Занятие 23. Становление государственности независимой России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 23. Становление государственности независимой России



ОФО – 4 час.

О-ЗФО – 2 час.

План.

       1. История разработки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

       2. Характер конституции и её структура.

3. Права граждан России по действующей конституции.

4. Законодательная власть в Российской Федерации.

5. Исполнительная власть в Российской Федерации.

6. Принцип федерализма в конституции. Местная власть в России.

 

 Литература:

Исаев, М.А. История российского государства и права: учебник / М.А. Исаев. – М.: Статут, 2012. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450209.

История отечественного государства и права: учебник / ред. Р.С. Мулукаев. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115293.

Смирнов, С.Н. История отечественного государства и права: учебное пособие / С.Н. Смирнов. – М.: Юнити-Дана, 2015. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115294.

     

3. Методические указания по выполнению других видов самостоятельной работы по дисциплине

На практических занятиях с целью контроля за самостоятельной работой студентов могут быть предусмотрены выступления студентов с рефератами и эссе, выполнение творческих заданий.

Реферат (от лат. Refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменном виде результатов изучения научной проблемы, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в ней главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера. Рекомендуемый объем реферата – 10-12 страниц (за исключением библиографического списка литературы. В основе реферата должна лежать не только учебная, но и научная литература, а также нормативный материал. Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть учебной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы и нормативных правовых актов.

Доклад-презентация – устное выступление по выбранной проблематике с подготовкой визуально воспринимаемых материалов (электронных слайдов, таблиц, фотографий и т.п.). Данные материалы должны конспективно и иллюстративно сопровождать выступление автора, акцентируя внимание на наиболее важных и значимых моментах. Выступление с докладом рассчитано на 5-10 минут. Если для выступления требуется специальное оборудование (мультимедийная установка и т.п.), то следует его подготовить к началу практического занятия.

Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание) – творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, свежее, субъективно окрашенное мнение о чем-либо и может иметь научный, философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличает образность, афористичность и установка на разговорную интонацию и лексику.

Жанр эссе допускает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения. Рекомендуемый объем эссе – 5-6 страниц текста.

Творческие задания – разнообразные работы научного, методического или учебно-практического характера, связанные с поиском, оформлением, систематизацией, необычным представлением знаний о международном праве. Творческие задания носят заведомо нестандартный характер и оцениваются в каждом случае индивидуально. Конкретное их содержание согласуется с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Выполняются индивидуально или коллективно.

4. Примеры контрольных заданий (оценочных средств), используемых при текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине

4.1 Контрольные задания при текущем контроле успеваемости:

Примеры компетентностно-ориентированных заданий:

 

ПК-6: В 1889 г. ткач Прохоровской мануфактуры Иван Петров, недовольный условиями труда, подговорил рабочих своего цеха прекратить работу и предъявить управляющему фабрикой соотвествующие требования. Какие юридические последствия это могло иметь для Петрова на основании действовавшего в то время «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» с учётом новелл, внесённых в 1886 г.? Если с целью прекращения работы цеха Петров порезал приводные ремни нескольких ткацких станков, какому наказанию он мог подвергнуться? Какой орган судебной власти рассматривал бы дело о забастовке? Какие последствия могло иметь участие в забастовке ткачей, которые возобновили работу по первому требованию явившегося на фабрику чина полиции?   

Ответ: За подстрекательство к забастовке суд мог назначить Петрову наказание в виде тюремного заключения сроком от 4 до 8 месяцев (Ст. 1359-2). Повреждение фабричного оборудования во время забастовки наказывалось тюремным заключением сроком от 8 до 16 месяцев (Ст. 1359-3). Дела о забастовках рассматривались окружными судами. Прекращение забастовки по первому требованию властей избавляло её рядовых участников от наказания.

Критерии и шкала оценивания: 1-2 правильных ответа – «удовлетворительно»; 3 правильных ответа – «хорошо»; 4 правильных ответа – «отлично».

ПК-15: «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» от 3 июня 1886 г. (Ст. 39) постановили, что денежные взыскания с рабочих поступают в особый капитал, который «может быть употребляем только на нужды самих рабочих», то есть что владельцы предприятия не вправе присваивать эти средства. Как эту норму можно истолковать? Почему «Правила» не называют денежные взыскания, налагаемые администрацией предприятия на рабочих, словом «штраф»?

Ответ: Запрет расходовать средства, взысканные с рабочих, по усмотрению администрации предприятия должен был удержать последнюю от произвольного наложения взысканий с целью обогащения (это было чревато провоцированием забастовки). «Штраф» - это наказание, которое вправе налагать только органы государственной (судебной) власти, а не администрация частного предприятия.

Критерии и шкала оценивания: один правильный ответ – «хорошо», два ответа – «отлично».                   

 

       4.2 Примерный перечень вопросов к экзамену:

 

  1. Предмет курса и его источниковая база.
  2. Государственный строй Древней Руси.
  3. «Русская правда» как памятник законодательства XI-XII вв.
  4. Государственный строй Древнего Новгорода (XIII-XV вв.)
  5. Завершение объединения русских земель Москвою (вторая половина XV- начало XVI вв.) Государственный строй Московского княжества. «Судебник» 1497 г.
  6. Русское царство при Иване IV. Опричнина.
  7. Русское государство на рубеже XVI-XVII вв. Династический кризис 1598 г.
  8. Кризис российской государственности в начале XVII в. Земский собор 1613 г.
  9. Высшие органы власти в России XVII в.: царь, боярская дума, земские соборы.
  10. Центральные и местные органы власти в России XVII в.
  11. Соборное уложение 1649 г.
  12. Реформы высших и центральных органов власти в России в начале XVIII в.
  13. Российское законодательство в первой четверти XVIII в.
  14. «Уложенная комиссия» 1767-1768 гг.
  15. Реформа управления губерниями 1775 г.
  16. «Устав благочиния, или Полицейский» 1782 г.
  17. «Жалованные грамоты» 1785 г. как памятники сословного законодательства.
  18. Реформы высших и центральных органов власти в 1802-1810 гг.
  19. Кодификация российского законодательства в 1830-е гг.
  20. Крестьянская реформа 1861 г. Правовой статус бывших крепостных. Сословное управление.
  21. Процессуальные новшества в «Уставе уголовного суда» 1864 г. Русская адвокатура в последней трети XIX в.
  22. Фабричное законодательство 1880-х гг.
  23. Государственная дума в России в 1906-1916 гг. и её место в системе органов власти.
  24. Революция 1917 г. в России.
  25. Первые декреты Советской власти (октябрь 1917 – февраль 1918 гг.)
  26. Учредительное собрание в России (1918 г.)
  27. Конституция РСФСР 1918 г. как памятник революционного правотворчества.
  28. Трудовое право в РСФСР периода «военного коммунизма». Кодекс законов о труде 1918 г.
  29. Конституция СССР 1924 г. Разделение сфер компетенции между союзными и республиканскими органами власти.
  30. Уголовное законодательство РСФСР 1920-х гг.
  31. Советское государство в 1930-е гг. Конституция СССР 1936 г.
  32. Репрессивные кампании конца 1920-х и 1930-х гг.
  33. Гражданское и трудовое законодательство СССР в 1930-е гг.
  34. Государство и право в СССР в 1941-1945 гг.
  35. Государство и восстановление народного хозяйства СССР в 1945-1953 гг.
  36. Политические процессы в СССР в 1953-1964 гг.
  37. Государство и право в СССР в 1965-1985 гг. Конституция СССР 1977 г. Конституция РСФСР 1978 г.
  38. Реформы высших органов власти в СССР в 1987-1990 гг. Кризис советского федерализма (1990-1991 гг.)
  39. Распад СССР в 1991 г.
  40. Российская Федерация в 1992-1993 гг. Политический кризис 1993 г. и его разрешение.

 

5. Методические указания по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения

 

Контрольная работа распечатывается на листах формата А4 шрифтом Times New Roman, размером 14 пт, через 1,5 интервала. Листы распечатки должны быть пронумерованы внизу страницы с выравниванием номера по центру. На титульном листе номер страницы не проставляется, но этот лист считается первой страницей. Выравнивание всего текста выполняется по ширине страницы, перенос слов автоматический.

На второй (после титульного листа) странице работы должно иметься её оглавление с указанием номеров страниц, на которых находятся главные части работы: Введение, каждая из глав работы (с указанием их названий), Заключение и Библиографический список. Каждая часть работы печатается с новой страницы. Перед распечаткой текста желательно проверить его на наличие грамматических ошибок средствами текстового редактора MS Office.

Работа состоит из Введения, основной части, поделённой на 2-3 главы, Заключения и библиографического списка. Во Введении разъясняется предмет работы, как его понимал автор, даётся общая характеристика изучаемого в работе законодательного памятника (время его принятия, общественно-политическая обстановка в стране в период его разработки, наличие у создателей опыта выработки подобных документов), а также указываются 2-3 работы отечественных правоведов, изучавших этот нормативный акт – как в советское время, так и в наши дни (желательно дать этим работам свою аргументированную оценку). Как правило, Введение пишется в предпоследнюю очередь, когда основная часть работы уже в целом завершена.

Основная часть контрольной работы делится на 2-3 главы, имеющие свои заголовки. Деления глав на параграфы не требуется, но текст глав должен состоять из логически законченных абзацев. Недопустимо строить работу так, чтобы название одной из её глав полностью или по большей части повторяло название всей работы. Не следует далеко выходить за рамки выбранной темы: по своему жанру контрольная работа – это не глава в учебнике, а краткий очерк или мини-эссе.

Приводимые в тексте работы цитаты из документа не должны превышать 1-2 строк; если требуется сослаться на более длинный фрагмент текста, его лучше изложить своими словами, пользуясь современным языком, чтобы более чётко выявить мысль авторов исторического документа. Дословную цитату или изложение надо подкрепить ссылкой на главу, статью, параграф изучаемого (или иного) нормативного акта. На суждения учёных, ранее изучавших этот документ, также необходимо делать ссылки, по крайней мере – с указанием имени цитируемого автора и года издания его работы; выдавать чужие мысли за свои недопустимо. Автору контрольной не следует опасаться делать самостоятельные суждения; необходимо лишь чётко обозначать их в тексте словами «На наш/мой взгляд…», «По нашему/моему мнению, …» 

Заключение пишется в самую последнюю очередь, когда работа над основной частью контрольной уже завершена. В Заключении нежелательны новые цитаты из документов; все цитаты должны найти своё место в основной части работы. Объём заключения не должен превышать 1 страницы; в нём должны получить отражение все суждения, сделанные в работе; новые утверждения, не подкреплённые текстом работы, здесь уже неуместны.

В Библиографическом списке следует привести вначале описания использованных работ на бумажных носителях (монографии, статьи, учебники), а затем – ссылки на использованные ресурсы сети Интернет (с указанием не только URL, но и по возможности имени автора, названия сайта и т.п.)

Общий объём работы должен составлять 12-15 страниц. Черновой вариант работы можно отправить по электронной почте. Для этого текст лучше сохранять в версии редактора Word 1997-2003, а не в более поздних версиях. Нежелательно также присылать тексты, набранные в редакторах типа Open Office, Office Libre, WPS Office, которые нередко установлены на ноутбуках или планшетах. В таких случаях текст надо пересохранить в формате RTF.

 

Темы  контрольных работ для студентов заочной формы обучения:

1. Правовая ответственность фабричных рабочих за участие в забастовке, установленная нормами «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» и «Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», внесёнными 3 июня 1886 г.

2. Распределение полномочий надзора за соблюдением фабричного законодательства между губернским по фабричным делам присутствием и фабричной инспекцией, установленное в 1886 г.

3. Российский император как глава исполнительной власти в «думской монархии» (по Основным законам Российской империи в редакции 1906 г.)

4.  Полномочия Государственной думы и Государственного совета, установленные Основными законами Российской империи в 1906 г.

5.  Законодательные и судебные полномочия императора и министров, установленные Основными законами Российской империи в редакции 1906 г.

6. Всероссийский Съезд Советов и ВЦИК – высшие органы власти РСФСР по Конституции 1918 г.

7. Совет Народных Комиссаров РСФСР по Конституции 1918 г.

8. Предметы ведения местных органов власти РСФСР по Конституции 1918 г.

9. Избирательная система в РСФСР, установленная Конституцией 1918 г.

10. Элементы государственно-бюрократического регулирования трудовых отношений в Кодексе законов о труде РСФСР 1918 г.

11. Роль профессиональных союзов в регулировании трудовых отношений, установленная Кодексом законов о труде РСФСР 1918 г.

12. Нормы революционной законности в устройстве органов суда в РСФСР на основании Декрета ВЦИК «О народном суде» 1918 г.

13. Особенности судебной процедуры, установленные Декретом ВЦИК «О народном суде» 1918 г.

14. Советы народных судей как кассационные органы судебной системы РСФСР (по Декрету ВЦИК РСФСР «О народном суде» 1918 г.)

15. Предметы ведения верховных органов государственной власти СССР по Конституции 1924 г.

16. Устройство высших органов государственной власти СССР по Конституции 1924 г.

17. Разделение властей между союзными и республиканскими органами государственной власти СССР по Конституции 1924 г.

18. Понятие преступления в Уголовном Кодексе РСФСР 1922 г.

19. Система наказаний в Уголовном Кодексе РСФСР 1922 г.

20. Понятие преступления в Уголовном Кодексе РСФСР 1926 г.

21. Система наказаний в Уголовном Кодексе РСФСР 1926 г.

Критерии и шкала оценивания

Контрольная работа считается зачтённой, если её содержание соответствует избранной теме, логика построения материала оправдана, работа свободна от существенных ошибок (в том числе – грамматических и синтаксических) и носит в достаточной мере самостоятельный характер. Недопустимо сводить работу к цитированию нормативных актов без авторского комментария правовых норм. В равной мере недопустимо выдавать чужие суждения за мнения самого автора. Грубые ошибки в оформлении также могут служить основанием для незачёта. Если работа не зачтена преподавателем, он даёт студенту развёрнутую рецензию с указанием допущенных ошибок. После их устранения работа вновь распечатывается; для повторной проверки представляются оба варианта работы – первоначальный и исправленный в соответствии с полученной рецензией.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Исаев, М.А. История российского государства и права: учебник / М.А. Исаев; Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. - Москва: Статут, 2012. - 840 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8354-0847-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450209  

2. История отечественного государства и права: учебник / ред. Р.С. Мулукаев. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 703 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01618-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115293  

3. Смирнов, С.Н. История отечественного государства и права: учебное пособие / С.Н. Смирнов. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 335 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01612-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115294  

Дополнительная литература:

 

1. Боханов, А.Н. Император Николай I: монография / А.Н. Боханов. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 499 с. - ISBN 978-5-4458-8893-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238468  

2. Рачипа, А.В. Становление российского абсолютизма: учебное пособие / А.В. Рачипа, В.В. Бурьков; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет. - Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2016. - 113 с. - ISBN 978-5-9275-2194-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493291

3. Сахаров, А.Н. Александр I: монография / А.Н. Сахаров. – М.: Директ-Медиа, 2014. - 288 с. - ISBN 978-5-4458-5713-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229223  

4. Судебные речи известных русских юристов. М.: Директ-Медиа, 2014. - 935 с. - ISBN 978-5-4458-9753-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236437  

Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

Система электронной поддержки образовательного процесса «Мой университет» https://uni.ivanovo.ac.ru

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы:

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»  www.biblioclub.ru

Электронная библиотека ИвГУ  http://lib.ivanovo.ac.ru

Электронный каталог НБ ИвГУ http://lib.ivanovo.ac.ru/index.php/ek

Свод законов Российской империи в неофициальном издании 1912 г. http://civil.consultant.ru/code/

 

Автор-составитель: Доцент кафедры теории и истории государства и права ИвГУ, канд. ист. наук доц. А.В. Степанов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.033 с.)