З.6.Акционистские методы изучения общественных движений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

З.6.Акционистские методы изучения общественных движений.



В постиндустриальном обществе социология меняет свой предмет. Она должна стать социологией действия (акционистской социологией), обратиться к анализу новых социальных субъектов. Эту позицию представителей парадигмы Новых общественных движений четко выразил А. Турен. Он считает, что перед акционистской социологией стоит задача выявить основные конфликты современного общества и новые движущие силы истории. Таким образом, главным предметом социологии действия должны стать социальные движения. Анализ движений поможет обнаружить социальные субъекты, которые «в программируемом обществе будут играть ту же роль, какую рабочее движение играло в индустриальном обществе, а либерально-буржуазное в предшествующем ему» [45, р.38].

Соответственно изменению предмета науки, изменяются роль социолога и методы исследования. Социолог, содействуя формированию социального движения, до определенной степени становится демиургом социальных перемен. В рамках парадигмы были разработаны так называемые акционистские методы исследования общественных движений (action research) [6,31,41].

По свидетельству А. Мелуччи, «социология практически не разработала методов исследования систем социального действия за исключением метода участвующего наблюдения. Общественные движения — один из вариантов систем действия. Их изучение также требует разработки особого исследовательского инструментария» [32, р.235]. Движения не поддаются изучению с помощью традиционных социологических методов. «В кабинетах нельзя изучить процесс мобилизации, причины вовлечения людей в коллективные действия. Определенная степень вовлеченности в коллективные действия является необходимым условием изучения движений» [31, р.235].

132

 

А. Турен стал первым, кто осознал и сформулировал необходимость выработки специфического метода анализа движений [45]. Он разработал метод социологической интервенции (intervention sociologique). «Последний может быть также назван наблюдающим участием *».

Впервые Турен применил метод социологической интервенции в 1976 г. для исследования забастовки, в которой приняли участие 10 тыс. французских студентов. В течение последующих 10 лет он использовал интервенцию для изучения антиядерного (1980), регионально-культурного движения /1981/, польской «Солидарности» (1981), рабочего движения во Франции (1984)). Основы метода изложены Туреном в работе «Голос и взгляд» [45].

Социологическая интервенция — это специфический метод социологии действия. Метод направлен на помощь нарождающимся движениям в достижении историчности. Историчность развивается благодаря самоанализу движений, который способствует созданию идентичности, т.е. определению движением своего места в социуме, идентификации целей-ценностей, основных оппонентов и союзников. Самоанализ требует квалифицированной помощи исследователя, который должен выступать в качестве аналитика и участника движений, не смешивая эти две роли.

Основной пафос метода заявлен в названии: социологическая интервенция означает внедрение социологического знания в деятельность движений.

Метод включает три стадии, каждая из которых соответствует определенной фазе развития движения. Интервенция начинается с того момента, когда социологи (теоретик и специалист по общению) вступают в контакт с участниками движения. Группы для интервенции конструируются социологами из активистов движения. Как правило, в них входят всего от двух до шести человек. Турен не описывает, по каким принципам формируются группы. Они собираются время от времени в течении периода от четырех месяцев до полутора лет. Дискуссии внутри таких групп являются основным

* Термин «наблюдающее участие» был введен в отечественную социологию А. Алексеевым в 1981 г. Суть этого метода заключается «в деятельном вмешательстве в нормальное течение жизни, с наблюдением и осмыслением... реакций среды на целенаправленные, избирательные (а иногда импровизационные) общественные шаги исследователя. Особое место здесь имеет исследовательский проект, условно названный нами методом моделирующей ситуации. Под моделирующей ситуацией понимается ситуация, отчасти организованная исследователем из естественных ситуационных предпосылок, в целях «обнажения», «заострения», в этом смысле — моделирования исследуемого социального явления или процесса (1, с.96).

133

 

источником данных, на основе которых анализируется движение и его отношения с окружением.

Одно из главных условий реализации метода — согласие на его апробацию со стороны участников движения. Это происходит лишь в случае общности гражданской позиции исследователя и движения. Представляется маловероятным проведение социологической интервенции в консервативных движениях. Однако этот аргумент не значим для Турена, который ориентируется исключительно на изучение социальных движений, не относя к последним консервативные.

Первая фаза интервенции предполагает самоанализ участников движения, которые пытаются отделить непосредственные задачи, стоящие на повестке дня, от глобальных целей. На этой же стадии анализируются разные варианты оценки смысла и значимости движения его участниками, поиски адекватной коллективной идентификации. Так, например, при социологической интервенции регионального движения во французской провинции Акситании оказалось, что одни участники группы считали его чисто культурным, другие — по преимуществу политическим, третьи видели в нем соединение черт политического, культурного и движения социальной защиты. В случае «Солидарности» оценки варьировали от утверждения, что это чисто профсоюзное движение, до признания его исключительно политическим.

Вторая стадия интервенции получила название конверсии (conversion). На этом этапе социологи предлагают участникам обсуждения ряд гипотез о роли движения в историческом процессе. Адекватность гипотезы определяется реакцией на ее формулировку со стороны участников движения. Если гипотеза верна, она проясняет для участников интервенции сущность движения. Если гипотеза неадекватна, она вызывает враждебную реакцию, непонимание, путаницу в понятиях. Так, в случае движения в Акситании при анализе одной из гипотез дискуссия ужесточилась, возник конфликт между социологами и представителями движения. Исследователи были обвинены в том, что они являются агентами ЦРУ и рассматривают участников движения как подопытных кроликов. Эта реакция показала несостоятельность гипотезы. Напротив, в случае «Солидарности» в результате социологической интервенции была поддержана гипотеза, что это многоцелевое профсоюзное движение с националистическими установками и политическими требованиями.

В результате конверсии группа осознает исторический и социальный смысл своих действий, признавая одну из гипотез исследователя по этому поводу. Таким образом, благодаря

134

 

конверсии группа освобождается от своих идеологических мифов и адекватно осознает свою идентичность, оппозицию и тотальность в соответствии с данной исторической ситуацией.

Однако конверсия — еще не достаточное условие формирования движения. Превратить выводы самоанализа в программу действий — задача развивающегося процесса рефлексии. Интервенция должна завершиться третьей фазой, в результате которой движение достигает историчности. В этом случае инспирированный социологами самоанализ становится неотъемлемой чертой самого движения, движение становится социологичным по своей сути — торжествует «перманентная социология».

Многие исследователи отмечают сходство социологической интервенции с психоанализом, помогающим личности осознать глубинные, часто бессознательные психологические процессы [16]. Действительно, описывая интервенцию, Турен отмечает: «Пройдя несколько стадий... субъекты начинают усваивать дистанцию по отношению к своей собственной деятельности, дистанцию, ощутимую благодаря тому, что они осознают различия между своей идеологией и тем образом движения, который сложился у оппонентов или партнеров. Они пытаются понять установки тех, с кем вступают в контакт, учитывать эти установки в своих действиях» [45,р. 144].

Такое представление о роли социологии в историческом процессе не может не напомнить 11-й тезис К.Маркса о Л.Фейербахе, касающийся практической задачи философии в деле преобразования мира. Социологическая интеревенция — и, шире, социологическая наука мыслится Туреном как этап на пути превращения знания в действие, теории в практику, что становится возможным, по мнению исследователя, в постиндустриальном информационном обществе.

При всей привлекательности социологической интервенции у критиков возникает множество возражений против этого метода [8,16,39].

Социологическая интервенция предполагает социологический элитизм, недооценивает интеллектуальный и рефлексивный потенциал движений. Участники общественных движений, по мнению Турена, в силу идеологических искажений не могут адекватно оценить свою историческую роль. В этом им может помочь социолог, который постигает смысл исторической драмы не post factum, а в момент ее разыгрывания. Придание просветительского и миссионерского смысла функции социолога, аналогично положению В. И. Ленина о роли интеллигенции в формировании идеологии рабочего движения [4,с.38—39]. По отношению к Новым движениям миссионерскую функцию, по мнению Турена, должны осуществлять со-

135

 

предметом рефлексии феноменологическую сторону движения, т.е. сами коллективные действия.

Миланский проект осуществлялся в течение четырех лет. Десять исследователей работали с группами активистов движений. Метод включал три этапа: 1) предварительный опрос групп в миланском регионе, отбор которых проводился по их идентификации с движением; 2) фазу налаживания контактов, которая предполагала выбор группы и глубокое интервью с ее членами; 3) экспериментальную фазу, когда видеозаписи коллективных действий анализируются совместно с их участниками. Анализ помогает участникам группы осознать свою идентичность.

Отметим ряд различий между методами Турена и Ме-луччи. Турен в качестве объекта интервенции выбирает группу, сконструированную исследователями. Мелуччи, напротив, строит исследование на базе реально существующих структур движения. Турен анализирует и формирует самосознание группы, Мелуччи исследует конкретные коллективные действия и мобилизацию. Турен ориентируется на создание новой социологии — социологии действия, характерной для постиндустриального общества. Мелуччи ограничивает свою задачу разработкой методов изучения системы действия.

Исследования Турена и Мелуччи демонстрируют, что изучение общественных движений требует использования специфических акционистских методов. В политизированных ситуациях, где каждый исследователь соединяет позиции объективного аналитика и гражданина, изучение идеологически родственных социологу движений такими методами исключительно продуктивно. Так, в России после 1985 г. социологи, изучая демократические движения, одновременно участвовали в разработке их программ, помогали им осознать свою роль в политическом процессе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.007 с.)