VI. Участие Финляндии в региональных экономических организациях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Участие Финляндии в региональных экономических организациях



 

Влияние через международные организации является важной частью внешней политики Финляндии. Страна является членом 78 международных организаций, в том числе многих международных экономических организаций.

Финляндия - член Банка международных расчетов (БМР) (англ. Bank for International Settlements (BIS) с 1930 года, т.е. с момента его основания. Акционерами организации являются, как правило, центральные банки (в том числе, Банк Финляндии), которые сотрудничают для достижения цели содействия международной валютно-финансовой стабильности.

Управляющий Банка Финляндии участвует в регулярных заседаниях БМР, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся денежно-кредитной и экономической политики, а также международной финансовой системы.

Финляндия является членом Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) с 1948 года, Организации объединенных наций (ООН) и Северного Совета с 1955 года, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 1969 года. Финляндия – член Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Северного инвестиционного банка. В 1989 году Финляндия вошла в состав Совета Европы.

С 1 января 1995 года страна стала полноправным членом ЕС.
С присоединением к ЕС Финляндия получила свободный доступ своих товаров и услуг на крупнейший в мире рынок, а также на рынки капиталов и рабочей силы, передовых знаний, компетенций, инноваций, технологий. Финляндия получила доступ к субсидиям из бюджета ЕС на поддержку сельского хозяйства (которые очень важны для северной страны) и своих наименее развитых регионов. При этом Финляндия является государством-донором Евросоюза.

Участие в деятельности ЕС – основа всей, в т.ч. внешнеэкономической, политики Финляндии. Работа всех органов власти Финляндии определяется ее членством в ЕС, строится на принципах деятельности Евросоюза и проводится в строгом соответствии с решениями, принятыми в рамках союза совместно с другими странами-членами. Финляндия принимает самое активное участие в деятельности всех главных органов Евросоюза – Совета Европейского союза, Европейского парламента, Комиссии Европейских сообществ, Европейского суда.

Финляндия поддерживает усилия ЕС по либерализации международной торговли. Страна выступает за снятие барьеров в торговле товарами на общем рынке ЕС и дальнейшую гармонизацию правил, а также за устранение препятствий (в первую очередь, технических) в торговле с третьими странами, для чего предлагает всем третьим странам перейти на технические регламенты и стандарты, принятые в Евросоюзе.

Торговая политика страны строится в соответствии с Общей торговой политикой (ОТП) ЕС (Common Commercial Policy, CCP), которая проводится в целях сохранения Общего рынка ЕС и защиты общих интересов Сообщества.

Финляндия является членом Всемирной торговой организации (ВТО) с
1 января 1995 года и членом ГАТТ с 25 мая 1950 года.

В рамках ВТО ЕС предоставляет торговые преференции в соответствии со следующими соглашениями: Генерализированная система преференций – Европейский Союз, Торговые преференции для стран Западных Балкан.

С 1 января 2014 года применяется схема тарифных преференций, предоставляемых странами Европейского Союза на импортируемый товар (Генерализированная система преференций, ГСП) в соответствии с Регламентом ЕС 978/2012 от 25 октября 2012 года.

Также Финляндия придерживается политики ЕС в плане выполнения преференциальных соглашений (соглашений о свободной торговле) с отдельными странами и группами стран. Финляндия является участником более 40 региональных торговых соглашений (в том числе: ЕС-Албания, ЕС – Босния и Герцеговина, ЕС – Камерун, ЕС – Центральная Америка, ЕС – Колумбия и Перу, ЕС – Грузия, ЕС – Фарерские острова, ЕС – Израиль, ЕС – Республика Корея, ЕС – Заморские страны и территории, ЕС – Республика Молдова, ЕС – Норвегия, ЕС – Украина и др.).

В 2018 году Финляндия принимала активное участие в работе региональных организаций, созданных для решения геополитических, экономических и социальных задач, таких как: Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Арктический Совет (АС), Совет министров Северных стран (СМСС). Финская сторона поддерживает развитие сотрудничества между четырьмя Северными Советами, а также в рамках других международных институтов, направленного на совершенствование координации и реализации конкретных приоритетов и проектов в рамках обновленной политики «Северного измерения».

Совет государств Балтийского моря (СГБМ), являющийся межправительственной региональной организацией, был основан в 1992 году как региональный политический форум, цель которого – содействие интеграционным процессам и поддержка устойчивого развития региона. Членами Совета являются 11 государств: Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Латвия, Литва, Польша, Россия, Швеция, Исландия, Норвегия, постоянным участником также является представитель Европейской комиссии. Еще 8 государств имеют статус наблюдателя.

Долгосрочными приоритетами в деятельности СГБМ являются следующие принципы: региональная идентичность, устойчивый и процветающий регион и безопасный регион Балтийского моря. Кроме того, СГБМ участвует в исполнении Стратегии ЕС для региона Балтийского моря и осуществляет проектную деятельность посредством Инструмента поддержки проектов (CBSS Project Support Facility – PSF).

Высшим органом СГБМ является сессия на уровне министров иностранных дел, которая проводится раз в два года (до 2003 года ежегодно) в стране, являющейся на данный момент председателем. По итогам сессий принимаются политические документы. С 1996 года на регулярной основе (один раз в два-три года) проходят встречи глав правительств государств Балтийского моря (саммиты).

Председательство в СГБМ осуществляется в соответствии с принципом ротации сроком на один год. Россия председательствовала в СГБМ с 2012 г. по 2013 г. Финляндия занимала пост председателя в период 2013 – 2014 гг.
В 2016 – 2017 гг. страной – председателем была Исландия, в 2017 – 2018 гг. – Швеция, 2018 – 2019 гг. - Латвия, в 2019 – 2020 гг. – Дания.

Улучшение сотрудничества в регионе Балтийского моря, в особенности повышение эффективности охраны морской среды – одна из приоритетных стратегических задач для Правительства Финляндской Республики, вне зависимости от состава кабинета министров. На различных международных площадках финская сторона выражает свою заинтересованность в реализации концепции превращения Балтийского региона в «экорегион» устойчивого развития, охватывающий экономическую, экологическую и социальную сферы. Особую озабоченность финских властей вызывает то, что Балтийское море – одно из наиболее загрязненных морей в мире. Тревожное состояние моря прямо и косвенно отрицательно влияет на возможности и способы его использования. Проблемы Балтийского моря могут быть решены только общими усилиями стран региона в тесной кооперации общественного и частного секторов.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды ведется также в рамках деятельности Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинкской комиссии – ХЕЛКОМ, Helsinki Commission - HELCOM), штаб-квартира которой расположена в столице Финляндии. Деятельность ХЕЛКОМ направлена на защиту морской среды Балтийского моря от всех источников загрязнений и реализуется в рамках межправительственного сотрудничества Германии, Дании, Европейского союза, Латвии, Литвы, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии. Заседания Хельсинкской комиссии проводятся ежегодно, периодически организуются заседания на министерском уровне. Комиссия также одобряет Рекомендации по защите морской среды, которые правительства Договаривающихся сторон должны вводить в свои соответствующие программы и законопроекты. C июля 2018 г. по июнь 2020 г. Финляндия является страной – председателем организации.

Совет Баренцева/Евроарктического региона был создан в 1993 году как орган межправительственного взаимодействия, в состав которого входят: Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Исландия, Европейская Комиссия, а также Российская Федерация. Кроме того, в качестве стран-наблюдателей в работе Совета принимают участие: Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, США, Франция и Япония. Баренцево сотрудничество уникально тем, что построено на основе взаимодействия между центральным и региональным уровнями. Баренцев Совет проводит совещания на уровне министров иностранных дел. Организация рассматриваются дела, требующие выбора позиции или принятия решения на государственном уровне. Исполнительным органом Баренцева Совета является Комитет старших должностных лиц (КСДЛ).

Высшим органом организации является Региональный Совет, в состав которого входят политические и административные руководители Союзов коммун Лапландии, Кайнуу, Северной Остроботнии (Финляндия), губерний Нурланд, Трумс, Финнмарк (Норвегия), Норрботтен, Вестерботтен (Швеция), Мурманской и Архангельской областей, Республики Коми, Республики Карелия и Ненецкого Автономного округа (Россия). Кроме того, в состав Регионального Совета включен представитель коренного малочисленного народа региона – саамов.

С 2013 года по 2015 год на национальном уровне функции председателя СБЕР осуществляла Финляндия. В 2015 – 2017 гг. – Россия, в 2017 – 2019 гг. – Швеция, в 2019 – 2021 гг. – Норвегия. На региональном уровне с 2015 года председательство от Архангельской области перешло к финской провинции Кайнуу, которая осуществляла функции председателя в течение 2 лет. В 2017-2019 гг. – норвежская губерния Финнмарк, в 2019 – 2021 гг. – шведская губерния Вестерботтен.

В составе СБЕР действуют отраслевые рабочие группы на государственном (4 группы) и региональном (3 группы) уровнях, смешанные рабочие группы (6 групп) по различным направлениям, а также Рабочая группа коренных народов. Основная работа Финляндии в СБЕР ведется в форме прямого трансграничного сотрудничества в сферах экономики, экологии и социального развития. Проводятся также необходимые согласования с соответствующими направлениями деятельности Совета государств Балтийского моря, Арктического Совета и Совета министров Северных стран.

Финансирование проектов СБЕР осуществляется, в основном, в рамках Программ приграничного сотрудничества (ППС) Европейского инструмента соседства (ЕИС) и национальных фондов, самым активным из которых является Норвежский Баренцев Секретариат, расположенный в г. Киркенес. В целом, сотрудничество в СБЕР складывается из сотен малых проектов, каждый из которых максимально приближен к практическим интересам его участников.

Стоит отметить поступательное развитие уникального формата международного сотрудничества в рамках «Северного измерения» (СИ) - Northern Dimension, созданного в период председательства Финляндии в Европейском Совете в 1999 г., и обновленного входе другого председательства Суоми в ЕС в 2006 г., когда концепция СИ была пересмотрена, были согласованы новые политические документы, превратившие инициативу внешней политики ЕС в платформу сотрудничества равных партнеров: ЕС, России, Норвегии и Исландии. В настоящее время для реализации стратегии «Северного измерения» в различных секторах действуют четыре Партнерства: Экологическое партнерство, Партнерство в области здравоохранения и социального благополучия, Партнерство в сфере культуры и Партнерство по транспорту и логистике.

Арктический Совет (АС) - ключевая межправительственная организация, содействующая международному сотрудничеству в Арктике по обеспечению устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Крайнего Севера. Декларация о создании Арктического совета была подписана 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) представителями 8 арктических государств: Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции. Статус постоянного участника АС имеют 6 организаций коренных народов Арктики (Циркумполярная конференциия инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктический совет атабасков и Международный совет гвичинов), которые участвуют в принятии решений и формировании политики Арктического Совета. 12 неарктических государств и девять межправительственных и межпарламентских организаций в АС имеют статус наблюдателя.

В составе АС действуют шесть отраслевых рабочих групп. Реализация совместных проектных инициатив ведется также посредством Инструмента поддержки проектов Арктического Совета, финансируемого правительствами Арктических государств при участии международных финансовых институтов.

Заседания Арктической восьмерки на уровне министров иностранных дел проводятся каждые два года страной-председателем. Комитет старших должностных лиц (КСДЛ) Совета собирается регулярно раз в полгода.

В ходе XX Министерской встречи АС 11 мая 2017 года в городе Фэрбанксе (Аляска, США) состоялась официальная передача председательства от США к Финляндии. По итогам встречи была принята декларация, в которой арктические государства подтвердили приверженность миру, стабильности и сотрудничеству в Арктике, а также определили основные направления дальнейшего развития международного взаимодействия в интересах обеспечения устойчивого развития Арктического региона. Приоритетами председательства Финляндии в АС стали следующие направления: защита окружающей среды; развитие коммуникационных сетей и услуг связи; сотрудничество в области метеорологии; равные образовательные возможности.

Цели и задачи Финляндии в Арктике обозначены в Правительственной Программе и Стратегии Финляндии в Арктическом регионе, принятой в 2013 г. и обновленной в 2016 г. Основной идеей Стратегии является представление Финляндии как драйвера устойчивого развития в Арктике. В стратегии рассматриваются пути укрепления позиций Финляндии в Арктике, новые торговые возможности, вопросы защиты окружающей среды, обеспечения безопасности и стабильности, положение северных регионов, международное сотрудничество, экспертные знания и опыт в Арктике в широком смысле. Продвижение прав коренных народов является одним из ключевых элементов политики Финляндии в области прав человека и прав человека.

В марте 2017 года Правительство Финляндии утвердило План действий для обновления Арктической стратегии, в котором представлены конкретные меры для достижения поставленных целей. Финляндия намерена выработать ключевые решения различных проблем, связанных с освоением Арктики, путем предоставления инновационных продуктов и практик. Для внедрения во все сферы деятельности в Арктическом регионе финскими специалистами разрабатываются принципы устойчивого развития арктической среды. Особый акцент делается на таких приоритетах, как экспертные знания и опыт Финляндии в Арктике, туризм и инфраструктура.

В рамках председательства Финляндии заседания КСДЛ проходили: 25-26 октября 2017 г. в Оулу; 22-23 марта 2018 г. в Леви; 1-2 ноября 2018 г. в Рованиеми и итоговое 13-14 марта 2019 г. в Рука. Кроме того, были организованы крупные международные мероприятия, например: конференция Rovaniemi Arctic Spirit и научная экспедиция по Северному Ледовитому океану на борту финского ледокола; Министерская встреча по вопросам экологии в Арктике 11-12 октября 2018 г. в Рованиеми, председателем которой выступил Киммо Тииликайнен, министр окружающей среды, энергетики и жилищного строительства Финляндии; форум, посвященный теме сопротивления изменению климата в Арктическом регионе - Arctic Resilience Forum, организованный в Рованиеми 10-11 сентября 2018 г. Министерством сельского и лесного хозяйства Финляндии.

6-7 мая 2019 года в Рованиеми состоится XXI Министерская встреча Арктического Совета, в ходе которой традиционно по итогам министерских встреч будет принята декларация, определяющая общие приоритеты и направления деятельности государств-членов АС в рамках стратегического плана действий на следующие два года. Также будут подведены итоги председательства Финляндии, одобрены годовые отчеты рабочих групп АС и намечены цели их работы на ближайшее будущее. На этой же встрече председательство в АС до 2021 г. перейдет Исландии. Затем, весной 2021 г., председателем АС станет Россия.

В 2015 г., в период председательства Канады, был создан приполярный бизнес-форум - Арктический экономический совет (АЭС), основной сферой деятельности которого является содействие экономическому развитию в Арктике; администрирование и финансирование экономических проектов в Арктическом регионе; предоставление циркумполярных бизнес-перспектив для работы АС с учетом экологических требований.

В состав АЭС входят 42 члена-представителя восьми арктических стран, а также шесть организаций, имеющих статус постоянных членов. С 2014 года пост председателя АЭС занимает Теро Ваурасте, до окончания 2018 года замещавший должность президента и главного исполнительного директора финской государственной ледокольной компании Arctia, в настоящее время занимающий должность президента собственной консалтинговой компании в сфере морского судоходства Mariadi Oy.

С целью содействия межкорпоративной деятельности и ответственному экономическому развитию Финляндия стремится расширить сотрудничество между АС и АЭС. Сферы общих интересов включают в себя: формирование потенциала, управление рисками, связь, услуги и технологии для холодного климата, морской транспорт, энергетику, биоэкономику, туризм, жилищные вопросы и горнодобывающую промышленность.

Межправительственное сотрудничество пяти стран Северной Европы: Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции с участием трех автономных территорий: Гренландии, Фарерских и Аландских островов осуществляется в формате Совета Министров Северных стран (СМСС), действующего с 1971 г. и имеющего разветвленную сеть подразделений и институтов по различным направлениям сотрудничества, финансирование которых производится через СМСС в рамках ежегодно формируемого бюджета стран – участниц. Председательство в СМСС принадлежало в 2016 г. – Финляндии, в 2017 г. – Норвегии, в 2018 г. – Швеции, в 2019 г. – Исландия, 2020 – Дания, 2021 – будет снова Финляндия.

СМСС оказывает поддержку сотрудничеству стран Северной Европы и России в областях, представляющих взаимный интерес. Цель заключается в укреплении регионального сотрудничества и в содействии процветанию, стабильности и безопасности между соседними странами. С 1995 в течение десяти лет с привлечением десятков тысяч участников были реализованы сотни малых и средних совместных проектов по широкому кругу вопросов. В 2015 году была запущена «Новая программа сотрудничества Северных стран и России», действующая преимущественно на территории Северо-Западного федерального округа РФ.

С 18 марта 2019 года новым генеральным секретарем Совета Министров Северных стран назначена Паула Лехтомяки, ранее занимавшая пост Государственного секретаря Премьер-министра Финляндии.

Северный Совет является региональной организацией сотрудничества парламентариев стран Северной Европы (с 1955 г.). Северный Совет дает рекомендации СМСС, и в большинстве случаев его решения приобретают форму конкретных действий со стороны правительств и парламентов стран-участниц. Финляндия председательствовала в Северном Совете в 2017 г., в 2018 г. - Норвегия, в 2019 г. – Швеция, в 2020 г. – Исландия, в 2021 – Дания, в 2022 г. – Финляндия.

Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО) – международная финансовая структура, созданная в 1990 году Данией, Исландией, Норвегией, Финляндией и Швецией, ее штаб-квартира находится в Хельсинки. НЕФКО использует средства, выделяемые странами Северной Европы, для финансирования экологически значимых проектов из Инвестиционного фонда, Северного Фонда экологического развития (NMF), а также управляя целевыми фондами и программами с различными географическими мандатами. НЕФКО реализует природоохранные проекты в Баренцевом регионе и Арктике, Центральной и Восточной Европе, оказывает финансовую поддержку «зелёным» технологиям, улучшению состояния окружающей среды и противодействию изменению климата с использованием накопленного опыта и передовых технологий Северных стран. Полномасштабное внедрение проектов, во многих случаях происходит на основе сотрудничества Корпорации с ведущими международными финансовыми организациями. НЕФКО вот уже более 20 лет осуществляет взаимодействие с Российской Федерацией по экологической проблематике.

Текущими приоритетами деятельности НЕФКО являются: поддержка деятельности по сокращению загрязнения Балтийского моря, Арктики и Баренцева региона; содействие «зелёному росту», борьба с изменением климата путём развития возобновляемых источников энергии, повышения энергоэффективности и сокращения вредных выбросов, развития углеродных рынков.

Важную роль в развитии экономического и природоохранного сотрудничества на севере Европы играет созданный за счет долевых взносов участвующих государств «Северный инвестиционный банк», (Nordic Investment Bank, NIB) - многосторонний банк развития, членами которого являются страны Северной Европы и страны Балтии. Банк финансирует проекты, представляющие интерес для стран-членов как в Северной Европе (инвестиции в инфраструктуру, экологию, образование), так и за ее пределами (содействие финансированию проектов деловых партнеров компаний из стран Северной Европы). NIB предоставляет кредиты на срок до 20 лет в объеме до 50% от стоимости проекта.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.017 с.)