Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Магнитная система машин постоянного тока
Электромагнит должен создать магнитное поле, линии которого сцепляются с витком якорной обмотки. Магнитные линии, проходящие мимо обмотки, совершенно бесполезны. Величина магнитного потока должна быть по возможности большой, так как чем больше магнитный поток, тем больше величина напряжения, индуктируемого в якоре. По этим соображениям желательно направить путь магнитных линий по стали, так как намагниченная сталь создает внутри себя добавочный магнитный поток. Поэтому и сердечник электромагнита, и якорь должны быть сделаны из стали. Путь магнитных линий в генераторе постоянного тока показан на рис. 11.2. Здесь надо обратить внимание на направление токов в обмотках возбуждения. Применив правило штопора и к верхнему, и к нижнему сердечнику, мы увидим, что создаваемые ими магнитные линии имеют в якоре одно и то же направление и, следовательно, магнитные потоки складываются. Верхний сердечник является южным полюсом, нижний – северным. Такая магнитная система имеет одну пару полюсов.
Рис.11. 2. Генератор постоянного тока Рис. 11. 3. Варианты конструкции якоря
Направление токов в обмотках возбуждения выбирается с таким расчетом, чтобы соседние полюсы были разноименными, т. е. чтобы рядом с северным находился южный полюс и т. д. Такая магнитная система имеет две пары полюсов рис.11.4. Существуют машины и с большим числом полюсов, но их число будет непременно четным. Часть пути магнитные линии должны все же проходить по воздуху. Якорь должен вращаться, а для этого необходим воздушный зазор между ним и полюсами. Однако величину этого зазора делают настолько малой, насколько это позволяет неизбежное изнашивание подшипников машин. нельзя допустить, чтобы якорь при вращении ударялся о полюсы. Рис. 11. 4. Статор четырехполюсной машины постоянного тока: 1 – корпус; 2 – полюс обмотки; 3 – обмотка; 4 – крюк; 5 – монтажный провод.
Величина магнитного потока зависит от размеров и материала машины, числа витков и величины протекающего по ним тока. В современных электрических машинах не слишком большой мощности возбуждение осуществляется не только от электромагнитов, но и от постоянных ферромагнитов. При этом габариты машины уменьшаются, исключаются потери на нагрев обмотки возбуждения и возрастает КПД. Электрические машины с постоянными магнитами более технологичны, их производство легко автоматизировать.
Коллектор Прежде чем говорить об устройстве якорной обмотки, присмотримся к тому, что делается в каждом из ее витков в отдельности. В тот момент, когда плоскость витка перпендикулярна направлению магнитных линий, напряжение в нем будет равно нулю. Если к концам витка присоединена какая-нибудь нагрузка, то ток в ней в этот момент также равен нулю. В сложных обмотках, составленных из многих витков, плоскости которых не совпадают друг с другом, напряжение будет проходить нулевое значение не одновременно. Но как бы ни были расположены отдельные витки, нулевое значение напряжения будет наступать в одном и том же месте, а именно – на нейтральной линии. Очевидно, что нейтральная линия располагается симметрично относительно северного и южного полюсов. В частности, в четырехполюсной машине имеется не одна, а две нейтральные линии. Если пересоединять каждые полпериода генераторные концы, то ток у потребителя будет иметь постоянное направление Рис.11.5. Итак, направление тока у потребителя остается постоянным, но величина его будет меняться. В течение полупериода ток будет меняться по синусоиде, но по синусоиде выпрямленной. Рис. 11. 5 График выпрямленного тока двумя полукольцами
Ток следующего витка также будет выпрямленной синусоидой и, сложившись с током предыдущего витка, он сгладит колебания величин тока. При большом числе витков получается почти неизменный ток Рис.11.6. Рис.11. 6 График выпрямления тока коллектором
Устройство, служащее для подобного выпрямления, носит название коллектора. В простейшем случае коллектор представляет собой две половины кольца, изолированные друг от друга. К этим полукольцам и присоединяются концы обмотки, в которой наводится переменное напряжение (рис. 11.7). К поверхности этих вращающихся полуколец прижаты неподвижно закрепленные угольные щетки, соединяющие обмотку генератора с внешней цепью.
Если установить щетки на нейтральной линии, то получим устройство, автоматически осуществляющее переключение. На рис. 11.7 показано положение полуколец, при котором щетка 4 только что перескочила на полукольцо 3, соединенное с проводом рамки 2.
Рис. 11. 7. Простейший коллектор: 1, 2 – провода рамки; 3 – полукольцо коллектора; 4 – щетка; 5 – провод коммутации нагрузки.
Генератор с одной парой коллекторных пластин (два полукольца) будет давать ток, постоянный по направлению, но не по величине: за каждые полоборота ток возрастает от нуля до наибольшей величины и вновь спадает до нуля рис.11.5. Якорные обмотки. Якорь представляет собой стальной цилиндр (3), на котором расположены витки обмотки (4, 5). Эти витки соединены между собой последовательно и образуют замкнутую цепь (рис. 11.8).При вращении якоря магнитный поток, пронизывающий витки обмотки, будет меняться. В результате в каждом из витков будет возникать переменная ЭДС, изменяющаяся приблизительно по закону синуса.
Рис. 11. 8. Устройство кольцевого якоря: 1, 2 – витки обмоток полюсов; 3 – цилиндрический якорь; 4, 5 – витки обмотки якоря; N, S – главные полюса; а, в – нейтральная линия.
Необходимо также заметить, что во всех витках, расположенных по одну сторону от нейтральной линии, ЭДС будет иметь один и тот же знак. Ясно, что соединение проводников обмотки должно быть таким, чтобы ЭДС складывались, а не вычитались. Найдем наиболее целесообразный способ их соединения. Свободные выводы, расположенные на одной стороне якоря, назовем началами, а расположенные на другой стороне – концами. Соединив между собой два каких-нибудь начала, получим виток, пока еще разомкнутый. Оказывается, что нельзя соединять между собой соседние провода. Правильное решение задачи – соединить между собой начала двух проводов, расстояние между которыми равно примерно половине окружности якоря. Такой виток будет охватывать весь магнитный поток, и в нем будет наводиться большая ЭДС. Концы проводов остаются пока свободными. Их надо соединить и с коллектором, иначе машина будет давать переменный, а не постоянный ток, и между собой, иначе цепь будет незамкнутой. Таким образом, число сторон обмотки будет вдвое больше числа пластин коллектора. При соединении свободных концов надо руководствоваться тем же правилом, что и при соединении начал: расстояние между соединительными концами должно быть приблизительно равным половине окружности якоря. Наши обозначения «конец» и «начало» произвольны, установленное для «начала», остается верным и для «конца». а б Рис. 11. 9. Петлевая (а) и волновая (б) обмотки машины постоянного тока
Однако если число полюсов больше двух, то этому требованию можно удовлетворить двумя различными способами. Возьмем какой-нибудь незамкнутый виток. Если одна из его сторон лежит под южным полюсом, то другая будет находиться под северным. Конец, находящийся под южным полюсом, должен быть соединен с концом другого витка и притом такого, который находится под северным полюсом. Но в многополюсной машине рядом с южным находится не один, а два северных полюса. К какому же именно витку мы должны присоединить наш свободный конец? Возможны два решения. Если мы вернемся обратно, т. е. соединим два таких витка, у которых обе стороны лежат под одними и теми же полюсами, то получится петлевая обмотка. Если же мы пойдем не назад, а вперед и соединим витки, стороны которых лежат под различными полюсами, то получится волновая обмотка (рис. 11.9, б). Обмотки укладываются в специальных пазах, вырезанных по поверхности якоря. Внешний вид якоря показан на рис. 11.10. Рис. 11. 10. Якорь машины постоянного тока
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.007 с.) |