Тема рисование как вид продуктивной деятельности дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема рисование как вид продуктивной деятельности дошкольников



Тема Рисование как вид продуктивной деятельности дошкольников

План:

1. Виды рисования: предметное, сюжетное, декоративное.

2. Технические умения и навыки в рисовании.

3. Программные требования к знаниям, умениям и навыкам дошкольников разных возрастных групп, необходимым в предметном, сюжетном и декоративном рисовании.

 

1. Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование – более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация.

Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги. Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей является одним из направлений в процессе различных видов детской деятельности.

 В ДОУ рисование имеет следующие виды: предметное, сюжетное, декоративное.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

- научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;

- научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;

- передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

- развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

- научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
научить передавать взаимодействия между объектами;

- научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Общими задачами декоративного рисования, стоят следующие:
развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;

-развивать чувство цвета;

- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;

- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

2. Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.
Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обусловливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.
Маленький ребенок не владеет способами работы карандашом и кистью, не владеет движениями руки, необходимыми для передачи формы предметов. А если такие движения и появляются в опыте ребенка, то они носят случайный характер и повторить их сознательно он чаще всего не может. Ребенок не умеет управлять движениями руки для достижения нужного качества: легкости, слитности движения, определенного темпа его, ритмичности и др., поэтому он не осознает зависимости качества изображения от качества движений руки при рисовании.

Всему этому ребенок учится постепенно на занятиях в процессе создания изображения. От занятия к занятию на протяжении пребывания в детском саду у ребенка формируются необходимые технические навыки и умения. По мере овладения движениями руки ребенок все более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел.

При формировании техники рисования у детей дошкольного возраста необходимо учитывать то полезное, что есть в детской «естественной» технике, что проявляется в самостоятельных действиях ребенка с карандашом.
Многочисленные наблюдения за детьми показывают, что уже в 1-2 года дети, подражая взрослым или старшим братьям, сестрам, берут в руки карандаш и начинают двигать им по бумаге Чтобы подражать изобразительным движениям, ребенок должен управлять своими движениями. Такая возможность появляется ко второму году жизни.

Первые штрихи, которые ребенок наносит на бумагу, большей частью прерывающиеся: карандаш то касается бумаги, то проносится по воздуху. Но довольно быстро, обычно после нескольких проб, рука ребенка крепнет, движения делаются более энергичными, многократно повторяющимися: ребенок двигает рукой туда-обратно, не отрывая карандаша от бумаги. В результате получаются пучки дугообразных штрихов, по длине соответствующие размаху руки ребенка. Многократное повторение, упражнение в одних и тех же движениях содействует развитию соответствующих групп мышц и механизма произвольного управления ими.
В это же время маленькие дети, ударяя карандашом по бумаге, получают точки и короткие штрихи. Эти движения они повторяют на протяжении второго и третьего года жизни.

Если непрерывное дугообразное движение обратно идет не по тому же пути, а загибаясь в другую сторону, то получается вращательное движение. Благодаря совершенствованию этого движения, форма в изображении все более и более округляется. Вращательное движение может сосредоточиваться на одном месте, и тогда получаются мотки, может распространяться по всему листу — в этом случае образуются спирали. От неотрывного движения ребенок переходит к раздельным движениям. Отдельные линии приобретают все более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом (появляются зигзаги), перекрещиваются.

Рисунки детей этого возраста характеризуются большим разнообразием линий, которые получаются чаще всего случайно: не всякую линию ребенок может повторить по предложению взрослого; малыш не может сознательно в нужной точке остановить движение руки, чтобы получить линию определенной длины, а рисует как выйдет.

В первом полугодии третьего года жизни ребенка отдельные линии начинают закругляться, замыкая контуром фигуру. Это одноразовое замыкающее линию движение как бы «вырезывает» фигуру из фона бумаги. Однако далеко не полностью ребенок владеет произвольностью действий для получения тех или иных штрихов, той или иной фигуры; ему не всегда удается, направить движение, подчинить его определенной цели. Ребенок не всегда устанавливает связь движений с полученным изображением. Возможность начертания замкнутых фигур проявляется лишь в отдельных случаях. В период от двух до трех лет характерно также освоение несколько более сложных графических структур — круга с расходящимися от него во все стороны линиями, пересечения разных линий (вертикальных, горизонтальных, наклонных).
Этот период свободного рисования, не обусловленный еще задачей изображения определенного предмета или явления, период свободного действия с карандашом и бумагой имеет огромное значение для развития рисовальных движений руки. Постепенно в этих естественных упражнениях рука ребенка приобретает уверенность, смелость. Поэтому не следует торопиться переводить детей на содержательное изображение, ставить перед ними задачу что-то нарисовать. Рука, и без того еще действующая неуверенно, становится еще более неумелой, когда перед ребенком возникает задача передать в рисунке форму предмета. Ребенок еще мал, и неудачи делают рисование неинтересной для него деятельностью. Если же задача предметного изображения будет поставлена лишь тогда, когда рука ребенка свободно овладеет карандашом и приобретет большую уверенность (как это и предусмотрено «Программой воспитания в детском саду»), то ребенок решит ее без особого напряжения и отрицательное отношение к рисованию не появится.
Но в этот период, всякий раз когда дети рисуют, надо следить, чтобы они правильно держали карандаш, фломастер или кисть.
Итак, некоторые рисовальные движения, на которых позднее основывается передача формы в изображении, а также закрашивание рисунков возникают в самостоятельных действиях ребенка. Уже в процессе начального чирканья значительно участие зрительного анализатора, ребенок воспринимает линии, которые наносит его карандаш на лист бумаги. Можно сказать, что в этот период закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которая в дальнейшем, в процессе развития изобразительной деятельности, будет иметь решающее значение.

Выяснение хода развития «естественной» техники рисования у маленького ребенка необходимо было сделать для того, чтобы не игнорировать развития естественных движений руки ребенка, не действовать при обучении в противовес им, что значительно усложнило бы овладение техникой рисования, а опираться на то, что уже усвоил ребенок.

Е. А. Флерина неоднократно указывала на смелость, свободу движений руки маленького ребенка, на его интерес к поискам разнообразных движений для получения штрихов различного характера, на стремление заполнять лист бумаги штрихами и освоение таким образом пространства листа. Эта легкость, свобода обусловлены тем, что нет сложности изображения. В процессе обучения необходимо сохранить смелость и свободу движений, свойственные маленькому ребенку, его стремление к повторению однородных движений.
При определении последовательности формирования технических навыков и умений в рисовании надо исходить из изобразительных задач, указанных в программе детского сада, и специфики деятельности, с одной стороны, и из особенностей формирования двигательных навыков и орудийных действий — с другой.

В детском изобразительном творчестве формирование технических навыков и решение изобразительных задач находятся в определенной взаимозависимости. Овладение техникой служит решению изобразительных задач, и вместе с тем возможности изображения обусловливаются уровнем овладения техникой.

В связи с этим нужно сопоставить последовательность решения изобразительных задач в рисовании с последовательностью овладения техникой. В других видах изобразительной деятельности такая взаимозависимость найдена. Например, в лепке детей вначале учат наиболее простому действию – раскатыванию глины между ладонями прямыми движениями. По мере освоения этого навыка переходят к обучению раскатывания кругообразными движениями. Овладение указанными техническими приемами дает возможность лепить различные предметы округлой и цилиндрической формы.

В обучении аппликации также определено правильное соотношение техники вырезывания и содержания изображения. Сначала детей обучают технике резания по прямой линии, затем резанию по дуге и по окружности. Используя немногие технические навыки и умения, дети могут решать довольно разнообразные изобразительные задачи. Указанные в существующей программе технические навыки рисования не всегда соотнесены с освоением изображения. Однако и в рисовании можно найти такое соотношение, которое позволит последовательно отрабатывать технику рисования и при этом решать изобразительные задачи. Технические навыки рисования должны отрабатываться не оторвано от изображения, а включаться в него. Тогда они формируются в процессе решения изобразительных задач и постепенно совершенствуются.

Овладев умением подчинять движения руки задаче рисования любой формы разной величины и в различном пространственном положении, дети получают возможность изображать разнообразные предметы.
На каждом этапе обучения рисованию перед детьми ставятся определенные задачи изображения и соответственно программе детьми должны осваиваться определенные навыки и умения по технике рисунка.

Выделяются и такие дети, правда, их очень немного, которые очень быстро теряют правильное положение пальцев даже после того, как карандаш вложен им в руку педагогом. Эти дети очень долго не могут овладеть правильной хваткой инструмента. Все это свидетельствует о том, что воспроизведение детьми правильного способа не дается просто и требует внимания педагога.

Вместе с тем очень важно, чтобы с самого начала дети усваивали именно такой способ, который обеспечивает большую свободу движений руки с инструментом, что необходимо для решения изобразительных задач, которые постепенно усложняются и требуют определенной свободы и легкости владения карандашом и кистью. До сих пор этому уделялось очень мало внимания. Чаще всего воспитатель считает нужным показать детям, как правильно держать карандаш. Однако навык нельзя считать сформированным, даже если на первом занятии ребенок правильно воспроизвел хватку инструмента. Формирование навыка требует длительных упражнений, поэтому и на последующих занятиях нужно обращать внимание на то, как дети держат карандаш. Объяснив, что и как нужно рисовать, предложить детям взять карандаш правильно, показать, как они его держат. Это дает возможность на некоторое время сосредоточить внимание детей на этом действии, осознать его, а педагогу — проверить, все ли взяли карандаш как следует и в случае необходимости поправить детей. Для более прочного закрепления навыка целесообразно его отработке уделять внимание на многих занятиях и в последующих группах.

Во второй младшей группе дети рисуют карандашом и кистью. Необходимо научить их правильно держать кисть, обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде. Держать кисть нужно также между тремя пальцами, сильно не сгибая их, не сдавливая палочку кисточки, держать за железным наконечником или чуть выше его. Обмакивать кисть в краску надо всем ворсом, затем снимать о край баночки лишнюю каплю; перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде и промакнуть о тряпочку.
Дети сами не догадываются, а часто просто забывают своевременно обмакнуть кисть в краску. Когда краска кончается, они, пытаясь получить цвет, ведут кисть против ворса, трут ею по бумаге. Кисть от этого лохматится, портится, а цвета все равно не дает. Нужно приучать детей самостоятельно обмакивать кисть в краску по мере надобности. Если кто-то из детей забыл взять краску на кисть, следует напомнить ему об этом.

Бывает, что, взяв краску на кисть, ребенок несколько раз проводит ею по краю баночки, пытаясь снять лишнюю каплю. В результате кисть остается почти без краски. Это обнаруживается сразу же, как только малыш начинает рисовать. Ребенок снова обмакивает кисть и снова ее отжимает о край розетки. Много времени тратится впустую, а рисунок не продвигается. Это раздражает детей. Поэтому нужно учить малышей снимать лишнюю каплю краски одним касанием кисти края розетки.

Обучение детей рисованию красками включает усвоение правильного положения кисти при проведении линий: кисть движется по ворсу, при этом палочка находится в наклонном положении по отношению к листу бумаги.
Задачи расположения изображения в пределах листа бумаги, создания изображений разной величины (большой, маленький) требуют отработки произвольной регуляции размаха (амплитуды) движения руки, которая связана с навыком произвольного прекращения движения в нужной точке. В элементарном виде этот навык начали отрабатывать в первой младшей группе: дети не должны выводить линии рисунка за пределы имеющегося у них листа бумаги.

В группе четвертого года жизни отработка этого навыка продолжается и усложняется: движение руки ограничивается не только краем листа, но и другими точками, определяемыми изображением. Например, при рисовании лесенки длительность движения определяется величиной лестницы, длиной ступенек (расстоянием между вертикальными линиями).
Остановка движения в нужной точке необходима и для рисования предметов прямоугольной формы, которые также предусмотрены программой. Овладение этим навыком продолжается и в последующих группах, так как задачи изображения, определенные для этих групп, требуют постоянного совершенствования (рисование предметов сложного строения, передача величинных отношений частей предметов и разных предметов между собой).
Уже начиная с первых опытов рисования (детьми от одного года до трех лет) движения руки повторяются, постепенно приобретая равномерный, ритмический характер. Ритм организует рисовальные движения и способствует их усвоению.

Отработка того или иного навыка и качества движения тоже связана с повтором. С самого начала обучения задания даются так, что на одном занятии дети повторяют изображение предмета на листе бумаги несколько раз: рисуют не одну дорожку, а много, не один шарик, а несколько. Повторение одного и того же движения вызывает его ритмичность. С другой стороны, ритмичное повторение движений – путь совершенствования технических навыков и усиления кинестетического контроля за качеством движений.
Создание изображений ряда предметов связано с отработкой определенных качеств движения: плавности, неотрывности движения, определенного темпа (быстроты). Так, рисование округлых форм способствует отработке плавности движения, его слитности. Рисование округлых предметов не следует проводить в слишком замедленном темпе, так как в этом случае труднее вести линию равномерно, плавно, без остановок.

Рисование прямых линий также требует плавности, неотрывности, так как линия может получиться прямой только в результате плавного движения. Линия, нарисованная с отрывом карандаша (кисти) от бумаги, выглядит лохматой, неровной.

Исходя из задач изображения, эти качества движений следует начинать отрабатывать во второй младшей группе и продолжать в течение всего периода обучения детей рисованию. Указанные в программе задачи изображения могут быть решены лишь при условии формирования навыков и умений, определяющих передачу в рисунке формы предметов, их пропорций.
Уже во второй младшей группе начинается отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов, а также предметов прямолинейного контура. Наблюдения показывают, что при отсутствии целенаправленного формирования умения изменять направление движения под углом дети трех лет не могут нарисовать предмет прямоугольной формы. Они не делают остановки на углах, чтобы сразу изменить направление движения, а продолжают его, постепенно скругляя углы. Иногда получается 1-2 угла, если дети смогли остановить движение и продолжать его снова, изменив направление. Но остановка на углах и резкий поворот движения, очевидно, случайны, так как дети не могут осознанно повторить их при рисовании всей формы: все последующие углы скругляются и получается неправильная округлая форма, а не прямоугольная. То же самое проявляется и у некоторых детей четырех лет, если они до этого не учились рисовать.
Это свидетельствует о том, что дети трех лет и даже отдельные дети четырех лет не могут еще достаточно произвольно управлять своими движениями. Они делают как получится.

Очевидно, здесь отрицательно сказывается ранее отработанный двигательный навык слитного безостановочного движения (рисование округлых форм), который мешает формированию нового. Перестройка характера движения происходит не сразу: требуется некоторое время, пока дети усвоят новое.

Учитывая сложность формообразующего движения, требующего координации движения руки и зрительного контроля, целесообразно вначале обучать детей способу раздельного рисования сторон прямоугольной формы, фиксируя остановку на углах и поворот движения словом, например: «Сторона, остановились; еще сторона, остановились...» и т. д.
Навык удержания направленности движения по прямой необходим и для овладения закрашиванием (по прямой сверху вниз, или слева направо, или по косой). Отработка этих навыков продолжается вплоть до подготовительной группы.
Закрашивание рисунков – сложное комплексное умение, требующее целого ряда навыков и качеств движений: ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольного прекращения движений в нужной точке, удержания направленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании в одном направлении), регуляции силы нажима на карандаш. При закрашивании рисунков включаются движения разных звеньев руки: иногда движутся одни только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда-и предплечье (при закрашивании более крупных частей и изображений).
Все эти движения и двигательные навыки уже начали складываться при изображении предметов; с появлением в программе требования закрашивать рисунки (во второй младшей группе) названные выше навыки, постепенно отрабатываясь, включаются в это умение.

С введением закрашивания возникает задача сразу формировать дифференцированные движения при работе с карандашом и с кистью, учитывая различие этих инструментов и различное положение руки при рисовании.
Обучение правильным приемам закрашивания карандашом и кистью осуществляется и в следующей группе.

Тема Рисование как вид продуктивной деятельности дошкольников

План:

1. Виды рисования: предметное, сюжетное, декоративное.

2. Технические умения и навыки в рисовании.

3. Программные требования к знаниям, умениям и навыкам дошкольников разных возрастных групп, необходимым в предметном, сюжетном и декоративном рисовании.

 

1. Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование – более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация.

Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги. Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей является одним из направлений в процессе различных видов детской деятельности.

 В ДОУ рисование имеет следующие виды: предметное, сюжетное, декоративное.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

- научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;

- научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;

- передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

- развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

- научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
научить передавать взаимодействия между объектами;

- научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Общими задачами декоративного рисования, стоят следующие:
развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;

-развивать чувство цвета;

- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;

- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

2. Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.
Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обусловливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.
Маленький ребенок не владеет способами работы карандашом и кистью, не владеет движениями руки, необходимыми для передачи формы предметов. А если такие движения и появляются в опыте ребенка, то они носят случайный характер и повторить их сознательно он чаще всего не может. Ребенок не умеет управлять движениями руки для достижения нужного качества: легкости, слитности движения, определенного темпа его, ритмичности и др., поэтому он не осознает зависимости качества изображения от качества движений руки при рисовании.

Всему этому ребенок учится постепенно на занятиях в процессе создания изображения. От занятия к занятию на протяжении пребывания в детском саду у ребенка формируются необходимые технические навыки и умения. По мере овладения движениями руки ребенок все более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел.

При формировании техники рисования у детей дошкольного возраста необходимо учитывать то полезное, что есть в детской «естественной» технике, что проявляется в самостоятельных действиях ребенка с карандашом.
Многочисленные наблюдения за детьми показывают, что уже в 1-2 года дети, подражая взрослым или старшим братьям, сестрам, берут в руки карандаш и начинают двигать им по бумаге Чтобы подражать изобразительным движениям, ребенок должен управлять своими движениями. Такая возможность появляется ко второму году жизни.

Первые штрихи, которые ребенок наносит на бумагу, большей частью прерывающиеся: карандаш то касается бумаги, то проносится по воздуху. Но довольно быстро, обычно после нескольких проб, рука ребенка крепнет, движения делаются более энергичными, многократно повторяющимися: ребенок двигает рукой туда-обратно, не отрывая карандаша от бумаги. В результате получаются пучки дугообразных штрихов, по длине соответствующие размаху руки ребенка. Многократное повторение, упражнение в одних и тех же движениях содействует развитию соответствующих групп мышц и механизма произвольного управления ими.
В это же время маленькие дети, ударяя карандашом по бумаге, получают точки и короткие штрихи. Эти движения они повторяют на протяжении второго и третьего года жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.035 с.)