Трактовки понятия педагогической технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трактовки понятия педагогической технологии



СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий

1.1.Трактовки понятия педагогической технологии…………………..……4

1.2.Структура педагогической технологии…………………………….……5

1.3.Основные качества современных педагогических технологий…..…….6

Глава 2.   Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей………………………………………….….7

2.1. Виды  педагогических технологий, применяемых  в практике дополнительного образования

2.1.1.  Технология личностно-ориентированноего обучения……….….9

2.1.2. Технология  индивидуального обучения…………………….….….10

2.1.3. Групповые технологии………………………………………………11

2.1.4. Технология КТД………………………………………………………12

2.1.5. Технология ТРИЗ……………………………………………………..14

2.1.6. Технология проблемного обучения…………………………………15

2.1.7. Технология программированного обучения………………………..17

2.1.8. Игровые технологии…………………………………………………18

2.1.9. Технология проектного обучения………………………………….20

2.1.10. Технология развивающего обучения…………….………….22

2.1.11. Новые информационные технологии……………..………….24

2.1.12. Здоровьесберегающие технологии……………………………25

2.2. Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей……………………………………….30

Заключение ………………………………………………………………………..40

Список использованных источников…………………………………………..…41

 

ВВЕДЕНИЕ

     Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей: обновление содержания образования; внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

      Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.

       Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

        Актуальность выбранной темы очевидна, ведь современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. И именно поэтому, технологии, которые необходимо использовать в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствовать  обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.

     Цель работы  - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей.

     Задачи работы:

1. Изучить теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий.

2. Рассмотреть виды современных технологий обучения детей и их практическое применение в системе дополнительного образования.

3. Изучить использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.

        Объект исследования – педагогические технологии.

        Предмет исследования – педагогические технологии, разработанные и применяемые в современной педагогической науке.

   В основе методологии исследования лежит совокупность приёмов, методов и принципов, применяемых в науке. Методы исследования -  анализ.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

      В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое значение и место по ряду причин:

  1. выбор способа решения дидактиче­ской задачи в дополнительном образова­нии предоставляется самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача по­сильна далеко не каждому. Происходит это по ряду причин, связанных с уровнем профессиональной компетенции, так как, зачастую, работают высоко квалифи­цированные специалисты по профилю, но не имеющие педагогического образова­ния и опыта работы с детьми; следова­тельно, полезнее вооружить их готовой технологией;
  1. в условиях дополнительного обра­зования важнее ответить на вопрос не "чему учить?", а "как учить?" т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконеч­но расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития;
  1. учреждение дополнительного обра­зования особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

      Следовательно, объектом техноло­гии дополнительного образования яв­ляется не столько предметное содержа­ние, сколько способы организации раз­личных видов деятельности обучающихся и организационные формы образователь­ного процесса.

      Современная школа перегружает го­ловы учеников знаниями, их роль преуве­личивается, они выступают как цель, а не как средство развития способностей ребенка. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к вы­полнению действий по образцу, что пере­гружает память и не развивает мышление школьника.

      Учреждение дополнительного образования детей, в отличие от массо­вой школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их инди­видуальным особенностям и интересам и учить всех по-разному, причем содержа­ние и методы обучения могут быть рас­считаны на уровень умственного развития ребенка и корректироваться в зависимо­сти от его конкретных возможностей, способностей и запросов. В результате для большинства детей создаются оптималь­ные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы и вообще никто не "выпадает" из учебного процесса.

      Организация образовательного про­цесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется осо­бенностями, которые позволяют вне­дрять в практику их деятельности совре­менные педагогические технологии:

  • учащиеся приходят на занятия в сво­бодное от основной учебы время;
  • обучение организуется на доброволь­ных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  • психологическая атмосфера носит не­формальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стан­дартами;
  • детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий;
  • допускается переход учащихся из од­ной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуально­го развития).

      Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. К педагогическим технологиям на основе личностно-ориентированного подхода относятся: личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); коллективный способ обучения; технологии адаптивной системы обучения; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технология КТД; технология ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; технология программированного обучения; игровые технологии; технологии развивающего обучения.

 

2.1. Виды педагогических технологий, применяемых в практике дополнительного образования

Групповые технологии.

       Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

        Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

        Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

       Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации.

         Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

        Групповая технология складывается из следующих элементов:

· постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

· планирование работы в группах;

· индивидуальное выполнение задания;

· обсуждение результатов;

· сообщение о результатах;

· подведение итогов, общий вывод о достижениях.

 

Технология «ТРИЗ»

 

          Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

       Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

 

      Принципы технологии ТРИЗ:

-снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;

-гуманистический характер обучения;

-формирование нестандартного образа мышления;

-практико-ориентированное внедрение идей.

     Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

     Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

          По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:

-умение анализировать, рассуждать, обосновывать;

-умение обобщать, делать выводы;

-умение оригинально и гибко мыслить;

-умение активно использовать воображение.

          В методике используются индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

          Оценка идей производится специалистами, которые сначала отбирают самые оригинальные предложения, а затем – наиболее оптимальные.

Игровые технологии

 

         Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

         Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

        Основные принципы игровых технологий:

-природо – и культуросообразность;

-умение моделировать, драматизировать;

-свобода деятельности;

-эмоциональная приподнятость;

-равноправие.

        Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

        Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

        В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное бедствие", "Путешествие во времени" и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.

        Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.

        Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.

           Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:

· Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).

· Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

· Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Изучив и проанализировав существующие в педагогической науке и практике современные педагогические технологии, можно утверждать, что в дополнительном образовании разнообразные личностно-ориентированные технологии стали его отличительной особенностью.  Они направлены на то, чтобы:

-разбудить активность детей;

-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

-подвести эту деятельность к процессу творчества;

-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

        Так же, исследование использования современных  педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию творческих способностей, личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся. Именно это и соответствует запросам общества и способствует обеспечению достойного уровня и совершенствованию качества образования.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий

1.1.Трактовки понятия педагогической технологии…………………..……4

1.2.Структура педагогической технологии…………………………….……5

1.3.Основные качества современных педагогических технологий…..…….6

Глава 2.   Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей………………………………………….….7

2.1. Виды  педагогических технологий, применяемых  в практике дополнительного образования

2.1.1.  Технология личностно-ориентированноего обучения……….….9

2.1.2. Технология  индивидуального обучения…………………….….….10

2.1.3. Групповые технологии………………………………………………11

2.1.4. Технология КТД………………………………………………………12

2.1.5. Технология ТРИЗ……………………………………………………..14

2.1.6. Технология проблемного обучения…………………………………15

2.1.7. Технология программированного обучения………………………..17

2.1.8. Игровые технологии…………………………………………………18

2.1.9. Технология проектного обучения………………………………….20

2.1.10. Технология развивающего обучения…………….………….22

2.1.11. Новые информационные технологии……………..………….24

2.1.12. Здоровьесберегающие технологии……………………………25

2.2. Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей……………………………………….30

Заключение ………………………………………………………………………..40

Список использованных источников…………………………………………..…41

 

ВВЕДЕНИЕ

     Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей: обновление содержания образования; внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

      Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.

       Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

        Актуальность выбранной темы очевидна, ведь современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. И именно поэтому, технологии, которые необходимо использовать в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствовать  обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.

     Цель работы  - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей.

     Задачи работы:

1. Изучить теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий.

2. Рассмотреть виды современных технологий обучения детей и их практическое применение в системе дополнительного образования.

3. Изучить использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.

        Объект исследования – педагогические технологии.

        Предмет исследования – педагогические технологии, разработанные и применяемые в современной педагогической науке.

   В основе методологии исследования лежит совокупность приёмов, методов и принципов, применяемых в науке. Методы исследования -  анализ.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Трактовки понятия педагогической технологии

 

        Слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят о том, что это качественно новая ступень в развитии педагогики.

        Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:

1. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

2. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

3. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

4. Педагогическая технология – это системный метод создания, приме нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

5.  «Педагогическая технология» - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

6.  «Педагогическая технология» - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.094 с.)