Основные начала трудового законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные начала трудового законодательства



Нормативные и правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

2. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. №10-ФЗ (с последующими изменениями).

3. Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1.05.1999 г. № 92- ФЗ.

4. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ (с последующими изменениями).

5. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 20.04.1996 г. № 36-ФЗ (с последующими изменениями)

6. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ (с последующими изменениями).

7. Федеральный закон «О тарифной ставке (окладе) первого разряда ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» от 25.10.2001 г.

№ 139-ФЗ.

8. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ (с последующими изменениями).

9. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 г. № 175-ФЗ (с последующими изменениями).

10. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 г. № 2490-1 (с последующими изменениями).

11. Федеральный                  закон  «О     минимальном                    размере  оплаты         труда» от 19.06.2000 г.    № 82-ФЗ (с последующими изменениями).

12. Федеральный закон «Об объединении работодателей» от 27.11.2002 г.

№ 156–ФЗ.

13. Трудовой               кодекс      Российской Федерации.              Федеральный         закон        от 30.12.2001 г. № 197–ФЗ (с последующими изменениями).

 

Научная и учебная литература

1. Орловский Ю.П.; ответственный редактор Ю. П. Орловский. Трудовое право в 2 т. Том 1. Общая часть. Международно-правовое регулирование труда: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2019. - 285 с

2. Орловский Ю.П.; ответственный редактор Ю. П. Орловский. Трудовое право в 2 т. Том 2. Особенная часть. Международно-правовое регулирование труда: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2019. - 506 с

3. Трудовое право. Гейхман В.Л. - М.: «ЮРАЙТ». 2014 -548 с.

4. Трудовое право России. Буянова М.О. М.: Проспект, 2009. - 240 с.


5. Трудовое право России / Учебник. Ответственные редакторы: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Ю.П. Орловский и доктор юридических наук А.Ф. Нуртдинова М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2008. 608 с.

6. Потапова, А. А. Трудовое право: конспект лекций / А. А. Потапова. - Москва: Проспект, 2016. - 149 с.

7. Лебедев, В. М. Трудовое право: учебник для студентов высших учебных заведений / [В. М. Лебедев и др.]. – М.: Норма: Инфра-М, 2015. - 463 с.

8. Гребенщиков, А.В.Трудовое право России: учебник для высших учебных заведений / [А. В. Гребенщиков и др.]. – М.: Норма: Инфра-М, 2015. - 607

9. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Ю.П. Орловский. - 5-e изд., испр., доп. и перераб. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. - 1500 с.

10. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред.

Отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: М.: ИНФРА-М, 2004 г.

11. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред.

К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2004 г.

12. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред.

В.И. Шкатуллы. 2-ое изд. М.: Норма, 2004 г.

13. Постатейный научно-практический комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Рук. авт. коллектива проф. В.В. Куликов. М.: Агентство (ЗАО) «Библиотечка «Российской газеты», 2002 г.

14. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред.

О.В. Смирнова. М.: КНОРУС, 2002 г.

15. Трудовое право России: Учебник. М.: Проспект, Гусов К.Н., Толкунова В.Н 2005 г.

16. Трудовое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.П. Орловский и А.Ф. Нурутдинова. М.: МЦФЭР, 2004 г.

17. Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М.: Проспект, 2003 г. 18.Трудовое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Стремоухова. М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.

19. Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова.

М.: Юрист, 2002 г.

20. Трудовое право: Учебник для бакалавров: в 2 х.т, Т1. Часть общая. Под ред..Е.М.Офман, Э.Л. Лещина. М.: Прометей 2017г.

21. Трудовое право: Учебник для бакалавров: в 2 х.т, Т2. Часть общая. Под ред..Е.М.Офман, Э.Л. Лещина. М.: Прометей 2017г.


Лекция 1.

ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

1. Понятие и классификация источников трудового права. Общая характеристика основных источников трудового права

2. Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ в сфере принятия законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

3. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц

 

1.

Источники трудового права – это различные нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, отношения.

Источники трудового права можно классифицировать по различным

основаниям:

1. По степени важности и субординации источники трудового права в общем виде делятся на: законы и подзаконные акты. Законы принимаются высшим представительным органом власти РФ и её субъектов, т.е. законодательной властью.

2. По системе отрасли трудового права источники делятся на: а) относящиеся к Общей части (Конституция РФ); б) относящиеся как к общей, так и ко всем институтам особенной части трудового права (Трудовой кодекс РФ); в) относящиеся к определенным институтам Особенной части (например, Закон РФ

«О занятости населения в РФ»).

3. По органам, их принявшим различаются на нормативные правовые акты трудового права, принятые: а) высшим органом законодательной власти (законы, постановления); б) Президентом РФ (указы, распоряжения) и Правительством РФ (постановления и распоряжения); в) федеральными министерствами и ведомствами (правила, положения, решения, приказы и др.); г) органами государственной власти и управления субъектов РФ; д) органами местного самоуправления; е) на предприятии, в организации (локальные нормы).

4. По форме акта источники трудового права делятся на следующие виды: декларации, конвенции, законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения


Правительства РФ, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения, договоры, соглашения и другие формы.

5. По сфере действия источники трудового права делятся на: международные, общефедеральные, региональные, республиканские в составе РФ и других её субъектов, отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда), муниципальные (местные) и локальные (в пределах данного производства), а по контингенту работников: а) общие, распространяющиеся на всех работников; б) специальные источники, распространяющиеся на отдельные категории работников.

6. По степени обобщенности источники могут быть: а) кодифицированные,                            б) комплексные, и в) текущие. Кодифицированный закон – это цельный, внутри согласованный акт, содержащий нормы разных институтов трудового права (Трудовой кодекс РФ). Текущими являются законы, принимаемые по отдельным институтам трудового права (например, Закон «О коллективных договорах и соглашениях»).

Из всей этой классификации в первую очередь следует выделить классификацию источников трудового права по степени важности и субординации.

 

Классификация источников трудового права по степени важности:

- Конституция РФ;

- Трудовой кодекс РФ;

- иные Федеральные законы, содержащие нормы трудового права;

Подзаконные нормативно-правовые акты:

 

- Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права;

- Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права;

- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права;

- Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права;

- Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права;

- Локальные нормативные акты.

 

Общая характеристика основных источников трудового права. Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ – это основа всех источников трудового права и их системы.


Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием) - основной закон страны. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. В Конституции РФ закреплены конституционные права и свободы человека и гражданина в сфере труда, получившие дальнейшее развитие в основных принципах правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 37 Конституции РФ:

часть 1: Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирая род деятельности и профессию.

часть 2: Принудительный труд запрещен

часть 3: Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации, и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.

часть 4: Признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов разрешения, включая право на забастовку.

часть 5: Каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

Трудовой кодекс РФ наряду с Конституцией РФ относится к числу важнейших источников трудового права. Ныне действующий Трудовой кодекс, четвертый по счёту, был принят 30 декабря 2001 г. и введён в действие с 1 февраля 2002 г.

Трудовой кодекс РФ является кодифицированным законом, т.к. это цельный, внутри согласованный акт, содержащий нормы разных институтов трудового права.

Структура Трудового кодекса РФ, по сути, определяет структуру всего трудового права России. В Трудовом кодексе РФ всего 424 статьи, сгруппированные в 14 разделов, 6 частей и 62 главы.

Содержание Трудового кодекса РФ построено таким образом, что находящиеся в нём нормы подчас не действуют прямо, а носят отсылочный характер. В силу этого определенное число конкретных вопросов решается путем применения иных Федеральных законов.

В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ (ст. 5 ТК РФ). Если вновь принятый федеральный закон противоречит Трудовому кодексу РФ, то этот


федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ.

Подзаконные нормативно-правовые акты по труду имеют форму Указов Президента РФ; Постановлений Правительства РФ; нормативных актов министерств и ведомств (правил, инструкций, приказов, положений и других); нормативных правовых актов субъектов РФ; актов (решений) органов местного самоуправления. К подзаконным актам относятся и локальные нормативные акты организаций, распространяющиеся лишь на работников данной организации.

Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу и иным федеральным законам. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и

указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, Указам Президента РФ, Постановлениям Правительства РФ.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, Указам Президента РФ, Постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти

Акты органов местного самоуправления не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным Федеральным законам, Указам Президента РФ, Постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в пределах своей компетенции и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Примерами локальных нормативных актов являются: правила внутреннего трудового распорядка, уставы, коллективные договоры, положения об оплате труда, положения об охране труда, приказы (распоряжения) администрации предприятия, учреждения, организации и др.


Новым особым источником являются социально-партнерские соглашения. Они устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемые между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, то применяются правила международного договора.

 

2.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

- основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

- порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

- основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

- порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

- принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

- порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;


- систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

- порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

- виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

- систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

- особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами, применяется Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон.

 

3.

Действие источников трудового права во времени. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы

трудового права, прекращает свое действие в связи с:

- истечением срока его действия;

- вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;


- отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Действие источников трудового права в пространстве. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории РФ, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования

Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации.

Действие источников трудового права по кругу лиц. Трудовой

кодекс РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие

нормы трудового права:

- распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем;

- обязательны для применения всеми юридическими и физическими лицами, выступающими в качестве работодателей независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Положения трудового законодательства также применяются:

- в случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем;

- на территории РФ к трудовым отношениям иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, учрежденных ими либо с их участием;

- работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Нормы трудового права не распространяются на:


- военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

- членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (кроме лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

- лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (кроме договоров, признаваемых в судебном порядке трудовыми);

- других лиц, если это установлено федеральным законом.


Лекция 3.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

1. Понятие социального партнерства, система и формы

2. Принципы социального партнерства

3. Стороны социального партнерства

 

1.

Ст. 23 ТК социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Такое понятие социального партнерства основано на принципе трипартизма (трехсторонности), что соответствует международно-правовому регулированию труда. ОГВ и ОМС являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Систему социального партнерства составляют пять следующих уровней (ст. 26 ТК):

1. федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда. Заключаются генеральное и отраслевое соглашения, действует Российская трехсторонняя комиссия;

2. региональный уровень, устанавливающий такие основы в субъекте РФ. Заключаются региональное и отраслевое соглашения, действуют региональные трехсторонние комиссии;

3. отраслевой, устанавливающий эти основы в отрасли (отраслях);

4. территориальный уровень, устанавливающий эти основы в муниципальном образовании (города, района и т. д.). Действуют координационные комитеты содействия занятости населения;

5. уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. Заключается коллективный договор, осуществляется участие работников в управлении организацией, создаются комиссия по трудовым спорам, комитет по охране труда.

Формами социального партнерства являются следующие (ст. 27 ТК): коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров соглашений и их заключению; взаимные консультации


(переговоры) по вопросам регулирования труда, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участие работников, их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

 

2.

ТК закрепил в ст. 24 основные принципы социального партнерства. Они являются внутриотраслевыми, так как свойственны институту социального партнерства.

1. Равноправие сторон. Любая из сторон может равно проявить инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений. При этом представители сторон имеют равноправное положение как в ходе переговоров, так и при принятии решения по коллективному договору или соглашению. Такие решения принимаются по соглашению представителей сторон, и каждая сторона имеет равное количество голосов при этом.

2. Уважение и учет интересов сторон. Для сторон социального партнерства уважение и учет интересов являются основой успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации всех достигнутых договоренностей

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. К сожалению, не вёзде и нечасто сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в      договорных отношениях. Мы знаем, что чаще всего от коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь намеченных планов.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на  демократической  основе.                                             В социальном партнерстве демократия позволяет каждой стороне наиболее полно проявить инициативу, уточнить более четко свою позицию.

5. Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов.

6. Полномочность представителей сторон. Все представители сторон должны иметь письменные документы, подтверждающие, что они уполномочены соответствующей стороной вести коллективные переговоры и подписывать соглашения и коллективные договоры. Не допускается ведение переговоров от имени работников органами или организациями, созданными или финансируемыми работодателем, органом исполнительной власти, даже если они и названы профсоюзами.


7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Это значит, что содержание и структуру коллективного договора и соглашения определяют сами стороны. Любая из сторон либо их представители могут ставить вопрос о включении в коллективный договор, соглашение условий, которые должны быть свободно обсуждены всеми сторонами (их представителями), приняты или отвергнуты. Закон запрещает всякое вмешательство, способное ограничить     права работников и представителей или воспрепятствовать их осуществлению со стороны органов власти, управления, и др.

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Каждая сторона добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает па себя обязательства по коллективному договору или соглашению, т. е. стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

9. Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств. Принятые по договору, соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться. Представители сторон должны оценивать возможность их выполнения с учетом финансовых возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. За невыполнение обязательств виновный наказывается по закону.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Несоблюдение этого принципа лишает смысла положения, включаемые в коллективный договор, соглашение. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательны к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. Согласно ст.51 контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию. Порядок и формы осуществления контроля устанавливаются сторонами самостоятельно.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных  договоров,  соглашений.                                 Такая


ответственность предусмотрена ст. 55 ТК, где указывается, что такие лица подвергаются штрафу в соответствии со ст. 5.31 КоАП от30 до 50 МРОТ. Ответственность для представителей работников КоАП не предусматривает.

3.

В соответствии со ст. 25 ТК сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Статья 29. Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально - трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Конституция РФ закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30 Конституции РФ).

На практике представителями работников в социальном партнерстве чаще всего являются профессиональные союзы.

Право на объединение в профсоюзы включает: право работников без какого-либо разрешения государственных органов и бюрократических формальностей создавать по своему выбору профсоюзы и присоединяться к ним (при условии подчинения их уставам); право образовывать профсоюзные федерации и конфедерации; право членов профсоюзов избирать своих представителей, участвовать во внутрипрофсоюзной жизни; право свободно осуществлять профсоюзную деятельность.


Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемый в целях представительства и защиты их социально - трудовых прав и интересов (ст. 2 Закона о профсоюзах).

Данный Закон закрепляет и развивает конституционное положение о праве на объединение в профсоюзы; определяет правовую основу их деятельности; фиксирует порядок и принципы их регистрации в качестве юридических лиц; закрепляет основные права профсоюзов (в т.ч. право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, право на представительство и защиту социально - трудовых прав и интересов работников, право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров); закрепляет гарантии прав профсоюзов, предусматривает возможность судебной защиты прав профсоюзов, меры ответственности за нарушение этих прав, а также ответственность самих профсоюзов.

В Российской Федерации профессиональные союзы действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и самостоятельно решают вопрос о своей регистрации в государственных органах. Необходимость в такой регистрации возникает лишь в том случае, если профсоюзы хотят приобрести статус юридического лица, что необходимо для осуществления ими своих уставных задач.

Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа.

Принципиальным положением является законодательный запрет дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам (ст. 9 Закона о профсоюзах).

Работники, не являющиеся членами профсоюза,          имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по кругу вопросов (ст. 30). А именно: ведение коллективных переговоров, заключение и изменение        коллективного договора,                  осуществление контроля за    их выполнением, а  также           реализация права на     участие в управлении организации, рассмотрение трудовых споров работников с работодателем. Статья 31. Если в организации отсутствует профсоюз (профсоюзы)

в виде его первичной организации, работники могут поручить представление своих интересов иному представителю. Главное при этом, чтобы этот представитель был наделен соответствующими полномочиями.


Если действующая профсоюзная организация объединяет менее половины работников, они имеют право выбора: поручить представительство своих интересов либо этой профсоюзной организации, либо иному представителю.

В то же время наличие иных представительных органов не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Согласно ст. 33 Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально - трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Кроме того, согласно ст. 34. Представлять работодателей - государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями. В данной статье речь идет о тех ситуациях, когда организации финансируются из бюджета. В данном случае работодателем является государство (в т.ч. в лице министерств, ведомств) или муниципальные образования, поэтому его интересы представляют указанные в статье органы.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально - трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для


представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Кроме того, согласно ст. 34. Представлять работодателей - государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями. В данной статье речь идет о тех ситуациях, когда организации финансируются из бюджета. В данном случае работодателем являе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.132 с.)