Становление теории правового государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление теории правового государства



 

Теория правового государства - это синтез концептуальных идей и концепций о его природе, признаках, принципах как государства демократического, социального, в котором господствует право. Она явилась результатом всемирного прогрессивного развития учения о государственности в русле человеческого измерения и общесоциальной справедливости.

Зарождение теории правового государства берет свое начало с концептуальной политико-правовой идеи о торжестве справедливых законов в государстве.

Изначальной, функциональной, «сквозной» идеей, вошедшей в теорию правового государства, является идея господства юридического закона, а не власти правителя.

Уже в VI в. до н.э. один из выдающихся древнегреческих мудрецов Солон своей знаменитой реформой воплотил идею соединения права и силы власти в господстве законов, изданных, по его словам, для простых и знатных наравне. По утверждению Аристотеля, с Солона в Афинах началась демократия. Главным в законах Солон считал обеспечение компромисса.

Весьма характерной является эволюция во взглядах на соотношение государственной власти и закона выдающегося древнегреческого философа Платона. В своих поисках идеально устроенного государства Платон первоначально полагал, что таким должно быть государство, во главе которого стоит философ или философы, мудрость которых якобы позволяет им управлять обществом, не прибегая к изданию законов. Но впоследствии жизнь убедила Платона в том, что эффективно управлять людьми, обеспечивая прогрессивное развитие социума, возможно только на основании закона. «Я вижу близкую гибель того государства, - писал Платон в своей книге «Законы», - где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Ученик Платона Аристотель, полагал, что закон должен властвовать над всем, а там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя; господствующей силой в государстве должен быть закон, правильный в основных своих положениях, и правитель - будет ли то одно лицо или несколько - должен простирать свою власть только на то, относительно чего закон не в состоянии высказать точных положений, потому что в общих выражениях нелегко определить ясно все случаи. Знаменитый римский мыслитель и государственный деятель Цицерон утверждал: под действием закона должен подпадать все [11, ст. 122-123].

Крупнейший средневековый мыслитель Фома Аквинский, построивший свое учение на теории греческих философов и римских юристов, исходил из того, что управляют мировым и общественным порядком именно законы, которые он делил на четыре категории:

) вечный закон;

) естественный закон;

) человеческий закон;

) божественный закон.

В учениях раннебуржуазных мыслителей Г. Гроция, Б. Спинозы, М. Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсона, Т. Пейна, Дж. Локка получило углубленное обоснование необходимости осуществления государственной власти на основе справедливого закона.

В XIX в. идею законности обосновывали сторонники либерализма Б. Констан, Р. Моль, К. Велькер, В. Гумбольдт и др.

Необходимость обеспечения господства закона в обществе в XX в. отстаивали в своих трудах такие видные ученые-юристы, как А.С. Алексеев, П.Г. Виноградов, В.М. Гессен, Н.И. Лазаревский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котляревский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Н.И. Палиенко и др. [11, ст. 123].

Вторым блоком идей, вошедших в теорию правового государства, является концепция естественного права. Идеи о естественном праве возникли в античные времена в учениях многих древнегреческих и древнеримских мыслителей, прежде всего тех, кто отстаивал идею господства закона, Они отождествляли естественное право с действием естественных законов, законов природы, которым должны соответствовать законы, исходящие от государства. В эпоху средневековья учение о естественных законах, об иерархии законов обосновал Ф. Аквинский [11, ст. 123-124].

Раннебуржуазные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк и другие создали классическую естественную школу права, согласно которой естественное право - это требования человеческого разума, коренящиеся в природе человека, и законы государства должны отражать эти разумные требования. В частности, Дж. Локк утверждал, что закон, установленный в обществ, представляет собой не любое предписание, а только такое, которое указывает человеку на поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу, преследующее не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы, Свобода людей, по Дж. Локку, заключается в том, чтобы иметь постоянные правила для жизни, общие для каждого, позволяющие ему следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещено законом, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека [11, ст. 124].

Третьим блоком политико-правовых идей, на основе которых постепенно формировалась теория правово государства, является концепция народного суверенитета. Впервые идею о необходимости принадлежности народу верховной власти обосновал Мо-цзы - древнекитайский мыслитель V-IV вв. до н.э. В XIV в. итальянский ученый М. Падуанский обосновывает положение, согласно которому народ - единственный носитель суверенитета и верховный законодатель, Концепцию же народного суверенитета создал в XVIII в. Ж.Ж. Руссо, По Ж.Ж. Руссо, суверенитет народа неотчуждаем, неделим, неограничен. И только народ вправе сам непосредственно осуществлять законодательство, воплощая в законах его общую волю [11, ст. 124-125].

Существенный вклад в становление теории правового государства внесли разработчики концепции разделения властей.

Впервые она была высказана Аристотелем, усматривавшим в государстве три его элемента: законодательный орган, магистратуры, судебные органы. Затем она выразилась в позиции Полибия и Цицерона, выступивших за смешанную форму правления, сочетающую царскую, аристократическую и демократическую власти и тем самым взаимно уравновешивающую эти власти. В XIV в. М. Падуанский четко разграничил две власти - законодательную и исполнительную.

Концепция разделения властей начала формироваться в учении Дж. Локка, выделившего законодательную, исполнительную и союзную (федеративную) власти. Создателем же доктрины разделения властей справедливо признают Ш. Монтескье, разграничившего законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, доказавшего необходимости их взаимного ограничения - во избежание злоупотребления каждой из них в отдельности - путем соответствующих юридических сдержек и противовесов [11, ст. 125].

Сторонники теории разделения властей по-разному их называют. Они расходятся и в определении количества властей. С.Е. Десницкий различал законодательную, исполнительную, судебную, наказательную, гражданскую (городское самоуправление); И. Кант - верховную, исполнительную, судебную; Г. Гегель - законодательную, исполнительную, княжескую; Б. Констан - королевскую, исполнительную, представительную (власть верхней палаты), власть, представляющую общественное мнение (нижняя палата), судебную, муниципальную [11, ст. 124-125].

В настоящее время подавляющее большинство исследователей ведут речь о трех основных ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной. Наряду с ними некоторые авторы выделяют еще контрольную, надзорную муниципальную (местную). В частности, профессор Вюрцбургского университета А. Бланкенагель утверждал, что Конституционный суд ФРГ как орган конституционного контроля стал властью даже над парламентом [1, ст. 109].

Как бы завершающим звеном в разработке конструкции правового государства явилась концепция господства права, в которой различают две модели - англосаксонскую и немецкую. Англосаксонская модель исходит из того, что правление не может быть произвольным, а должно осуществляться в соответствии с законом, принятым с соблюдением предусмотренных процедур, устанавливающим права и обязанности граждан, их гарантии, и никакой официальный статус не может защитить лицо от установленной законом ответственности, если оно нарушило предписанные права, нет никого, кто был выше его, Немецкий вариант обосновывает господство права в ракурсе различения права и закона [11, ст. 126].

Суть теории господства права, отличающейся от концептуальных идей господства закона, состоит в том, что она четко разграничивает право и закон, который может быть как правовым, так и неправовым, несправедливым, не соответствующим принципам права. Правовой закон воплощает в себе общесоциальную справедливость, общечеловеческие ценности и этим связывает государственную власть. Право выше государственной власти. Власть должна осуществляться в соответствии с правом.

Впервые термин «правовое государство» сформулировал немецкий ученый К. Велькер в 1813 г., а в 1829 г. Его соотечественник Р. Моль ввел это понятие в политико-правовой оборот. В Германии родоначальником учения о государстве считают И. Канта, который впервые употребил понятие «правовой закон» и государство определял как объединение множества людей, подчиненных правовым законом, а целью государства считал торжество идей права.      

В начале XX в. С.А. Котляревский подчеркивал: «Идея правового государство вошла в обиход современных цивилизованных обществ» и «убеждение, что государство должно принять облик правового, остается непоколебимым» [8, ст. 4].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.008 с.)