Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Системное строение общества

Поиск

Раздел ОБЩЕСТВО

Планы

Часть 1

Тема 1. Системное строение общества

 

1. Понятие общества в широком смысле –обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает все способы и формы взаимодействия людей

 

То есть - (любое взаимодействие людей)

 

 

2. Понятие общества в узком смысле (как социальная группа)

-

-

-

 

3. Общества как открытая динамическая система

 

 

Открытость – во взаимодействии с природой и космосом

Пример-

Динамика в постоянном развитии (как прогресс так и регресс)

пример

Системность – во взаимосвязи элементов (людей))

пример

 

4. Подсистемы (сферы) общества

· экономическая

· политическая

· духовная

· социальная

 

5. Взаимосвязь всех сфер общественной жизни

Пример

А. влияние экономики на социальную –

Б.влияние политики на экономику

В. влияние духовной на политику

 

Тема 2.

Общество и природа

1. Взаимосвязь общества и природы как открытых систем

2. Положительное влияние общества на природу

· –

· –

· -

3. Отрицательное влияние общества на природу

· –

· –

· -

4. Положительное влияние природы на общество

· –

· –

· –

5. Отрицательное влияние природы на общество

· –

· –

· -

 

Верно ли суждение об обществе?

А. Общество как система предполагает постоянные изменения

Б. динамизм общества это наличие подсистем в структуре общества

В. системность предполагает взаимозависимость людей

Г. общество – открытая динамическая система

Д. общество в отличие от природы открытая динамическая система.

2. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ   СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) государство Б) религия В) образование Г) производство Д) семья   1) экономика 2) политика 3) духовная культура 4) социальные отношения

Распределите понятия по сферам жизни общества

социальная экономическая политическая духовная
       

Роль Статус Престиж Авторитет   норма    Мобильность Протекционизм

Эмбарго Бартер Сальдо Монархия  

Авторитаризм

Плюрализм     Наука    Религия

    Искусство Культура Образование

Абсентеизм    Фьючерс Факторы производства

Капитал фритрейд

    Стратификация             Маргинал

    Демография  

Референтная группа

 Нуклеарная семья

 

 

Тема 3.Социальные институты

1. понятие социального института

2. Признаки социального института

· Ролевая структура (учитель – ученик в институте образования)

· права и обязанности

· санкции

3. Виды социальных институтов

· социальные

· экономические

· политические

· духовные

4.Функции социальных институтов

· Социализация

· Воспитательная

· Регулирующая

· Адаптационная

· Контролирующая

5.Важнейшие социальные институты

· государство

· семья

· образование и наука

· религи

 

тема 4. Многовариантность общественного развития

1. Понятие общественного развития

2. Варианты общественного развития

 

· Прогресс (Реформа, революция, эволюция)

· регресс

· стагнация (застой)

 

 

3. Критерии прогресса

· развитие науки

· развитие техники

· рост уровня нравственности

· рост продолжительности жизни

 

4. Показатели регресса.

 

5. Противоречивость прогресса

 

  НО Создание оружия массового уничтожения  
  НО Нарушение экологического баланса  

 

6. Цивилизационный и формационный подход к развитию общества

 

 

Верно ли суждение?

А. Прогресс – это развитие общества от простых форм к сложным

Б. Прогресс приводит не только к положительным результатам но и отрицательным

В. Важное свойство общественного прогресс – это его противоречивость

Г. Можно выделить как технический прогресс так и общественный

Д. Примером технического прогресса является снижение преступности

Е. Примером нравственного прогресса является изобретение космических кораблей

2. Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса?

1)   совершенствование техники

2)   культурная унификация

3)   рост влияния транснациональных корпораций

4)   повышение уровня образованности населения

5)   расширение рынка рекламы

6)   рост продолжительности жизни людей

3. Составьте три предложения про прогресс.

4. Из терминов составьте схему: прогресс, реформа революция, социальные, экономические, политические.

5. Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют противоречивость общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины

2) ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий

3) отмена смертной казни в результате гуманизации общества

4) рост числа психических заболеваний подростков с развитием и распространением компьютерных игр

5) ухудшение состояния окружающей среды с развитием производства

6) увеличение количества людей, погибающих во время вооружённых конфликтов с применением новой боевой техники

 

 

6.что обобщающее? социальные институты, политическая сфера, общество как система, духовная культура

Совместите

1Исследование обитателей морского дна А Экономическая
2 рост числа молодых семей   Б Духовная
3 сокращение расходов на науку В социальная
4оказание медицинских услуг  

 

 

Практическая часть.

1. Какой ряд понятий связан с постиндустриальной стадией в развитии общества?

А.сельская община,сословия

Б.Глобализация,микропроцессор

В. Цеховые уставы, классовая струткура

Г.Фабричное производство

2. Общим признаком для индустриального и традиционного типа общества выступает

А.наличие общественного разделения труда и специализации

Б.ценность индивидуалистических прав и свобод личности

В.сращивание политической власти и собственности

Г.Появление массовой культуры

3. Выберите признаки традиционного общества

А. большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг

Б.В управлении широко применяются электронные технологии

В.в сознании людей доминирут коллективистские ценности

Г В жизни общества важную роль играют локальные сельские общины

Д Общество отличается низким уровнем социальной мобильности

Е Динамичность общественных перемен

4. Выберите обобщающее: социальная революция,экономическая реформа,общественный прогресс, социальная динамика,коренные преобразования

5. Задача По данным Всесоюзной переписи населения, в 1970 г. в СССР проживали 241 720 тыс. человек. Из них 57 % проживали в городах и 42 % в селькой местности. В структуре ВВП на долю сельского хозяйства (включая охоту и рыболовство) при­хо­ди­лось 16,3 %, на долю про­мыш­лен­но­сти (включая строительство) 45,7 %, на долю сферы услуг (включая торговлю, транс­порт и связь) – 38 %.

А.Какие сферы обществен­ной жизни нашли от­ра­же­ние в этих данных?

Установите соответствие

ПОТРЕБНОСТИ   СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
A) по­треб­ность в пер­вич­ной социализации под­рас­та­ю­ще­го поколения Б) по­треб­ность в без­опас­но­сти и со­ци­аль­ном порядке B) по­треб­ность в обес­пе­че­нии управления Г) по­треб­ность в ко­ор­ди­ни­ро­ва­нии общественных про­цес­сов Д) по­треб­ность в вос­про­из­вод­стве населения   1) ин­сти­тут семьи и брака 2) ин­сти­тут государства

11. Выберите вер­ные суж­де­ния о семье и ее функ­ци­ях в со­вре­мен­ном об­ще­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны

 

1)    Появлению семьи спо­соб­ство­ва­ло воз­ник­но­ве­ние государства.

2)    В со­вре­мен­ном об­ще­стве семья оста­ет­ся глав­ной про­из­вод­ствен­ной ячейкой.

3)    Одной из функ­ций семьи яв­ля­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ская и эмо­ци­о­наль­ная под­держ­ка чле­на­ми семьи друг друга.

4)    Функции семьи как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та ме­ня­ют­ся с из­ме­не­ни­ем усло­вий об­ще­ствен­но­го развития.

5)    Семья — един­ствен­ный со­ци­аль­ный институт, осу­ществ­ля­ю­щий со­ци­а­ли­за­цию под­рас­та­ю­ще­го поколения.

 

Выберите верные суждения

 

1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.

2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.

3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.

4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.

5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Потребности в воспроизводстве рода Институт семьи и брака
Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения Институт...

Глобализация

1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Глобализация является предметом исследования всех общественных наук: философии, ___(А), политологии, культурологии, правоведения и др. К факторам глобализации можно отнести развитие транснациональных компаний и ______(Б). Огромное влияние на современные глобализационные процессы оказывает рыночная конкуренция — не только на ___(В), но и в мировом масштабе. Главные средства конкуренции — снижение издержек, повышение качества и _____(Г) товаров и услуг — становятся «мотором» глобализации. На _______(Д) глобализация проявляется в усилении взаимозависимости национальных экономик, интенсификации международных экономических отношений. На ____ (Е) глобализация обуславливает изменение стратегии деятельности фирм».

1) макроуровень 2) юридическое лицо

3) микроуровень 4) повышение заработной платы

5) социология 6) расширение ассортимента7) математика

8) национальный рынок 9) финансовая группа

Позитивные или негативные?

· 1 Стимулирование развития экономики: создание производств в странах, в которых они обойдутся дешевле, возможность приобщиться к новейшим достижениям прогресса стран с более низким уровнем развития; значительное расширение экспорта  
· 2 Международное разделение труда, которое приводит к снижению затрат на производство, к повышению качества продукции.  
· 3 Создание благоприятной политической обстановки в мире, совместные действия по разрешению конфликтов, стремление вести диалог при возникновении политических проблем.  
· 4 Создание мирового социокультурного пространства, расширение связей, взаимодействий людей, приобщение к культуре мира.  
· 5 Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, который часто идёт в противоречие с национальными традициями.  
· 6 Насаждение стандарта производства, процесс унификации, потеря отечественной промышленностью своих национальных черт.  
· 7 Постепенная утрата индивидуальных черт национальной культуры, унификация культуры.  
· 8 Соперничество стран во всех сферах, особенно в политике и экономике, приводит к столкновениям, доходящим до локальных вооруженных конфликтов.  
· 9Появление глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира.  

 

 

1. Что лишнее? Прогресс, реформа, революция, эволюция, регресс.

Регресс-форма общественного развития при котором наблюдается возвращение к отжившим формам, от сложных структур к простым. Критерии регресса-рост преступности, снижение продолжительности жизни, снижение рождаемости.

2. Что обобщающее? Прогресс, регресс, стагнация, застой, эволюция, реформа, исторический процесс

Верно ли суждение?

А. Исторический процесс движется только вперед

Б. исторический процесс включает в себя прогресс, регресс и стагнацию

В. Движущие силы исторического процесса – материальные и духовные потребности людей, заложенные природой инстинкты.

Г. Реформа – это изменение всех сфер жизни общества, которое осуществляется насильственным путем.

Д. Революция – это изменение одной сферы общества, например системы образования.

4. Задача. В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует:

А.реформа,

б-модернизация,

г-регресс,

д- эволюция

 

7. Установите соответствие между проявлениями и оценками последствий глобализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ   ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
А) насаждение единого стандарта потребления глобализации Б) сближение народов и государств В) навязывание определённого образа жизни Г) стимулирование экономического развития Д) возникновение социокультурного единства   1) позитивные последствия 2) негативные последствия

 

 

8. Выберите вер­ные суж­де­ния о про­цес­се гло­ба­ли­за­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) По­ня­тие «глобализация» обо­зна­ча­ет про­цесс все­мир­ной экономической, по­ли­ти­че­ской и куль­тур­ной ин­те­гра­ции и унификации.

2) Гло­ба­ли­за­ция со­про­вож­да­ет­ся ро­стом уров­ня жизни во всех ре­ги­о­нах мира, не­по­сред­ствен­но вовлечённых в этот процесс.

3) Важ­ней­ши­ми про­вод­ни­ка­ми гло­ба­ли­за­ции яв­ля­ют­ся транс­на­ци­о­наль­ные корпорации.

4) Про­цесс гло­ба­ли­за­ции со­про­вож­да­ет­ся ослаб­ле­ни­ем этнических, ре­ли­ги­оз­ных и куль­тур­ных про­ти­во­ре­чий в боль­шин­стве ре­ги­о­нов мира.

5) Одним из про­яв­ле­ний гло­ба­ли­за­ции яв­ля­ет­ся вестернизация.

 

ПРАКТИКА

 

1.Существование глобальных проблем человечества свидетельствует

1) о целостности современного мира

2) о выравнивании уровней развития

3) о взаимодействии стран и народов

4) о преимуществах экономически развитых стран

 

2. Причиной возникновения глобальных проблем современности ученые считают

1) исторические традиции

2) культурное многообразие мира

3) рост масштабов хозяйственной деятельности человека

4) многовариантность общественного развития

 

3.Суть глобальной проблемы «Север-Юг» состоит в

1) старении европейских наций, снижении рождаемости

2) загрязнении окружающей среды, вод мирового океана, сокращении океанической флоры и фауны

3) росте международного экстремизма и терроризма, оснащении террористов современным оружием

4) углублении разрыва в уровне развития между богатыми и наиболее бедными, отсталыми странами мира

 

4. Какой из указан­ных фактов относится к глобальным демографическим проблемам?

 

1) загрязнение природной среды промышленными отходами

2) сокращение разнообразия видов растений и животных

3) деятельность международных террористических организаций

4) низкая рождаемость в наиболее развитых странах мира

 

 

5. Задача. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости.

 Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

 

6По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

 

Два вывода

-

-

Причина

Низкий уровень эк.развития - Нет техники,нет транспорта,нет инфрастуктуры

 

Совместите

1. 15 миллионов километров пластикового мусора плавает в северной части Тихого океана А.Экологическая
2 Старение населения в Европе и очень низкий уровень рождаемости Б.Демографическая
3 71 вид птиц исчез на Гавайях с тех пор, как человек впервые высадился на берегах этих островов. В.Исчерпание ресурсов
4 нехватка газа на Украине Г.Проблема СЕВЕР ЮГ

 

9.Рассмотрите фотографию. Перед вами три глобальных проблемы. Какие? Опишите их?

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о гло­баль­ных про­бле­мах со­вре­мен­но­го общества?

 

А. Гло­баль­ные про­бле­мы могут быть са­мо­сто­я­тель­но ре­ше­ны от­дель­ны­ми стра­на­ми мира.

Б. Все гло­баль­ные про­бле­мы яв­ля­ют­ся след­стви­ем эко­но­ми­че­ской глобализации.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

11. Установите соответствие между глобальными проблемами современности и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА   ВИД
А) быстрый рост населения в развивающихся странах и «старения» населения в развитых странах Б) сокращение озонового слоя земли В) угроза ядерной войны Г) международный терроризм Д) глобальное потепление   1) демографические 2) политические 3) экологические

 

 

!важно

Вид или классификация –демографическая

Пример---

Пояснение – из сми

 

 

Раздел ОБЩЕСТВО

Планы

Часть 1

Тема 1. Системное строение общества

 

1. Понятие общества в широком смысле –обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает все способы и формы взаимодействия людей

 

То есть - (любое взаимодействие людей)

 

 

2. Понятие общества в узком смысле (как социальная группа)

-

-

-

 

3. Общества как открытая динамическая система

 

 

Открытость – во взаимодействии с природой и космосом

Пример-

Динамика в постоянном развитии (как прогресс так и регресс)

пример

Системность – во взаимосвязи элементов (людей))

пример

 

4. Подсистемы (сферы) общества

· экономическая

· политическая

· духовная

· социальная

 

5. Взаимосвязь всех сфер общественной жизни

Пример

А. влияние экономики на социальную –

Б.влияние политики на экономику

В. влияние духовной на политику

 

Тема 2.

Общество и природа

1. Взаимосвязь общества и природы как открытых систем

2. Положительное влияние общества на природу

· –

· –

· -

3. Отрицательное влияние общества на природу

· –

· –

· -

4. Положительное влияние природы на общество

· –

· –

· –

5. Отрицательное влияние природы на общество

· –

· –

· -

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.54 (0.009 с.)