Краткий конспект лекций – рабочая тетрадь



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий конспект лекций – рабочая тетрадь



Краткий конспект лекций – рабочая тетрадь

по учебной дисциплине

 

«Основы правовых знаний»

Автор: Обмоин Сергей Константинович

для специальностей:

Правоохранительная деятельность»

Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Операционная деятельность в логистике»

Санкт-Петербург

2020

РАССМОТРЕННО И ОДОБРЕННО

на заседании учебно-цикловой комиссии «Юридических дисциплин» СПб ГБПОУ «Академия промышленных технологий»

31.08.2020

Автор: Обмоин Сергей Константинович, преподаватель истории, юридических дисциплин и иностранного языка СПб ГБПОУ «Академия промышленных технологий»

Рецензенты:

Янков Алексей Геннадьевич, председатель УЦК «Юридических дисциплин»

Астапов Дмитрий Васильевич, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов

Аннотация:

Краткий конспект лекций – рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Основы правовых знаний» является учебно-методическим пособием для студентов, обучающихся по специальностям 40.02.02  «Правоохранительная деятельность», «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» и  38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» в средних специальных учебных заведениях (СПО), и предназначена не только для освоения теоретических знаний, но и для самостоятельной работы студента в рамках изучаемой учебной дисциплины.

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях СПО в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования)»

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов и тем Стр
ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ 4
ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ 5
ТЕМА 1. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КАК ВАЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА 7
ТЕМА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 8
ТЕМА 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ 18
ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
ТЕМА 5. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 34
ТЕМА 6. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 36
ТЕМА 7. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РФ 45
ТЕМА 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРПОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
ТЕМА 9. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО 48
ТЕМА 10. ТРУДОВОЕ ПРАВО 57
ТЕМА 11. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 68
ТЕМА 12. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 69
ТЕМА 13. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК ОСНОВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВ МИРА 70
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ И ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 71
                                                                                        

Основы правовых знаний

 

ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ

 

Признаки права:

Под ними понимают его характерные черты, которые выделяют право среди других социальных норм. Признаками права являются:

 

1. Общеобязательная нормативность, т.е. единообразное исполнение правовых норм всеми субъектами без исключения.

2. Выражение правовых норм в законах и других признаваемых государством источниках. Это означает, что правовые нормы не просто мысли и идеи, а строго зафиксированная реальность, независимая от усмотрения отдельных лиц.

3. Государственная обеспеченность права. Это означает, что общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют поддержку государственной правоохранительной системы.

4. Действие права через дозволения, через субъективные права.

 

Функции права:

Под ними понимаются направления воздействия права на поведение субъектов. В соответствии со своим предназначением право:

1. Закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, работы, учёбы и др.

2. Обеспечивает участие личности в делах общества, в формировании государства и влиянии на него, политический плюрализм.

3. Закрепляет экономические основы деятельности личности: право на частную собственность и предпринимательскую деятельность.

4. Защищает интересы государства и общества.

 

Основными функциями права в соответствии с его предназначением являются:

 

1. Регулятивная функция: право выступает в роли регулятора общественных отношений, закрепляет правила взаимодействия между субъектами и обеспечивает их активное поведение (ПДД).

 

2. Охранительная функция: право выступает в роли защитника общественных отношений, устанавливает меры юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения (ст. 264 УК РФ).

 

 

ВОПРОС: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА

 

Понятие источников права:

Источники праваэто исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им обще обязательного правового значения.

Источниками права являются:

 

1. Правовой обычай:

Это обычай, которому государство придаёт общеобязательное правовое значение.

Например: ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае».

 

2. Судебный прецедент:

Это судебное решение, которому придаётся общеобязательное правовое значение, т.е. суд, при принятии решения исходит из решения вышестоящих судов по аналогичному делу. Это решение является нормой для всех последующих подобных дел. В РФ источником права не является.

Например:

В 1969 году, во время войны США во Вьетнаме, учащиеся одной из школ штата Айова решили во время пребывания в школе носить черные повязки на руках в знак протеста против войны. Администрация школы издала приказ, запрещающий носить повязки. Приказ был оспорен в Верховном суде США, который посчитал данный приказ нарушением конституции США, а именно свободы слова, выражения мнений. Решение суда стало прецедентом. Родилась норма, запрещающая администрациям школ издавать акты, препятствующие выражению мнений со стороны учеников.
 Американский гражданин из штата Небраска в 1990 году подскользнулся на льду перед входом в ресторан и серьезно повредил руку. Он подал иск в суд с требованием возместить ему ущерб, нанесенный по вине ресторана. Вина ресторана заключалась в том, что не было проявило должной заботы о посетителях и не убран лед перед входом. Верховный суд штата Небраска принял решение в пользу гражданина. Родился прецедент, в силу которого можно требовать компенсации за нанесение ущерба здоровью, вызванного халатностью или отсутствием должной заботы о посетителях со стороны общественных заведений.
В 1963 году в Аризоне за совершение изнасилования был арестован некто Эрнесто Миранда, который добровольно признался в преступлении. Миранда не был проинформирован о том, что у него есть определенные процессуальные права: право на адвоката, право хранить молчание и др. Верховный суд США постановил, что добровольное признание в таких условиях не может считаться доказательством вины Миранды; такое доказательство неприемлемо (Miranda v. Arizona, 1966). Родилась норма, в соответствии с которой подозреваемый должен быть предупрежден о его процессуальных правах, только тогда его признание будет приемлемым доказательством его вины. Эта норма получила название "правило Миранды". (Вы имеет право хранить молчание. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас).

 

3. Договор:

Это соглашение двух или более лиц (субъектов), направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Например: коллективный договор, договор между субъектами РФ, международный договор.

 

4. Закон:

Это установленный высшими государственными органамипорядок в той или иной области общественных отношений, и обязательный для выполнения всеми субъектами. Он обладает высшей юридической силой и является главным источником права в РФ.

Например: Трудовой кодекс РФ, ст. 66.

5. Подзаконные акты:

Это акты органов государственной власти и управления: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, распоряжения губернаторов и др. Они более детально раскрывают положения законов и механизм их реализации. Законы и подзаконные акты называются нормативными правовыми актами и вместе составляют законодательство РФ.

Например: Постановление Правительства РФ «О трудовых книжках».

6. Нормы, издаваемые частными организациями, юридическая сила которых признаётся судами. Например: правила эксплуатации сложной техники.

7. Научные труды учёных-юристов. Имеют преимущественно историческое значение. 

Например: экспертные заключения специалистов в области права.

8. Правосознание. Это отношение людей к праву(коммунистическое правосознание в годы Октябрьской революции).

Например: расстрел большевиками царской семьи летом 1918 года.

9. Референдум. Это всенародное голосование по наиболее важным вопросамгосударственной и общественной жизни. Например: Принятие 12.12.1993 на референдуме Конституции РФ. 

Классификация отраслей:

Профилирующие (базовые) отрасли.

Специальные отрасли.

Комплексные отрасли.

 

Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих внутри отрасли права определённый подвид общественных отношений (в Гражданском праве: физические лица, обязательства, наследование и другие, в Трудовом праве: трудовой договор, заработная плата, охрана труда и другие).

 

 

 

 

 

Вывод: таким образом,первичным элементом системы права выступает правовая норма, а её основными звеньями – институты и отрасли права.

Пример:

· Диспозиция (слово заменитель «То»). Диспозиция – это элемент правовой нормы, который указывает на само правило поведения, которое предусматривается гипотезой правовой нормы.

Пример:

· Санкция (слово заменитель «Иначе»). Санкция – это элемент правовой нормы, который определяет меру государственного взыскания, применяемого при невыполнении правила, предусмотренного диспозицией правовой нормы.

Пример:

Примечание:

Главным отличием правовых норм от всех других правил поведения является наличие в них санкций.

В регулятивных правовых нормах, в основном, имеют место гипотеза и диспозиция. Санкции находятся в том же или другом источнике правового регулирования.

В охранительных правовых нормах гипотеза и диспозиция объединены вместе, и к их совокупности примыкает санкция.

Пример:

ВОПРОС: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА (ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА). ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1. Систематизация права (законодательства):

Под систематизацией законодательства понимают юридическую деятельность субъектов по приведению в систему уже принятых нормативных правовых актов, а также форму упорядочивания по определённым критериям законодательства. Систематизация обеспечивает учёт и размещение по определённой схеме нормативных правовых актов, возможность использования их для практических нужд, находить их, отсылать к ним, обнаруживать пробелы, противоречия и т.д.

Выделяют следующие формы (способы) систематизации:

· Инкорпорация – предполагает объединение законов и других НПА в сборники и собрания по алфавитному, предметному, хронологическому и другим критериям. Инкорпорация предполагает внешнюю обработку законодательства без изменения его содержания.

Виды инкорпорации:

– официальная инкорпорация – собрания законов, издаваемые парламентами.

– официозная инкорпорация – собрания НПА издаются теми органами, которые на это уполномочены, например, бюллетени НПА министерств, служб и т.д., издаваемые Минюстом.

– неофициальная инкорпорация – сборники НПА, издаваемые другими лицами.

 

Инкорпорация может осуществляться на бумажных (Собрание законодательства РФ) и электронных носителях (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс).

 

· Консолидация – предполагает объединение в новый нормативный правовой акт ряда НПА, посвящённых одному и тому же предмету регулирования. Например, в 1990 году 48 НПА по вопросам служебных командировок были объединены в один НПА. 

 

· Кодификация – предполагает сведение к единству НПА путём переработки их содержания. В процессе кодификации отбрасывается устаревший нормативный материал, внутренне увязываются и рубрируются части, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Новый кодифицированный НПА принимает стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту.

 

Виды кодификации:

 

Всеобщая кодификация, например, Свод законов Российской империи.

Отраслевая кодификация, например, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.

Специальная кодификация, например Кодекс РФ об административных правонарушениях.

 

Виды юридических фактов:

По характеру последствий:

·   Правообразующие.

·   Правоизменяющие.

·   Правопрекращающие.

·   Правовосстанавливающие.

 

По волевому признаку:

· События: порождаемые ими последствия не зависят от воли людей.

Примеры: наводнение, рождение человека, выборы в органы власти.

· Действия: порождаемые ими последствия зависят от воли людей.

Примеры: договоры, правонарушения, деликты.

 

Структура правоотношения

Правоотношение имеет свою логическую структуру и состоит из следующих элементов (рассмотрим этот вопрос на примере договора купли-продажи автомобиля):

1. Субъекты правоотношения – участники правоотношения, обладающие правоспособностью и дееспособностью.

Пример: Продавец автомобиля и покупатель автомобиля.

 

2. Объект правоотношения – различные материальные, духовные и иные блага, по поводу которых у субъектов возникают права и обязанности.

Пример: Право собственности на автомобиль.

 

3. Субъективные права участников правоотношения – мера возможного поведения.

Пример: Покупатель имеет право купить автомобиль, продавец имеет право продать автомобиль.

 

4. Юридические обязанности участников правоотношения – мера должного поведения.

Пример: Покупатель обязан заплатить деньги за автомобиль, продавец обязан передать купленный автомобиль.

 

5. Цель правоотношения – удовлетворение различных законных прав и интересов субъектов. Если цель правоотношения не достигнута, стороны возвращаются в первоначальное положение.

Пример: Покупатель – удовлетворение интересов, связанных с перевозками грузов, пассажиров, коллекционированием автомобилей и т.д. Продавец – получение денег за автомобиль.

2 вопрос: Правовая культура

Правовая культура – это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности – это уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое пове­дение от неверного и недопустимого.

Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее юридическим нормам, соблюдение прав дру­гих людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, чест­ность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характе­ризуется определенным уровнем правовой активности, благода­ря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения. Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и воз­можности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми. Не всякого человека, знающего и понимаю­щего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридиче­ских правил сочетается с потребностью соблюдения их предпи­саний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества – это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должност­ях лиц.

Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, которые выс­шей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, (пути их правовой защиты, уважает права и свободы других лю­дей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлече­ние широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Федеральное Собрание Российской федерации является представительным и законодательным органом РФ. Оно состоит из 2-х палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

 

Что потерял

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

ПРЕЗИДЕНТ РФ

Виды:

1. Право на объединение, включая право создавать политические партии. Это право способствует развитию социальной и политической активности.

2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Это механизм реализации политических и других прав и свобод.

3. Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.

4. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

5. Право участвовать в отправлении правосудия.

6. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Выступает как средство проявления общественно-политической активности, защиты своих прав, как канал связи государства и народа.

 

Вопрос: Гражданство РФ

       

ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА.

 Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека. Оно является важнейшей составной частью правового статуса личности.

 В царской России существовало подданство, а подданные делились на разряды: природные подданные: дворяне, духовенство, городские и сельские обыватели; инородцы и финляндские обыватели. (1917, Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»;1918,Декрет «О приобретении прав российского гражданства»; 1924, «Положение о союзном гражданстве»; 1938, закон «О гражданстве СССР»,1978 закон «О гражданстве»). Нормативно-правовое регулирование гражданства РФ осуществляется:

1. Конституцией РФ (гл.2) * ст.61, 62.

2. ФЗ « О гражданстве» от 31. 05 2002 г. № 62 – ФЗ.

 

Принципы гражданства:

1. Гражданство РФ является единым, равным в независимости от оснований приобретения.

3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства.

4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

5. Гражданин РФ не может быть выслать за пределы РФ или выдан иностранному государству.

6. Гражданство РФ носит открытый и свободный характер.

7. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства (апатриды), проживающими на территории РФ.

8. Гражданину РФ предоставляется право иметь двойное гражданство.

9. Гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, РФ гарантирует защиту и покровительство.

10. Имеет место почетное гражданство.

11. Заключение или расторжение брака между гражданами РФ и не гражданами не влечет за собой изменения гражданства.

Понятие судебной власти

Судебная власть (СВ) – это предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесённых к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путём конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

 

Признаки судебной власти

Судебная власть (С В) обладает рядом признаков:

· С В является видом государственной власти.

· С В принадлежит только судам в лице судей.

· С В носит исключительный характер, т.е. не зависит от других ветвей власти в государстве.

· С В независима, самостоятельна и обособлена.

· С В предполагает процессуальный характер деятельности.

· С В осуществляет полномочия путём судопроизводства.

· Функционирование С В носит подзаконный характер.

 

Гражданская дееспособность:

Несёт обязанности.

Фонды.

Некоммерческие партнёрства.

Учреждения:

частные (учреждённые гражданами или юридическими лицами).

государственные или муниципальные учреждения: казённые, бюджетные или автономные.

Понятие бесхозяйных вещей

Понятие брошенных вещей

Понятие находки

Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.

Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченному на ее получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность - от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь. Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом.

Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить.

 

Понятие клада

Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

 

Понятие сервитута

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

 

Изображения гражданина

 Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

– использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах.

– изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.  

– гражданин позировал за плату.

 

ТЕМА 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования и в частности:

 

· ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

· ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

· Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 27.11.2014) «О лицензировании образовательной деятельности»

· Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 (ред. от 26.12.2014) «О государственной аккредитации образовательной деятельности»

· Постановления и распоряжения органов государственной власти субъектов РФ

· Акты органов местного самоуправлени

· Локальные акты учебных заведений (Уставы учебных заведений, правила внутреннего распорядка, Положения о дисциплине) и другие

 

Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

 

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Брачный договор

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

Каждый ребенок имеет право:

· На имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия - по фамилии матери.

· Жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

· Воспитываться своими родителями, на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

· На общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

· Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

· На защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судомю

· На защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

· Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, пред



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.034 с.)