Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава IV. «хождение В народ».
Вся первая половина 70-х гг. в народническом движении – это время многочисленных кружков и тактического разногласия среди них, поскольку существовали кружки лавристов, бакунистов и бланкистов[94]. Революционная интеллигенция вступила в 70-е гг. со смутным чувством недовольства, с сознанием, что народ и после освобождения от крепостного права остался экономически порабощенным. В России начинают развиваться капиталистические отношения, поэтому необходимо прийти на помощь народу и содействовать его освобождению от экономического и политического гнета. Из многочисленных кружков, возникших среди учащейся молодежи на почве такого настроения, наибольшим влиянием пользовался так называемый кружок «чайковцев», основанный в Петербурге еще в конце 1869 г. М. Натансоном, Александровым и Чайковским. В. Левицкий говорит о том, что чайковцы не имели первоначально единой, обязательной для всех программы: среди них были и убежденные анархисты и сторонники государственного начала, хотя постепенно влияние анархических идей становилось преобладающим[95]. Идеология чайковцев пролегала между взглядами Лаврова и Бакунина, будучи ближе к первому в вопросах тактики, т. е. преобладание пропаганды, и ко второму в вопросах программы – понимание социальной революции, отрицание политической борьбы и признание идеалом федерализм[96]. Нужно отметить, что этот кружок объединяло даже не столько программное единство, сколько единство настроения. В. Я. Богучарский отмечает, что в основе этого настроения лежала идея Лаврова об уплате долга развитой личностью перед народом[97]. Чайковцы были, безусловно, убежденными социалистами, находясь под сильным влиянием идей западно–европейского утопического социализма и рабочего движения. При этом нужно отметить, что чайковцы не ставили своей целью политическую деятельность и непосредственную борьбу с правительством. Осознавая неподготовленность народа к революции, чайковцы на первых порах взялись за подготовительную культурно–просветительную и пропагандистскую деятельность, носившую частью легальный, а частью нелегальный характер. Это, в частности, – просветительская работа в воскресных школах и издание легальных книг для рабочих. При этом чайковцы начали организовывать нелегальные кружки и лекции для рабочих, а также издавалась нелегальная литература, все это в совокупности имело немалый успех[98]. Н. А. Троицкий пишет о том, что поход чайковцев к рабочему классу был типично народническим: рабочие рассматривались лишь как вспомогательная сила грядущей крестьянской революции, второй эшелон. Пока их можно было использовать в качестве посредников между интеллигенцией и крестьянством[99].
С осени 1873 г. начались аресты среди чайковцев: их деятельность среди рабочих прекратилась, и они занялись главным образом подготовкой к массовому «хождению в народ», выступив как инициатор, организатор и ведущая сила. Кружок к этому времени принял программу, составленную Кропоткиным. Программа ставила своей целью подготовку крестьянского восстания и изымание земли у помещиков, высказываясь против парламентаризма, она требовала прямого участия народа в управлении посредством федерации общин, коллективно владеющих земельной собственностью[100]. Массовое «хождение в народ» 1874 г. – закономерный этап в развитии народнического движения, поскольку вся практическая деятельность народников была направлена на создание условий и подготовку кадров для социальной пропаганды среди крестьянства. Наряду с чайковцами «в народ» двинулись и члены других революционных кружков, среди которых были и бакунисты, и лавристы, и даже бланкисты. Однако, пишет Н. А. Троицкий, разношерстный состав участников «хождения» не помешал принципиальному единству их деятельности[101]. Хоть революционеры и придерживались различных тактик и расчитывали на то, что народ, каким они его себе вообразили, воспримет именно их идеи, этого не произошло. Как итог, революционерам приходилось на ходу менять способы действий, а поскольку каждый действовал в одиночку, то все сводилось, в основном, к пропаганде[102]. «Хождение в народ» продолжалось недолго: уже к концу 1874 г. большинство агитаторов и пропагандистов было арестовано, а уцелевшим от разгрома пришлось бежать в города или за границу. Еще одна попытка хождения в народ, стоящая вне главного потока, связана с кружком А. В. Долгушина. Как отмечает В. Ф. Антонов, это был бакунистски настроенный кружок[103]. Он был немногочислен, не имел четкой программы, но на собраниях очень активно обсуждался вопрос о так называемом «нормальном человеке». Создать «нормального человека», делали они вывод, можно лишь из работника, но его уродует гнет и эксплуатация. Долгушенцы намеревались вызвать в массах сознательное чувство протеста и с их помощью уничтожить причины бедности и невежества[104]. Долгушенцы считали, в соответствии с идеей Бакунина, что народ уже готов к борьбе. Этот кружок избрал путь создания новой религии – религии равенства, без бога и святых. Сделано это было для того, отмечает Н. А. Троицкий, чтобы ее можно было бы противопоставить официальной религии и царским иллюзиям крестьянских масс[105].
С 1873 г. долгушинцы начали готовиться идти в народ. Как пишет В. Ф. Антонов, осуждение господствующего строя, где процветает беззаконие вельмож и продажность духовенства, призывы к гражданскому и имущественному равенству, волновали душу крестьянина, легко доходили до его сознания, но не могли возбудить к действую[106]. Деятельность долгушенцев не возымела успеха, кружок вскоре был разгромлен. Подводя итоги деятельности народников первой половины 70-х гг., следует признать, что, несмотря на свои внешние неудачи, она не прошла бесследно для самих революционеров. Она многому их научила, показала, как не следует подходить к народу, она выработала у них известный революционный опыт и некоторые технические приемы подпольной работы. И в этом смысле она послужила материалом следующему поколению революционеров при выработке новых задач и планов деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.005 с.) |