Характеристика и логика педагогического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика и логика педагогического исследования



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ВГУ»)

М.В. Щербакова

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ:

Характеристика и логика педагогического исследования

 

 

учебно-методическое пособие для студентов магистратуры

по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»

 

 

Основная образовательная программа:

«Преподавание иностранных языков с использованием он-лайн технологий»

 

 

Воронеж, 2017

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом факультета романо-

германской филологии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», протокол № 6 от 07.02.2017

 

 

Рецензент: доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Бережная

 

Щербакова М.В. Магистерская диссертация: характеристика и логика педагогического исследования: учебно-методическое пособие. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. – 66 с.

ISBN 978-5-9273-2585-6

 

 

Пособие разработано на основе требований к итоговой государственной аттестации, установленных ФГОС ВО по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», а также с учетом положений паспорта научной специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». В нем рассмотрены состав, структура, научный аппарат магистерской диссертации, рекомендации по её подготовке и защите, а также особенности исследовательского процесса, его содержания и выполнения этапов, отражающие современную методологию научно-исследовательской деятельности в области образования. Характеристика и логика педагогического исследования составляют методологический каркас магистерской диссертации, представляют структуру её описания.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся в магистратуре факультета романо-германской филологии по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», профиль «Преподавание иностранных языков с использованием он-лайн технологий», может быть полезно магистрантам других гуманитарных направлений и профилей высшего образования в рамках укрупненной группы направлений подготовки «Образование и педагогика».

 

ВВЕДЕНИЕ

В структуре современного российского высшего образования степень магистра по научному уровню следует за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, так как отражает образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него компетенций, необходимых начинающему научному работнику.

Магистратура – ступень высшего образования, направленная на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов и формирование готовности выпускников к самостоятельному проведению научных исследований. В связи с этим ведущая роль в образовательном процессе принадлежит такой форме организации учебно-познавательной деятельности магистранта как самостоятельное выполнение им научно-исследовательской работы по конкретной теме. Однако, подготовка магистерской диссертации вызывает у студентов значительные затруднения, связанные с методикой ее проведения, правилами оформления, критериями оценивания.

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит основные характеристики и требования, предъявляемые к магистерским работам по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование». Пособие призвано помочь студентам не только осмыслить основные правила подготовки научной работы, но и разобраться в совокупности исследовательских процедур, овладеть технологическими операциями необходимыми при проведении педагогического исследования.

Необходимость написания данного учебно-методического пособия обусловлена несколькими причинами. Опыт и культура подготовки магистерских диссертаций для российского образования, по сути, отсутствуют – они только формируются. Это вызывает у студентов определенные и существенные трудности при выполнении и написании магистерской диссертации. Почти каждый вуз разрабатывает собственные нормативно-регулятивные материалы по подготовке диссертаций выпускниками магистратуры – положения, требования, рекомендации и др. При этом структура педагогического исследования и форма представления его результатов либо основана на методологии подготовки кандидатских диссертаций, либо отражает подходы к выполнению выпускных квалификационных работ выпускников специалитета, либо в значительной степени копирует зарубежный опыт.

Однако перенос сложившихся научных традиций и нормативной базы подготовки кандидатских диссертаций в область подготовки магистерской диссертации вряд ли возможен в полной мере. Это обусловлено и временем обучения в магистратуре, и содержанием основной образовательной программы, которая может рассматриваться как начальный этап общей подготовки студента к исследовательской деятельности. В то же время методологическая основа и содержание исследования, представляемого в форме кандидатской диссертации по педагогике, могут быть приняты в качестве некоторого ориентира при подготовке магистерской диссертации.

Содержание предлагаемого пособия включает базовые методологические и теоретические положения, принятые в современной высшей школе. В пособии раскрываются общие положения о магистерской работе: 1) тактика выбора темы и технология обоснования ее актуальности; 2) требования, предъявляемые к содержанию теоретической и экспериментальной части, логика и структура каждой из частей; 3) представлены требования к оформлению текста магистерской диссертации, особенности научного стиля. Детальное рассмотрение процедуры защиты магистерской диссертации поможет студентам чувствовать себя уверенно на государственной итоговой аттестации. В приложение вынесены документы, на которые следует опираться в процессе подготовки и оформления выпускной квалификационной работы.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Магистерская диссертация – вид итогового аттестационного испытания по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», носит научно-исследовательский характер, является самостоятельным исследованием актуальных проблем в сфере образования.

Магистерская диссертация по профилю «Преподавание иностранных языков с использованием он-лайн технологий» представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития педагогической науки, а ее тема актуальной для теории и практики языкового образования.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) содержит совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, свидетельствующих о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания, практические навыки и профессиональные компетенции.

Процесс подготовки магистерской диссертации, ее содержание, основные положения и выводы должны продемонстрировать компетентность выпускника как личности и профессионала, способного к научной деятельности, творческому подходу к обоснованию и решению приоритетных теоретических и прикладных проблем языкового образования.

Целью организации процесса подготовки и защиты магистерской диссертации в парадигме компетентностного подхода является демонстрация

выпускником магистратуры компетенций, определенных государственным

стандартом высшего образования по направлению «Педагогическое образование». Основными задачами организации процесса подготовки и защиты магистерской диссертации в соответствии с ФГОС ВО является демонстрация выпускником магистратуры умений:

- анализировать, систематизировать и обобщать результаты научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- проектировать, организовывать, реализовывать и оценивать результаты научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;

- организовывать взаимодействие с коллегами, с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;

- использовать имеющиеся возможности образовательной среды и проектировать новые условия, в том числе информационные, для решения

- научно-исследовательских задач;

- осуществлять профессиональное и личностное самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе.

Содержание магистерской диссертации по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» в рамках выполнения требований ФГОС ВО включает в обязательном порядке:

- формулировку положений актуальности темы исследования, основанных на анализе противоречий современной теории и практики системы образования, и сформулированную научную проблему;

- анализ научных исследований в области теории и методологии образования, нормативно-правовых и других справочно-информационных источников;

- проведение эмпирического исследования, обработку полученных результатов, а также их аргументированную интерпретацию в контексте избранного предмета, целей и задач магистерской диссертации;

- выводы и рекомендации по использованию полученных результатов в уточнении и дополнении соответствующих теоретических положений;

- список использованных научных трудов (монографии, статьи, в том числе собственные публикации), нормативно-правовых документов, иных справочно-статистических источников.

Процесс выполнения магистерской диссертации включает следующие этапы:

1) выбор и утверждение в установленном порядке темы выпускной квалификационной работы, назначение научного руководителя;

2) изучение требований, предъявляемых к магистерской диссертации;

3) составление и согласование с научным руководителем плана работы по выполнению магистерской диссертации;

4) обоснование актуальности, обзор состояния изученности избранной темы, выбор объекта и предмета, а также определение цели, задач и методов исследования;

5) теоретический анализ в рамках избранной темы магистерской диссертации;

6) проведение эмпирического исследования, интерпретация полученных результатов;

7) оформление текста диссертации, составление и обоснование основных выводов и положений по результатам теоретического анализа и эмпирического исследования;

8) предварительная защита магистерской диссертации на заседании выпускающей кафедры;

9) экспертная оценка рецензентом, а также проверка текста магистерской диссертации на предмет корректности использования ранее полученных научно-прикладных результатов другими авторами;

10) публичная защита магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Примерный план подготовки и защиты магистерской диссертации

№ п/п Этапы и содержание работы Сроки
1. Ознакомление магистрантов со стандартом итоговой аттестации по направлению «педагогическое образование», с нормативными документами, регламентирующими их научно-исследовательскую деятельность, с основными направлениями научной деятельности преподавателей кафедры, актуальными проблемами государственной и региональной политики в области языкового образования. первый семестр  
2. Выбор темы магистерской диссертации, определение научного руководителя первый семестр
3. Составление плана научно-исследовательской работы первый семестр
4. Подбор и изучение литературы по проблеме исследования первый семестр
5. Обоснование актуальности проблемы исследования по данным: литературных источников, нормативных документов, состояния массовой педагогической практики второй семестр  
6. Подготовка сообщения и публичное выступление по теоретическим аспектам проблемы и обоснованию актуальности выбранной темы исследования. второй семестр
7. Составление и корректировка списка научной литературы по изучаемой проблеме второй семестр
8. Подготовка реферата /публикация статьи по основным теоретическим понятиям изучаемой проблемы второй семестр
9. Выбор методов исследования. Подбор, систематизация, модификация диагностических методик третий семестр  
10. Разработка и утверждение плана опытно-экспериментальной работы третий семестр
11. Проведение констатирующего эксперимента, анализ и интерпретация результатов третий семестр
12. Проведение формирующего эксперимента. Реализация проекта в соответствии с задачами исследования. третий–четвертый семестры
13. Проведение контрольного эксперимента, анализ и интерпретация результатов четвертый семестр  
14. Подготовка доклада и публичное выступление по прикладным аспектам изучаемой проблемы. Публикация статьи.   четвертый семестр
15. Оформление выпускной квалификационной работы, подготовка к защите, презентации и трансляции результатов исследования.   четвертый семестр
16. Публичная защита магистерской диссертации на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.   четвертый семестр

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Выпускная квалификационная работа выполняется студентом в виде магистерской диссертации в период теоретического обучения, прохождения производственной практики, выполнения научно-исследовательской работы. Она представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр - педагогической, научно-исследовательской, методической.

Магистерская диссертация, которая является самостоятельным научным исследованием, выполняется под руководством научного руководителя с привлечением (при необходимости) одного или двух научных консультантов.

Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить о том, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их актуальность, новизна и практическая значимость. Результаты работы должны свидетельствовать о наличии у автора соответствующих компетенций в избранной области профессиональной педагогической деятельности - педагогической, научно-исследовательской, методической.

Магистерская диссертация должна выполняться магистрантами самостоятельно, с учетом возможностей эмпирической проверки ведущих положений исследования на практике. Выводы, сделанные магистрантом по итогам исследования, а также разработанные рекомендации должны быть обоснованы. Представленная к защите магистерская диссертация должна характеризоваться завершенностью, что определяется фактом решения всех поставленных в ней задач, достигнутой цели, что подтверждается соответствующими выводами, содержащимися в заключении магистерской диссертации.

Необходимо помнить, что руководитель магистерской диссертации отвечает совместно с магистрантом за подготовку работы к защите, научную обоснованность избранной темы, ее соответствия приоритетным направлениям теории и практики образования. Также научный руководитель осуществляет сопровождение магистранта в организации и соблюдении им логики научного исследования посредством рекомендаций в процессе научного консультирования. Вместе с тем, принимает окончательное решение и отвечает за результаты исследования непосредственно сам автор магистерской диссертации, что, в конечном счете, оценивается в процессе защиты выпускной квалификационной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Магистерская диссертация должна отвечать следующим требованиям:

- авторская самостоятельность;

- полнота исследования;

- внутренняя логическая связь, последовательность изложения;

- грамотное изложение на русском литературном языке;

- высокий теоретический уровень.

Содержание магистерской диссертации составляет принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений, закономерностей или обобщение ранее известных положений с других научных позиций в новом аспекте.

Содержание магистерской диссертации отражает исходные предпосылки научного исследования, его ход и полученные результаты. В содержании диссертации должны быть приведены убедительные аргументы в пользу избранной концепции. Противоречащие ей точки зрения должны быть подвергнуты всестороннему анализу и критической оценке. Дискуссионный и полемический материал являются элементами диссертации.

В отличие от диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, представляющих серьезные научно-исследовательские работы, магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

Магистерская диссертация должна выполняться в контексте общей характеристики направления магистерской подготовки и требований к результатам освоения магистрантом основной образовательной программы.

Магистерская диссертация по профилю обучения «Преподавание иностранных языков с использованием он-лайн технологий» связана с решением проблем педагогики и языкового образования на современном этапе развития педагогической науки. Основным лейтмотивом диссертации должен быть поиск новых теоретических конструктов (схем, проектов, моделей), пригодных для построения педагогической практики и позволяющих решать возникающие проблемы подготовки человека к жизни и деятельности в современной непрерывно изменяющейся социокультурной реальности.

В диссертации отражается способность магистранта вырабатывать новые теоретические и/или методологические идеи построения педагогической реальности и готовность к их реализации. Новизна при этом определяется наличием и степенью существенных отличительных признаков предлагаемой идеи в сравнении с известными. Сама по себе педагогическая идея может иметь локальный характер или охватывать некоторую совокупность элементов образовательной системы. При этом результаты реализации педагогической идеи должны превышать результаты действия сложившейся педагогической системы на количественном или качественном уровне, а затраты – кадровые, материально-финансовые, временные должны сохраняться на том же уровне или снижаться.

Это отличается от экстенсивного подхода к построению педагогической практики, который предполагает получение более высокого образовательного результата за счет количественного увеличения затрат времени, материально-финансовых ресурсов и педагогического труда.

Магистрант – исследователь педагогической реальности осуществляет поиск и реализацию решений по совершенствованию содержания образования и процесса педагогического взаимодействия субъектов на основе принципов и методологических схем интенсивного типа, которые повышают качество приобретаемых учащимися знаний, развивают и воспитывают их с меньшими затратами образовательных ресурсов и энергии субъектов. Поиск и реализация решений интенсивного типа, в отличие от экстенсивной стратегии совершенствования образовательной системы, обозначается как личностно-деятельностный подход (деятельностная образовательная парадигма), который базируется на компетентностном подходе и, развиваясь, выходит за его границы.

Информатизация, технологизация, глобализация человеческого сообщества, рост темпа перемен ведут к неустойчивости жизни и деятельности человека, что с неизбежностью актуализирует необходимость повышения качества его знаний, творческих способностей и формирования его духовно-нравственных ориентиров и принципов. Эти качества человека являются условиями его устойчивого существования и развития в неустойчивом мире и определяют основу интенсивного образования учащегося, а подготовка студента-магистранта к формированию этих качеств учащегося - как его инновационное педагогическое образование. При этом магистерская диссертация студента как квалификационная научно-исследовательская работа, подготовленная к защите для получения академической степени магистра по профилю «Преподавание иностранных языков с использованием он-лайн технологий», должна показать готовность и способность автора к интенсификации образовательной практики на основе деятельностного и других известных методологических подходов.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА РАБОТЫ

 

К оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ предъявляются жесткие требования, предусмотренные Государственным стандартом и установленные ФГБОУ «ВГУ»:

- ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) от 21ноября 2014 г. № 1505.

- СТ ВГУ 2.1.02 – 2015 - Система менеджмента качества. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры. Общие требования к содержанию и порядок проведения.

- И ВГУ 2.1.13 – 2016 Инструкция. Общие рекомендации по оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ.

1. Текст набирается в Word (любой версии) шрифтом TimesNewRoman14 pt; межстрочный интервал – полуторный. Поля: верхнее –2 см, нижнее –2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Нумерация страниц – сверху, по центру.

2. Также необходимо точно соблюдать требования в отношении оформления титульного листа (см. Приложение 1).

3. Работа должна иметь сквозную нумерацию страниц. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, однако на нем самом номер не ставится. Оглавление, иллюстрации, таблицы, приложения также включаются в общую нумерацию страниц. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

4. Текст основной части выпускной квалификационной работы делят на разделы, подразделы, пункты и подпункты.

5. Заголовки структурных частей исследовательских работ (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ) следует располагать по центру строки. Они должны быть написаны прописными буквами, не подчеркивая, и без точки в конце.

6. Заголовки подразделов и пунктов печатают строчными буквами (без точки в конце). Заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Переносы слов в заголовках не допускаются.

7. Расстояние между заголовками и текстом при выполнении работы печатным способом, между заголовками раздела и подраздела - 2 межстрочных интервала.

8. Каждую структурную часть исследовательской работы (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА 1, ГЛАВА 2, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ) необходимо начинать с новой страницы.

9. Разделы нумеруют по порядку в пределах всего текста, например, 1, 2, 3 и т.д.

10. Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например, 1.1, 1.2 или 1.1.1, 1.1.2 и т.д.

11. Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например,: 1.1.1.1, 1.1.1.2 и т.д.

12. Если раздел или подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

13. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте работы ставится точка.

14. Для заголовков лучше использовать шрифт, отличный от основного текста, например, ARIAL, например:

  Глава 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА   1.1. Цели и содержание обучения диалогической речи на начальном этапе в школах с углубленным изучением иностранного языка ………  

Таблицы и примечания

1. Если в работе приводятся таблицы или схемы, они снабжаются единой нумерацией на протяжении всей работы. Над каждой из них помещается слово «Таблица» («Схема») (например: в соответствии с таблицей 1.3.) и порядковый номер, ниже следует заголовок таблицы/схемы, отражающий ее содержание. Если таблица (график, рисунок) всего одна, то этого не делается.

2. В текстовом документе таблица является методом унифицированного текста, и такой текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, наглядностью, позволяет строго классифицировать, кодировать информацию, легко суммировать аналогичные данные. Умение строить таблицы является квалификационным требованием к выпускникам вузов.

3. Таблицу помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах всей работы, например: Таблица 1 или в пределах раздела, например: Таблица 2.3.

4. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.

5. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Графу "Номер по порядку" (№ п/п) в таблицу включать не допускается.

6. При делении таблицы на части и переносе их на другую страницу допускается головку или боковик таблицы заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Слово "Таблица" указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут "Продолжение таблицы" или "Окончание таблицы" с указанием номера таблицы.

7. Располагают таблицы на странице обычно вертикально. Помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, причем головка таблицы должна размещаться в левой части страницы. Как правило, таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями.

8. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

9. Примечания к таблице (подтабличные примечания) размещают непосредственно под таблицей в виде: а) общего примечания; б) сноски; в) отдельной графы или табличной строки с заголовком.

10. Выделять примечание в отдельную графу или строку целесообразно лишь тогда, когда примечание относится к большинству строк или граф. Примечания к отдельным заголовкам граф или строк следует связывать с ними знаком сноски. Общее примечание ко всей таблице не связывают с ней знаком сноски, а помещают после заголовка "Примечание" или "Примечания", оформляют как внутритекстовое примечание.

Оформление иллюстраций

1. В текстовом документе для наглядности, доходчивости и уменьшения физического объема сплошного текста следует использовать не только таблицы, но и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, карты, фотографии, алгоритмы, компьютерные распечатки и т.п.).

2. Иллюстрации можно располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

3. Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы, за исключением иллюстраций приложений, например: Рисунок 1, Рисунок 2. Допускается нумерация в пределах раздела. Номер рисунка в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой, например: Рисунок 1.3.

4. Иллюстрации должны иметь подрисуночный текст, состоящий из слова «Рисунок» или «Рис.» порядкового номера рисунка и тематического наименования рисунка, например: Рис. 3.Уровень сформированности коммуникативной компетенции на начало эксперимента.

5. Схема - это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных документов. Обозначение схем и общие требования к их выполнению установлены ГОСТ 2.701-84. Правила выполнения схем алгоритмов и программ автоматизированным способом и от руки установлены стандартом ГОСТ 2.708-81.

6. Диаграмма - это графическое изображение, наглядно показывающее функциональную зависимость двух и более переменных величин; способ наглядного представления информации, заданной в виде таблиц чисел.

Перечисления и примечания

1. Следует уделить внимание и различным способам наглядной презентации систематизированной информации. Например, перечисления, встречающиеся в тексте, рекомендуется оформлять следующим образом. Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых.

2. Например: В.Л. Скалкиным представлена разработка концепции разграничения «сфер общения» на основе анализа сочетаний трех показателей: а) характера речевого стимула в его связи с вызвавшей его потребностью, б) характера отношений между коммуникантами и в) обстановки общения.

3. Перечисления при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений - строчную букву (арабскую цифру), после которой ставится скобка.

4. Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими зна­ками препинания, то части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой.

Например: Лингвострановедческая компетенция предполагает овладение:

безэквивалентной лексикой и способами ее передачи на родном языке;

фоновой лексикой, реалиями, характерными для аутентичных текстов, используемых в процессе обучения;

способами передачи реалий родного языка на иностранном языке (Верещагин, Костомаров, 1990).

5. Примечания - это сравнительно краткие дополнения к основному тексту или пояснения небольших его фрагментов, носящие характер справки. В зависимости от места расположения примечания делятся на внутритекстовые и подстрочные.

6. Примечания размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся.

7.  Внутритекстовые примечания располагают внутри текста, который они поясняют. Начинают его словом "Примечание", которое печатают с прописной буквы с абзаца вразрядку. Если примечание одно, то после слова "Примечание" ставится точка. Одно примечание не нумеруют. Например: Примечание.

8. Если два и более примечаний сгруппированы вместе, они располагаются под самостоятельным заголовком "Примечания". В этом случае тексту каждого примечания предшествует только арабская цифра в начале его первой строки, а нумерация примечаний производится отдельно, т.е. 1, 2, 3 и т.д., например:

Примечания: 1. _______________________________

                 2. ______________________________

9. После каждого примечания ставят точку. Примечания отделяют от основного текста 2-4 межстрочными интервалами.

10. Подстрочное примечание - это примечание, размещенное внизу страницы под основным текстом в виде сноски и связанное с ним знаком сноски - цифровым номером или звездочкой на верхней линии строки.

Сокращения

В студенческих работах - допускаются общепринятые сокращения и аббревиатуры, установленные правилами орфографии и соответствующими нормативными документами. Например: с. - страница; г. - год; гг. - годы; мин. - минимальный; макс. - максимальный; абс. - абсолютный; отн. - относительный; т.е. - то есть; т.д. - так далее; т.п. - тому подобное; др. - другие; пр. - прочее; см. - смотри; канд. - кандидат; доц. - доцент; проф. - профессор; д-р - доктор; экз. - экземпляр; прим. - примечание; п. - пункт; разд. - раздел; сб. - сборник; вып. - выпуск; изд. - издание; сост. - составитель; Мн. - Минск, Спб. - Санкт-Петербург.

Принятые малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины, повторяющиеся в работах более трех раз, должны быть представлены в виде отдельного перечня (списка).

Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов следует выделить как самостоятельный структурный элемент студенческой работы и поместить его после структурного элемента "Содержание".

Текст перечня располагают столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа - их детальную расшифровку

В последние годы к научным текстам стало предъявляться требование обязательной его «читабельности». Это означает, что для облегчения чтения текста пишущему необходимо воспользоваться различными способами выделения информации в тексте (подчеркивание, жирный шрифт, курсив, разрядка и пр. ).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

Научное исследование, независимо от его вида, должно включать следующие общие характеристики: обоснование проблемы и ее актуальности, тему, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу, защищаемые положения, оценку научной новизны, теоретической значимости и практической ценности полученных результатов.

В.В. Краевский предлагает в упрощенном виде представить их в виде вопросов.

Проблема исследования: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?

Тема: как назвать аспект рассмотрения проблемы?

Актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и именно в выбранном автором аспекте?

Объект исследования: что рассматривается?

Предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

Цель исследования: какое знание предполагается получить в результате исследования, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?

Задачи исследования: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

Значение для науки: в какие проблемы, концепции, области науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?

Ценность для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.081 с.)