Эффект Барнума/эффект Форера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект Барнума/эффект Форера



Эффект плацебо

Эффект плацебо получил свое название от латинского placebo – «поправляюсь, удовлетворяю». Этот эффект довольно прост и всем известен: больному дают таблетку, которая якобы является лекарством, а на самом деле представляет собой «пустышку». Однако, исцеление при этом происходит самое настоящее. Чудо! Или сверхвозможности человека? А может, и болезни-то были ненастоящими? Попробуем разобраться.

История плацебо

Эффект плацебо был открыт еще в глубокой древности. Считалось, что он основан на убеждении, вере, которая может быть удивительно сильной. Этот эффект направлен в обе стороны: человек может как выздороветь, так и наоборот, пострадать. Подобный случай описан в VIII веке н. э. врачом из Вены по имени Эрих Меннингер фон Лерхенталь. Несколько студентов невзлюбили своего товарища и решили зло пошутить над ним. Поймав несчастного, ребята объявили, что собираются обезглавить его, показали топор, после чего кинули ему на шею мокрую тряпку. Бедный студент действительно умер от разрыва сердца, вызванного страхом и полной уверенностью, что его действительно сейчас обезглавят.

Термин «плацебо» был введен в 1955 году военным врачом Генри Бичером, а первые исследования были вынужденно проведены во время Второй Мировой войны: когда в военном госпитале стало не хватать лекарств, отчаявшиеся врачи стали давать пациентам «пустышки» от боли — и, на удивление, они помогали.

Механизм эффекта плацебо

Особенности проявления эффекта плацебо связаны с неосознанным желанием пациентов поддаваться влиянию авторитета – лечащего врача.

Фундаментальной основой эффекта плацебо является мощное самовнушение: вследствие чего, с одной стороны, мозг пациента начинает вырабатывать огромное количество эндорфинов (которые частично заменяют лечебное воздействие препарата), а с другой стороны – происходит “процесс мобилизации” – состояние готовности организма к положительным изменениям, повышение иммунитета и всех защитных сил.

Эффект плацебо достаточно широко применяется при исследованиях эффективности новейших медицинских препаратов: воздействие настоящего лекарственного препарата должно быть больше, чем эффект после приема таблеток-плацебо. Зачастую достаточным результативным отличием эффективности реального препарата от пустышки является показатель в 5-10 %.

Также в подобных экспериментах не сложно вызвать и обратный – отрицательный эффект. После приема “пустышки” до 5% больных способны испытывать различные ухудшения самочувствия (аллергия, учащенное сердцебиение и прочие симптомы), что является проявлением обратного психологического феномена – эффекта ноцебо.

Практическое применение

Данный феномен широко используется не только в экспериментальном исследовании новых лекарственных разработок. Эффект плацебо стараются применять и для хорошо изученных, эффективных препаратов:

· доказано, что яркие и крупные таблетки действуют значительно сильнее, чем мелкие и невзрачные пилюли;

· продукция хорошо разрекламированных медицинских корпораций чаще всего дает больший эффект, чем аналогичные препараты мелких и неизвестных фармацевтических заводов (при условии полностью идентичных составов).

 

Эффект Веблена

Под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба, но принципиально отличается тем, что эффект сноба зависит от потребления остальных, а эффект Веблена зависит прежде всего от цены.

Эффект Зейгарник

Это мнемический эффект, который был открыт ученицей К. Левина Блюмой Вольфовной Зейгарник в 1927г.

Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не завершилось.

Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

Холодное чтение

Отец холодного чтения Рей Хайман, профессор психологии из Орегонского университета и менталист в прошлом, известен как отец-основатель современного холодного чтения, изучивший эффект, который оно производит на публику.

Холодное чтение — набор приёмов, которые используют менталисты, экстрасенсы, гадалки, медиумы и иллюзионисты, чтобы создать видимость того, что они знают о человеке гораздо больше, чем есть на самом деле.

Человек, практикующий холодное чтение, может получить большое количество информации о субъекте, о котором он до этого ничего не знал. Это делается при помощи анализа языка тела, возраста, стиля одежды, причёски, пола, сексуальной ориентации, религии, расы или этнической принадлежности, уровня образования, манеры речи, места происхождения и т. д. Практикующие холодное чтение обычно используют догадки, которые имеют статистически высокую вероятность оказаться верными, быстро корректируя свои предположения в зависимости от реакции субъекта, на котором используется эта техника. Если догадка оказалась неудачной, то внимание переносится на другую тему, тогда как на верной догадке внимание заостряется.

Перед началом чтения ведущий, как правило, пытается подготовить зрителей и обеспечить их сотрудничество. Например, он употребляет выражения вроде «Я вижу немного размытые картинки, которые могут иногда значить для вас больше, чем для меня. Если вы поможете, то вместе мы сможем узнать что-то новое». Одним из наиболее важных элементов убедительного холодного чтения является доброволец, который готов интерпретировать расплывчатые формулировки, — это помогает сделать более точные предположения.

После того как фокусник установил, что доброволец готов сотрудничать, он обычно начинает с пробных вопросов или утверждений, обращая внимание на реакцию, которая выражается как вербально, так и невербально — в выражении лица, в движениях тела. Получив подтверждение одному из своих утверждений, ведущий продолжает генерировать догадки в том же направлении. Успех подчёркивается повторением и перефразированием. Догадки, которые не оказываются успешными и не вызывают реакции, быстро отбрасываются. Цель состоит в том, чтобы создать впечатление, будто вся новая информация идёт от фокусника. Успешные попадания, которые вызывают эмоциональную реакцию, для усиления эффекта постоянно повторяются.

Комбинируя технику холодного чтения с тем, что удалось узнать о человеке до сеанса (так называемое «Горячее чтение (англ.)»), можно произвести очень сильное впечатление на публику.

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это психологический феномен, суть которого заключается в том, что человек, на уровне подсознания строит линию поведения, опираясь на мнение и ожидания окружающих.

Мы часто, сами того не осознавая, сталкиваемся в жизни с эффектом Пигмалиона. Наиболее ярким примером тому являются дети с девиантным поведением. От них не ждут ничего хорошего. Подсознательно отношение к таким детям соответствующее. В итоге они оправдывают ожидания окружающих.

Об эффекте Пигмалиона говорит еще один феномен: будучи убежденными в чем-либо, мы повсеместно находим подтверждения своей правоты. К примеру, руководитель предвзято относится к одному из своих подчиненных. И несмотря на все его заслуги перед компанией, начальник будет искать огрехи в его работе, а неудачи других сотрудников будет подсознательно оправдывать.

Эффект Пигмалиона также именуют самосбывающимся пророчеством. Ожидаемое сбывается. С чем это связано? Существует предположение, что головной мозг тем или иным образом фильтрует поступившую информацию и концентрирует внимание согласно полученным установкам.

 

Практическое применение

Данный феномен следует обязательно учитывать при организации и проведении различных психологических экспериментов: данный феномен может существенно снижать и оказывать угрожающее действие на внутреннюю валидность исследования.

Примеры

  1. Мужчина всеми силами пытается показать себя с лучшей стороны перед интересующей его женщиной (то же утверждение справедливо и в обратную сторону).
  2. В присутствии других людей человек способен испытывать более сильные эмоциональные переживания, сильнее волноваться, возмущаться и т.д.
  3. Поведение, привычки и мысли человека в одиночку и в компании других людей чаще всего кардинально отличаются.


Эффект последовательности
Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.

В жизни людей эффект последовательности часто оказывает влияние на их деятельность. Продуктивность сотрудников организации может повыситься или понизиться, в зависимости от того, как построен распорядок их дня. Различные мероприятия, проводимые на работе начальством, могут привести к преждевременному утомлению или, наоборот, всплеску активности работников. Спортсмен, тренирующийся по определённой программе, сможет повысить свою результативность, если будет варьировать составляющие процесса тренировки. Родители могут влиять на эмоционально и физическое состояние своих детей в течение дня, составив индивидуальный распорядок дня или разработав свой уникальный подход к процессу воспитания. Педагоги могут улучшить успеваемость учеников за счёт изменения обучающего процесса в плане перестановки отдельных его составляющих и т.д.

Эффект Хоторна
Эффект Хоторна — это феномен, проявляющийся в том, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому, в основном, лучшему результату. Человек, принимающий участие в эксперименте и знающий об этом, начинает действовать более эффективно, сосредоточеннее и усердно, нежели в обычных условиях. Потребность человека в ощущении своей причастности к какой-то особой «экспериментальной» группе вызывает изменение его поведения и, соответственно, влияет на результаты его деятельности. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.

При помощи эффекта Хоторна можно повлиять на успеваемость учеников или производительность труда работников в организации. Вариантов может быть несколько. Во-первых, можно сообщить людям, что проводится некий важный эксперимент, на основании результатов которого будут сделаны улучшения в данной области. Во-вторых, можно просто ввести в процесс деятельности какое-либо новшество, вследствие чего люди будут выполнять свои функции с большим интересом, чем обычно. Но есть и другая сторона этого вопроса: часто эксперименты проводятся с целью получения данных, наиболее соответствующих действительности. В этом случае осведомлённость людей о проведении эксперимента окажет искажающее воздействие на результаты. Во избежание этого нужно сделать так, чтобы участники эксперимента не знали о нём, либо не были осведомлены о том, что конкретно будет устанавливаться в ходе исследования.

Эффект доктора Фокса
Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового.

Эффект первого впечатления

Нельзя произвести первое впечатление дважды. А оно крайне важно! Мнение, сформировавшееся в первые минуты знакомства, влияет на дальнейшую оценку вашей персоны. И общение с вами будут строить, полагаясь на впечатление от первой встречи.

Эффект очевидца

Эффект очевидца, эффект свидетеля, эффект постороннего, синдром Дженовезе — психологический эффект, проявляющийся в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации (ДТП, преступления или других), не пытаются помочь пострадавшим. Установлено, что вероятность того, что кто-нибудь из свидетелей начнёт помогать пострадавшим тем меньше, чем больше людей станут просто стоять и смотреть. Другими словами, каждый из очевидцев считает, что помочь пострадавшим должен не он, а кто-то другой. Наоборот, единственный очевидец понимает, что кроме него помочь пострадавшим больше некому, и действует гораздо решительнее. Несколько факторов могут объяснить проявление данного эффекта. Эти факторы включают: неоднозначность и диффузию ответственности и групповую сплочённость.

Эффект свидетеля был впервые представлен Джоном Дарли и Бибом Латане в 1968 после того, как их заинтересовал случай, связанный с убийством Китти Дженовезе в 1964 году. Случай с Китти Дженовезе часто рассматривается как пример «эффекта наблюдателя».

Вечером 13 марта 1964 г. Китти приехала домой и припарковала свою машину. В это время к ней приблизился некто Уинстон Мозли (англ. Winston Moseley), догнал и дважды ударил ножом в спину. Китти закричала, и её крики услышали несколько соседей. Когда один из них крикнул в окно: «Оставь девушку в покое!», Мозли убежал, и Китти медленно пошла к своему дому. Уже к этому моменту она была серьёзно ранена.

Наиболее ранние звонки свидетелей в полицию не несли в себе чёткой информации о происходящем, из-за чего этому вызову не был присвоен высокий приоритет. В частности, отец одного из свидетелей позвонил в полицию и сообщил, что женщину «избили, но она поднялась и ходит вокруг, пошатываясь».

По сообщениям других свидетелей, Мозли уехал на своём автомобиле, но вскоре снова вернулся. Он был занят тем, что прочёсывал окрестности в поисках Дженовезе, пока не обнаружил её лежащей, но ещё в сознании, в коридоре с задней стороны здания. Поскольку это место было незаметным для посторонних свидетелей, он решил довести преступление до конца и нанёс ей ещё несколько ударов. Как можно судить по ножевым порезам на её руках, она пыталась защищаться. После этого он изнасиловал девушку, украл 49 долларов и оставил лежащей. В целом преступление длилось около получаса.

Через несколько минут после последнего нападения свидетель по имени Карл Росс позвонил в полицию. Китти Дженовезе умерла по дороге в клинику. Позднее полиция установила, что не менее десятка (но не 38, как сообщалось в сенсационной публикации «Таймс») свидетелей видели те или иные эпизоды нападения, хотя и не осознавали, насколько серьёзные события происходили на их глазах. Только один из свидетелей (Джозеф Финк) видел ножевые удары во время первого нападения, а второй (Карл Росс) знал о них после второго нападения. Большинство прочих свидетелей были уверены, что крики — обычная ссора между знакомыми или крики пьяных.

Исследователи провели серию экспериментов, которые выявили один из сильнейших и наиболее повторяющихся эффектов в социальной психологии. В проводимом эксперименте участник действует либо один, либо с группой людей. Перед ними разыгрывается чрезвычайная ситуация, и исследователи оценивают, через какое время участники вмешаются, если они вмешаются. Так, например, в одном из экспериментов участники должны были помочь незнакомой женщине на улице, которая плохо себя чувствовала. 70 % участников, которые были одни, вызвались помочь после того, как они увидели, что она упала, и ей действительно плохо. Но в том же эксперименте, где были представлены другие люди на улице, только 40 % предложили помощь.

Понимание окружающей среды

Будет ли очевидец помогать пострадавшему, может быть связано с местом, где разворачивается событие. Если местность ему знакома, вероятность того, что он придет на помощь, больше, чем в обратном случае.

Групповая сплоченность

Еще один фактор, который может оказать воздействие на поведение постороннего. Сплоченность подразумевает установленные взаимоотношения между двумя и более людьми. Были проведены эксперименты, чтобы посмотреть на поведение свидетелей в группе знакомых им людей. Из 4 групп студентов, самая сплоченная из них проявила наибольшее содействие к пострадавшим и больший уровень социальной ответственности.

Диффузия ответственности

Дарли и Латане (1968) провели исследование касательно диффузии ответственности. Результаты показали, что, если есть присутствие других людей при критической ситуации, очевидцы события возлагают ответственность за решение предпринимать какие-либо действия на чужие плечи.

 

Обратный эффект

В 1930-х годах были получены экспериментальные подтверждения того, что в некоторых случаях присутствие других людей мешает выполнению задач. Этот обратный эффект позже получил в социальной психологии название социальной ингибиции. Так, при действиях, не доведённых до автоматизма (например, заучивание бессмысленных слогов, прохождение лабиринтов, решение сложных арифметических задач) присутствие других людей снижало скорость их выполнения. В 1966 году Роберт Зайонц попытался найти теоретическое обоснование для противоречащих друг другу данных. Он трактовал результаты с помощью общеизвестного в экспериментальной психологии правила: «возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям». Иначе говоря, социальное возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает реакции, но снижает осторожность, вот почему простые действия, в которых маловероятна ошибка, выполняются успешнее, тогда как в сложных действиях, требующих сосредоточения, растёт количество ошибок, из-за чего они выполняются менее успешно.

Около 300 исследований на 25 000 добровольцах подтвердили гипотезу Зайонца. Позднее было выявлено, например, что в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с лёгкими лабиринтами и труднее — со сложными, а хорошие игроки в бильярд показывают ещё более высокие результаты по количеству попаданий в лузу, тогда как плохие начинают играть ещё хуже.

У животных

Эффект социальной фасилитации неоднократно наблюдался и у животных: в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее рыли песок, цыплята поедали больше зёрен, а спаривающиеся крысы проявляли большую сексуальную активность в присутствии других пар. У животных также наблюдалась и так называемая социальная ингибиция: тараканы, длиннохвостые попугаи и зелёные зяблики медленнее осваивали прохождение лабиринтов в присутствии особей своего вида.

 

Эффект социальной фасилитации (другой источник)

Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, то есть бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врождённой или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильным стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

· количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;

· взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

· значимость окружающих людей для человека;

· степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

 

Эффект синергии

Эффект «синергии» — это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, то есть отвечает требованию 1+1> 2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе действительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объёме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одарённые люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.

Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга» — «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.

Эффект конформизма

В 1956 году Соломон Эш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трёх отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффекта конформизма весьма популярно в социальной психологии.

Выделяют несколько условий возникновения конформизма:

1. Тип личности. Люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой.

2. Численность группы. Наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трёх и более человек.

3. Состав группы. Степень конформизма повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде.

4. Ловушка «группомыслия» среди людей.

5. Сплочённость. Чем больше степень сплочённости группы, тем больше у неё власти над своими членами.

6. Статус, авторитет. Люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются.

7. Наличие союзника. Если к человеку, отстаивающему своё мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает.

8. Публичный ответ. Более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределённость ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определёнными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Эффект группового эгоизма

Эффект группового эгоизма — это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счёт ущемления интересов её отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность её существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется её требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе её отдельных членов.

 

Эффект «волны»

Эффект «волны» — это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ей со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы, осуществляется её групповая сценка и обсуждение. Как камешек, брошенный в воду, идея распространяется и охватывает всё большее число людей. Правда, волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффект затухает.

Эффект «пульсара»

Эффект «пульсара» — это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъём активности — спад активности — возвращение к оптимальному уровню активности». Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группой срочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности (например стремления членов группы решать возникшую проблему). Эффект «пульсара», как проявление групповой активности, заключается в резком повышении активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, в спаде активности, то есть людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращается на оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойной работы группы.

 

Эффект «бумеранга»

Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает её содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации. Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к её источнику, методам убеждения и так далее.

Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействии людей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнёс эти слова. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.

Эффект «мы и они»

Эффект «мы и они» — это чувство принадлежности к определённой группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстранённости от других, размежевания с другими группами (эффект «они»).

Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта — эффект сопричастности и эффект эмоциональной поддержки. Первый выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональной поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Он предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» — принадлежности к группе, сопричастности её делам — и возникает чувство «они», то есть член группы, не получивший эмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не разделяющих его интересы и заботы.

Эффект «мы» оказывается эффективным психологическим механизмом функционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу к переоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к «групповому эгоизму». В то же время, недостаточное развитие чувства «мы» приводит к потере ценностно-ориентированного единства группы.

Эффект плацебо

Эффект плацебо получил свое название от латинского placebo – «поправляюсь, удовлетворяю». Этот эффект довольно прост и всем известен: больному дают таблетку, которая якобы является лекарством, а на самом деле представляет собой «пустышку». Однако, исцеление при этом происходит самое настоящее. Чудо! Или сверхвозможности человека? А может, и болезни-то были ненастоящими? Попробуем разобраться.

История плацебо

Эффект плацебо был открыт еще в глубокой древности. Считалось, что он основан на убеждении, вере, которая может быть удивительно сильной. Этот эффект направлен в обе стороны: человек может как выздороветь, так и наоборот, пострадать. Подобный случай описан в VIII веке н. э. врачом из Вены по имени Эрих Меннингер фон Лерхенталь. Несколько студентов невзлюбили своего товарища и решили зло пошутить над ним. Поймав несчастного, ребята объявили, что собираются обезглавить его, показали топор, после чего кинули ему на шею мокрую тряпку. Бедный студент действительно умер от разрыва сердца, вызванного страхом и полной уверенностью, что его действительно сейчас обезглавят.

Термин «плацебо» был введен в 1955 году военным врачом Генри Бичером, а первые исследования были вынужденно проведены во время Второй Мировой войны: когда в военном госпитале стало не хватать лекарств, отчаявшиеся врачи стали давать пациентам «пустышки» от боли — и, на удивление, они помогали.

Механизм эффекта плацебо

Особенности проявления эффекта плацебо связаны с неосознанным желанием пациентов поддаваться влиянию авторитета – лечащего врача.

Фундаментальной основой эффекта плацебо является мощное самовнушение: вследствие чего, с одной стороны, мозг пациента начинает вырабатывать огромное количество эндорфинов (которые частично заменяют лечебное воздействие препарата), а с другой стороны – происходит “процесс мобилизации” – состояние готовности организма к положительным изменениям, повышение иммунитета и всех защитных сил.

Эффект плацебо достаточно широко применяется при исследованиях эффективности новейших медицинских препаратов: воздействие настоящего лекарственного препарата должно быть больше, чем эффект после приема таблеток-плацебо. Зачастую достаточным результативным отличием эффективности реального препарата от пустышки является показатель в 5-10 %.

Также в подобных экспериментах не сложно вызвать и обратный – отрицательный эффект. После приема “пустышки” до 5% больных способны испытывать различные ухудшения самочувствия (аллергия, учащенное сердцебиение и прочие симптомы), что является проявлением обратного психологического феномена – эффекта ноцебо.

Практическое применение

Данный феномен широко используется не только в экспериментальном исследовании новых лекарственных разработок. Эффект плацебо стараются применять и для хорошо изученных, эффективных препаратов:

· доказано, что яркие и крупные таблетки действуют значительно сильнее, чем мелкие и невзрачные пилюли;

· продукция хорошо разрекламированных медицинских корпораций чаще всего дает больший эффект, чем аналогичные препараты мелких и неизвестных фармацевтических заводов (при условии полностью идентичных составов).

 

Эффект Веблена

Под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба, но принципиально отличается тем, что эффект сноба зависит от потребления остальных, а эффект Веблена зависит прежде всего от цены.

Эффект Зейгарник

Это мнемический эффект, который был открыт ученицей К. Левина Блюмой Вольфовной Зейгарник в 1927г.

Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не завершилось.

Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

Холодное чтение

Отец холодного чтения Рей Хайман, профессор психологии из Орегонского университета и менталист в прошлом, известен как отец-основатель современного холодного чтения, изучивший эффект, который оно производит на публику.

Холодное чтение — набор приёмов, которые используют менталисты, экстрасенсы, гадалки, медиумы и иллюзионисты, чтобы создать видимость того, что они знают о человеке гораздо больше, чем есть на самом деле.

Человек, практикующий холодное чтение, может получить большое количество информации о субъекте, о котором он до этого ничего не знал. Это делается при помощи анализа языка тела, возраста, стиля одежды, причёски, пола, сексуальной ориентации, религии, расы или этнической принадлежности, уровня образования, манеры речи, места происхождения и т. д. Практикующие холодное чтение обычно используют догадки, которые имеют статистически высокую вероятность оказаться верными, быстро корректируя свои предположения в зависимости от реакции субъекта, на котором используется эта техника. Если догадка оказалась неудачной, то внимание переносится на другую тему, тогда как на верной догадке внимание заостряется.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.083 с.)