Тема: «обследование пациентов с заболеваниями глаз». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «обследование пациентов с заболеваниями глаз».



Тема: «Обследование пациентов с заболеваниями глаз».

Блок информации для самостоятельного изучения.

Медицинская сестра офтальмологического отделения (кабинета) осуществляет:

1. подготовку перед амбулаторным приемом врача-офтальмолога рабочего места, контроль наличия необходимого медицинского инструментария, медикаментов, аппаратуры, документации, проверку исправности аппаратуры, средств оргтехники;

2. подготовку и передачу в регистратуру листов самозаписи пациентов, талонов на прием к врачу на текущую неделю;

3. доставку перед началом приема из картохранилища медицинских карт амбулаторных больных, подобранных регистраторами в соответствии с листами самозаписи; или работает в программе медицинского учреждения в электронных картах пациентов

4. контроль за своевременным получением результатов исследований и расклейкой их в медицинские карты амбулаторных больных;

5. регулировку потока посетителей путем фиксирования соответствующего времени в листах самозаписи и выдачи талонов для повторных пациентов;

6. предоставление информации в картохранилище обо всех случаях передачи медицинских карт амбулаторных больных в другие кабинеты с целью внесения соответствующей записи в карту-заменитель;

7. выполнение следующих диагностических манипуляций на амбулаторном приеме по указанию врача:

- определение остроты зрения;

-определение вида и степени рефракции;

- подбор простых очков;

- оформление рецепта на очки;

-измерение внутриглазног давления

- осмотр соединительной оболочки и слизистой оболочки верхнего века, конъюнктивы, слезных путей;

- определение чувствительности роговицы;

- определение поля зрения;

В детских кабинетах:

- исследование характера зрения;

- определение угла косоглазия.

8. выполнение следующих лечебных манипуляций по назначению врача:

- закапывание капель;

 -  закладывание за веки мази или нанесение мази  на веки;

- промывание глаз лекарственными веществами;

- "выворачивание" век;

- наложение моно-и бинокулярных повязок на глаза;

- массаж век мазью с помощью стеклянной палочки;

9. оказание помощи врачу-офтальмологу при проведении амбулаторных операций;

10. ведение учета диспансерных больных и своевременный вызов их на прием к врачу;

11. обработку и уборку инструментария, приведение в порядок медицинской документации, рабочих мест по окончании амбулаторного приема;

12. выписку требований на медикаменты и перевязочный материал, и получение их у главной медицинской сестры поликлиники;

13. участие в проведении работы по гигиеническому воспитанию населения;

14. систематическое повышение своей квалификации путем изучения соответствующей литературы, участия в конференциях, семинарах, обучения на курсах усовершенствования;

15. оформление под контролем врача медицинской документации: направлений на консультацию и во вспомогательные кабинеты статистических талонов, выписок из медицинских карт амбулаторных больных, листков нетрудоспособности, справок о временной нетрудоспособности, направлений на МСЭ. журналов записей амбулаторных операций, контрольных карт диспансерного наблюдения, дневников работы среднего медицинского персонала и др.

                                       Функции органа зрения.

Центральное зрение – способность органа зрения различать форму предметов в пространстве. Центральное зрение характеризуется двумя зрительными функциями: остротой зрения и цветоощущением. Под нормальной остротой зрения понимается способность глаза различать раздельно две светящиеся точки под углом зрения в 1градус.

Алгоритмы манипуляций.

 

Последовательность действий при исследовании остроты зрения

Последовательность действий при исследовании

Остроты зрения меньше 0,1

1. Подготовка к исследованию.

1. Вместо букв на светлом фоне можно показывать раздвинутые пальцы своей руки (величина пальцев примерно равна величине букв первой строки таблицы).       

 

2.На полу против таблицы Сивцева краской нанесите метки через каждый 0.5м.

3.Объясните пациенту суть метода.

 

II. Выполнение исследования.

4. Показывайте пальцы рук с расстояния 0,5 м от глаза пациента отходя на каждые 0,5 м до момента неузнавания или неправильного называния их. (Рис. 1)
5. Остроту зрения рассчитайте по формуле Снеллена V = d/D.
Расстояние, с которого пациент увидел пальцы (d), разделить на расстояние, с которого должен видеть (D = 50м). Из расчета по формуле каждые 0,5 м соответствуют остроте зрения 0,01.

6. Если пациент не видит пальцы с расстояния 0,5м приближайте их к лицу. Счет пальцев у лица соответствует остроте зрения 0,001.

7. Если пациент не видит пальцы у лица, проверьте, есть ли у него светоощущение. Свет в глаз можно направить зеркалом офтальмоскопа, сверху, снизу, слева, справа. Если исследуемым направление света указывается правильно, острота зрения у него равна светоощущению с правильной проекцией V = 1/pr.l.certae, a если неправильно - светоощущению с неправильной проекцией света V = 1/pr.l. in certae.

8. Если исследуемый не отличает света от тьмы, острота зрения равна нулю.

.

.    Рис. 1 Определение остроты зрения ниже 0,1 по пальцам.

   

III. Окончание исследования.

9. Успокойте пациента.

10. Запишите результат исследования.

 

I. Подготовка к исследованию.

1. Включите 4-х точечный цветовой аппарат в электросеть.

2. Объясните пациенту суть исследования.

3. Спросите расположение цветовых тестов в приборе.

4. Предложите надеть пациенту очки с красно-зелеными фильтрами (красное
стекло перед правым глазом, зеленое - перед левым).

 

I. Подготовка к исследованию.

1. Приготовьте полихроматические таблицы проф. Е.Б. Рабкина.

2. Проверьте удостоверение личности пациента (медработник несет юридическую ответственность).

3. Объясните пациенту суть исследования.

4. Предложите пациенту сесть на стул спиной к окну (освещение таблиц должно быть хорошее, не ниже 20 люксов или рассеянное дневное освещение).

П. Выполнение исследования.

5. Расположите полихроматические таблицы на 0,5-1 м от пациента в строго
вертикальной плоскости на уровне глаз (нельзя держать таблицы в наклонной
плоскости или ином случайном положении).

6. По таблицам № 1 и № 2 объясните пациенту метод.

7. Демонстрируйте таблицы в течение 5 сек, а таблицы № 15 и № 18 до 10 секунд (продолжительность процесса исследования основной группы таблиц в среднем 5-10 минут).

8. Дайте оценку исследования (человек с нормальным цветовым зрением легко различает рисунки, с нарушенным цветоощущением видит в рисунках четко фигуры, скрытые для лиц с нормальным цветоощущением). Оценка ответов производится для каждой таблицы отдельно.

 

I. Подготовка к исследованию.

1. Подготовьте к работе: периметр Ферстера, определенного диаметра объекты: белый, красный, синий, зеленый (диаметр определяется врачом от 1 до 5 мм), повязку на глаз, схемы, карандаши - черный, синий, красный, зеленый.

2. Объясните пациенту суть предстоящего исследования.

3. Помогите пациенту удобно сесть за аппарат (спиной к окну, чтобы не было теней, падающих на периметр). (Рис. 1)

4. Предложите приложить нижнее веко исследуемого глаза к верхней центрирующей пластинке вертикальной стойки упора подбородника.

 

5. Упор фиксируйте винтом в той позиции, которая обеспечивает устойчивое положение головы и центрацию глаза.

6. Закроите не исследуемый глаз плоской, недавящей повязкой.

7. Проинструктируйте пациента: покажите фиксационный и подвижной объект.
Объясните, какие ответы от него ожидаются: «вижу» - как только подвижной
объект замечен, «пропал» - при его исчезновении, «появился» - после исчезновения.

8. Предложите пациенту смотреть только в центр на фиксационный объект не переводя взор и перемещая объект в разных участках поля зрения, проверьте, понял ли он инструкцию.

II Выполнение исследования.

9.Передвигайте белый объект по градуированной дуге от наружной ее части до точки фиксации со скоростью 2 см/с.

10.Исследование проведите в 8 меридианах на белый цвет и в 4 на цвета: синий, красный, зеленый, меняя положение дуги периметра через каждые 45 градусов.

9. Полученные данные регистрируйте на специальных бланках - схемах в виде точек. (Рис. 2)

10.Аналогично проведите исследование на другом глазу.

 

Рис. 1. Исследование поля зрения на периметре Ферстера

 

Рис. 2. Бланк для нанесения границ поля зрения при исследовании на периметре.

III. Окончание исследования

13.Снимите повязку с глаза пациента.

14.Помогите пациенту встать из-за аппарата.

15.Спросите о его самочувствии.

16.Заполните схему: соедините точки сплошной линией, выпавшие участки поля зрения заштриховываются, а участки относительных скотом заполните точками:
внесите паспортные данные, дату, час исследования, состояние погоды (день ясный, пасмурный): особенности лицевого черепа (высокая переносица) и т.д.

17.Доставьте схему врачу.

Запомните! Начинать исследование всегда следует с перемещения подвижного объекта от периферии к центру, а после определения периферической границы поля прения, продолжать движение объекта до центра, с целью выявления выпадения (скотомы) в поле зрения. При цветной периметрии периферическая граница его отмечается не в момент, когда пациент заметил цветной объект, а в момент когда он уверенно различит его цвет. Медицинская сестра должна знать нормальные границы поля зрения и в начале исследования перепроверить результат периферической границы.

 

Контрольным способом

I. Подготовка к исследованию.

 

1. Подготовьте светлый объект (им может быть карандаш, ручка, палец и др.).

2. Объясните пациенту суть метода.

3. Усадите пациента напротив себя на расстоянии 1 м так, чтобы глаза друг друга находились на одном уровне. Рис. 12.

П. Выполнение исследования.

4. Попросите пациента закрыть ладонью правый глаз и смотреть в глаз исследователя.

5. Исследователь закрывает себе ладонью левый глаз и смотрит в глаз пациента.

6. Передвигайте объект от периферии к центру в четырех меридианах посредине
между лицом пациента и своим.

 

 

Рис. 12. Контрольный способ исследования поля зрения

7. Предложите пациенту заявить появление объекта или исчезновение словами
«вижу - сверху, слева, справа, снизу, исчез». (Довести объект следует до центра
напротив зрачков, чтобы выявить скотому).

8. Оцените состояние границ поля зрения пациента. (Если пациент и исследователь увидят объект одновременно, значит поле зрения пациента в пределах нор­мы).

9. Сообщите пациенту результат исследования.

 

I. Подготовка к исследованию.

1. Посадите пациента лицом к окну, чтобы он был освещен равномерно.

2. Объясните пациенту суть исследования.

3. Тщательно вымойте руки, обработайте кожным антисептиком, просушите.

П. Выполнение исследования.

4. Осмотрите кожу лица, век (цвет, тургор, наличие ссадин, мацераций, отека и т.д.). Сравните ширину глазных щелей, положение век, прилежание их к глазному яблоку, состояние краев их, рост ресниц. Оцените выстояние в глазнице правого и левого глаза, подвижность глазных яблок.

5. Осмотрите соединительную оболочку хрящей век, переходных складок глазного яблока.

6. Большим пальцем правой руки оттяните нижнее веко книзу и слегка прижмите его к костному краю орбиты (см. рис. 1).

7. Осмотрите слизистую оболочку нижнего века.

8. Оттяните нижнее веко максимально вниз и осмотрите переходную складку конъюнктивы нижнего века.

9. Осмотрите конъюнктиву глазного яблока. Оцените: цвет конъюнктивы (розовая, гиперемированная); прозрачность (видимость сальных желез хряща век); толщину конъюнктивы (отек, инфильтрация, фолликулы, пленки, складки); отделяемое (слизистое, гнойное, сукровичное, хлопьевидное, пенистое -обильное, умеренное, скудное).

10.Оцените состояние поверхностных сосудов глаза: наличие гиперемии глазного яблока.

11.Осмотрите слезные органы: слезную железу (оттяните верхнее веко кверху, при этом предложите пациенту смотреть на свой кончик носа): слезные точки - величину, положение их. Проверьте, нет ли отделяемого из слезных точек при надавливании на область слезных мешков.

12.Осмотрите роговицу: оцените прозрачность, зеркальность, сферичность, величину (горизонтальный и вертикальный диаметры).

13.Осмотрите переднюю камеру: оцените глубину (глубокая, отсутствие ее), равномерность ее, прозрачность водянистой влаги (гной, кровь, экссудат и т.д.).

14.Осмотрите радужную оболочку - оцените ее цвет, рисунок, состояние зрачкового края.

15.Зрачок - цвет (в норме черный), форма (округлая, равномерная), величина
(одинаковая в правом и левом глазу - в норме 3-5 мм), расположен в норме в центре радужки. Реакция на свет живая.

П. Окончание исследования.

19.Вымойте руки.

20.Оформите схему.

21.Предоставьте схему врачу.

 

    Рис. 1 Осмотр слизистой оболочки нижнего века и нижней переходной складки.

Запомните! При всех манипуляциях движения должны быть нежными и щадящими, чтобы не причинить вред глазу.

 

Для закрепления информации используйте ссылки на просмотр видео по манипуляциям:

1. https://www.youtube.com/watch?v=nlpczXD8-6k, https://meduniver.com/Medical/Video/opredelenie_ostroti_zrenia.html острота зрения

2. https://meduniver.com/Medical/Video/narugnii_osmotr_glaz.html - осмотр пациента

3. https://meduniver.com/Medical/Video/proverka_cvetoochuchenia.html - таблицы Рабкина

4. https://meduniver.com/Medical/Video/vivorachivanie_verxnego_veka.html - выворачивание верхнего века

5. https://meduniver.com/Medical/Video/fiksacia_rebenka.html - осмотр глаз маленьких детей

6. https://meduniver.com/Medical/Video/opredelenie_temnovoi_adaptacii.html - исследование темновой адаптации

7. https://youtu.be/AWrOwetYxDg - периметрия на периметре Ферстера

8. https://meduniver.com/Medical/Video/subiektivnoe_opredelenie_refrakcii.html - подбор очков субъективным методом

 

Тема: «Обследование пациентов с заболеваниями глаз».

Блок информации для самостоятельного изучения.

Медицинская сестра офтальмологического отделения (кабинета) осуществляет:

1. подготовку перед амбулаторным приемом врача-офтальмолога рабочего места, контроль наличия необходимого медицинского инструментария, медикаментов, аппаратуры, документации, проверку исправности аппаратуры, средств оргтехники;

2. подготовку и передачу в регистратуру листов самозаписи пациентов, талонов на прием к врачу на текущую неделю;

3. доставку перед началом приема из картохранилища медицинских карт амбулаторных больных, подобранных регистраторами в соответствии с листами самозаписи; или работает в программе медицинского учреждения в электронных картах пациентов

4. контроль за своевременным получением результатов исследований и расклейкой их в медицинские карты амбулаторных больных;

5. регулировку потока посетителей путем фиксирования соответствующего времени в листах самозаписи и выдачи талонов для повторных пациентов;

6. предоставление информации в картохранилище обо всех случаях передачи медицинских карт амбулаторных больных в другие кабинеты с целью внесения соответствующей записи в карту-заменитель;

7. выполнение следующих диагностических манипуляций на амбулаторном приеме по указанию врача:

- определение остроты зрения;

-определение вида и степени рефракции;

- подбор простых очков;

- оформление рецепта на очки;

-измерение внутриглазног давления

- осмотр соединительной оболочки и слизистой оболочки верхнего века, конъюнктивы, слезных путей;

- определение чувствительности роговицы;

- определение поля зрения;

В детских кабинетах:

- исследование характера зрения;

- определение угла косоглазия.

8. выполнение следующих лечебных манипуляций по назначению врача:

- закапывание капель;

 -  закладывание за веки мази или нанесение мази  на веки;

- промывание глаз лекарственными веществами;

- "выворачивание" век;

- наложение моно-и бинокулярных повязок на глаза;

- массаж век мазью с помощью стеклянной палочки;

9. оказание помощи врачу-офтальмологу при проведении амбулаторных операций;

10. ведение учета диспансерных больных и своевременный вызов их на прием к врачу;

11. обработку и уборку инструментария, приведение в порядок медицинской документации, рабочих мест по окончании амбулаторного приема;

12. выписку требований на медикаменты и перевязочный материал, и получение их у главной медицинской сестры поликлиники;

13. участие в проведении работы по гигиеническому воспитанию населения;

14. систематическое повышение своей квалификации путем изучения соответствующей литературы, участия в конференциях, семинарах, обучения на курсах усовершенствования;

15. оформление под контролем врача медицинской документации: направлений на консультацию и во вспомогательные кабинеты статистических талонов, выписок из медицинских карт амбулаторных больных, листков нетрудоспособности, справок о временной нетрудоспособности, направлений на МСЭ. журналов записей амбулаторных операций, контрольных карт диспансерного наблюдения, дневников работы среднего медицинского персонала и др.

                                       Функции органа зрения.

Центральное зрение – способность органа зрения различать форму предметов в пространстве. Центральное зрение характеризуется двумя зрительными функциями: остротой зрения и цветоощущением. Под нормальной остротой зрения понимается способность глаза различать раздельно две светящиеся точки под углом зрения в 1градус.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.14 (0.073 с.)