Федеральная служба по надзору 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральная служба по надзору



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

(Рособрнадзор)

РУКОВОДСТВО

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРИЕМУ НА ОБУЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЮ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД)

МОСКВА - 2020

Содержание

I. Введение.......................................................................................................................................3

II. Основные понятия, используемые в Руководстве ………………………………………4

III. Основные нормативные правовые акты, содержащие требования к приему
на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
..................................................................................................................5

IV.Рекомендации по соблюдению обязательных требований при организации приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.......................................................................................................................7

4.1 Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам, по образовательным программам дошкольного образования…………………………………………....7

4.2 Организация приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования……………………………………………...8

4.3 Организация приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего образования…………………………………………………………………....13

4.3.1 по программам бакалавриата и программам специалитета……………………………..13

4.3.2 по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре……...……28

4.3.3 по программам ассистентуры-стажировки……………………………………………….33

4.4 Порядок приема на подготовительные отделения…………………………………………….....38

4.5 Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при приеме на обучение на 2020/21 учебный год………………………38

V. Рекомендации по соблюдению обязательных требований при формировании открытых и общедоступных информационных ресурсов ……………………………………….48

VI. Мониторинг системы образования ………………………………………………...…….51

VII. Ответственность за нарушения обязательных требований порядка приема в образовательную организацию …………………………………………………………………...…52

VIII. Часто задаваемые вопросы по организации приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ……………………………………………………………………………………………….53

I. Введение

Одним из важнейших аспектов государственной политики Российской Федерации в сфере образования является создание условий для максимальной реализации образовательного потенциала инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лица с ОВЗ).

В настоящее время в рамках модернизации российского образования ставится задача создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе профессионального, для инвалидов и лиц
с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Получение профессионального образования является важной составляющей профессиональной самореализации, повышения социального статуса
и защищенности инвалидов и лиц с ОВЗ.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных
в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность
по месту нахождения филиала натерритории Российской Федерации (далее – образовательные организации, организации), в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов указанных организаций, необходимых
для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным организациям и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Данное руководство разработано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в целях осуществления мер предупредительного
и профилактического характера, направленных на недопущение
и (или) ликвидацию последствий нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обязательных требований в части обеспечения прав инвалидов и лиц с ОВЗ.

 

II. Основные понятия, используемые вРуководстве

 

Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:

1) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности
и вызывающее необходимость его социальной защиты;

2) лицо с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

3) индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации
или абилитации инвалида и индивидуальная программа реабилитации
или абилитации ребенка-инвалида разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах;

4) специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития инвалидов и лиц с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ОВЗ;

5) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

6) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа
к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

7) психолого-медико-педагогическая комиссия - это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно.

III. Основные нормативные правовые акты, содержащие правила приема                     на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования

Вступительные испытания

При приеме на обучение по нижеперечисленным специальностям среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим
у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических
и (или) психологических качеств, пунктом 29 Порядка приёма на обучение
по образовательным программам СПО предусмотрено проведение вступительных испытаний:

49.02.01 Физическая культура, 49.02.02 Адаптивная физическая культура, 20.02.04 Пожарная безопасность, 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, 40.02.02 Правоохранительная деятельность, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в случае подготовки педагога дополнительного образования
в следующих областях деятельности: музыкальной, сценической, хореографии, изобразительной, декоративно-прикладном искусстве и физкультурно-оздоровительной), 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело, 31.02.05 Стоматология ортопедическая, 34.02.01 Сестринское дело, 42.02.01 Реклама, 53.02.01 Музыкальное образование, 54.02.06 Изобразительное искусствои черчение, 53.02.09 Театрально-декорационное искусство, 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство, 52.02.03 Цирковое искусство, 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам), 52.02.05 Искусство эстрады, 52.02.04 Актерское искусство, 54.02.05 Живопись, 54.02.07 Скульптура, 55.02.02 Анимация, 52.02.01 Искусство балета, 52.02.02 Искусство танца (по видам), 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам), 54.02.04 Реставрация, 54.02.01 Дизайн
(по отраслям), 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), 54.02.03 Художественноеоформление изделий текстильной и легкой промышленности, 53.02.07 Теория музыки, 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), 53.02.04 Вокальное искусство, 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение, 53.02.06 Хоровое дирижирование, 43.02.02 Парикмахерское искусство, 43.02.13 Технология парикмахерского искусства, 43.02.12 Технология эстетических услуг, 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство, 29.02.01 Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи, 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, 29.02.03 Конструирование, моделирование и технология изделий из меха, 07.02.01 Архитектура, 25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов.

Перечень вступительных испытаний при приеме на обучение
по образовательным программам среднего профессионального образования
по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, утвержден приказомМинобрнауки России от 30 декабря 2013 г. № 1422
и включает:

1. Творческое испытание;

2. Физическое испытание;

3. Психологическое испытание.

Вступительные испытания проводятся в письменной и (или) устной форме,
в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема, разрабатываемыми и утверждаемыми организация, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно.

В соответствии с Особенностями приема на обучение по программам СПО на 2020/21 учебный год вступительные испытания проводятся организацией
в формах, определяемых организацией самостоятельно,с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья поступающего, с использованием дистанционных технологий, позволяющих при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии поступающегои педагогических работников оценить наличие у поступающего определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, необходимых
для обучения по программе.

Образовательная организация при необходимости вносит изменения в свои локальные нормативные акты (Правила приема (в том числе процедуры зачисления), включая правила и форму проведения вступительных испытаний, правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, в соответствии
с Особенностями приема на обучение по программам СПО и решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования.

4.3. Организация приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего образования

ВОПРОС

    Имеет ли право ребёнок-инвалид обучаться на подготовительном отделении ВУЗа за счет бюджетных средств?

ОТВЕТ

В соответствии с частью 7 статьи 71 Законаоб образовании право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют, в том числе дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.

Порядок приема лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 13 августа 2019 г. № 602 (далее – Порядок), регламентирует прием лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, включенных в перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утверждаемый Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее соответственно - прием, поступающие, подготовительные отделения, организации).

Имеющим среднее общее образование обучающимся на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования в очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках государственного задания выплачивается стипендия.

 

ВОПРОС

    Здравствуйте! Мой сын имеет инвалидность с детства, в настоящее время
3 группу инвалидности. Имеет ли преимущественное право зачисления
в образовательную организацию инвалид 3 группы?

ОТВЕТ

Приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, регламентирующий прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета
в образовательные организации высшего образования, на обучение
по образовательным программам высшего образования - программам магистратуры в организации высшего образования и научные организации (далее – Порядок приема).

В соответствии с пунктом 34 Порядка приема право на прием на обучение
в пределах особой квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды
с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных
в период прохождения военной службы, дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных
в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995
№ 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 35 Порядка приема преимущественное право зачисления предоставляется дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила), определяющиев соответствии с Федеральным закономот 24.11.1995
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениямимедико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 10 Правил категория «ребенок-инвалид» устанавливается сроком на 1 год, 2 года, 5 лет, до достижения гражданином возраста 14 лет либо 18 лет.

Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет, до достижения возраста 14 лет либо 18 лет устанавливается гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделами I, II и II(1) приложения к Правилам.

Согласно пункту 13 Правилгражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам,
не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет.

В соответствии с пунктом 13.1 Правилграждане, которым установлена категория «ребенок-инвалид», по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию в порядке, установленном настоящими Правилами.

ВОПРОС

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, обязана ли образовательная организация размещать информацию об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов? ОТВЕТ

    В соответствии с пунктом 49 Порядка на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147(далее – Порядок приема), в целях информирования о приеме на обучение организация размещает информацию
на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт), а также обеспечивает свободный доступ
в здании организации к информации, размещенной на информационном стенде (табло) приемной комиссии и (или) в электронной информационной.

Организация размещает на официальном сайте и на информационном стенде информацию о приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры не позднее 1 октября предшествующего года, а также информацию об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.

ВОПРОС

    Можно ли сдать инвалидам вступительные испытания в образовательной организации вместо ЕГЭ? 

ОТВЕТ

    В соответствии с пунктом 21 Порядка приема на обучение
по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (далее – Порядок приема), отдельные категории поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно (далее – общеобразовательные вступительные испытания для отдельных категорий поступающих):

1) по любым общеобразовательным предметам:

а) дети-инвалиды, инвалиды;

б) иностранные граждане;

в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ (либо они прошли итоговые аттестационные процедуры в иностранных образовательных организациях
и не сдавали ЕГЭ в указанный период);

2) по отдельным общеобразовательным предметам - лица, которые прошли государственную итоговую аттестацию по этим общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена, при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно и в этот период
не сдавали ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.

В соответствии с пунктом 22 Порядка приема при реализации прав, указанных в пункте 21Порядка приема, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, либо сдавать одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно, наряду с использованием результатов ЕГЭ
в качестве результатов других общеобразовательных вступительных испытаний (при реализации права, указанного в подпункте 2пункта 21Порядка приема, поступающие могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, только по тем общеобразовательным предметам, по которым они прошли государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена и в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно не сдавали ЕГЭ).

При реализации прав, указанных в подпунктах «а» и «б» подпункта 1 пункта 21Порядка приема, поступающие могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.

ВОПРОС

Добрый день! Какие должны в Институте создаваться условия для проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов?

ОТВЕТ

В соответствии с пунктами 92-100Порядка приема на обучение
по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147 (далее – Порядок приема),организация обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья
и (или) инвалидов (далее вместе - поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития,
их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности).

В организации должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих
с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов;
при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).

Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.

Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:

при сдаче вступительного испытания в письменной форме - 12 человек;

при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих
с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться
с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

Продолжительность вступительного испытания для поступающих
с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.

Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется
в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

1) для слепых:

задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

2) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;

задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

3) для глухих и слабослышащих:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

предоставляются услуги сурдопереводчика;

4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);

5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме
в магистратуру - по решению организации);

6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся
в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме
в магистратуру - по решению организации).

Условия, указанные в пунктах 93 - 98 Порядка приема, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения
о необходимости создания соответствующих специальных условий.

Организация может проводить для поступающих с ограниченными возможностями здоровья вступительные испытания с использованием дистанционных технологий.

ВОПРОС

    Если я как абитуриент с инвалидностью подаю документы на несколько направлений подготовки (специальностей), могу ли я воспользоваться особыми правами по всем выбранным специальностям?

ОТВЕТ

    Минобрнауки России письмом от 29 июня 2018 г. № 05-6417 «Об изменениях нормативного правового регулирования приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета» дало разъяснения изменений, внесенных Федеральным законом от 27 июня 2018 г. № 162-ФЗ «О внесении изменения
в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 162-ФЗ).

До принятия Федерального закона№ 162-ФЗ часть 3 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании) устанавливала, что при приеме
на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов граждане могут воспользоваться особыми правами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 71 Федерального закона
об образовании, подав по своему выбору заявление о приеме в одну образовательную организацию высшего образования на одну образовательную программу высшего образования.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 71 Федерального закона об образовании установлены следующие особые права:

1) прием без вступительных испытаний;

2) прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний (далее - прием в пределах особой квоты).

Федеральным законом№ 162-ФЗ ограничение, которое ранее было установлено частью 3 статьи 71 Федерального закона об образовании, отменено в отношении особого права, указанного в пункте 2 части 1 статьи 71 Федерального закона об образовании, - права на прием в пределах особой квоты.

Изменение, внесенное Федеральным законом№ 162-ФЗ, вступило в силу
со дня официального опубликования этого Федерального закона, то есть с 27 июня 2018 г.

Изменение, внесенное Федеральным законом№ 162-ФЗ, распространяется:

на лиц, указанных в части 5 статьи 71 Федерального закона об образовании (детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы).

Таким образом, лица, которым предоставлено право на прием в пределах особой квоты, могут поступать на обучение по программам бакалавриата
и программам специалитета одновременно в 5 образовательных организаций высшего образования на 3 специальности и (или) направления подготовки
в каждой из указанных организаций, то есть в соответствии с пунктом 52 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147 (далее – Порядок).

Подзаконные нормативные правовые акты применяются в части,
не противоречащей федеральным законам. В соответствии с этим не подлежит применению абзац третий пункта 55 Порядка («указанное в пункте 34 Порядка право на прием в пределах особой квоты»). Иные нормы Порядка, которые обусловлены ограничением поступления в одну образовательную организацию высшего образования на одну образовательную программу высшего образования
(в том числе подпункт 6 пункта 66, пункты 69 и 70 Порядка), не подлежат применению в отношении лиц, поступающих на обучение в пределах особой квоты.

ВОПРОС

Если на направление подготовки в рамках особой квоты выделено только одно место, а подано 3 заявления, каким образом будет проходить отбор?

ОТВЕТ

В соответствии с пунктом 112 Порядка приема на обучение
по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (далее – Порядок приема), список поступающих по результатам вступительных испытаний ранжируется
по следующим основаниям:

1) по убыванию суммы конкурсных баллов;

2) при равенстве суммы конкурсных баллов - по убыванию суммы конкурсных баллов, начисленных по результатам вступительных испытаний,
и (или) по убыванию количества баллов, начисленных по результатам отдельных вступительных испытаний, в соответствии с приоритетностью вступительных испытаний, установленной организацией;

3) при равенстве по критериям, указанным в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, более высокое место в списке занимают поступающие, имеющие преимущественное право зачисления.

Сумма конкурсных баллов исчисляется как сумма баллов за каждое вступительное испытание, а также за индивидуальные достижения.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

(Рособрнадзор)

РУКОВОДСТВО

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРИЕМУ НА ОБУЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЮ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД)

МОСКВА - 2020

Содержание

I. Введение.......................................................................................................................................3

II. Основные понятия, используемые в Руководстве ………………………………………4

III. Основные нормативные правовые акты, содержащие требования к приему
на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
..................................................................................................................5

IV.Рекомендации по соблюдению обязательных требований при организации приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.......................................................................................................................7

4.1 Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам, по образовательным программам дошкольного образования…………………………………………....7

4.2 Организация приема на обучение по основным профессиональным образоват



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.092 с.)