Юношеская гипертония причины и профилактики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юношеская гипертония причины и профилактики



В молодом возрасте причиной артериальной гипертензии чаще всего является высокий уровень работы симпатического отдела вегетативной нервной системы. Стремление всё успеть, жажда соревнования, чувство нехватки времени, агрессивность, целеустремлённость, потребность быть лидером, высокая степень контроля над поведением в ситуациях - качества, свойственные людям с гиперактивностью симпатической нервной системы. Наверное, это замечательно, если молодые люди стремятся взять от жизни всё по максимуму, но есть обратная сторона медали - это те механизмы, которые запускают повышение артериального давления.

Развитию гипертонии способствует также и низкая физическая активность детей, ведущих сидячий, малоподвижный образ жизни, имеющих избыточную массу тела. А если в семье ещё принято постоянно досаливать и даже пересаливать пищу  то все факторы риска гипертензии налицо.

- И тогда пожизненный диагноз?

- У подростка повышение артериального давления далеко не всегда означает стабильную гипертензию, которая останется с ним на всю жизнь. Хотя есть исследования, которые говорят: если повышение давления крови зафиксировано в 13 лет разово или постоянно, то вероятность развития артериальной гипертонии к 35 годам у человека возрастает в 9 раз. То есть её механизмы запускаются рано.

-Есть какие-то особенности гипертензии у детей? Что такое «юношеская гипертония»?

- Если мы видим повышение кровяного давления в год, в пять лет (я уж не говорю про новорождённых) – это совсем не та гипертензия, что у взрослых. До 10 - 11 лет у детей гипертензия только симптоматическая (вторичная), то есть нужно искать заболевание, которое её вызывает. Например, причиной могут быть пороки сердца или почечных сосудов, заболевания почек. Ребёнка обязательно нужно обследовать.

Юношеская гипертензия подразумевает возрастной период после 10 - 12 лет вне зависимости от пола. В это время все причины вторичной гипертензии обычно уже выявлены и дети, которые к нам приходят с высоким давлением, имеют как раз ту первичную гипертонию, которая бывает у взрослых.

- Жалобы ребёнка «мама, у меня болит голова» могут предвещать гипертонию?

- Очень редко артериальная гипертензия может вызывать головную боль - для этого заболевания она не характерна. Конечно, если это не гипертонический криз, когда головную боль вызывает резкий подъём давления. По симптоматике гипертония – болезнь-невидимка, которая чаще всего выявляется случайно, например, при измерении артериального давления на осмотре у врача. Повышение давления редко сопровождается жалобами, дети обычно чувствуют себя хорошо.

- А «гипертония белого халата»?

- Есть много гипертензии «кабинетной», так называемой «гипертонии белого халата», как определённой реакции на стресс из-за напряжения всё той же симпатической нервной системы. Примерно у 30% подростков и молодых людей – это реакция на стресс в тот момент, когда измеряется кровяное давление.  Потом всё проходит.

Всё-таки есть хоть какие-то специфические жалобы при этой болезни-невидимке?

Ничего особенного нет. Артериальная гипертензия, я повторяюсь, выявляется случайно, например, в военкомате, в больнице, куда ребёнок поступил с травмой. Жалобы бывают чаще, если гипертензии сопутствует вегето-сосудистая дистония, с которой подросток приходит к врачу. Вот тогда жалоб много: слабость, вялость, потливость, укачивание в транспорт. Вегето-сосудистая дистония – это дисфункция между управляющими структурами головного мозга и как функциональное расстройство в большинстве случаев проходит. Хотя может и задержаться, если есть предрасположенность, в особенности со стороны мамы. Из всех детских периодов вегето-сосудистая дистония наиболее характерна для подростков.

Как лечат детскую и юношескую гипертензию?

В педиатрии существуют большие проблемы по лечению артериальной гипертензии. Клинических исследований на детской популяции очень мало. Рекомендации по лечению гипертонии у детей основаны на взрослых рекомендациях. В инструкциях к новым препаратам в 95% случаев написано «безопасность применения до 18 лет не установлена», то есть вся ответственность за назначения возлагается на врача. Должно пройти время, чтобы лекарства стали достаточно исследованы и перекочевали в педиатрию. Поэтому у нас больший процент не то что бы устаревших, но уже апробированных и давно используемых лекарственных препаратов. Вторая проблема – нет детских форм выпуска препаратов. И третья – нет научных данных о том, как раннее лечение артериальной гипертензии медикаментами отразится на будущем здоровье маленького пациента. Ведь человек растёт, растут и развиваются сосуды, растёт сердце.

– С чего начинается профилактика артериальной гипертензии у детей? Что может заменить лекарства?

Нужно двигаться! Плавать, ходить в походы, кататься на лыжах. При гипертензии вредна статическая нагрузка: накачивание мышц, прыжки, борьба. Важно чередовать умственные и физические нагрузки в течение дня: чтобы не было многочасового сидения за компьютером или у телевизора. Детям старше 5 лет необходимо ежедневно уделять как минимум полчаса умеренным динамическим аэробным нагрузкам и по 30 минут 3 - 4 дня в неделю интенсивным нагрузкам. Что такое умеренная физическая нагрузка? Это танцы в быстром темпе, ходьба быстрым шагом, игра в волейбол или баскетбол.

Основные определения и понятия

Сердце - это конусообразный полый мышечный орган, в который поступает кровь из впадающих в него венозных стволов и перекачивающий её в артерии, которые примыкают к сердцу. Полость сердца разделена на два предсердия и два желудочка. Левое предсердие и левый желудочек в совокупности образуют «артериальное сердце», названное так по типу проходящей через него крови, правый желудочек и правое предсердие объединяются в «венозное сердце», названное по тому же принципу. Сокращение сердца называется систола, а расслабление - диастола

Проводящая система сердца - комплекс анатомических образований сердца (узлов, пучков и волокон), состоящих из атипичных мышечных волокон (сердечные проводящие мышечные волокна) и обеспечивающих координированную работу разных отделов сердца (предсердий и желудочков), направленную на обеспечение нормальной сердечной деятельности.

Перикард - наружная соединительнотканная оболочка сердца, в норме отделенная от эпикарда щелью, заполненной серозной жидкостью  полостью перикарда.

Перикард, или сердечная сумка, представляет собой тонкий, но плотный мешок, в котором находится сердце. Перикард отгораживает сердце от других органов грудной клетки, способствует лучшему наполнению предсердий сердца кровью, не позволяет сердцу смещаться и перерастягиваться при выполнении физической нагрузки. Перикард состоит из двух так называемых листков, между которыми имеется полость. Внутренний листок перикарда способен вырабатывать жидкость, своеобразную «смазку», облегчающую трение его листков. В норме в полости перикарда содержится около 25 мл жидкости.

Систола - сокращение какого-либо отдела сердца или сердца в целом. С. начинается с возбуждения соответствующего отдела; благодаря синцитиальным свойствам сердца (см. Синцитий функциональный) возбуждение, возникнув в каком-либо участке, охватывает полностью тот или иной отдел и сокращение сердца подчиняется закону «всё или ничего». В ходе С. кровь выбрасывается в венозно-артериальном направлении; обратному току крови препятствуют атриовентрикулярные клапаны (при систоле желудочков) или сфинктеры устьев магистральных вен (при систоле предсердий). Мощность С. регулируется путем изменения кинетики актомиозиновой реакции в кардиомиоцитах, поскольку иные пути регуляции сократимости, действующие в скелетных мышцах (тетанус и вовлечение) в сердце реализовываться не могут.

С. ЖЕЛУДОЧКОВ - сокращение желудочков сердца, при котором кровь выбрасывается в артерии большого (из левого желудочка) и малого (из правого желудочка) кругов кровообращения. С. ж. разделяется на несколько периодов и фаз (см. Сердечный цикл). Различают общую С. ж., начинающуюся в момент их возбуждения и заканчивающуюся в момент захлопывания полулунных клапанов, и механическую С., включающую лишь фазу изометрического сокращения и период изгнания (см.). Во время С. ж. в магистральные артерии выбрасывается ударный объем крови. Кроме того, в ходе С. ж. за счет смещения книзу замкнутых атриовентрикулярных клапанов происходит активное поступление крови в предсердия. С. ПРЕДСЕРДИЙ - сокращение предсердий, при котором кровь из предсердий поступает в желудочки (см. также Пресистола, Сердечный цикл).

С. СЕРДЦА - период сердечного цикла, включающий сокращения предсердий и желудочков (см. также Сердечный цикл).

 С. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ - период, в течение которого миокард пребывает в возбужденном состоянии. На электрокардиограмме С. э. предсердий соответствует интервал от начала зубца Р до конца зубца Та (последний обычно не регистрируется, так как на него накладывается комплекс QRS), а С. э. желудочков - интервал от начала комплекса QRS до конца зубца Т.

С. ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ - совокупность электрической и механической С.; длится от начала возбуждения какого-либо отдела сердца до

Миокард - название мышечного среднего слоя сердца, составляющего основную часть его массы, требует постоянного кровоснабжения и снабжения кислородом.

Диастола - расширение полостей сердца (связано с расслаблением мышц предсердий и желудочков), во время которого оно заполняется кровью; вместе с систолой (сокращением) составляет цикл сердечной деятельности. При этом открыты митральный и трёхстворчатый клапаны, а лёгочный и аортальный клапаны закрыты.

Эпикард - соединительнотканная оболочка, покрывающая с поверхности желудочки и предсердия. Представляет собой висцеральный листок перикарда и гистологически относится к серозным оболочкам.

Створчатые клапаны - они закрывают предсердно-желудочковые отверстия: Правый клапан имеет 3 створки – трехстворчатый. Левый клапан имеет 2 створки с помощью сухожильных нитей свободные края створок клапанов соединены с сосочковыми мышами стенок желудочков. Это мешает створкам выворачиваться в сторону предсердий.

Полулунные клапаны - около отверстий легочного ствола и аорты тоже есть клапаны, каждый из них состоит из 3-х карманов, отверстия которых направлены в сторону сосудов

 

Заключение

Необходимый багаж знаний о физиологических особенностях детей и подростков нужен любому педагогу и воспитателю для правильной, системной организации учебных и воспитательных работ в школе. Проведение учебных и воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях без учета физиологических возрастных особенностей может активизировать патологические изменения в работе того или иного органа, системы или всего организма в целом. Изучение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» способствует формированию дополнительных компетенций у бакалавров направления «Педагогическое образование». Занятия по медико-биологическим наукам как дидактической категории рекомендует определенную методику. Она слагается из нескольких взаимосвязанных составляющих, к ним имеют отношение дидактические цели и методические приемы.

Педагогические и учебно-воспитательные задачи дисциплины заключаются в вытекающем: дать студентам научные знания о морфологии и жизненно важных процессах организма ребенка, научить прививать им гигиенические навыки и умения, способствующие сохранению здоровья. Научные знания, полученные студентами в определённой системе понятия, способствуют формированию у них клинического мышления и понимания развития человека и природы в целом. Будущий педагог соответственно должен знать анатомофизио-логические специфики организма школьника, возрастные нормативы, гигиенические мероприятия, и соответственно применять комплексы оздоровительных мероприятий в повседневной педагогической практике, так как от этого в большинстве случаев зависит сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

 

 

 

Список используемой литературы

1. Физиология человека/ Под ред. член-корр. АМН СССР Г.И.Косицкого.М.: Медицина, 1985.
2. Нормальная физиология/ Под ред. проф. А.В.Коробкова.- М.: Высшая школа, 1980.
3. Нормальная физиология/ Под ред. проф. В.А.Полянцева.- М.: Медицина, 1989.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии/ Под ред. член-корр. АМН СССР Г.И.Косицкого и проф. В.А.Полянцева.- М.: Медицина, 1988.
5. Практикум по нормальной физиологии/ Под ред. проф. Н.А.Агаджаняна и проф. А.В.Коробкова.- М.: Высшая школа, 1983.
6. Начала физиологии. Учебник для вузов / Под ред. А.Д. Ноздрачева СПб.: Лань. 2001.
7. Физиология человека. Учебник для мед. вузов. 2-е изд. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003.
8. Фундаментальная и клиническая физиология. Учебник. Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. М.: «Академия», 2004.
9. Нормальная физиология. Учебник для мед. вузов/ К.В. Судаков. – М. Мед. информ. агентство, 2006.
10. Нормальная физиология. Практикум. Под ред. К.В. Судакова. – М. Мед. информ. агентство, 2008.

 

 

Приложение 1

 

Рис.1  Схема малого и большого кругов кровообращения

 

 

Приложение 2

 

 

(Рис 2) Сердечный цикл

 

 

Приложение 3

 

 

(Рис 3) Проводящая система сердца

 

 

Приложение 4

 

(Рис 4) Систола предсердий

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

«ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ»

Цель работы: оценить состояние индивидуального уровня физического здоровья, уровня функциональных возможностей организма с помощью ряда критериев.

Задание

1.Определение индивидуального уровня здоровья (по В.А. Иванченко, 1994 г.)

2.Оценка по соотношению роста и массы тела

3. Сделать заключение о Вашем уровне здоровье по модифицированной классификации состояния здоровья человека, предложенной академиком Р.М. Баевским.

Оборудование: секундомер, ростомер, весы.

  Ход работы:

Оценка ведется в условных единицах – баллах или очках – по следующим признакам: 1)Оценка по возрасту. Каждый год до 20 лет дает один балл. От 20 до 40 лет баллы не прибавляются. После 40 лет за каждый прожитый год отнимается один балл от 40. Например, для возраста 50 лет дается оценка 30 баллов (40 - 10).

2)Оценка по соотношению роста и массы тела. Согласно формуле,

должный вес = рост-100. Если истинный вес превышает должный более чем в 5 килограммов, то от оценки здоровья отнимается 30 баллов. Если истинный вес меньше должного на 5-10 кг, то оценка увеличивается на 5 баллов.

3)Оценка по фактору риска - курению. Некурящие получают дополнительно 30 баллов.

4)Оценка фактического здоровья по пульсу. Если пульс в состоянии покоя ниже 90 уд/мин, то за снижение его на один удар в минуту к общей сумме всех показателей прибавляется 1 балл. Если пульс в состоянии покоя превышает 90 уд/мин, то за каждый лишний удар из оценки здоровья вычитается 1 балл.

6)Оценка фактического здоровья по скорости восстановления пульса после дозированных нагрузок. Для этого необходимо подсчитать пульс в

покое и после двухминутного бега в темпе - 180 шагов в минуту - через четыре минуты отдыха. Если пульс полностью восстановился, к оценке здоровья приплюсовывается 30 баллов. Если пульс выше исходного, значит, восстановление неполное, резервы сердечно-сосудистой системы невелики, и от 30 минусуется избыточное число ударов, а остаток прибавляется к общей оценке здоровья.

7)Оценка здоровья по загруженности активной физической деятельностью и выносливости организма. Если вы регулярно занимаетесь оздоровительным бегом, ходьбой, плаваете в бассейне или ездите на велосипеде, 11 выполняете утреннюю гигиеническую гимнастику, то к общей сумме прибавляется 10 баллов. Если вы ведете малоподвижный образ жизни, привыкли ездить на машине и не ходите пешком, словом, у 61-100.

Оценка уровня здоровья. Сложите все шесть полученных показателей. Оценку уровня здоровья можно произвести по модифицированной классификации состояния человека, предложенной академиком P.M. Баевским (табл. 1).

Таблица 1 Оценка уровня здоровья

Уровень здоровья Количество баллов
Оптимальный уровень здоровья и адаптации, отличное состояние здоровья 101 и более
Хороший уровень здоровья и адаптации, состояние здоровья среднее или хорошее 61-100
Удовлетворительный уровень здоровья с нарушением механизмов адаптации, состояние здоровья удовлетворительное 41-60
Неудовлетворительный уровень здоровья с недостаточной адаптацией, практически здоров 21-40
Неудовлетворительный уровень здоровья со срывом адаптации, предболезнь 20 и менее
Болезнь <0

 

Полученные результаты и оцените свой уровень здоровья в протоколе работы (табл. 2)

Таблица 2 Протокол работы

Оценка по возрасту Оценка по соотношению роста и массы тела Оценка по фактору риска - курению Оценка фактического здоровья по пульсу Оценка фактического здоровья по скорости восстановления пульса после дозированных нагрузок Оценка здоровья по загруженности активной физической деятельностью и выносливости организма Оценка уровня здоровья
20 10 30 15 30 -20 85

 

По итогом о проделанной работе можно сказать что уровень моего здоровья показывают оптимальное приспособление организма человека к повседневным условиям жизни. Хороший уровень здоровья и адаптации.

Данное состояние можно скорректировать образом жизни. Например (заниматься оздоровительным бегом, ходьбой, вести здоровый образ жизни, исключить вредные привычки: курение, алкоголь, правильно питаться, вести активный образ жизни с физическими нагрузками)

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца

 

Методика: для диагностики состояния отделов стопы необходимо снять опечаток ее подошвенной части – плантограмму. Мокрой или смазанной кремом стопой встаньте на лист чистой бумаги размером не менее 30 - 40 см, полученный отпечаток стопы обведите карандашом. После этого проводят оценку плантограмы по методу В. А. Яралова-Яралянца (Приложение 1)

АВ – линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца; АС – линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком.

Рис. 1. Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.04 с.)