Вопрос. Политика как социальное явление: понятие, функции, виды, свойства, критерии эффективности взаимодействие с экономикой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Политика как социальное явление: понятие, функции, виды, свойства, критерии эффективности взаимодействие с экономикой.



Политология.

Вопрос. Влияние географического положения на формы и политику государства.

Географическое положение того или иного государства, его внешнеполитическая деятельность называется ГЕОПОЛИТИКОЙ, которую можно определить как взаимосвязь и взаимозависимость между политикой государства (внешней и внутренней) и географической средой, в рамках которой эта политика проводится.

Например, остров Мальта в течение многих столетий был целью противоборства сильнейших держав Средиземноморского региона, так как обладание этой «скалой» могло дать возможность установить контроль над всеми морскими торговыми путями в этом регионе.

Расширение территории, или жизненного пространства — отнесение границ как можно дальше от центра, то есть территориальная экспансия, было, действительно, эффективной мерой обеспечения безопасности государства и одним из основных способов наращивания его мощи.

Расширение государственных границ до естественных преград, каковыми могли служить, например, горы, широкие реки или морское побережье, существенно затрудняло вторжение и служило дополнительным (помимо боеспособной армии) фактором их (границ) крепости. Удобный выход к морю также открывал дополнительные преимущества в виде возможности вести морскую торговлю или захватывать заморские территории. Но это порождало и проблему: необходимость иметь достаточно большой торговый флот, с одной стороны, и достаточно эффективные военно-морские силы для его защиты — с другой.

Географическое положение страны могло определить даже направление ее экономического развития и уровень этого развития. Яркий пример: Викторианская Британия — владычица морей, самая промышленно развитая держава мира во второй половине девятнадцатого века вследствие морской торговли и активной эксплуатации заморских владений. Стремление изменить свое географическое положение могло стать краеугольным камнем во внешней и внутренней политике, проводимой на протяжении многих десятилетий. Другой пример: борьба России за выход к Балтийскому и Черному морям и за контроль над черноморскими проливами.

Эти примеры позволяют сделать вывод о том, что не географическое положение определяет внешнюю политику государства, а само государство использует свое географическое положение для формирования и проведения внешней политики, которая в определенный момент наиболее полно отвечает его национальным интересам.

Однако для этого страна должна достичь довольно высокого уровня экономического и военного развития, обладать достаточными природными, людскими ресурсами и производственными технологиями. В противном случае она обречена оставаться заложницей географического фактора.

Политическая власть в современной России.

Политическая власть в современной России включает в себя классические черты. На основании этого можно утверждать, что имеет место ее воспроизводство в новых условиях. Во все времена власть носила персонифицированный характер. И, рассматривая любую временную эпоху, ее всегда связали с каким-либо носителем, в качестве которого выступал царь, император, генсек, президент. В нашей стране присутствовали и представители от народа, целью которых было укрепление власти. Этот факт позволяет говорить о том, что отечественная историческая традиция была лишена народного представительства в народном понимании.

Пропорциональная.

Система определения результатов голосования, в котором мандаты между политическими партиями, распределяются согласно численности голосов. Выборы - только партийные, каждая партия выдвигает только свой список. (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия).

Для получения результатов голосования нужно минимум голосов - избирательная квота - как правило, она вычисляется. Есть система жестких списков - набравшая число партия, назначает своих депутатов. Есть система свободных списков - каждый избиратель может отметить понравившегося депутата.

Преимущества:

· Позволяет создать центральные и местные представительные органы, наиболее адекватно отражающие состав страны.

· Более демократична, учитывается каждый голос.

· На практике устанавливается порядок, оговорки, если партия не набирает минимум голосов, не допускается в парламент, чтобы отсеивать мелкие партии. Если в парламенте 10 партий - он не дееспособен

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса:

· Назначение выборов;

· Составление списков избирателей;

· Образование избирательных округов и избирательных участков;

· Создание избирательных комиссий;

· Выдвижение кандидатов и их регистрация;

· Предвыборная агитация;

· Голосование;

· Подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования всегда является воскресенье.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Типология и структура элит.

Политическую элита - группа лиц, подготовленных для выражения социальных интересов той или иной общности, приспособленных для продуцирования определенных политических ценностей и целей и контролирующих процесс принятия решений.

В рамках внешне единой элиты поддаются выделению:

1. Группы, различающиеся по объему своих полномочий и уровню компетенции:

· Высшая элита - ведущие политические руководители (президент, глава правительства, парламента, руководители крупнейших партий), их ближайшее окружение. Именно этот численно небольшой слой людей принимает все важнейшие решения;

· Средняя элита (примерно 3-5% населения страны) - люди, занимающие выборные общественные должности (парламентарии, сенаторы), региональные лидеры (губернаторы, мэры крупных городов);

· Местная элита - ведущие политические фигуры местного уровня. Нижний структурный уровень элиты часто обозначается термином "субэлита";

· Административная элита - высший слой государственных служащих - чиновники министерств, департаментов и других государственных органов. Это элита менее зависима от результатов выборов, а поэтому менее проницаема для общественного давления и контроля.

2. Группы, различающиеся по степени своей интегрированности в политическую систему:

· Правящая элита характеризуется реальным обладанием рычагами и механизмами осуществления властных решений;

· Оппозиционная элита при интегрированности в систему власти (оппозиция может быть представлена в парламенте) выражает взгляды, расходящиеся со взглядами доминирующей группы. Представители этой элиты могут быть отнесены к лояльной или умеренной оппозиции;

· контрэлита - исключена из системы властных отношений и отвергает существующую политическую систему. Это так называемая нелояльная, непримиримая оппозиция.

3. Группы, различающиеся по характеру своего влияния на массы:

· Наследственная элита, имеющая влияние в силу фактора "крови";

· Ценностная элита - базирует свое влияние на интеллектуальном и моральном авторитете;

· Функциональная элита: в качестве источника влияния выступает наличие профессиональных знаний и способностей, необходимых для выполнения управленческих функций.

4. Группы, различающиеся по способу своего формирования и доступности для давления общественного мнения:

· Открытая элита. Этот тип элиты формируется посредством выборов, принадлежность к ней определяется профессионализмом, известностью, политическим статусом, экономическим влиянием. Заботясь о своем авторитете, элита стремится убрать из своей среды нерезультативные или скомпрометировавшие себя в глазах общественного мнения элементы;

· Закрытая элита. Отбор в элиту осуществляется из "круга себе подобных". Главным достоинством кандидата выступает исполнительность и готовность следовать установленному кодексу поведения. Эта элита не проницаема для общественного мнения, что неизбежно сказывается на ее способности управления общественными процессами.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­лини.

Признаки тоталитарного режима:

1. Политическая цензура и пропаганда в СМИ.

2. Культ личности, вождизм.

3. 3. Единственная общеобязательная государственная идеология.

4. Отсутствие реальных прав и свобод граждан.

5. Сращивание государственного и партийного аппарата.

6. Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).

7. Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).

8. Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.

9. Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.

10. Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Мурья в Индии (321—185 г.г. до н.э.), династия Цинь в Китае (221-206 г.г. до н.э.).2

Однако наиболее распространена в науке точка зрения, согласно которой тоталитарный режим стал возможен и появился только в XX веке. В наиболее чистом виде тоталитарный режим проявился в СССР при Сталине и фашистской Германии при Гитлере.

Из современных государств - наиболее близка к тоталитарному режиму Северная Корея.

Типы демократии.

Основной классификацией разновидностей демократии выступает ее подразделение на типы (формы) в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции.

В соответствии с данной типологией принято выделять прямую и непосредственную демократию.

§ Прямая демократия – это тип демократии, при котором граждане самостоятельно и непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии социально и политически значимых решений. При этом в литературе отмечается, что прямая демократия наиболее эффективна в небольших социальных группах, в связи с чем, пик ее распространения приходился на период расцвета античных государств-полисов. Однако было бы неверным утверждать неприменимость прямой демократии в условиях современных государств, поскольку в настоящее время, в том числе в Российской Федерации, механизмы непосредственной демократии активно применяются в рамках местного самоуправления, например, путем общего собрания, схода граждан, проведения публичных слушаний по вопросам местного значения, и т.д.

§ Представительная демократия, содержание которой заключается в опосредованном участи граждан в принятии решений, проведении выборов в органы власти собственных представителей, призванных выражать интересы избирателей, принимать справедливые законы, отдавать распоряжения, и т.д. Представительная демократия, как тип рассматриваемой категории в современных условиях получила большее распространение, поскольку она эффективнее решает вопросы политического участия граждан в жизни страны, обладающей обширной территорий, в связи с чем затрудняется регулярное непосредственное участие граждан в решении необходимых вопросов.

§ Кроме того, в рамках рассматриваемой типологии иногда выделяется третья форма демократии – плебисцитарная, сущностные признаки которой позволяют говорить о ее отнесении к промежуточному типу, между прямой и непосредственной демократией.

Плебисцитарная демократия – тип демократии, в рамках которого возможности политического влияния граждан ограничиваются путем конкретизации тех вопросов, в решении которых допускается непосредственное народное волеизъявление. Чаще всего, такими вопросами признаются одобрение проектов наиболее важных нормативных актов, решений, которые подготавливаются в рамках деятельности органов государственной власти и должностных лиц.

Виды демократии.

Наряду с рассмотренной выше типологией демократии, в специальной литературе также обнаруживаются различные виды демократии, в основание которых, как правило, положены политические взгляды ученых, обосновывающих целесообразность выделения того или иного вида демократии. Так, в частности, на современном этапе выделяют:

§ Буржуазную демократию, в рамках которой признаются принципы народовластия, свободы и равенства граждан, при реальном политическом господстве экономически более сильного класса;

§ Имитационная демократия – вид демократии, при котором демократические процедуры провозглашаются, но носят исключительно формальный характер, при фактически минимальном влиянии общества на власть;

§ Консоциональная демократия – вид демократии, выстроенной по принципу разумного распределения управления во всех сферах, являющаяся обобщением опыта нескольких государств;

§ Развивающая демократия, выступающая одновременно моделью формирования государственного механизма и методом развития, совершенствования людей, путем их непосредственного участия в политической жизни общества и иные виды.

 

Понятие.

Политическая система общества - это совокупность всех элементов и институтов общества, осуществляющих политическую власть.

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе:

· Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

· Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.

· Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.

· Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.

· Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

· Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

· Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории.

Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.

Политическая система общества - это совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.

Признаки государства:

1) Территория;

2) Принуждение;

3) Налоги;

4) Население;

5) Публичная власть;

6) Законы;

7) Суверенитет;

8) Символика.

Понятие.

Процесс интеграции современного мира, процесс влияния государств друг на друга, в основе которых лежат идеи открытого общества и свободного рынка.

Влияние

Глобализация происходит во всех сферах жизни общества:

§ В экономике формирование ТНК(транс-национальные компании), мировой финансовой системы и появление мировых валют; отрыв промышленного капитала от финансового.

§ В социальной сфере в изменении вектора миграций и составе населения всех стран.

§ В духовной сфере в появлении новых источников информации и их доступности.

§ В политической сфере влияет на признаки государства:

1. Территория = безопасность (информационная, интеллектуальная, экономическая, финансовая, военная, экологическая, социальная, энергетическая).

2. Легальное применение насилия или принуждения:

§ Надгосударственный уровень (ООН);

§ Государство;

§ Гражданский уровень (Суды).

3. Налоги (прямые\косвенные) — снижение собираемости налогов.

4. Население.

5. Публичная власть.

6. Издание законов (надгосударственные, государственные, региональные).

7. Суверенитет (ядерный, делегированный).

Три точки зрения о будущем государств:

§ Будет отмирание государств, и возникнет одно мировое государство (возникла в XIX в.)

§ Вечных государств нет, но оно будет усиливать свою силовую структуру, чтобы выжить.

§ Государство не усилится и не отомрет, а лишь изменит свои функции.

Две точки зрения на глобализацию:

· Положительная: глобализация приведет к выравниванию уровня жизни граждан и снижению конфликтов.

· Отрицательная: глобализация — новая форма колонизации и колониальной зависимости.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Интеграция — сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира.

Унификация — приведение к единообразию, к единой форме или системе.

Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда,

экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации.

На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Процессы глобализации приобретают всеохватывающий и необратимый характер. На первый план выдвигаются проблемы, имеющие значимость для всего мирового сообщества, всех народов и государств, и они не могут быть решены отдельным государством в одиночку:

· проблемы общественной безопасности.

· борьба с международным терроризмом.

· борьба с наркобизнесом.

· решение экологических вопросов.

· защита общечеловеческих ценностей, в том числе прав и свобод человека.

Глобализация проявляется во всех сферах жизни общества:

· Экономическая: формирование ТНК, ТНБ; отрыв финансового капитала от промышленного; бегство капитала за рубеж.

· Социальная: изменение вектора миграции; изменение состава населения всех государств; утечка мозгов; государства становятся многонациональными.

· Духовная: появление новых источников информации и её доступность; космополитизм.

· Политическая: ослабевание национальных государств и изменение и сокращение их суверенитета; трансформации национальных государств в постсовременные.

В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. Наблюдается процесс трансформации национальных государств в постсовременные. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

Проблемы глобальной политики решаются в основном двумя клубами:

· Большая восьмёрка;

· Большая двадцатка (касается в основном экономических проблем).

 

Вопрос. Политика и идеология: понятия, функции, проблемы взаимодействия. Основные мировые идеологии: либерализм, неолиберализм. Развитие либерализма в России. Консерватизм, неоконсерватизм. Развитие консерватизма в России. Социализм. Развитие социализма в России.

Политика — это совокупность социальных практик и дискурсов, в которых реализуются формы и методы управления обществом, общественными группами и их отношениями, связанные с осуществлением власти.

Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.

Политическая идеология – относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений осознают своё положение в системе общественных отношений, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти.

 

Функции политической идеологии:

· Ориентационная функция – задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.

· Мобилизационная функция – побуждает к активной политической деятельности и организует общество на их реализацию.

· Интегративная функция – наделяет смыслом любое политическое действие и придает ему значимость.

· Программно-целевая (целеполагающая ) функция – показывает цели, разрабатывает программы их достижения и регламентирует тем самым поведение людей в обществе.

· Компенсаторная функция – служит ослаблению социальной напряженности в ситуации при возникновении несоответствия между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.

· Функция выражения и защиты интересов определенной группы (социальная) возникает на основе интересов какой-либо социальной группы и выражается в противопоставлении интересов этой группы интересам других групп.

· Когнитивная (познавательная) функция – отражает, с одной стороны, в процессе формирования социально-политических теорий, концепций и доктрин объективную реальность, а с другой – дает возможность социальным службам получить определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе общественных отношений.

· Легитимизирующая (оправдывающая) функция – состоит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству.

· Нормативная функция – задает социальному субъекту систему норм социального поведения и тем самым очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов.

Политика и идеология тесно связаны:

· политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах;

· идеология привлекает, используя идеи и общественные идеалы.

Политика и идеология не могут существовать друг без друга. В процессе их взаимосвязи и взаимодействия теоретические концепции воздействуют на политические решения, а практические оценки событий и явлений влияют на содержание идеологии. Любая политическая цель формулируется с учетом определенных ценностей. В ценностях концентрируются наиболее значимые интересы людей, классов, наций, общества в целом. От идеологической ориентации политиков зависит понимание ими сути политики.

Взаимодействие идеологии и политики предполагает наличие у них общих черт:

· Во-первых, политика и идеология – это явления сознания.

· Во-вторых, направленность на интеграцию общества: политика осуществляет это через социальные проекты; идеология – через общественные идеалы; они могут использоваться для легитимации власти.

Взаимодействуя, но, не подменяя друг друга, политика и идеология способны решать назревшие проблемы. Так, идеологиятеоретически обосновывает политические решения и действия, доводит их до сознания масс с помощью пропаганды. Политика ставит перед идеологией практические задачи, которые требуется представить в виде определенных концепций с соответствующей аргументацией.

Политическая идеология затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее исполнение, предусматривая ту или иную стратегию действия. Одни политические идеологии направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление; другие – выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации.

Взаимосвязь политики и идеологии проявляется в функционировании политической идеологии.

Либерализм (от латинского слова"liberalis" — "свободный") является философским и общественно-политическим течением, провозглашающим незыблемость прав и индивидуальных человеческих свобод.

Либерализм – утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод.

Основные принципы либерализма: индивидуализм, свобода, собственность.
Неолиберализм (от английского слова "neoliberalism") представлен направлением экономической и политической философии, возникшим в 1930-е годы и сформировавшимся как идеология в 1980-е — 1990-е.
Неолиберализм – государственное регулирование рыночной экономикой, социальная помощь нуждающимся.

Неолиберализм, отличаясь от либерализма, не отрицает полностью государственное экономическое регулирование, рассматривает неограниченную конкуренцию и свободный рынок в форме основного средства по обеспечению прогресса, достижения справедливости в социуме, которые возможны на базе экономического роста, измеряющегося валовым внутренним продуктом.
Появление идей западного либерализма в россии:

По мнению ряда историков, либеральные идеи проникли в Россию в XVIII веке, и либерализм прошел три этапа (было три "волны"):

1. Инициируемый "сверху" либерализм. Периоды правления Екатерины II и Александра I. Этот либерализм ещё называют просветительским.

2. "Охранительный" либерализм. После отмены крепостного права 1861 года.

3. "Новый" либерализм, период с 1900 г. до октября 1917 г.

Консерватизм – защита конкретных обществ от разрушительного воздействия революционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого и настоящего.

Основные ценности: закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть, религия, мораль.

Неоконсерватизм – ограниченное государственное регулирование рыночной экономикой, бесплатные блага только тем, кто в них нуждается.

Основные прин­ци­пы российского консерватизма бы­ли сфор­мули­ро­ва­ны в конце XVIII - начале XIX веков М.М. Щер­ба­то­вым и Н.М. Ка­рам­зи­ным и по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в «офи­ци­аль­ной на­род­но­сти» тео­рии (гр. С.С. Ува­ров, Н.Г. Уст­ря­лов и др.), в уче­нии сла­вя­но­фи­лов (А.С. Хо­мя­ков, Ю.Ф. Са­ма­рин). С точ­ки зре­ния российских кон­сер­ва­то­ров, са­мо­дер­жав­ная фор­ма прав­ле­ния со­от­вет­ст­во­ва­ла ис­то­рическому свое­об­ра­зию русского на­ро­да и рас­смат­ри­ва­лась ими как един­ст­вен­ный ис­точ­ник ре­форм и га­рант по­ряд­ка в об­ще­ст­ве.

Социализм – направление общественной мысли, стремящееся разработать принципиально новую модель устройства общества как целого на основе преобразования социально-экономических отношений.

В России развитие социализма представляло собой довольно сложный и специфический процесс. Социалистические идеи стали проникать в нашу страну в 30-е годы XIX века с Запада. Русская образованная публика знакомилась с трудами известных социалистов-утопистов – Ш. Фурье, Р. Оуэна, К. Сен-Симона. Это подвигало ее к довольно-таки радикальным требованиям. В 1845 году мелкий чиновник МИД России М. В. Буташевич-Петрашевский организовал кружок, участники которого стояли на позициях, близких к социализму. В начале деятельность кружка носила чисто просветительский характер. Затем петрашевцы пришли к мысли о необходимости вооруженного восстания и стали вести соответствующую организационную работу в войсках. В результате кружок оказался разгромлен полицией. Так почти с самого начала своего существования отечественный социализм показал себя врагом русской традиции.

 

Судебная реформа:

· устанавливалось равенство всех перед законом;

· вводилось разделение судебной и административной властей;

· устанавливалась несменяемость судей;

· вводились независимые адвокатуры;

· вводился суд присяжных.

Эти реформы породили общественные организации и гражданские учреждения.

· Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

· Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

· политические партии и движения;

· массовые общественные организации;

· ассоциации производителей и общества потребителей;

· конфессиональные общности;

· этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;

· творческие сою



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.134 (0.116 с.)