Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъекты международного праваСтр 1 из 26Следующая ⇒
Правосубъектность государств. Государство согласно концепции, закрепившейся в настоящее время в доктрине международного права и международной практике, рассматривается как образование, характеризующееся наличием совокупности следующих основных признаков: территория, население, власть и самостоятельное осуществление международных отношений. При этом под властью подразумевается именно организованная политическая власть с аппаратом, осуществляющим эффективное управление населением и территорией. Самостоятельное осуществление международных отношений означает юридическую способность самостоятельно вступать в отношения с другими государствами, что является выражением независимости и отсутствия внешнего контроля. В основу широко признанных в международном праве критериев государственности легла ст. 1 Межамериканской конвенции прав и обязанностей государств 1933 г. (Монтевидео), согласно которой государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками: постоянным населением; определенной территорией; правительством; и способностью вступать в отношения с другими государствами. Помимо перечисленных выше признаков важным качеством государства является суверенитет. Под суверенитетом понимают верховенство государства на собственной территории и его независимость в международных отношениях. Это присущее всем государствам неотъемлемое политико-юридическое качество, которым они обладают с момента возникновения и вплоть до прекращения существования. Суверенитет государства не может быть ограничен. В некотором смысле данная точка зрения тесно переплетается с подходами к независимости государств, выраженных Постоянной палатой международного правосудия (по делу "Лотус") и Международным судом ООН (в решении по делу Никарагуа против США и в консультативном заключении о законности угрозы ядерным оружием или его применения). Исключением может быть ограничение суверенитета на добровольной основе или в качестве ответственности за грубое нарушение норм международного права. В основе такого ограничения (независимо от того, идет ли речь о добровольном ограничении или об ограничении как ответственности за нарушение норм международного права) и правоотношений, порожденных таким юридическим фактом, лежит его правомерность. Одной из основных тенденций современного развития международной правосубъектности государств является определенная эволюция взглядов на суверенитет государства, выражающаяся в отходе от идеи его абсолютизации, что объясняется включением в сферу международного регулирования традиционно внутригосударственных вопросов (права человека, экология и др.). Суверенитет как политико-юридическое качество является скорее очень важным элементом государственности, но не ключевым фактором, определяющим международную правосубъектность государств.
Международная правосубъектность государств обусловлена главным образом наличием у них прав и обязанностей непосредственно в силу международного права, а также спецификой эволюции самого международного права. Содержание и характеристика принципов международного права Принцип суверенного равенства государств включает в себя две составные части: уважение суверенитета всех государств и их равноправие в международных отношениях. Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает следующие элементы: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; д) каждое государство имеет право свободно избирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы; е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Принцип невмешательства тесно связан с принципом суверенного равенства государств, параллельно с которым он и развивался. Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло благодаря Уставу ООН, в п. 2 ст. 1 которого используется формулировка «принцип равноправия и самоопределения народов». б) оно должно осуществляться путем свободного волеизъявления, без какого бы то ни было вмешательства извне;
Принцип мирного разрешения международных споров по своему содержанию тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой.
Принцип нерушимости государственных границ тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях и с принципом суверенного равенства государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. он рассматривается как составляющая принципа неприменения силы или угрозы силой: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ». Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости государств. В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что «территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны». Особо отмечается, что территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН, и что территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Если говорить про принцип уважения прав человека и основных свобод, то его нормативное содержание разрабатывалось путем принятия специальных документов, к числу которых относится провозглашенная в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, и принятые в 1966 г. Международные пакты о правах человека, а также ряд других деклараций и конвенций. В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., в п. VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу совести, мысли и религии».
Сотрудничество государств в качестве принципа международного права впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат взаимодействия держав антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны. Он представляет собой не столько право, сколько обязанность государств сотрудничать друг с другом. В соответствии со ст. 1 Устава ООН все государства должны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Прилежащие зоны Прилежащие зоны Термин «прилежащая зона» указывает на расположение этого морского пространства, — оно прилегает к территориальному морю прибрежного государства. Установление прилежащих зон в истории морского права связано с определением ширины территориальных вод. В начале XVIII в. большинство государств имело трехмильную ширину территориального моря, которая не могла полностью обеспечить соблюдение интересов прибрежного государства. Прилежащая зона впервые была установлена Англией (1736—1876 гг. — принятие комплекса различных законов «о лавировании»). В XIX в. США принЯЛ1 закон о прилежащей зоне. Россия установила прилежащую зону 12 морских миль в 1909 г. Конвенция об открытом море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 2) определяет, что прилежащая зона является частью открытого моря, прилежащей к территориальному морю, в которой прибрежное государство может осуществлять свой контроль. Предельная ширина принадлежащей зоны — 24 морские мили; ее внутренняя граница отсчитывается от тех же исходных линий, что и территориальное море. В Конвенции по морскому праву 1982 г. (ст. 33) закреплено право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных законов и правил в пределах своей территории или территориальных вод, или для наказания за нарушение этих законов и правил, совершенных в пределах его территории или территориальных вод. Установление прилежащей зоны преследует две цели: 1. Предотвращение нарушений, т.е. превентивные меры в отношении судов, которые еще не вошли в территориальное море. 2. Наказание за совершение нарушений, т.е. применение юрисдикции к судам, побывавшим в территориальных или внутренних водах и нарушившим правила прибрежного государства. Конвенция 1982 г. определяет прилежащую зону не как часть открытого моря, а именно как зону, прилежащую к территориальному морю. Установление "прилежащей зоны является правом прибрежного государства. Оно вправе предусмотреть все четыре вида прилежащих зон (таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную), некоторые из них, одну или ни одной. Перечень видов прилежащих зон имеет исчерпывающий характер. В законодательстве некоторых государств предусмотрены так называемые зоны безопасности, установление которых не имеет юридического обоснования в действующем международном праве. Комиссия международного права, комментируя положения Конвенции 1982 г. о прилежащей зоне, не признала права государств на установление прилежащей зоны безопасности, поскольку «неопределенность термина безопасность на практике может привести к произволу». За исключением таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных прав контроля прибрежного государства во всем остальном режим прилежащей зоны совпадает с режимом исключительной экономической зоны.
Правовой режим континентального шельфа Юридическое понятие континентального шельфа связано с его геологическим понятием. Геологическое определение: континентальный шельф — это покрытая водами окраинная часть материка (континента), т.е. его подводная окраина, которая по своему геологическому строению и рельефу продолжает прилегающую часть суши. За внешней границей подводной окраины материка располагается ложе океана (абиссальная платформа). Состав подводной окраины материка. 1. Континентальный шельф — подводное продолжение континента, примыкающее к суше, с постепенным уклонением дна и небольшой глубиной покрывающих его морских вод. 2. Континентальный склон, в который переходит континентальный шельф. Резкий и значительный уклон морского дна. 3. Континентальный подъем (подножье) — возвышение, которое образуется за счет осадочных пород, соскальзывающих с континентального склона. Континентальный шельф — это окаймляющая материк отмель до резкого изменения рельефа морского дна, т.е. до континентального склона. Глубина вод внешней границы континентального шельфа обычно составляет 100—200 м, иногда 1500—2000 м. Проблема континентального шельфа появилась в международном праве, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся значительные залежи минеральных ресурсов. В 1945 г. Президент США издал Прокламацию о юрисдикции за пределами национальных территорий. К 1958 г. более 20 государств приняли национальные законы о континентальном шельфе. Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. фиксирует определение континентального шельфа — это поверхность и недра морского дна районов, примыкающих к берегу, но находящихся за пределами территориального моря, до глубины в 200 м или до такой глубины, на которой имеется возможность вести разработку природных ресурсов. Острова имеют свой континентальный шельф (ст. 76). Конвенция четко не установила внешней границы шельфа: ее пределы зависят от технических возможностей прибрежного государства. В Конвенции 1958 г. предусмотрены суверенные права прибрежного государства на разведку и разработку естественных богатств шельфа (ст. 2 и 77). Эти права имеют исключительный характер, — если прибрежное государство не ведет разведку и не разрабатывает ресурсы континентального шельфа, то никакое другое государство не имеет таких прав без согласия прибрежного государства. Покрывающие континентальный шельф воды подчиняются режиму открытого моря — свобода судоходства, рыболовства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований. Права прибрежного государства на разведку и разработку ресурсов не должны создавать помех международному судоходству, рыболовству и охране живых ресурсов моря. Прибрежное государство в целях разведки и разработки естественных богатств вправе возводить на континентальном шельфе установки и создавать вокруг них зоны безопасности радиусом 500 м, которые на должны быть препятствием на международных морских путях. Конвенция по морскому праву 1982 г. внесла значительные изменения в понятие континентального шельфа. Континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. Основа установления его внешней границы — внешний предел подводной окраины материка: 1. Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и ресурсы подводных районов, простирающихся за пределами его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Такой способ установления внешней границы континентального шельфа является основным (ст. 76). 2. Государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. 3. Если внешняя граница подводной окраины материка простирается более, чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых. Учитывается ширина территориального моря, внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 морских миль от исходных линий, либо не далее 100 морских миль от 2500 м изобаты (вертикальной линии, условно проложенной от поверхности вод до 2500 м глубины океана). Если континентальный шельф примыкает к территории двух и более государств, его границы определяются на основе соглашения между ними. При отсутствии соглашения и особых обстоятельств (географических, исторических) для иной делимитации, континентальный шельф проходит по срединной линии между противостоящими государствами или по линии равного отстояния между соседними государствами. Срединные линии и линии равного отстояния находятся на одинаковом расстоянии от ближайших точек исходных лини принятых для отсчета ширины территориального моря. Конвенция 1982 г. расширила круг прав и обязанностей прибрежных государств в отношении континентального шельфа: при разработке естественных богатств за пределами 200 морских миль государства обязаны производить отчисления и взносы натурой в пользу других государств. Взносы делаются через Орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участниками Конвенции 1982 г. на основе принципа справедливости. Данное положение Конвенции — одно из тех, которые были закреплены в ней по настоянию развивающихся государств и оказались абсолютно неприемлемыми для основных морских держав. В пределах 200 морских миль воды, покрывающие континентальный шельф, подчиняются режиму вод исключительной экономической зоны. За пределами исключительной экономической зоны воды континентального шельфа имеют статус вод открытого моря. За пределами 200 морских миль и до 350 морских миль от берега прибрежное государство не может по своему усмотрению отказать другим государствам в проведении научных исследований на континентальном шельфе, за исключением тех районов, в которых это государство ведет операции по разведке природных ресурсов. Защита культурных ценностей Культурные ценности пользуются защитой во время войны на основе двух установлений. Поскольку культурные ценности, как правило, являются гражданскими объектами по своей природе, на них распространяются общие положения гуманитарного права, защищающие гражданскую собственность. С другой стороны, специальная защита культурного наследия всех народов, закрепленная Гаагской конвенцией 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и Дополнительными протоколами 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года, стала частью обычного международного права. К сожалению, в течение веков в результате военных действий многие произведения искусства были утрачены, а памятники культуры повреждались или уничтожались. Несмотря на то что традиция охранять культурные ценности существовала с древнейших времен, разрушительные последствия Второй мировой войны заставили международное сообщество действовать и установить специальные правила правовой защиты. Согласно Гаагской конвенции 1954 года каждое государство должно принимать меры для защиты своих культурных ценностей от вооруженных нападений. Для этого можно, например, перевезти эти ценности подальше от мест, где происходят военные действия, или, если речь идет о памятниках истории, не размещать вблизи них военные объекты. Стороны вооруженного конфликта не имеют права направлять военные действия против культурных ценностей, и они обязаны, по возможности, не причинять случайного ущерба таким ценностям. Запрещается использовать культурные ценности в военных целях. Тем не менее Гаагская конвенция признает, что существуют ситуации, при которых нападение на объект культурной ценности может быть законным, а именно в случаях, когда такая культурная ценность была превращена в военную цель и, следовательно, нападение на нее вызывается «настоятельной военной необходимостью». Оккупирующие державы должны защищать культурные ценности, находящиеся под их контролем, от воровства, разграбления или незаконного присвоения. Если культурные ценности вывезены с оккупированной территории в целях их сохранения, то по окончании военных действий их надлежит вернуть на место. В связи с тем, что происходило во время Второй мировой войны, международное право запрещает также разрушать культурные ценности в целях устрашения населения, находящегося на оккупированной территории, а также в качестве репрессалий. Страны – участники Гаагской конвенции несут ответственность за имплементацию ее положений, соответствующие нормы о защите культурных ценностей должны быть внесены в их национальные законодательства. Они также обязаны добиваться соблюдения этих положений в случае их нарушений. На международном уровне особую ответственность за мониторинг соблюдения Конвенции и за помощь в деле защиты и сохранения культурных ценностей несет ЮНЕСКО. В течение своей более чем полувековой истории Гаагские конвенции превратились в четкую правовую систему. Она была усилена Дополнительными протоколами 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года, Римским статутом Международного уголовного суда 1998 года, а также Вторым протоколом 1999 года к самой Гаагской конвенции. Субъекты международного права Правосубъектность в международном праве имеет два значения, и соответственно, рассматривается в двух аспектах: как качественная характеристика (свойство) субъекта международного права и как элемент системы международного права. Остававшаяся длительное время исключительно научным термином "международная правосубъектность" более не является таковой. В последние десятилетия термин "международная правосубъектность" достаточно широко используется в международных документах. Международная правосубъектность как качественная характеристика субъекта международного права означает юридическое свойство, выражающееся в принадлежности лица к категории субъекта международного права. Данное юридическое свойство определяется наличием у лица признаков, качеств, характеризующих его как субъекта международного права. Она отражает способность лица быть субъектом международного права и, следовательно, иметь права и обязанности. " Субъект же права не только способен иметь, но имеет конкретные субъективные права и обязанности". Классификация международной правосубъектности: 1) общая правосубъектность - способность быть субъектом международного права вообще; 2) отраслевая правосубъектность - способность быть субъектом права соответствующей отрасли международного права; 3) специальная правосубъектность - способность быть субъектом определенных международных отношений (или определенной группы таковых) в рамках конкретной отрасли международного права.[5] В общей теории права понятие "субъект права " традиционно рассматривают как элемент структуры правоотношений. И в этом контексте под субъектом права понимают обладателей субъективных прав и носителей юридических обязанностей в общественных отношениях, урегулированных правом. Очевидно, для понятия "субъект права" вообще и международного права в частности определяющим является не столько участие в правоотношении, сколько нормы права, которые наделяют лицо правами и обязанностями, создают его правовой статус как субъекта. Разумеется, невозможно, чтобы субъект права подпадал под действие абсолютно всех норм права. Субъект права включая субъекта международного права, - по сути, субъект определенных правовых норм. Таким образом, субъекты международного права - это носители субъективных прав и обязанностей в силу норм международного права. Существующие в науке международного права различия в подходах к основаниям и определению понятия "субъект международного права" предопределяют и различия в подходах к кругу субъектов международного права. В международном праве традиционно в качестве субъектов международного права признаются лишь следующие образования: государства; народы, ведущие национально-освободительную борьбу; международные (межгосударственные) организации (часто их называют межправительственными); государствоподобные образования. Устойчивая тенденция развития и совершенствования международных отношений и международной системы в целом оказывает позитивное воздействие и на эволюцию науки международного права и международно-правовых воззрений. В этом смысле в настоящее время все большее признание получают взгляды о более широком круге субъектов международного права, куда помимо перечисленных выше субъектов включают также лица и образования, которые ранее традиционно не рассматривались в качестве субъектов международного права. Кроме государств, народов, международных организаций и государствоподобных образований к ним также причисляют индивидов, международные неправительственные организации (МНПО), ряд международных хозяйственных объединений (ТНК) и отдельные международные судебные учреждения. Следует отметить, что правосубъектность нетрадиционных субъектов международного права пока остается дискуссионной в науке международного права.[6] В международном праве традиционно различают основные (первичные) и производные (вторичные) субъекты международного права. К первым относят государства и в некоторой степени народы, ведущие национально-освободительную борьбу. К производным субъектам причисляют международные организации и государствоподобные образования. В зависимости от участия в нормотворческом процессе можно классифицировать субъектов международного права на правообразующих (и правоприменяющих) и неправообразующих (только правоприменяющих) субъектов международного права. К первым можно отнести государства, международные организации и в некоторой степени народы, ведущие национально-освободительную борьбу, а также государствоподобные образования, а ко вторым - индивидов, МНПО, ТНК, субъекты (части) федераций и автономные территории унитарных государств, а также отдельные международные судебные учреждения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.044 с.) |