.В. ИГРЯ…С.77-78, 101-103, 111-114, 141-145.

2.Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. ИГРЯ…С.50-53.

3.Янович Е.И. ИГРЯ…С.43-44, 48-56, 59-61.

4.Русский язык. Энциклопедия.

5.Конспекты лекции.

Занятие 4. Тема: Система гласных и согласных древнерусского языка 1Х-Х1У вв. – 2 ч.

Вопросы для собеседования:

1.Дать общую характеристику системе гласных древнерусского языка этого периода (состав, классификация, система вокализма).

2.Дать общую характеристику системе согласных древнерусского языка этого периода (состав, классификация, система консонантизма).

3.Рассказать об основных фонетических изменениях в истории русского языка 1Х-Х1У вв. (вторичное смягчение согласных, утрата носовых, утрата редуцированных в слабой позиции и их вокализация в сильной позиции).

4. В чем заключается причина утраты слогом автономного характера? Продемонстрируйте на примерах характер изменений слоговой границы при словообразовании и словоизменении.

5.Докажите, что процесс падения редуцированных является завершающим действием в проявлении общих праславянских тенденций в славянских диалектах, разделившихся на восточную, западную и южную группы славянских языков.

6. В помощь учителю: Подготовьте краткую информацию по теме: «Следы исторических чередований гласных и согласных звуков в современном русском языке».

 

Выполнить письменно: по сб. упр. Г.В.Содоль – упр.72, 76.

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.Иванов В.В. ИГРЯ…с.75-89, 90-101,с.152-169.

2.Янович Е.И. ИГРЯ…с.62-69,71-75,80-83.

3.Конспект лекции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.004 с.)