Кафедра теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теории государства и права



Кафедра теории государства и права

 

ЮРИДИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Направление подготовки (специальность): юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная

 

 

Москва  

2020

 

 

Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры

28 февраля 2019 г., протокол № 7

 

Автор:

Танимов О.В. - кандидат юридических наук, доцент

 

Рецензент:

 

Еремин А.Р. – доктор юридических наук, профессор

Атагимова Э.И. – кандидат юридических наук

 

 

Юридическое документоведение: рабочая программа учебной дисциплины / О.В. Танимов. – М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2020  – 74 с.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр).

 

 

Рабочая программа подготовлена с использованием справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «ГАРАНТ».

 

©Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016

© О.В. Танимов

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Цели освоения учебной дисциплины.................................................... 5

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП..................................... 6

3. Структура и содержание учебной дисциплины................................. 7

3.1. Тематические планы…………………………………………………….7

Тематический план для очной формы обучения.................................... 7

Тематический план для очно-заочной формы обучения....................... 8

Тематический план для очно-заочной формы обучения по ускоренной программе 8

Тематический план для заочной формы обучения................................ 9

Тематический план для заочной формы обучения по ускоренной программе 10

Тематический план для заочной формы обучения поускоренной программе (группы выходного дня)...................................................................................... 10

3.2. Содержание дисциплины (программа курса)............................... 11

3.3. Лекции............................................................................................. 15

3.3.1. Лекции для очной формы обучения........................................... 15

3.3.2. Лекции для очно-заочной формы обучения............................... 22

3.3.3. Лекции для очно-заочной формы обучения по ускоренной программе 25

3.3.4. Лекции для заочной формы обучения........................................ 26

3.3.5. Лекции для заочной формы обучения по ускоренной программе 28

3.6.6. Лекции для заочной формы обучения по ускоренной программе (группы выходного дня)...................................................................................... 29

3.4. Практические занятия.................................................................... 30

3.4.1. Практические занятия для очной формы обучения................... 30

3.4.2 Практические занятия для очно-заочной формы обучения....... 40

3.4.3. Практические занятия для очно-заочной формы обучения по ускоренной программе.............................................................................................. 47

3.4.4. Практические занятия для заочной формы обучения................ 54

3.4.5. Практические занятия для заочной формы обучения по ускоренной программе................................................................................................................ 56

3.4.6. Практические занятия для заочной формы обучения по ускоренной программе (группы выходного дня)........................................................................ 59

3.5. Самостоятельная работа студента................................................. 62

4. Образовательные технологии........................................................... 63

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости ………….65

5.1.Темы эссе (письменные работы)……………………………………….65

5.2. Контрольные вопросы для подготовки к зачету........................... 66

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.............. 68

7. Учебно-методическое обеспечение.................................................... 71

7.1. Литература...................................................................................... 71

7.1.1. Основная литература…………………………………………………...71

7.1.2. Дополнительная литература………………………………………….71

7.2. Программное обеспечение и интернет-ресурсы………………………74

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины……..74

 

 


1. Цели освоения учебной дисциплины

Цель учебной дисциплины состоит в том, чтобы дать обучающимся необходимый багаж знаний и умений для выполнения работы с  юридическими документами.

При изучении дисциплины комплексно решаются следующие задачи:

1) овладение знаниями об особенностях юридических документов;

2) понимание значения юридических документов;

3) четкое представление о видах юридических документов;

4) изучение требований, предъявляемых к официальным документам;

5) умение производить подготовительную работу для подготовки юридических документов;

6) приобретение знаний о процессе разработки и оформлении юридических документов;

7) овладение умениями делать юридические документы четкими по структуре;

8) овладеть навыками того, как производить логический анализ текста юридического документа и исправлять обнаруженные ошибки;

9) выработка умения логически верно, аргументировано и ясно выстраивать юридический документ;

10) выработка у студентов чувства языка и представлений о значении языка как инструмента для подготовки юридических документов;

11) знание реквизитов юридических документов;

12) изучение процедуры принятия юридических документов и осознание ее значимости;

13) овладение культурой мышления, позволяющей воспринимать, обобщать, анализировать фактическую и правовую информацию, необходимую для работы с документами;

14) выработка привычки к постоянному повышению своей квалификации;

15) воспитание умения критически оценивать свои письменные возможности, делать соответствующие выводы из допущенных ошибок, находить эффективные пути и средства их устранения;

16) осознание публичного характера профессии юриста и значения оказания квалифицированной юридической помощи в современном обществе.

 

По итогам изучения учебной дисциплины «Юридическое документоведение» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

· способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).

Также по итогам изучения учебной дисциплины «Юридическое документоведение» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности (ПК-1);

· владеть навыками подготовки различных юридических документов (ПК-7);

· способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать: документооборот, его стадии, нормативную основу делопроизводства, понятие и виды документов, особенности юридических документов, их виды; правила составления основных юридических документов.

2) Уметь: составлять несложные нормативные акты, некоторые управленческие (организационно-распорядительные) документы, кадровые документы, договоры, судебные решения и приговоры, заявления (в том числе и исковые), жалобы, служебные письма и др.

3) Владеть: навыками аналитика, необходимыми при подготовке документов и отработке содержания документов, коммуникативными качествами, которые важны для разъяснения сути составляемых документов адресатам: убедительностью, эффективностью, целесообразностью, уместностью, ясностью, точностью, чистотой; этическими нормами и правилами общения с клиентами; юридической терминологией; приемами аргументации; анализом правоприменительной и правоохранительной практики; навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для подготовки профессиональных юридических документов.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Юридическое документоведение» относится к профессиональному циклу ОП.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки юристов (квалификация «бакалавр»), дисциплина «Юридическое документоведение» является базовой (обязательной) в системе дисциплин профессионального цикла.

Курс дисциплины «Юридическое документоведение» занимает важное место в процессе профессионального обучения - он необходим для приобретения практических навыков для работы по специальности после окончания вуза.

Юридическое документоведение тесно связано со всеми отраслевыми юридическими науками. Давая профессиональные знания и практические навыки, связанные с выполнением будущими юристами юридической работы и составления юридических документов, юридическое документоведение опирается на приобретенные знания всех изученных дисциплин. Изучая теоретические положения той или иной отрасли, студенты сразу могут предположить, в какую юридическую форму (юридический документ) эти положения могут быть облечены.

Юридическое документоведение, имея междисциплинарный характер, выступает в качестве интегрирующей учебной дисциплины к отраслевым юридическим дисциплинам государственно-правового, гражданско-правового, уголовно-правового, международно-правового профилей.

 

 

3. Структура и содержание учебной дисциплины

 

3.1. Тематические планы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108часов.

 

Тематический план для очной формы обучения

п\п

Раздел (тема)

Учебной

дисциплины

Се

Местр

Образова-

Тельные технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практи ческие занятия СРС
1 Юридическое документоведение как учебная дисциплина 4 2 4 9 Лекция-презентация Тест
2 Общая характеристика документа. Юридические документы 4 1 4 11 Лекция-презентация Тест
3 Содержательные правила 4 1 4 9 Работа в малых группах Тест
4 Структурные правила 4 1 4 9 Круглый стол Тест
5 Логические правила 4 1 4 12 Лекция-дискуссия Тест
6 Языковые правила 4 1 4 9 Лекция-дискуссия Тест
7 Реквизитные и процедурные правила 4 1 8 9 Деловая игра Тест
  ВСЕГО 108 8 32 68   Зачет

 

 

Тематический план для очно-заочной формы обучения

п\п

Раздел (тема)

Учебной

дисциплины

Се

Местр

Образова-

Тельные технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практи ческие занятия СРС
1 Юридическое документоведение как учебная дисциплина 4 2 4 12 Лекция-презентация Тест
2 Общая характеристика документа. Юридические документы 4 2 2 11 Лекция-презентация Тест
3 Содержательные правила 4 2 4 12 Работа в малых группах Тест
4 Структурные правила 4 2 2 12 Круглый стол Тест
5 Логические правила 4 2 2 12 Лекция-дискуссия Тест
6 Языковые правила 4 2 2 12 Лекция-дискуссия Тест
7 Реквизитные и процедурные правила 4 2 2 12 Деловая игра Тест
  ВСЕГО 108 6 18 84   Зачет

Тематический план для очно-заочной ускоренной формы обучения

п\п

Раздел (тема)

Учебной

дисциплины

Се

Местр

Образова-

Тельные технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практи ческие занятия СРС
1 Юридическое документоведение как учебная дисциплина 4 2 2 14 Лекция-презентация Тест
2 Общая характеристика документа. Юридические документы 4 2 2 14 Лекция-презентация Тест
3 Содержательные правила 4 2 2 13 Работа в малых группах Тест
4 Структурные правила 4 2 2 14 Круглый стол Тест
5 Логические правила 4 2 2 13 Лекция-дискуссия Тест
6 Языковые правила 4 2 2 14 Лекция-дискуссия Тест
7 Реквизитные и процедурные правила 4 2 2 14 Деловая игра Тест
  ВСЕГО 108 4 8 96   Зачет

Тематический план для заочной формы обучения

п\п

Раздел (тема)

Учебной

дисциплины

Се

Местр

Образова-

Тельные технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практи ческие занятия СРС
1 Юридическое документоведение как учебная дисциплина 4     14 Лекция-презентация Тест
2 Общая характеристика документа. Юридические документы 4 2 2 14 Лекция-презентация Тест
3 Содержательные правила 4     13 Работа в малых группах Тест
4 Структурные правила 4     14 Круглый стол Тест
5 Логические правила 4   2 13 Лекция-дискуссия Тест
6 Языковые правила 4 2   14 Лекция-дискуссия Тест
7 Реквизитные и процедурные правила 4   2 12 Деловая игра Тест
  ВСЕГО 108 4 6 96   Зачет

Тематический план для ускоренной заочной  формы обучения, группа выходного дня

п\п

Раздел (тема)

Учебной

дисциплины

Се

Местр

Образова-

Тельные технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практи ческие занятия СРС
1 Юридическое документоведение как учебная дисциплина 4     14 Лекция-презентация Тест
2 Общая характеристика документа. Юридические документы 4 2 2 14 Лекция-презентация Тест
3 Содержательные правила 4     13 Работа в малых группах Тест
4 Структурные правила 4     14 Круглый стол Тест
5 Логические правила 4   2 13 Лекция-дискуссия Тест
6 Языковые правила 4     14 Лекция-дискуссия Тест
7 Реквизитные и процедурные правила 4   2 14 Деловая игра Тест
  ВСЕГО 108 2 6 96   Зачет

Программа курса

Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Юридическое документоведение как учебная дисциплина

1. Юридическое документоведение как прикладная наука, ее цели и задачи

2. Понятие и определение делопроизводства.

3. Содержание (стадии) делопроизводства: 1) документирование сведений (составление документов), 2) технология работы с документами (документооборот: регистрация входящих и исходящих документов, контроль за исполнением документов), 3) хранение документов (принципы формирования дел, группировка документов в дела, сроки хранения, архивное хранение, уничтожение документов).

4. Истоки делопроизводства. Первоначальные носители информации (камни, глиняные дощечки, береста, папирус, пергамент и др.). Первые специалисты по делопроизводству (писари, «меньшие» воеводы, дьяки, подъяки, судьи, помощники судей (товарищи) и др.).

5. Этапы делопроизводства в России

6. Нормативно-правовая основа делопроизводства: Конституция РФ, законы, указы, постановления, ведомственные нормативные акты, корпоративные акты.  Общая характеристика специальных нормативных актов по делопроизводству (ГОСТов)

7. Значение юридического делопроизводства для юриста

8. Структура курса «Юридическое документоведение»

 

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 5. Правотворчество (требования к составлению нормативных актов)

1. Понятие правотворчества и его виды (правотворчество народа, правотворчество государственных органов, корпоративное правотворчество). Нормативные акты как результат правотворчества

2. Понятие законодательства. Требования к законодательству или критерии его качества (отражение воли государства, стремление к минимальному его объему, стабильность, своевременное обновление, полнота, конкретность, демократичность и др.)

Лекции

3.3.1. Лекции для студентов очной формы обучения

Лекция 1. Юридическое документоведение как учебная дисциплина (2 часа)

План

Юридическое документоведение как учебная дисциплина

1. Юридическое документоведение как прикладная наука, ее цели и задачи

2. Понятие и определение делопроизводства.

3. Содержание (стадии) делопроизводства: 1) документирование сведений (составление документов), 2) технология работы с документами (документооборот: регистрация входящих и исходящих документов, контроль за исполнением документов), 3) хранение документов (принципы формирования дел, группировка документов в дела, сроки хранения, архивное хранение, уничтожение документов).

4. Истоки делопроизводства. Первоначальные носители информации (камни, глиняные дощечки, береста, папирус, пергамент и др.). Первые специалисты по делопроизводству (писари, «меньшие» воеводы, дьяки, подъяки, судьи, помощники судей (товарищи) и др.).

5. Этапы делопроизводства в России

6. Нормативно-правовая основа делопроизводства: Конституция РФ, законы, указы, постановления, ведомственные нормативные акты, корпоративные акты. Общая характеристика специальных нормативных актов по делопроизводству (ГОСТов)

7. Значение юридического делопроизводства для юриста

8. Структура курса «Юридическое документоведение»

 

Задания для подготовки к лекции:

Юридическое документоведение – это разновидность делопроизводства, которое имеет три стадии: составление, движение и хранение документов.

Нормативно-правовая основа делопроизводства очень обширна и складывалась десятилетиями. Особое значение в системе нормативных актов принадлежит ГОСТам по делопроизводству. Понятно, что студентам надо дать лишь общую и краткую характеристику. Лучше здесь внимание обрадить на клссификацию нормативных актов, регулирующих документоведение, в основе которой лежит его стадийность.

Приступая к изучению курса «Юридическое документоведение»  в первую очередь следует уяснить, что юридическое документоведение как накопление навыков по составлению юридических документов имеет очень длительную историю, в то время как наука юридическая документоведение выкристаллизовалась лишь в конце XIX. Она называлась юридической техникой. Данная юридическая наука имеет прикладной характер.

 

 

Лекция 2. Общая характеристика документа. Юридические документы (2 часа)

План

 

1. Информация как основа коммуникативности и целенаправленного воздействия на людей и ее виды: понятие и определение.

2. Документ как носитель информации: значение термина, понятие и определение.

3. Способы документирования / Формы документов: бумажные, электронные, графические, картографические, видеографические, фотографические, кинематографические, изобразительные, звуковые и др..

4. Функции документа.

5. Классификация документов: п о содержанию (юридические, организационные, распорядительные, кадровые информационно-справочные учётно-расчетные (бухгалтерские) и др.); п о времени создания, п о типу закрепления информации, п о виду материального носителя;п о месту издания; п о направлению отправки; п о уровню секретности и т. д.

6. Формуляр (модель, образец построения) официального документа и его реквизиты (адресат, автор, место составления, вид документа, наименование, текст, подпись, дата, регистрационный номер, оттиск печати и другие).

7. Понятие и сферы юридической деятельности.

8. Понятие и признаки юридических документов

9. Технические правила оформления официальных документов: размеры бумаги, полей, нумерация страниц, способы написания дат, допустимые сокращения слов и словосочетаний, оформление названий документов органов власти, правила написания чисел, некоторых знаков препинания и символов.

10. Виды юридических документов. Классификация нормативных актов

11. Значение юридических документов.

12. Юридическая ответственность за нарушение правил документооборота

Задания для подготовки к лекции:

 

Прежде чем определять понятие юридического документа, студентам следует уяснить некоторые положения, касающиеся документа, как такового: значение термина, понятие, свойства документа, функции документа, формы документов или способы фиксации информации.

Существует очень разветвленная классификация документов (более десятка критериев). Однако лучше выбрать критерии классификации, более значимые для юристов.

Для юристов знание реквизитов документов трудно переоценить. Здесь не надо жалеть сил и времени для их детальной характеристики.

Приступая к изучению юридических документов, студенты должны уяснить, что такое юридическая деятельность, главным отличием которой является непременно составление правовых документов.

Затем следует выяснить особенности юридических документов, дать их определение и классификацию.

На основе этого возможно рассмотрение вопроса о том, почему законодатель вводит юридическую ответственность за нарушение правил документооборота и порой весьма серьезную.

Правила составления юридических документов далеко неоднородны и делятся на виды. Собственно все они в совокупности и составляют содержание (суть) юридического делопроизводства, которое есть слагаемое шести видов правил (требований) составления юридических документов (правила достижения социальной адекватности или содержательные правила, структурные, языковые, логические, реквизитные, процедурные правила).

Правил составления юридических документов довольно много (около сотни). Их следует разделить на две группы: общие (выполнение которых является обязательным при составлении всех видов юридических документов) и специфические, присущие лишь какому – то одному виду юридических документов (нормативным, правореализационным или правоприменительным). В последующих лекциях последовательно и будут раскрываться все шесть видов правил составления юридических документов, причем как общие, так и специфические.

 

Практические занятия

3.4.1.   Практические занятия для студентов очной формы обучения

 

Тема: 1. Понятие юридического делопроизводства. Юридические документы. Подготовка перечня юридических документов (4 часа)

 

План:

1. Понятие и стадии делопроизводства и его значение для юриста

2. Документ: значение термина, понятие и определение документа, формы документов

3. Юридические документы: понятие и признаки, определение.

4. Значение юридических документов

5. Виды юридических документов

Подготовка перечня юридических документо в

Задания для подготовки.

Цель данного практического занятия – обзор существующих  юридических документов.

Наряду с усвоением того, что такое документоведение, надо определиться и с тем, для чего его надо знать юристам. При рассмотрении этой темы надо четко уяснить, что такое юридические документы и чем они отличаются от других документов. Немаловажно составить схему видов юридических документов, поскольку наглядная их классификация усваивается полностью. Особо надо обратить внимание на классификацию нормативных документов и составить их таблицу. На занятие следует прийти с красиво оформленными  схемами, сделанными на компьютере (задание заранее дается на лекции), которые в дальнейшем помогут выполнять задание по составлению перечня юридических документов.

Только после этого возможно приступать к выполнению большого и сложного задания по составлению максимально возможного перечня юридических документов (нижнюю границу такого перечня устанавливает преподаватель). Для выполнения задания дается не менее 1 часа.

Оставшееся время используется для анализа выполненных письменных работ и их оценки.

Тема 2. Содержательные правила написания юридических документов (или правила достижения их социальной адекватности). Подготовка проекта нормативного акта (4 часа)

План:

1. Понятие правотворчества и его виды (правотворчество народа, правотворчество государственных органов, корпоративное правотворчество).

2. Нормативные акты как результат правотворчества и их классификация

3. Требования к содержанию нормативных актов (законность, соответствия норм права нормам морали, целесообразность, своевременность, обоснованность, эффективность, экономичность, реальность, оптимальности, полнота, конкретность, демократичность, стабильности, своевременное обновление и др.).

4. Основные способы и приемы формирования содержания (запреты, предписания, дозволения, принципы права, правовые дефиниции, декларации, юридические конструкции, правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, исключения).

5. Подготовка по заданию преподавателя проекта нормативного акта (акта государственного органа или корпоративного акта)

 

Задания для подготовки.

 

практического занятия – выработка умения применять содержательные правила и разрабатывать оптимальные по содержанию нормативные акты с тем, чтобы они были социально адекватными.

 

Занятие четко делится на теоретическую и практическую часть.

Вначале важно проконтролировать то, насколько студенты при подготовке к практическому занятию уяснили, что есть нормативные акты и каковы их виды.

Далее необходимо обратиться к краткой характеристике тех требований, которые предъявляются к нормативным актам. Прошло то время, когда их творили понаитию, т.е. кто как может. Теперь это дело, имеющее общегосударственное значение и определяющее жизнь 140-миллионного народа России, поставлено на научную почву. Правил формирования содержания нормативных актов множество (законность, соответствия норм права нормам морали, целесообразность, своевременность, обоснованность, эффективность, экономичность, реальность, оптимальности, полнота, конкретность, демократичность, стабильности, своевременное обновление и др.), и именно их реализация обеспечивает качество нормативных актов.

 Особую сложность представляет изучение способов формирования содержания законодательных актов. Их более десятка (запреты, предписания, дозволения, принципы права, правовые дефиниции, декларации, юридические конструкции, правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, исключения). Все они доступны для понимания. Знание их дает студенту очень многое: даже если он не будет участвовать в сложной законотворческой деятельности, он сможет грамотно прочитать закон и уяснить его перед его реализацией, будучи юристом-практиком.

И только уяснив теорию создания нормативных актов можно приступать к практической работе по созданию проекта нормативного акта, тематику которого определяет преподаватель.

Важно, чтобы тема была все же не столь глобальной (допустим, введение в стране платного высшего образования). Как показывает практика, по силам всем студентам будет создание какого-либо корпоративного  акта и желательно связанного с вузовской тематикой, допустим, Положение о дресс-коде студента,  Положение об экзамене и др.

Предварительно же можно дать домашнее задание: принести каждому студенту какой-либо корпоративный нормативный акт. Здесь могут помочь работающие родители: в любой организации всегда существует множество корпоративных актов. Некоторые корпоративные акты, регулирующие деятельность своего вуза, можно найти на стендах. В организациях издаются также сборники корпоративных актов, хотя на сегодняшний день стараются хранить их в электронной форме. В качестве подспорья можно использовать книгу Т.В. Кашаниной «Корпоративные нормативные акты. Образцы документов с кратким комментарием», 2014 г. Ее электронный вариант помещен в СПС «Гарант».

Преподавателю следует проанализировать некоторые самые интересные корпоративные акты, принесенные студентами и отметить наличие в них достоинств и недостатков.

Проекты корпоративных актов собирает преподаватель, который их публично анализирует и оценивает.

 

 

Тема 3. Структурные правила. Составление проекта договора

(4 часа)

 

План:

 

1. Понятие структуры юридического документа и ее основные части.

2. Структура нормативного акта. Система структурных единиц нормативных актов и правила их использования (заголовок, оглавление, преамбула, текст, примечания, заключительные положения, приложения)

3. Структурные единицы текста (часть, раздел, глава, статья, параграф, пункт, подпункт, абзац).

4. Правореализация и правоприменение: в чем их суть и различие.

5. Правореализационные документы: понятие, виды и структура

Подготовка перечня юридических документов

Задания для подготовки.

Цель данного практического занятия – обзор множества юридических документов.

Наряду с усвоением того, что такое юридическое документоведение, надо определиться и с тем, для юристов какого профиля знать его необходимо и почему, и в чем заключается общая составляющая юристов разного профиля. Речь, конечно, идет о том, что юристы должны досконально знать правовую материю, хорошо говорить, а также умело составлять юридические документы.

При рассмотрении этой темы надо четко уяснить, что такое юридические документы и чем они отличаются от других документов. Немаловажно составить схему видов юридических документов, поскольку наглядная их классификация усваивается полностью. На занятие следует прийти с красиво оформленной схемой, сделанной на компьютере, которая в дальнейшем поможет выполнять задание по составлению перечня юридических документов.

Далее следует познакомиться с классификацией правил юридического делопроизводства (его содержанием) и оформить это в виде схемы.

Только после этого возможно приступать к выполнению большого и сложного задания по составлению максимально возможного перечня юридических документов (нижнюю границу такого перечня устанавливает преподаватель). Для выполнения задания дается не менее 1 часа.

Оставшееся время используется для анализа выполненных письменных работ и их оценки.

Тема 2. Содержательные правила (правила достижения социальной адекватности нормативных актов). Подготовка проекта нормативного акта (4 часа)

План:

1. Понятие правотворчества и его виды (правотворчество народа, правотворчество государственных органов, корпоративное правотворчество).

2. Нормативные акты как результат правотворчества и их классификация

3. Требования к содержанию нормативных актов (законность, соответствия норм права нормам морали, целесообразность, своевременность, обоснованность, эффективность, экономичность, реальность, оптимальности, полнота, конкретность, демократичность, стабильности, своевременное обновление и др.).

4. Основные способы и приемы формирования содержания (запреты, предписания, дозволения, принципы права, правовые дефиниции, декларации, юридические конструкции, правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, исключения).

5. Подготовка по заданию преподавателя проекта нормативного акта (акта государственного органа или корпоративного акта)

 

Задания для подготовки.

 

Цель данного практического занятия – выработка умения применять содержательные правила и разрабатывать оптимальные по содержанию нормативные акты с тем, чтобы они были социально адекватными.

 

Занятие четко делится на теоретическую и практическую часть.

Вначале важно проконтролировать то, насколько студенты при подготовке к практическому занятию уяснили, что есть нормативные акты и каковы их виды.

Далее необходимо обратиться к краткой характеристике тех требований, которые предъявляются к нормативным актам. Прошло то время, когда их творили понаитию, т.е. кто как может. Теперь это дело, имеющее общегосударственное значение и определяющее жизнь 140-миллионного народа России, поставлено на научную почву. Правил формирования содержания нормативных актов множество (законность, соответствия норм права нормам морали, целесообразность, своевременность, обоснованность, эффективность, экономичность, реальность, оптимальности, полнота, конкретность, демократичность, стабильности, своевременное обновление и др.), и именно их реализация обеспечивает качество нормативных актов.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.153 с.)