Дмитрий тараторин. Николай алексеев. (послесловие) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дмитрий тараторин. Николай алексеев. (послесловие)



Имя выдающегося историка, философа права и государствоведа Николая Алексеева известно значительно меньше имен прочих лидеров евразийства, что совершенно не соответствует той роли, которую он играл в формировании идеологии и развитии движения. Ведь именно он стал главным теоретиком евразийской модели государства Третьего пути, основанного на принципах далеких как от марксистских, так и от либеральных или монархических идеалов. Отвергнув Романовский Петербург и Красную Москву, он обращался к писаниям Нила Сорского и манифестам Емельяна Пугачева для построения абсолютно новой и в то же время глубоко традиционной концепции власти. Отличительными признаками этой концепции стали отказ от западной установки на социальную механику, превращающую государство в «машину смерти» и провозглашение главной обязанностью государства обеспечение духовного развития своих граждан.

И труды его, и жизнь — свидетельство абсолютной верности истинному исповеданию идеи правительницы континента Евразии.

Николай Николаевич Алексеев родился 1 мая 1879 года в Москве. Семья Алексеевых — рязанская, из города Данкова. Прадед был протоиереем собора в городе Данкове, получил орден Владимира IV степени и потомственное дворянство.

Н.Н. Алексеев закончил гимназию в Москве и поступил на юридический факультет Московского университета, с которого был отчислен в феврале 1902 года за участие в студенческих беспорядках, без права зачисления в высшие учебные заведения, и приговорен к шести месяцам тюремного заключения, которое отбывал в Митавской тюрьме в Курляндии. Затем уехал в Германию, где начал заниматься в Дрезденском политехникуме. После амнистии в 1903 году снова вернулся в университет, где занимался под руководством профессора П.И. Новгородцева. В 40 Н. Алсксссп 626 1906 году после окончания курса был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре энциклопедии и философии права. В 1907–1908 гг. выдерживает магистерские испытания и зачисляется в приват-доценты Московского университета. В 1908 году командирован университетом на два года за границу. Слушал лекции и посещал семинары в Берлине у профессоров А. Гиля и Г. Зиммеля, в Гейдельберге у профессоров В. Виндельбанда и Г. Еллинека, в Марбурге у Г. Когена и П. Наторпа.

В Париже слушал лекции Бергсона и Бартелеми. В 1911 году защищает в Московском университете диссертацию на тему «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов» и получает научную степень магистра государственного права.

В 1912 году избирается экстраординарным профессором московского коммерческого института и секретарем его учебного комитета. В то же время он оставался приват-доцентом Московского университета и читал лекции на историческом и историко-филологическом факультетах.

В 1916 году — на турецком фронте в качестве уполномоченного Всероссийского земского союза как начальник Урмийского отряда этого союза. Ему удалось, закупив речные пароходы, ходившие по Москве-реке, наладить перевозку раненых с Мосульского фронта (отряд генерала Чернозубова) по озеру до ближайшей станции Тавризской железной дороги. После февральской революции становится редактором издательства при Думе, главной задачей которого было готовить население к предстоящим выборам в Учредительное собрание.

В 1917 году избирается экстраординарным профессором Московского университета.

Состоял в редакционном комитете еженедельного журнала «Народоправство», где главным редактором был Г.И. Чулков. После октябрьской революции в 1918 году уезжает в Киев. Избран профессором Таврического университета в Симферополе. Принимал участие в гражданской войне. После эвакуации добровольческой армии прожил год в Константинополе.

С 1922 года — профессор русского юридического факультета в Праге и секретарь факультета. В 1924 году избран профессором Русского научного института в Берлине.

В середине 20-х присоединяется к движению евразийцев. Практически сразу входит в руководящее ядро движения. Публикуется в их коллективных изданиях. Выпускает труды, посвященные обоснованию государственного идеала евразийцев. Выступает с лекциями, проводит диспуты.

В 1929 году, когда произошел раскол движения, он вместе с Трубецким, Савицким и Ильиным выступил против просоветской ориентации газеты «Евразия». До конца тридцатых он не оставляет попыток создать партию-орден.

В 1931 году факультет в Праге прекращает свое существование, переезжает в Берлин. С приходом к власти нацистов Алексеев уезжает в Париж, где становится профессором юридических курсов в Сорбонне, прожил в Париже до 1940 года.

В 1940-м уезжает в Белград, так как в 1939 году он был избран профессором Белградского университета. В 1942 году уволен из университета правительством Недича. После освобождения Югославии восстановлен в звании. В 1946 году принимает советское гражданство. В 1950-м, в связи с осложнением положения русских в Югославии переезжает в Швейцарию. Умер Николай Николаевич Алексеев в Женеве 2 марта 1964 года.

Сравнивая биографию Н.Н. Алексеева с биографиями основателей движения Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского, П.П. Сувчинского, легко заметить, что он был значительно старше всех этих мыслителей, каждому из которых (за исключением Н.С. Трубецкого) на момент выхода первого евразийского сборника не было еще и тридцати. Революцию они встретили достаточно молодыми людьми, и их становление как ученых неразрывно связано с развитием основных положений евразийской теории. Н.Н. Алексеев к 1917 году был уже сформировавшимся ученым, имевшим опыт преподавания в высших учебных заведениях Российской Империи. Кроме того, отдельные факты его биографии, такие как активное участие в эвакуации раненых на турецком фронте, участие в гражданской войне, характеризуют его как человека действия. Здесь можно вспомнить слова В.В. Розанова о К.Н. Леонтьеве: «Он был как сабля наголо». О его активном боевом темпераменте можно судить и по весьма жестким формулировкам, встречающимся в его статьях, и по тому, что, будучи уже немолодым человеком, в конце 30-х гг. он продолжает вести активную работу по созданию евразийской партии. Но людьми действия были и многие другие евразийцы, что же дало основания А.С. Изгоеву, говоря о неоднородности евразийства, определяя П. Сувчинского и Д. Святополка-Мирского как левых, Н.С. Трубецкого и П.Н. Савицкого как хранителей ортодоксии, заметить, что Л.П. Карсавин и Н.Н. Алексеев стоят в этом ряду особняком. И время участия в движении (оба присоединились в середине 20-х гг., но Л.П. Карсавин практически отошел от евразийства уже в 1929 г.) и политические платформы их очень различны. Но каждый из них своим приходом в движение стремился придать ему новое измерение, сформулировать те его аспекты, которые без их участия остались бы неоформленными. Если Л.П. Карсавин стремился дать философское обоснование доктрины, то Н.Н. Алексеев — прежде всего правовое, а на его основе построить полноценную модель государственного устройства.

В основе его научной методологии лежал общий для евразийцев принцип «познай себя и будь самим собой». Изучая народные представления о «Государстве Правды», главное внимание он уделял маргинальным группам, остававшимся, как правило, вне поля зрения большинства историков. Воззрения «заволжских старцев», старообрядцев, сектантов, казаков, этих хранителей подлинно народных представлений о правде и справедливости и должны были стать, по мнению Алексеева, основой для построения новой праведной государственной идеологии.

В своих трудах Алексеев рассматривает проблематику государственного идеала подробно и всесторонне. Вопросам правового обоснования его концепции посвящены статьи «Записка о суде», «Народное право и задачи нашей правовой политики», «Современные задачи правоведения», «К учению об «объективном праве», «Обязанность и право». Социально-экономическая политика евразийцев рассматривается в работе «Собственность и социализм», метафизические основания власти в статьях «Идея земного града» в христианском вероучении», «Христианство и идея монархии», «Русский народ и государство».

Конкретные формы и методы политической борьбы разрабатывались в статье «Евразийцы и государство». И наконец, в стройной систематической форме идеал государственности формулируется в таких работах, как «На путях к будущей России», «Теория государства» и «О гарантийном государстве».

Все эти работы, к сожалению, не издавались в России. Несмотря на то, что с начала 1990-х гг. в сборниках и журналах, а затем и отдельными изданиями работы евразийцев начали публиковать, труды Н.Н. Алексеева остаются фактически вне рассмотрения, поскольку из всего его обширного наследия в наши дни была опубликована лишь далеко не самая определяющая работа «О советском федерализме».

То, что богатейшее наследие Алексеева до сего дня оставалось практически неизвестным российским читателям, вполне объяснимо. Ведь предмет его исследования теснейшим образом связан с проблематикой, находящейся в центре дискуссий с момента распада СССР. Еще Г.В. Флоровский в середине 20-х гг., объясняя причину нападок на евразийские идеи или их замалчивание, писал: «Они боятся, что если наши диагнозы верны, потребуется слишком большой перелом и переворот в духе». Ведь еще в середине 20-х князь Н.С.Трубецкой писал: «Те идеалы, которые способны вывести нас из современного тупика, лежат вне той плоскости, на которой располагались до сих пор правые и левые идеи. Ощущение того, что эти идеалы находятся где-то правее известных нам левых идей, основано на оптическом обмане, на привычке все проецировать на одну прямую линию. Европейская идеологическая дорога, прямая линия справа налево пройдена до конца, не только вся она приводит в тупик, но и нет в ней ни одной точки, на которой можно было бы остановиться». Как сама Евразия не есть сочетание элементов Европы и Азии, но абсолютно своеобразный континент, так и идеология ее не имеет ничего общего с привычной западной политической палитрой — левые, правые, центр, но является воплощением «третьего пути», «консервативной революции», ведущего к совсем другим горизонтам, творимой во имя принципиально иных целей. Цели же эти были обозначены еще монахами «нестяжателями». Именно поэтому для первого в России издания трудов Алексеева мы выбрали прежде всего, те, что посвящены духовным принципам, лежащим в основе идеологии евразийского государства, а также его фундаментальный труд «Теория государства». Этот программный для евразийства документ не только уникальное научное исследование, но послание мыслителя современникам и потомкам, послание, утверждающее, что можно и должно ставить абсолютные задачи, что построение идеального государства — свершение вековых чаяний народа русского не есть отвлеченная схема, утопия, химера, но конкретная, имеющая реальные пути воплощения цель.

Стиль его работ ясный и четкий, полемическая заостренность блестящих формулировок позволяют окунуться в саму стихию евразийской мысли, отвергающей устоявшиеся схемы, разбивающей затертые идеологические клише. Труды, вошедшие в эту книгу, публикуются в России впервые. И думается, они как нельзя кстати, ведь снова наша Родина стоит перед выбором судьбы, и актуальность евразийских диагнозов сегодня очевидна для тех, кто знает…

 

Примечания

1

Рене Генон «Кризис современного мира», Москва, 1994.

(обратно)

2

А.Дугин «Консервативная революция», Москва, 1994.

(обратно)

3

А.Дугин «Основы геополитики», Москва, 1997.

(обратно)

4

Там же.

(обратно)

5

Там же. См. также «Консервативная революция», op. cit, ж-л «Элементы» № 3,1993 и № 8,1997.

(обратно)

6

А.Дугин «Консервативная революция», op. cit., или ж-л «Элементы» № 4, Москва, 1993.

(обратно)

7

А.Дугин «Консервативная революция», op. cit.

(обратно)

8

Подробно соотношение жреческого и царского принципа в православной традиции разобрано в книге А.Дугина «Метафизика Благой Вести (православный эзотеризм)», Москва, 1996.

(обратно)

9

А.Дугин «Основы геополитики», op. cit.

(обратно)

10

Ср., напр., Nowасk, Handkommentar, I Abt., 4 Bd., 1 Teil, стр. 80–84.

(обратно)

11

Судей, 8,22 и след.

(обратно)

12

Nowack, L.с. стр.80.

(обратно)

13

Судей, 9,8 и след.

(обратно)

14

Судей, 9,23.

(обратно)

15

Ibid., 9,56.

(обратно)

16

1 Царств, 8.

(обратно)

17

Ср. Wellhauzen, Proleg, V,стр.25. — Nowack,L.с,Einleifung,XVI и стр. 35, Прим.

(обратно)

18

1 Царств, 13.

(обратно)

19

1 Царств, 14.

(обратно)

20

Ср. I Царств. 12, 17: «Но я воззову к Господу, и пошлет он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали перед очами Господа, прося себе царя».

(обратно)

21

А. П. Лопухин. Законодательство Моисея, СПб, 1882, стр. 233.

(обратно)

22

Ibid.

(обратно)

23

Ibid.

(обратно)

24

Ср. об этом Еллинек, Декларация прав человека и гражданина.

(обратно)

25

Иезек., 29,3 и след.

(обратно)

26

Иерем., 13,18.

(обратно)

27

Исаии,2,12;Иезек.,21,26.

(обратно)

28

Исаии, 23,9.

(обратно)

29

Ibid., 25,12.

(обратно)

30

Иезек.,21,26.

(обратно)

31

Иезек., 31,14.

(обратно)

32

Исайи, 47.

(обратно)

33

Иерем., 17,5.

(обратно)

34

Исаии, 31.

(обратно)

35

Ibid., 27.

(обратно)

36

Ibid., 23,15 и след.

(обратно)

37

Иерем., 7,11.

(обратно)

38

Иерем.,22,15.

(обратно)

39

Ср. К. Marti, Das Buch Daniel, 1901 в «Kurzer Hand-Kommentar zum A. T., Abt. XVIII, стр. XII — G. Behrmann, Das Buch Daniel, 1894 в «Hand-Kommentar zum A. T. hug von Nowack, III Abt., 3 Bd., 2 Th., стр. XXXVII.

(обратно)

40

Сюда преимущественно относятся 1) Die Sibullinen, 2) Книга Еноха, 3) Книга Ездры, 4) Вознесение Моисея 5) Завещание 12 патриархов, 6) Апокалипсис Варуха, 7) Откровение Иоанна, 8) Откровение Петра и 9) Пыстырь Ерма. Ср. Die Apokriphen des AT. von Kautzsch, 1889; — Neutestamentliche Apokryphen von Hennecke, 2-te Aufl., Tubingen, 1924.

(обратно)

41

Обоготворение Александра Великого и диадохов.

(обратно)

42

Ср., напр., Иерем., 29, 7.

(обратно)

43

Даниила, 7,8.

(обратно)

44

Разумеется, вероятно, Александр Великий, изображения которого несут, как известно, два раза. Ср. Behrmann, L. С., стр. 44–45.

(обратно)

45

По справедливым характеристикам A. Juliсher, Einleitung in das NT., 2-te Aufl., 1913, стр. 231.

(обратно)

46

Cp., напр., Откр. Св. Иоанна, 14, 9: «И третий ангел последовал за ними, говоря громким голосом кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере перед святыми ангелами и перед Агнцем. И дым мучения их будет восходить во веки веков и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание образа его».

(обратно)

47

Ibid., 18,20: «Веселись о сем, небо и святые апостолы и пророки, ибо совершил Бог суд ваш над ним. И один сильный ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его».

(обратно)

48

В протестантской литературе спорят, есть ли Апокалипсис христианская или еврейская книга. На первой точке зрения стоит, напр., Bousset, Die Offenbarung Iohannis, 6-te Aufl, 1906, стр. 132, Juhcher, L. c., стр 234 решительно высказывает противоположное мнение и думает, что явление Иисуса Христа преодолело еврейскую пророческую литературу, к которой всецело принадлежит и Апокалипсис. Но дело в том, что христианство не только приняло эту литературу, но и канонизировало Апокалипсис, тем самым характеризуемые идеи стали органической частью христианского вероучения.

(обратно)

49

E. Kautzsch, Die Apokriphen des Alten Testaments, Bd.II, s. 363.

(обратно)

50

Cp. H.А. Бердяев, Путь, № 1, стр 34,35,46.

(обратно)

51

Это мнение еще более подтверждается, если верно то, что Августин основывался в своем сочинении на более раннем комментарии к апокалипсису испанского монаха Тикония.

(обратно)

52

Кн. XI и XII.

(обратно)

53

Кн. XIII и XIV.

(обратно)

54

Кн. XV.

(обратно)

55

Кн. XV, 5; III, 6.

(обратно)

56

Кн. XX, 20.

(обратно)

57

Кн. XIX, 23.

(обратно)

58

Ibid., 23, конец; также кн. II, 21, конец.

(обратно)

59

По словам Шольца, все средневековье поняло слова Августина о нехристианском государстве, как шайке разбойников, буквально и это понимание стало господствующим. Н. Sсhо1z, Glaube und Unglaube in der Weltgeschichte, 1911, стр. 102. На гипотетический смысл рассуждений Августина впервые обратил внимание Reuter, Augustimsche Studien, стр. 138 — Интересно отметить, что на «шайку разбойников» ссылается Робеспьер в своем обличении королей и тиранов. См. его Discours et rapports, Paris 1908, речь, произнесенная 7 мая 1794 года, стр. 352.

(обратно)

60

Подробности см. у О. Gierke, Iohannes Altusius и Genossen-schaftrecht, том III. Наиболее ранним представителем демократических теорий, выросших на католической почве, можно назвать Марсилия Падуанского. Позднейшим последовательным представителем католического демократизма был Николай Кузанский.

(обратно)

61

Факты в известной книге Hasbach, Die moderne Demokratie, 1919.

(обратно)

62

Католики и теперь придерживаются взгляда, что революционные движения имеют непосредственную связь с реформацией. В частности, об английской ранней реформации см., напр., Weitzer und Weste's, Kirchenlexicon, 2-te Aufl. Bd. 12, стр. 1444. — Противоположное освещение, напр., у G. Lechler, J. von Wiclif., Bd. I–II, 1873.

(обратно)

63

Cp., напр., Grisar, Luther, III. 1912. стр. 177.

(обратно)

64

Как думает в вышецитированной книге о демократии Гасбах.

(обратно)

65

Ср. G. Lechler, J. von Wiclif, 1873,1, стр. 659.

(обратно)

66

Cp. Grisar, L. с, Bd. I, стр. 573 и след.

(обратно)

67

Cp. Herzog, Realencyclopadie, Bd. 3, стр. 654 и след.

(обратно)

68

Cp. Herzog, Realencyclopadie, Bd. 21, стр. 227 и след.

(обратно)

69

См. Grisar, Luther, 1924,1, стр. 421.

(обратно)

70

Как это делает Гасбах, L. с.

(обратно)

71

См. об этом выше.

(обратно)

72

Ср. Borgeaux, Etablissement et revision des constitutions, 1893, стр. 1.

(обратно)

73

Значение кальвинизма особенно подчеркивает Doumergue, Les origines historiques de la declarations des droits. Revue du droit public, 1904.

(обратно)

74

Вопрос этот нельзя считать разработанным. Материалы по нему можно найти у Hofler, Die Geschichtsschreiber der hussitischen Bewegung, 1–3. 1856—66. При пользовании им нужно иметь в виду Palаску, Die Geschichte des Hussitentums und Prof. Hofler, 1868. Его же, Beitrage zur Geschichte des Hussitenkrieges. Для исторической ориентации нужно иметь в виду следующие хронологические данные. Виклиф родился около 1320 года. Ко времени расцвета его деятельности родился Гус (в 1369 году). В 1415 году он был сожжен. Гуситское движение протекало в эпоху от 1420 до 1430 года, когда и формулировались идеи гуситов. Лютер родился в 1483 году и умер в 1546 году. Его современником был Кальвин и Цвингли. Первая индепендентская община была основана в 1608 году. Великая гражданская война в Англии началась в 1642. Таким образом, политические идеи английских индепендентов выявились почти два столетия спустя после гуситов.

(обратно)

75

Веzоld, Zur Geschichte der Hussitentums, 1874, стр. 45.

(обратно)

76

Ibid., стр. 47.

(обратно)

77

Ibid., стр. 44.

(обратно)

78

Cp. Гачек. Общее государственное право, вып. II.

(обратно)

79

Первое издание вышло в 1579 году. Авторство приписывается ныне Дюплесси-Морнэ.

(обратно)

80

«In Regno Israelitico, quod omnium fere politicorum judicio, optime constitutum erat, eum orsinem fuisse videmus» — вот формула, которой пользуется автор. Ср. «Vindiciae», ad. 1, Edinburg 1579, p. 90.

(обратно)

81

Ibid., p. 32.

(обратно)

82

p. 37: «Quem admodum ergo, cum Cajus et Titius eundem pecuniam Scio stipulanti conjunctionem promiserunt, singuli ipso jure in solidum tenentur, et ab eorum uterutro solidum peti potest; ita tenetur Rex per se, Israel item per se, curare cavere, ne quid detrimenti Eclesia capiat.»

(обратно)

83

См. нашу предшествующую статью в № 4 «Пути».

(обратно)

84

Ссылаюсь на капитальное исследование I. G. Frazer, Le rameau d, or, Paris 1924 и на его Les origines magiques de la royaute, 1920.

(обратно)

85

I. G. Frazer, Le rameau d, or, p. 86.

(обратно)

86

Приведено у Levy-Brule, La mentalite primitive, 1922. из G. Brown, Melanesians and Polynesians, p. 429.

(обратно)

87

A. Jeremias, Handbuch der altorientalishen Geisteskultur, 1913 s. 171: «Alles irdische Sein und Geschehen entspricht einem himmlischeen Sein und Geschehen, wobei alle Teilerscheinungen voh Grossten bis zum kleinsten als Spiegelbilder von einender aufgefasst werden».

(обратно)

88

Ibid.,s 173.

(обратно)

89

Liau Schang Kuo, Von chinesinesischen Rechts — und Staatstheonen, Zeitschrift fur vergleichende Rechtwissenshaft, Bd. 40.

(обратно)

90

Как делает цитированный в предшествующем примечании автора.

(обратно)

91

J. Baillet, Le regime pharaonique, t. I. 1912. p. 10.

(обратно)

92

Jeremias, I. с. 177 — Согласно законам Ману L. VII. 4. (по изд. Musee Giumet) царь есть «une grande divinite qui reside sous la forme hummame». Любопытно отметить, что на законы Ману как раз ссылается Жозеф де Местр в известном пассаже своих «Les soirees de St. Petersbourg», как на образец классического понятия о монархической власти.

(обратно)

93

Baillet, I. с. p. 107–110.

(обратно)

94

L. с. p. 88, 110.

(обратно)

95

Jeremias, I. с. s. 179.

(обратно)

96

Baillet, I. с.р. 233.

(обратно)

97

Ср. J. Kaerst, Studien zur Entwicklung und theoretishen Begrundung der Monarchie, 1898, s. 24 и след.

(обратно)

98

Cp. E Kornemann, Zur Geshichte der antiken Herrsherkulte Klio, I. 1902.

(обратно)

99

Различие это особенно подчеркивается у Baillet, 1919, s. 13 и след.

(обратно)

100

Мнение Kornemann'a I. с.

(обратно)

101

Ср. Е. Lohmeyer, Christuskult und Kaiserkult, 1919, s 13 и след.

(обратно)

102

Терминология Л. И. Петражицкого.

(обратно)

103

Соответствующие обильные цитаты можно найти во многих лекциях по «Общей теории государства» Прага, 1925.

(обратно)

104

Наиболее яркие места в сочинениях Дионисия Великого, приведены в моей «Общей теории государства», стр. 132 и след.

(обратно)

105

Cp. Theophili episcopi Antiocheni, Ad. Autolycum libri tres Migne Petr graca V. 6. p. 1042. Цитата приведена у Brehier et Batifol, Les survivances du culte imperial remain и драгоценна именно тем, что в ней выражается дух раннего христианства, не искаженного еще приспособлением к условиям жизни языческой монархии.

(обратно)

106

Ср. Athenagorae philosophi. Locatio pro Christianis, Migne v. 6, p. 967.

(обратно)

107

Tatini Assyrii, Oratio adversus Graecos, Migne, v. 6, p. 814.

(обратно)

108

Я ссылаюсь при этом на исследования католических писателей, мнения которых считаю вполне справедливыми. Ср. вышесказанное сочинение Brehier et Batifor и кроме того Beurlier, Essar sur le culte rendu aux empereurs remains. Paris, 1890 (перепечатана в 1891 году под иным названием: Le culte imperial, son histoire et son organisation depuis Auguste jusqu' a Justinian).

(обратно)

109

Слова Р. Виппера, Иван Грозный, Москва, 1922 г., где собран исключительно интересный в названном отношении фактический материал.

(обратно)

110

Цитирую по Дьяконову, Власть московских государей. Литограф, издание, перепечатанное для учетных целей с разрешения автора без означения года, стр. 157–158.

(обратно)

111

Ibid, стр. 417.

(обратно)

112

Ibid, стр. 157. Приведенные цитаты оспаривает Сергеевич, Русские юридические древности, вып. 111, но едва ли удачно.

(обратно)

113

Об этом учении, развитом преимущественно митрополитом Даниилом, см. кроме указанного сочинения Дьяконова, Хрущов, Исследование о сочинениях И. Санина, СПб, 1866. Остер Миллер, О направлении Иосифа Волоцкого, Журнал Мин. нар. проев. 1868, февраль. Книгу Жмакина Митрополит Даниил мне не удалось достать.

(обратно)

114

Дьяконов, I. с. стр. 163. Мы излагаем одну сторону взглядов Иосифа Волоцкого, который, как практический человек, иногда приспособлялся к обстоятельствам и менял свои воззрения, о чем подобно говорит Дьяконов.

(обратно)

115

Переложение слов инока Зиновия у Дьяконова, I. с. стр. 177.

(обратно)

116

О другом, враждебном иосифлянам направлении (направлении «заволжских старцев») я имею намерение говорить в приготовленной к печати статье «Русский народ и государство».

(обратно)

117

Воззрения Ивана Грозного развиты главным образом в его переписке с кн. Курбским. См. Н. Устрялов, Сказания кн. Курбского, 1842, изд. 2-е.

(обратно)

118

Н. Устрялов, L. с. стр. 156.

(обратно)

119

Дьяконов, L. с. стр. 218.

(обратно)

120

Л. Тихомиров, Единоличная власть как принцип государственного строительства, 1897, Москва, стр. 56. В то время как Л. Тихомиров идеализирует политическую концепцию Грозного в ее целом, другие наши защитники абсолютизма выдвигают только ее отдельные моменты и затушевывают остальное. В этом отношении теория абсолютизма у Л. Тихомирова является, пожалуй, наиболее последовательной.

(обратно)

121

Ibid., стр. 48.

(обратно)

122

Ibid., стр. 88.

(обратно)

123

Ibid., стр. 88–89.

(обратно)

124

Перечисление этих аргументов можно найти в моей «Общей теории государства», стр. 327 и след.

(обратно)

125

К. Аксаков, Сочинения исторические, 1861, стр. 3. — И. Киреевский, Полное собрание сочинений, 1861, стр. 240.

(обратно)

126

Аксаков, С. с., стр. 3.

(обратно)

127

Аксаков, С. с., стр. 4.

(обратно)

128

Аксаков, С. с., стр. 9.

(обратно)

129

Аксаков, С. с., стр. 15.

(обратно)

130

Киреевский, С. с. стр. 249, 263.

(обратно)

131

Аксаков, С. с., стр. 12.

(обратно)

132

Киреевский, С. с. стр. 263.

(обратно)

133

Ср. Рожков, Из Русской истории 1923, стр. 160.

(обратно)

134

Н. Н. Фирсов, Смута и народ на Руси, L. c., т. I, стр. 25.

(обратно)

135

См. «Путь», № 6.

(обратно)

136

Концепция, которой придерживается Ив. Забелин, Минин и Пожарский, изд. 3,1896, стр. 7.

(обратно)

137

Платонов, Очерки по истории смуты, изд. 2., 1901, стр. 431.

(обратно)

138

Как это отмечает Жмакин в своем сочинении «Митрополит Даниил». Чтения в Импер. общ. истории, 1881, II.

(обратно)

139

Момент этот в воззрениях иосифлян очень ярко подчеркнут в монографии Дьяконова «Власть московских государей.»

(обратно)

140

Записка о допросе Аввакума Лазаря и Епифания 5 авг. 1667 г. «Братское Слово»; 1876, № 1, стр. 21.

(обратно)

141

Описание некоторых сочинений, написанных раскольниками в пользу раскола. Записка Александра Б. (Арх. Никанора Ростовского), СПб, 1861, ч. II, стр. 37.

(обратно)

142

Ср. мою статью в № 5 «Пути».

(обратно)

143

Кельсиев, Сборник правит. свед. о раскольниках, т. IV, Лондон 1860, стр. 268–269. «Выписка из дневника Евфимия».

(обратно)

144

Ibid., стр. 274 «Выписка из соч. Никанора Семенова».

(обратно)

145

Кельсиев, С. с., т. II, Собрание от св. Писания о Антихристе.

(обратно)

146

Кельсиев, С. с., т. I, стр. 217.

(обратно)

147

Ibid.

(обратно)

148

Дружинин и Дьяконов, Беседы Валаамских Чудотворцев. «Летописи Археографической комиссии», т. X, СПб, 1889.

(обратно)

149

Мысли эти особо подчеркнуты в Беседе Валаамских Чудотворцев.

(обратно)

150

Пр. Макария, История русской церкви, т. II, 1871, стр. 68.

(обратно)

151

Жмакин, L.с. стр. 21.

(обратно)

152

Нила Сорского, Предание и устав. Памятники древней письменности, т. CLXXIX, 1912.

(обратно)

153

Выражения, взятые из Беседы Валаамских Чудотворцев, I. с.

(обратно)

154

Жмакин, L. c., 100.

(обратно)

155

Слова Жмакина.

(обратно)

156

Характеристики взяты из «Ключа веры» Гершензона.

(обратно)

157

Выражение митроп. Даниила, Жмакин, I. с, стр. 409.

(обратно)

158

Ответное послание заволжских старцев Иосифу, цитируется по Панову, Журн. Мин. нар. пр., 1877, февраль.

(обратно)

159

Из Беседы Валаамск. Чудотворцев, I. с. стр. 2–3.

(обратно)

160

Жмакин, I. с. стр. 98.

(обратно)

161

Максим Грек.

(обратно)

162

Жданов, Материалы по ист. Стоглавого собора. Ж. М. Н. Пр. 1876, июль.

(обратно)

163

Чтения Им. общ. ист., 1874, стр. 69–70.

(обратно)

164

Беседа Валаамских Чудотворцев I. с. стр. 21–22.

(обратно)

165

Ibid., стp.29.

(обратно)

166

Славянский перевод издан М. Н. Сперанским в «Памятниках древней письменности», т. 171. Перевод этот сделан с арабского и представляется более полным, чем многочисленные тексты названной книги, ходившие на Западе. С западными текстами можно познакомиться по англ. изданию: «Thue Prose Versions of the Secreta Secretorum» ed. Early English Text Society, v. 71, London, 1898.

(обратно)

167

M. H. Сперанский, Из истории отреченных книг. «Памятники др. письма», т. 171, стр. 136.

(обратно)

168

Ibid., стp. 136–137.

(обратно)

169

Ibid., стp. 143.

(обратно)

170

Не имея возможности достать сочинения Максима Грека, цитирую это место по историям русской литературы, где оно обычно приводится. Например, у Пыпина, т. II, 1911, изд. 4, стр. 313, 337.

(обратно)

171

Из Беседы Валаамских Чудотворцев.

(обратно)

172

Слова Максима Грека цит. по Архангельскому. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Памятники древней письменности, СПб.

(обратно)

173

Из Беседы Валаамских Чудотворцев, passim.

(обратно)

174

Ср. Архангельский, Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, Памятники древней письменности, СПб, 1882, стр. 276.

(обратно)

175

Ibid., стр. 215. Ср. Костомаров, Севернорусское народоправство, II, 427–428.

(обратно)

176

Из Аристотелевых Врат.

(обратно)

177

Челобитные Пересветова изд. Ржигой, И. С. Пересветов, Чтения Имп. общ. истории, 1908, I. Цит. место на стр. 63.

(обратно)

178

Ibid., стр. 67.

(обратно)

179

L. с. стр. 66.

(обратно)

180

L. с. стр. 77.

(обратно)

181

L. с. стр. 66.

(обратно)

182

L. с. стр. 59, 72–73.

(обратно)

183

L. с. стр. 73.

(обратно)

184

L. с. стр. 75.

(обратно)

185

L. с. стр. 62–63.

(обратно)

186

L. с. стр. 74–75.

(обратно)

187

Характеристика Ржиги, L. с., стр. 53.

(обратно)

188

L. с. стр. 85.

(обратно)

189

В. Антонович, Исследование о казачестве, стр. XXV и LXXIV.

(обратно)

190

Ibid.

(обратно)

191

Ibid.

(обратно)

192

Ср., например, Фирсов, I. с., т. II, стр. 279.

(обратно)

193

Русская история, т. XIII, стр. 173.

(обратно)

194

Например, разные варианты известной былины «Илья Муромец и Соловей разбойник». Ср. Онежские былины зап. А. Ф. Гильфердингом, СПб, 1873, № 3,56, 74 и др.

(обратно)

195

Варианты былины «Илья Муромец и идолище». L. с., № 4, 22,48 и др., и варианты былины о «Добрыне Никитиче», L. с., стр. 38, 480 и др.

(обратно)

196

Гильфердинг, стр. 298–299.

(обратно)

197

Ibid., стр. 304.

(обратно)

198

L. с., стр. 21.

(обратно)

199

L. с., стр. 32.

(обратно)

200

L. с., стр. 98. Вариант в былине № 46.

(обратно)

201

L. с., стр. 9.

(обратно)

202

L. с., № 75.

(обратно)

203

L. с., № 4.

(обратно)

204

L. с., стр. 229.

(обратно)

205

Киреевский, Песни, т. I, стр. 30.

(обратно)

206

Песни, собранные Рыбниковым, И. 1909–1910, т. I, стр. 115; т. III, стр. 207.

(обратно)

207

Гильфердинг, стр. 451.

(обратно)

208

Рыбников, т. III, стр. 210.

(обратно)

209

Ср. Рыбников, т. I, стр. 18; Гильфердинг, № 47,76.

(обратно)

210

Справедливые замечания по этому поводу можно найти у Иконникова, Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории, 1869.

(обратно)

211

Ср. Мельников, Записка о русском расколе, перепеч. у Кельсиева, Сборник правит, свед. о раскольниках, т. I, Лондон, 1860, стр. 196.

(обратно)

212

Приведена у П. С. Смирнова, Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в., 1909.

(обратно)

213

Cp. мою статью в № 5 «Пути».

(обратно)

214

Смирнов, I. с., стр. 334.

(обратно)

215

Ibid., стр. 339.

(обратно)

216

В. Бонч-Бруевич, Материалы по истории и изучению русского сектантства, вып. I,1909, стр. 231, «Стихи бегунов».

(обратно)

217

Ibid., стр. 233.

(обратно)

218

Смирнов, I. с., стр. 359.

(обратно)

219

Ibid., Приложение, стр. 81.

(обратно)

220

Надеждин, Исследование о скопческой ереси, переп. у Кельсиева, I. с., т. III.

(обратно)

221

Ср. Скопческие стихи у Кельсиева, т. III, № 26.

(обратно)

222

Ibid., № 27.

(обратно)

223

Мнение Надеждина, I. с., стр. 228.

(обратно)

224

Бонч-Бруевич, L. с., т. II, стр. XXXIV и след.

(обратно)

225

«Животная книга духоборов», Бонч-Бруевич, L. с., т. II, стр. 83 и след.

(обратно)

226

Приведу в качестве наиболее характерного примера отрывок из одной новейшей философской книги: «Нам кажется тягостным, что Запад по своему духу и по совокупности своих тенденций все более удаляется от Востока, как это происходит в настоящее время, что не намечается реакция, которая могла бы иметь, при известных условиях, наиболее благоприятные последствия; это представляется нам тем более тягостным, что область, в которой развивается новейшая западная цивилизация по существенной природе своей является наиболее ограниченной из всех возможных». Ср. Р. Генон. «Общее введение в изучение индусских учений», 1932, стр. 328. Заметим, что автор принадлежит к католическим кругам. Ср. также новую книгу на немецком языке Рихарда Вильгельма, «Человек и бытие», которая всецело наполнена своеобразными «евразийскими настроениями».

(обратно)

227

См. мою «Теория государства», стр. 56.

(обратно)

228

Л. Фробениус. От народоведения к философии, 1925.

(обратно)

229



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.78 с.)