Сексуальную природу, ввёл в науч-ный аппарат психологии 3. Фрейд? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сексуальную природу, ввёл в науч-ный аппарат психологии 3. Фрейд?



Сексуальную природу, ввёл в науч-ный аппарат психологии 3. Фрейд?

Либидо (лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление) — одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. 


Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд приравнял либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. Термин «либидо» используется Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, и также для описания хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности, сублимации.

 

6. С помощью чего, по мнению 3. Фрейда, человек приобретает возможность

Психоаналитической концепции З. Фрейда?

IV стадия. Латентная


Соответствует латентной фазе классического психоанализа.
 Возраст: 6—11 лет.

 

9. На какой стадии в психоаналитической концепции З. Фрейда формируется комплекс Электры и Эдипа?

Фаллическая стадия. Эдипов комплекс. Комплекс Электры от 3 до 5 лет.

Эдипов комплекс (нем. Ödipuskomplex) — понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола.

 

 

В общем же смысле эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее биполярному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.

Эдипов комплекс у мальчиков

Процесс развития эдипова комплекса в случае с лицами мужского пола, согласно классическому направлению психоанализа, состоит в следующем. Мальчик, испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно испытывает враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Ребёнок пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации. Вследствие страха кастрации в психической жизни ребёнка формируется особая инстанция — Сверх-Я, под воздействием которой ребёнок подавляет инцестуозные побуждения по отношению к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом.[6]

Эдипов комплекс у девочек

Девочки, по Фрейду, аналогичным образом направляют первые инцестуозные побуждения на мать. Однако в возрасте 2—3 лет, обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка начинает испытывать так называемую зависть к пенису (англ.), под воздействием которой реагирует усилением завистливой привязанности к отцу и возмущенной обидой на мать, видя в ней соперницу, претендующей на любовь отца. В конечном счете, конфликт разрешается попыткой девочки компенсировать свою неполноценность посредством желания иметь ребёнка.

 

Комплекс Электры — Это понятие было использовано основателем аналитической психологии К.Г. Юнгом (1875–1961) в 1913 г. явление, аналогичное по сути Эдипову комплексу и проявляющееся у девочек

на фаллической фазе развития. Оно заключается в неосознанном влечении девочек, подобно

дочери Агамемнона Электре, к собственному отцу и соперничестве с матерью за его внимание. Понятие было предложено Карлом Густавом Юнгом, в то время как сам Фрейд предпочитал говорить об Эдиповом комплексе, проявляющемся у обоих полов, и считал термин некорректным.

 

10. Назовите положительное психосоциальное достижение развития в

Структур?

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt образ, структура, форма) возникла в 1920-е годы в Германии. М.Вертгеймер (1880’1943), В.Келер (1887’1967), К.Коффка (1886’1941) выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), от общей организации которых зависят их отдельные компоненты.

 

17. Кто является создателем теории когнитивного диссонанса?

Теория когнитивного диссонанса — одна из «теорий соответствия», основывающихся на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному восприятию своего отношения к миру. Понятие «когнитивный диссонанс» впервые введено учеником Курта Левина Леоном Фестингером в 1956 году для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций.

 

18. Кто ввел в научный аппарат психологии принцип эгоцентризма?

Понятие «эгоцентризм» ввел в психологическую науку швейцарский психиатр Жан Пиаже

 


 


19. Кто является автором теории стадий развития интеллекта?

Жан ПИАЖЕ (Piaget) (1896-1980)

 

20. Кому принадлежат первые теоретические разработки в области Я-

Концепции?

первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Теория «Я»- концепция разработана(Карлом Роджерсом)

 

21. В русле какой психологии зародилось понятие «Я-концепция»?

Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг в русле феноменологической, гуманистической психологии.

 

22. Когда начинают проявляться потребности более высоких ступеней (по

Классификации А. Маслоу)?

Потребности более высоких ступеней начинают проявляться тогда, когда удовлетворены хотя бы часть потребностей более низких ступеней.

 

23. Какова основная идея логотерапии В. Франкла?

ЛОГОТЕРАПИЯ - одно из направлений психотерапии - психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизненного. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах. Ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление коих дает лечебный эффект.Общая позиция близка к психологии гуманистической, хотя во многом основывается и на психоанализе. "Логотерапия" - терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. Создатель логотерапии - В. Франкл - основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера).

 

24. Как называется направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, ее активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине?

гуманистическая психология.

 

25. Кто является автором иерархической модели потребностей личности?

А.Маслоу

 

26. Какие потребности самые низшие?

Физиологические

 

27. Назовите потребности с более высоким уровнем, чем познавательные.

Эстетические, потребность в самоакуализации.

 

28. Назовите потребности с более низким уровнем, чем потребности в принадлежности и любви.

Потребность в безопасности.

 

29. Как выглядит иерархия потребностей от низших к высшим (по А. Маслоу)?

 

30. Какие потребности необходимы для нормального развития человека как

Личности?

Социальные потребности: в социальных связях, общении, любви, дружбе, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими.

 

31. Согласно концепции Г. Айзенка, кто является эмоционально

Неустойчивым интровертом?

Меланхолик.

 

32. Какие два измерения выделяют в схеме личности Г. Айзенка?

эмоциональная стабильность/нестабильность и: экстраверсия/интроверсия

 

33. Кто является автором единой концепции человек знания как

комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук

О человеке?

Ананьев Борис Герасимович

 

34. Что такое человеческое сознание?

Это совокупность всех психических процессов - мышления, памяти, внимания, воображение, воли и совокупность мыслительных операций- анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования.

 

35. Что включает в себя сознание по А.Н. Леонтьеву?

Алексей Николаевич Леонтьев выделил три составляющих сознания: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл.

 

36. По мнению какого учёного сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно?

И. М. Сеченов

 

37. Что такое самосознание (по С.Л. Рубинштейну)?

самосознание – этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений. Самосознание рассматривается как процесс и как результат. Обычно самосознание противопоставляется предметному миру. Особое внимание при этом уделяется соотношению сознания и самосознания, решению вопроса о первичности сознания. С.Л. Рубинштейн критикует идеалистический взгляд на самосознание, согласно которому "наличие психического совпадает с его осознанностью; сущность психики в том, что она есть непосредственно знание о самом себе; психическое отождествляется с сознанием, сознание - с самосознанием. В результате психическое ограничивается сферой осознанного, его осознание и познание - содержанием непосредственно данного. Отстаивая свой взгляд на проблему сознания и самосознания, Рубинштейн утверждает, что самосознание включает самоотношение, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание формируется через активность субъекта. "Объектом самосознания и самопознания является не "чистое" сознание, то есть сознание, обособленное от реального материального бытия человека, а сам человек в неразрывной цельности своего существа".

 

38. Кто является основоположником концепции отношений личности?

КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ - совокупность теоретических представлений, согласно коим психологическое ядро личности есть индивидуально - целостная система ее субъективно - оценочных, сознательно - избирательных отношений к действительности, являющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях окружения социального. Была выдвинута А. Ф. Лазурским, разработана В. Н. Мясищевым и развивалась в работах отечественных психологов. Ее основные положения конкретизируются в концепции патогенетических неврозов и психотерапевтической практике. Система этих отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия.

Все составляющие психической организации человека так или иначе связываются с отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности можно определить лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и соответственную систему внутренних отношений личности.

 

39. Как называется подструктура личности, которая включает привычки, знания, умения и навыки?

Опыт.

 

 

40. Что является основным блоком личности согласно теории К.К. Платонова?

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности: Социально обусловленные особенности (направленность - желания, стремления, идеалы, мировоззрение, моральные качества).

Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

 

41. Что относится к подструктуре особенностей психических процессов в концепции К.К. Платонова?

Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля).

 

42. Чем отличается характер от темперамента?

Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:

- Темперамент человека является врожденным, а характер — приобретенным.

- Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер — социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя.

- Темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер — реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.

- Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке. О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.

- Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к характеру — термином «черты».

 

43. Назовите закономерную связь между отдельными чертами характера.

Структура характера человека разделяется на основные (ведущие) черты характера, которые задают общее направление в развитии всего комплекса проявлений, и также на второстепенные, которые определяются основными чертами.

Любая черта характера есть:

Предметно соотнесенное отношение чел. к вещам, к себе, к др. людям и к деятельности.

Обобщенное отношение.

Черта характера отличается:

Устойчивостью.

Постоянством.

Переносимостью с одной ситуации на другую.

Выразительные признаки характера:

Поступки и действия – это сознательные преднамеренные действия, позволяющие судить, что представляет собой человек;

Особенности речи;

Внешний облик.

Первичные черты.

Выстраиваются из различных психических процессов и состояний, т.е. эти черты имеют исходное функциональное начало, связанное с познавательными, эмоциональными, коммуникативными, психомоторными функциями человека. Эти черты формируются на ранних этапах онтогенеза и регулируют уровень активности и поведения.

 

 

1. Познавательных черт характера, которые заключают в себе отношение человека к познанию той или иной информации, творчеству. К ним относятся: любознательность, сообразительность, догадливость, наблюдательность, изобретательность, инициативность, предусмотрительность и др.

2. Эмоциональных черт характера, которые выражают степень принятия или непринятия внешних или внутренних воздействий тех или иных объектов, себя или других людей. К ним относятся: тревожность, мнительность, гневливость, агрессивность, а также веселость, оптимизм, жизнерадостность, восторженность.

 

3. Волевых черт характера, которые реализуют различные отношения человека к трудностям, преодоление препятствий, в завершении начатой деятельности. Они являются стержнем характера к ним относятся I подгруппа, которая обуславливает общую регуляцию поведения (организованность, пунктуальность и др) и II подгруппа, которая обеспечивает силу волевого действия и преодоление препятствий (смелость, решительность, мужество).

 

4. Коммуникативных черт характера, которые выражают отношение человека к процессам межличностного взаимодействия. К ним относятся: контактность, общительность, открытость, а также аутизм, замкнутость, закрытость, застенчивость.

 

5. Психомоторных черт характера, которые характеризуют человека со стороны двигательной активности. К ним относятся: быстрота, энергичность, ловкость, сила, а также неуклюжесть, неловкость и т.д.

 

Вторичные черты. Этот класс составляют нравственно смысловые вторичные черты характера, они наиболее тесно связаны с общественными отношениями человека, и поэтому часто путаются с качествами личности. Эти черты формируются на поздних этапах онтогенеза, когда человек включается в более широкий диапазон выполнения различных видов деятельности и МЛО.

1. Черт характера, выражающих отношение к другим людям. К ним относятся: тактичность, вежливость, чуткость, внимательность, отзывчивость, коллективизм, а также пренебрежительность, безразличие, невежество, неуважение.

 

2. Черт характера, выражающих отношение к себе. К ним относят: самокритичность, скромность, самостоятельность, а также зазнайство, самолюбие, эгоцентричность, гордость.

 

3. Черт характера, выражающих отношение к деятельности. К ним относятся: трудолюбие, инициативность, добросовестность, усердность, а также безответственность, хаотичность, недисциплинированность.

 

4. Черт характера, выражающих отношение к природе и животному миру. К ним относятся: заботливость, рачительность (по-хозяйски относится к природе).

 

5. Черт характера, выражающих отношение к вещам и результатам труда. К ним относятся: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и др.

 

44. Назовите отношения, которые являются центральными, стержневыми отношениями личности, определяющими важнейшие свойства характера.

Отношение с матерью.

 

45. Как называется переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо?

Потребность.

 

46. Кто является создателем характерологии как науки о характере?

Основателем характерологии считается древнегреческий учёный и писатель Теофраст, автор труда «Характеры»

в психологии — учение о характере. Термин введён немецким философом Ю. Банзеном ("Очерки по характерологии", 1867).

Как особая область психологических исследований получила развитие главным образом в немецкой психологии 1-й половины 20 в., исходившей в значительной мере из идей философии жизни, феноменологии и др., причём термин "характер" нередко выступал как синоним личности. Первый систематический анализ различных аспектов характера был дан Л. Клагесом ("Принципы характерологии", 1910) на основе развитого им учения о выражении. В т. н. конституциональной типологии немецкого психиатра Э. Кречмера (1921) получил законченное выражение статический подход к характеру как некоей неизменной структуре основных черт, соответствующей строению тела (см. Темперамент), причём как психическая, так и соматическая конституция определяется, по Кречмеру, в конечном счёте врождёнными, прежде всего эндокринными факторами (близок Кречмеру в своей морфологической концепции характера американский психолог У. Шелдон). В типологии К. Г. Юнга (1921) выделяются экстравертивный и интравертивный типы характера (личности), отличающиеся преобладанием направленности (установкой) на внешний объект или на внутренний мир мыслей и переживаний.

 

47. Как называется система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем?

Мировоззрение.

 

48. Что можно сказать о направленности личности?

В отечественной психологии многие авторы рассматривали направленность личности через понятие мотивации деятельности. Направленность личности у разных авторов при этом понимается по-разному: 


- "динамическая тенденция" у С. Л. Рубинштейна, 


- "смыслообразующий мотив" у А. Н. Леонтьева, 


- "доминирующее отношение" у В. Н. Мясищева 


- "основная жизненная направленность" у Б. Г. Ананьева, 


- "динамическая организация сущностных сил человека" у А. С. Прангишвили. 


Тем не менее, все авторы видят в направленности ту или иную совокупность устойчивых мотивов,

ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

 

49. Как называется личность в ее своеобразии и неповторимости?

Индивидуальность.

 

50. Как соотносятся понятия «индивид» и «личность»?

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

и под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Мы индивиды, благодаря неповторимому сочетанию генов, уникальности ДНК отпечаткам пальцев радужной оболочке глазТ е. это биологический дар природы.

Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную деятельность и отличающийся своими присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

 

51. Какие фазы проходит социальное развитие личности в онтогенезе (по

А.В. Петровскому)?

А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности

Первая фаза становления личности предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе, — и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. Эта фаза характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности.

Третья фаза детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности одобрять и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности; которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности и т.д. В результате эти выявившиеся отличия принимаются и поддерживаются группой и тем самым закрепляются в качестве индивидуально-психологических черт — происходит интеграция личности в общности.

 

52. Что является критерием периодизации возрастного развития Л.С. Выготского?

Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития.

Л.С. Выготский различал три группы периодизации:

· по внешнему критерию,

· по одному и

· нескольким признакам детского развития.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия.

Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития.

В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина.

В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

 

53. Кто рассматривал формирование личности ребёнка внутри систем «ребёнок - общественный пред-мет» и «ребёнок - общественный взрослый»?

Система «ребенок и общество» в понимании Эриксона и Пиаже выглядела так: «ребенок – взрослый» и «ребенок – предмет». Эльконин эти системы объединяет и рассматривает, как единую систему.

Система «ребёнок – предмет» превращается в «ребёнок – общественный предмет».

Действия с предметами не известны ребенку сразу, как физические характеристики некоторых вещей. Ребенку необходимо узнать, усвоить из общества способы действия с предметом, в сотрудничестве с взрослыми. Физические свойства же, становятся лишь вторичными, действуя с предметами, как ориентиры, не определяют человеческий смысл предмета.

Система «ребёнок– общественный взрослый».

Взрослые для ребёнка не просто носители индивидуальных качеств, а также представители деятельности, реализующие свои потребности, мотивы и задачи. Как, наверное, вы уже догадывайтесь, на деятельности взрослого не наклеен ярлык и уж тем более на его внешности не указаны его задачи и мотивы. Взрослому необходимо передать эти задачи и мотивы, а ребенку принять их.

Это процесс изучен ещё не полностью, но от себя могу сказать — это происходит тогда, когда вы находитесь с ребёнком на «одной волне» (получение ярких эмоции), т.е. у ребёнка в процессе передачи происходит «сдвиг мотива на цель».

Эльконин полагал, что процесс усвоения детьми норм отношений и мотивов деятельности осуществляется через моделирование или воспроизведение этих отношений в собственной деятельности детей, в их группах, сообществах или коллективах.

Внутри этих взаимосвязанных систем формируется личность ребенка, ребенок в процессе развития усваивает нормы отношения между людьми и мотивы человеческой деятельности. Эти две системы нельзя рассматривать изолированно, они дополняют друг друга, но в тоже время ребенок в каждой из систем осваивает разные деятельности, которые, как правило, вытекают одна из другой.

 

 

54. Что является высшей формой в онтогенезе общения (по Л.И. Божович)?

С развитием мотивационной сферы связывала развитие воли и Л.И. Божович. В качестве главной характеристики воли и произвольности она выделяла способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь лишь собственными целями. Развитие воли и произвольности Л. И. Божович связывала с формированием устойчивой иерархии мотивов, которая делает личность независимой от ситуативных влияний.

Соотношение и соподчинение мотивов в контексте проблемы воли и произвольности выдвигает на первый план связь воли и морали. Основная характеристика воли многими авторами усматривается в подчинении личных или ситуативных мотивов социально значимым или морально ценным.

Таким образом, в русле этого подхода к проблеме развития воли и произвольности центральным является вопрос о мотивационной обусловленности поведения на разных этапах онтогенеза (содержание мотивов, их устойчивость, формирование иерархии и соподчинения мотивов и др.). Вопрос об осознанности и опосредованности поведения остается и при этом, как правило, за рамками исследования

.

55. Назовите критерий выделения возрастных этапов развития по А.Н. Леонтьеву и Д.Б. Эльконину.

Критерием возрастной периодизации А. Н. Леонтьева являются ведущие деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ — с позиций подхода деятельностного к изучению психики — та деятельность, с коей на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований, в русле коей развиваются другие виды деятельности и закладываются основы для перехода к новой деятельности ведущей. Понятие использовано для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене деятельности ведущей, коя в одном возрастном периоде обеспечивает преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе — сферы операционально-технической. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию. Основной механизм при этом — сдвиг мотива на цель, превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив.

В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

 

56. Что такое относительно устойчивая, неповторимая, система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми?

Я – концеция

 

57. Как у человека проявляется образ «Я»?

 

«Я»-концепция («я»-образ, образ «я», англ. one's self-concept, также self-construction, self-identity или self- perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознает их с помощью оценок взрослых. Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о <Я>, и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе обобщения этих воззрений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.

 

 

58 .На что влияет появление завышенной самооценки?

У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). 


Какие же трудности общение возникают у людей с завышенной самооценкой? Человек, считающий себе намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих.

Неадекватное самомнение своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим –

неиссякаемый источник негативизма окружающих. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, - это чувство, возникающее в ответ на несправедливое отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, что завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимают близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд.

Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т. п.

 

59. Как проявляется самооценка?

Самооценка включает в себя представление человека о самом себе в повседневной жизни, в обществе, собственное представление о своих качествах и чувствах.Психологами выделяется 3 вида самооценки — заниженная, завышенная и адекватная.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

 

60. Какие основные компоненты включает в себя образ «Я»?

Образ Я не статичен и включает в себя 3 компонента:

Когнитивный компонент: представление о своих способностях (интеллекте), внешности, социальной значимости и т.д.


Эмоционально-оценочный компонент может включать в себя самоуверенность, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение (т.е. самоотношение).


Поведенческий (волевой компонент): стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение, повысить свой статус (или желание быть незамеченным, скрыть свои недостатки).

 

61. Какие компоненты включает в себя самосознание личности?

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

сознание своей тождественности;

сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

осознание своих психических свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

1.Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний;

2. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя;

3. Самоконтроль и саморегуляцию;

4. Самопринятие, рассматриваемое как интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного становления личности;

5. Самоуважение.

62. Что такое самоэффективность?

самоэффективность – это «вера в собственные возможности справится с трудными жизненными ситуациями.Другими словами, самоэффективность – это вера человека в успешность собственных действий в той или иной ситуации.

 

63. Как соотносятся между собой уровень притязаний и уровень самооценки

Личности?

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Уровень самооценки является показателем того, как вы сами оцениваете собственные усилия, приложенные для достижения цели, и окружающие здесь ни причем.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах.

Притязаний?

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

 

65. Чем определяются динамические характеристики поведения человека?

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

 

66. К какой категории в психологии относятся темперамент и характер?

Категория личность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.156 с.)