Способы разрешения внутриличностных конфликтов и их профилактика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы разрешения внутриличностных конфликтов и их профилактика.



Разрешение внутриличностного конфликта — восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.

 

Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов:

□ глубинные мировоззренческие установки личности, содержание ее веры, опыт преодоления себя;

□ развитость волевых качеств, способствующая успешному преодолению человеком внутренних конфликтов. Воля приводит в соответствие внешние требования и внутренние желания;

□ тип темперамента, свойства которого влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, интенсивность и т. п.;

□ половозрастные особенности личности.

 

Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов (психологической защиты):

 

□ отрицание — подмена принятия решения игнорированием конфликта;

□ проекция — приписывание источнику трудностей негативных качеств как основа для его неприятия и самопринятия на этом фоне;

□ регрессия — возвращение к детским стереотипам поведения;

□ замещение — снятие напряжения, обращение агрессии на более слабый объект или на самого себя;

□ подавление — сдерживание страха посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним;

□ изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги;

□ интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны;

□ интеллектуализация — произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией;

□ аннулирование — поведение, мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины;

□ сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства социально одобряемыми альтернативами;

□ рационализация — нахождение причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами;

□ реактивное образование — выработка и подчеркивание в поведении противоположной установки;

□ компенсация — сдерживание чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты и т. п.;

□ идентификация — моделирование поведения другого лица для повышения самоценности;

□ фантазия — уход от реальных проблем в воображение.

 

Профилактика (предупреждение) внутриличностных конфликтов

+ принимайте трудные жизненные ситуации как данность бытия

+ нормируйте жизненные ценности и следуйте им

+ будьте гибким, адаптивным

+ уступая в мелочах, не превращайте это в систему

+ надейтесь на лучшее развитие событий

+ не будьте рабом своих желаний

+ учитесь управлять собой

+ развивайте волевые качества

+ постоянно уточняйте и корректируйте для себя иерархию ролей

+ стремитесь к высокому уровню личностной зрелости

+ обеспечьте адекватность самооценки

+ не копите проблемы

+ не беритесь за все сразу

+ не лгите

+ не паникуйте

 

31. Конфликтогены в общении. Конфликтогенные факторы в отечественном образовании.

Конфликтогены - слова, действия (или бездействие), которые приводят к конфликту. Дословный перевод этого слова — “рождающий конфликт”, ибо окончание “ген” в сложном слове означает “рождающийся”.

Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:

1)открытое недоверие;
2)перебивание собеседника;

3)принижение значимости его роли;
4)подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;
5)устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;
6)заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада;
7)постоянное навязывание своей точки зрения;
8)неискренность в суждениях;
9)резкое ускорение темпа беседы и ее неожиданное свертывание;
10)неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и еще многое другое, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.


Основными словами-конфликтогенами в деловом (светском, семейно-бытовом и другом) общении являются:

Слова, выражающие недоверие: “вы меня обманываете”, “я вам не верю”, “вы не разбираетесь” и др.
Слова-оскорбления: негодяй, подонок, дурак, бестолочь, лентяй, ничтожество и др.
Слова-угрозы: “мы еще встретимся”, “я вам это припомню”, “ты еще пожалеешь” и др.
Слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка и др.
Слова-сравнения: “как скотина”, “как свинья”, “как попугай” и др.
Слова, выражающие отрицательное отношение: “я тебя ненавижу”, “я не хочу с тобой разговаривать”, “ты мне противен” и др.
Слова-долженствования: “вы обязаны”, “ты должен” и др.
Слова-обвинения: “вы все испортили”, “вы обманщик”, “ты во всем виноват” и др.
Слова, выражающие категоричность: “всегда”, “никогда”, “все”, “никто” и др.
Как правило, критикуемый, воспринимая перечисленные выше слова, вступает в борьбу за самого себя и пытается включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств. Если это происходит, то виновником такой ситуации становится тот, кто первым стал использовать слова-конфликтогены.

Еще одна важная особенность, объясняющая природу конфликтогенов, заключается в том, что мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так внимательны и корректны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.094 с.)