Организация студенческой научно-исследовательской работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация студенческой научно-исследовательской работы



 

СНИР является одним из важнейших направлений в подго­товке высоко­квалифицированных специалистов, способных на высоком теоре­тическом и техни­ческом уровне решать производственные задачи.

НАПРАВЛЕНИЯ СНИР:

1. Постановлением Совета института от 6.12.1962 г. создано студен­ческое научное общество.

 Главная задача этого общества состояла в создании различных форм организации студенческой научно-исследо­вательской работы.

 Его руководителем назначен П. С. Елистратов, а с 1963 г. – В. И. Холзаков.

 

19 преподавателей осуществляли руководство СНИР в рамках СНО.

 
2.С первых лет становления института большое внимание уделялось налаживанию работы студенческого конструкторского бюро.

Уже в первой половине 60-х гг. СКБ выполняло интересные конструкторские работы,

оказывая реальную техническую помощь промышленным предприятиям Могилева и Могилевской области. Разработаны проекты по механизации технологи­ческих процессов для Могилевской мебельной фабрики
(8 проектов), ПТО им. С. М. Киро­ва (5 проектов), Бобруйского дерево­обрабаты­вающего комбината (2 проекта), лабо­ратории сварки института
(12 проектов).

 

 В 1966–1967 учебном году были разработаны проекты по нестандартному оборудованию для завода «Строммашина», такие как «Колокол для цинкования деталей», «Станок для очистки поверхности труб от окалины», «Станок для полировки деталей лифта (камуфляжа)», «Стеллаж механизированный с программным управ­лением», а также ряд интересных проектов для Барановичского стройтреста № 25.

Новым в работе СКБ в 70-е гг. стало применение материального стимула. Многие студенты получали оплату в размере 0,5 ставки лабо­ранта, ряд студентов-дипломников в период преддипломной практики работали на ставку инженера. Студенты выполняли проектно-конструк­торские работы по созданию нестандартных устройств по заданию предприятий.

 

Значительных успехов в работе СКБ достигло в начале 80-х гг.
В 1980–1981 учеб­ном году в СКБ работало 359 студентов на 9 кафедрах института, с ними – 61 научный руководитель из числа преподавателей и научных сотрудников института.

По хоздоговорным темам, выполняемым СКБ, на кафедрах в 80-е гг. был получен значительный экономический эффект. Например, на кафедре «Электропривод» на 1 р. затрат годовой фактический экономический эффект составил более 4 р.

Работа в СКБ позволяла углубить и расширить знания студентов по специальным дисциплинам,

овладеть приемами и методами самостоя­тельного научного исследования.

Кроме того, оказывалась реальная помощь институту в изготовлении ТСО для учебного процесса,

 для предприятий выполнялись заказы в виде проектно-конструкторских и технологических разработок, опытные образцы.

 

3. В развитии студенческой научно-исследовательской работы важное место отводилось студенческим научным кружкам при кафедрах. Было принято постановление Совета института об обязательном создании при каждой кафедре научных и предметных кружков с целью активизации исследовательской работы студентов.

С каждым годом увеличивалось количество кафедр, на которых работали научные кружки. В 1975–1976 учеб­ном году такие кружки рабо­тали при 20 кафедрах и в них занималось более 600 студентов. Научными руководителями по всем кафедрам являлись высококвалифици­рованные преподаватели.

В апреле 1965 г. в институте проводилась первая студенческая науч­но-техническая конференция (СНТК) ММИ. Она явилась своеобразным подведением итогов студенческой научной работы.

Многие студенты, ставшие впоследствии учеными, активно зани­мались научными исследованиями и достигали хороших результатов. Работа студента В. П. Куликова «Исследование и разработка мето­дики магни­тографического способа контроля сварных соединений электро­мостовых кранов» (научный руководитель – ст. преподаватель А. М. Шарова) в 1970–1971 учебном году по результатам конкурса студен­ческих работ по техническим дисциплинам награждена грамотой Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

 Являясь студентом, будущий преподаватель института А. И. Якимов, получил положительное решение на устройство для дистанционной передачи показаний измерительных пиборов (ГА Могилевской обл., ф. 2793,
о. 1, д. 514, с. 99).

В 1985 г. научная работа студента В. Н. Усика заняла 1 место на Междуна­родном конкурсе студенческих научных работ (г. Прага).

4. Для приобщения к НИР студентов и повышения эффективности этой работы в 1971–1972 учебном году была создана школа начинающего иссле­дователя. 42 преподавателя поделились опытом проведения НИР, выступив перед слушателями школы в течение учебного года с докладами и беседами.

 

За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе, сту­денты награж­дались грамотами вуза, почетными дипломами активиста НИРС.

Хорошо проявившим себя в проведении исследований выпускаю­щие кафедры и советы факультетов давали рекомендации для поступления в аспирантуру, поощряли денежными премиями.

Приказами по институту студентам и научным руководителям объявлялась благо­дарность,

участие в НИРС учитывалось при определении рейтинга для составления списков по распределению.

 

5. Повышению эффективности студенческой НИР способствовали общественные смотры кафедр по СНИР.

В ходе их проведения вскры­вались положительные и отрица­тельные моменты в развитии СНИР. Вопросы НИРС включены в индивидуальные планы преподавателей, в планы кафедр, советов факультетов. В учебные планы включен курс «Основы научных исследований».

Участие в СНИР учитывалось при распределении выпуск­ников на работу, при назначении стипендий (они могли быть повышены
на 15–25 %).

6. В 80-е гг. оригинальной формой при определении результатов проводимых научных исследований являлись смотры-конкурсы и пред­метные олимпиады внутри вуза и в рамках республиканского тура.

ИЗМЕНИЛОСЬ СОСТОЯНИЕ СНИР в первой половине 90-х гг.

Заметно снизилась динамика научной работы студентов института. Фактически в 2 раза уменьшилось количество студентов, участвующих в НИР во внеучебное время, значительно умень­шилось число хоздоговорных работ и финансируемых госбюджетных тем, в которых участвовали студенты. Это означало, что политическая и экономическая нестабильность в стране в целом негативным образом отражалась и на научно-исследовательской работе студентов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.005 с.)