Речь товарища А . Б. Чаковского. Ком и полностью одобрить политическую генеральную линию и практическую работу нашего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речь товарища А . Б. Чаковского. Ком и полностью одобрить политическую генеральную линию и практическую работу нашего



523

ком и полностью одобрить политическую генеральную линию и практическую работу нашего Центрального Комитета. (Аплодисменты.)

Товарищи! Все мы с большим вниманием прослушали доклад товарища Леонида Ильича Брежнева, дающий всесторонний анализ всех сфер нашего материального и духовного бытия. Действительно, свершения огромные, перспективы захватывающие. Но, будучи литератором, я, естественно, с особым интересом вслушивался в тот раздел доклада, в котором шла речь о литературе и искусстве.

Сегодня особенно ясно вспоминаются чувства, которые владели советскими литераторами, прежде всего коммунистами, в годы, предшествовавшие XXIII съезду нашей партии. Чего хотели писатели и, думаю, вообще работники всего идеологического фронта в то время?

Хочу ответить на этот вопрос прямо и откровенно. Мы, писатели-коммунисты, беспартийные литераторы, неразрывно связавшие свою жизнь и творчество с партией, с великим делом строительства коммунизма, очень хотели ясности в некоторых важных идеологических вопросах, последовательности, ликвидации тех волюнтаристских завихрений, которых мы достаточно навидались и от которых, честно говоря, порядком в те годы устали.

XXIII съезд и последующие партийные документы по вопросам идеологии внесли эту столь необходимую ясность. В применении к художественному творчеству партия тогда спокойно и твердо сказала, что, хотя наша литература в целом развивается успешно, в ней, однако, наблюдаются отдельные тревожащие явления и что в оценке людей и произведений, несущих на себе влияние буржуазной идеологии, искажающих советскую действительность, блудливо флиртующих с нашими классовыми врагами,— партия будет последовательно непримирима, потому что социалистическая литература, как к этому звал Ленин, была, есть и останется частью общепролетарского, народного, партийного дела! (Аплодисменты.)

И сегодня, на XXIV съезде нашей партии, мы, литераторы-коммунисты, вся художественная интеллигенция и, уверен, весь народ могут с чувством глубокого удовлетворения сказать: четкая ленинская линия партии в области идеологии принесла свои благотворные результаты. Важно отметить — своей продуманной, последовательной деятельностью Центральный Комитет показал, что нужно и можно вести сложнейшую многостороннюю работу по руководству государством, не возвращаясь ни к осужденным партией методам голого администрирования, ни к практике субъ-ективистско-произвольных решений, а сделав убеждение, воз-


524

ЗАСЕДАНИЕ ДЕВЯТОЕ

действие на умы людей в сочетании с принципиальностью и разумной требовательностью основным методом руководства. (А плод исмент ы.)

Партия и ее Центральный Комитет доказали и показали, каких огромных успехов можно достичь, пользуясь этим завещанным нам Лениным, единственно правильным методом! И нынешнее развитие советской многонациональной литературы служит тому одним из ярких подтверждений.

Разумеется, наш долг коммунистов-литераторов заключается и в том, чтобы самокритично сказать, что нет-нет, да и появлялись отдельные произведения, убогие с точки зрения художественного качества и незрелые по мысли. В этой связи я хотел бы горячо поддержать очень точную, очень глубокую, товарищи, оценку, данную Леонидом Ильичом Брежневым таким явлениям в литературе, когда кое-кто пытался свести все многообразие пашей сегодняшней действительности к проблемам, закономерно отодвинутым в прошлое в результате работы партии по преодолению последствий культа личности, или, наоборот, законсервировать взгляды и представления, идущие вразрез с тем новым, что внесла партия в свою теоретическую и практическую деятельность, в духовную жизнь всего нашего общества. (Ап л од исмент ы.)

Однако главным и определяющим является то, что сегодня советские литераторы могли бы положить перед нами многие и многие десятки книг, проникнутых духом воинствующей партийности, отмеченных высокими художественными достоинствами. Это книги, являющиеся несомненным вкладом в литературную Лениниану, романы, повести и стихи, в которых показаны глубинные, народные корни Великого Октября. Это произведения, составляющие как бы художественную летопись революционных преобразований страны в 20-е и героические 30-е годы, книги, посвященные великому подвигу партии и народа в Отечественной войне и отразившие славные свершения советских людей в наши дни, свершения, вызывающие восхищение всего цивилизованного человечества. Мне кажется, товарищи, следует особо подчеркнуть тот факт, что повседневный вклад в создание литературы, достойной нашей славной эпохи, вносят писатели всех братских советских республик. Это ли не доказательство монолитности и единства помыслов всех народов могучего многонационального Советского Союза! (Аплодисменты.)

И не только своими произведениями наши писатели доказывают всему миру слитность партии и народа, они подтверждают это своей личной, гражданской деятельностью. На писательских съездах, на объединенных пленумах творческих союзов, на многочисленных встречах с трудящимися, ставших особенно часты-


РЕЧЬ ТОВАРИЩА А. Б. ЧЛКОВСКОГО

525

ми перед XXIV съездом партии, литераторы, деятели искусства с гордо поднятой головой, зная, что их услышат не только друзья, но и следящие за каждым их словом в надежде на «поживу» зарубежные враги, заявляют, что есть только одно знамя, под которым достойно жить и творить советскому человеку,— это знамя ленинской Коммунистической партии. (Аплодисменты.)

Таковы, товарищи, непреложные факты.

И тем не менее было бы несвойственным коммунистам благодушием делать из них вывод, что нам не с чем и не с кем вести борьбу в мире.

Очевидно, товарищи, что такого положения и не будет до тех пор, пока на земле существуют две антагонистические социальные системы, пока гремят идеологические битвы и не исключена возможность проникновения в нашу среду буржуазной идеологии.

Так называемый «интеллектуальный» антикоммунизм имеет тщательно разработанную стратегию и тактику, при помощи которых он пытается воздействовать на нашу художественную интеллигенцию, вбить клин между нею и партией, разложить советскую интеллигенцию, так сказать, изнутри.

Одна из наиболее расхожих концепций, усиленно экспортируемых нашими врагами, связана с пропагандой неизбежной якобы для каждого истинного художника необходимостью находиться в оппозиции к государству. Нам пытаются навязать для подражания образ писателя, не только творящего вне всякой зависимости от общества, в котором он живет, но и противопоставляющего себя этому обществу и государству.

Да, мы можем понять неизбежную оппозиционность честного прогрессивного художника буржуазному обществу и государству, основанным на насилии, лжи, власти денег и эксплуатации человека человеком.

Но антикоммунизм хочет, незаметно передернув карты, произвести «маленькую» операцию, распространив неизбежность оппозиционности честного художника к социальному строю капитализма и на другой, прямо противоположный строй, в основе которого лежит социальная справедливость. Ловко оперируя дорогими для нас, свободных от капиталистического ярма, словами— «свобода», «независимость», наши враги — антикоммунисты, как и во многих других случаях, проявляют изощренную способность паразитировать на этих и подобных им понятиях и терминах, сочетая их так, что они, сохраняя как будто привычное для нас звучание, приобретают полностью противоположный политический и социальный смысл.

Антикоммунизм провозглашает: «Мы — свободный мир!», хотя понятие «свобода» и мир, построенный на эксплуатации чело-


526

ЗАСЕДАНИЕ ДЕВЯТОЕ

века человеком, несовместимы по своему существу. Антикоммунизм объявляет себя защитником «независимости личности», хотя личность в буржуазном мире, если у нее нет чековой книжки, является игрушкой, щепкой в мутном море насилия и коррупции, товаром, предназначенным для купли и продажи.

Антикоммунисты — подумать только, товарищи! — пекутся об «усовершенствовании социализма», опять-таки рассчитывая на то, что люди социалистического мира, мира, в котором органически заложено постоянное стремление все к новым и но,вым коммунистическим свершениям, не сразу раскусят, что буржуазные «доброхоты» под словом «совершенство» имеют в виду нечто прямо противоположное социализму, а точнее говоря — реставрацию капитализма.

Антикоммунизм всячески хочет навязать нам свою концепцию «свободы», будучи при этом заинтересован только в одной, свободе — свободе пропаганды антисоветизма, расшатывания социалистического строя. Кто только не «радеет», товарищи, в наши дни о свободе творчества, о свободе художника социалистического мира? Руководители ЦРУ, «Голос Америки» и «Голос Израиля», «Свободная Европа» и «Би-би-си», английский «Тайме» и американский «Нью-Йорк тайме», южноафриканские расисты и португальские колонизаторы. Просто спать, бедняги, не могут, пока не добьются для нас «свободы»! Но какую свободу может предложить нам переживающий жестокий духовный и политический кризис капиталистический мир? Свободу насилия и жестокости, расизма и порнографии, сионизма и неофашизма? Что ж, этим товаром наши зарубежные «радетели» действительно обладают в избытке. Но не для того, товарищи, наши отцы и деды свершили великую Революцию, не для того мы сражались с фашизмом за свободу и независимость нашей Родины, не для того возводим светлое здание коммунизма, чтобы позволить мутным потокам тлетворной буржуазной пропаганды размывать его фундамент! (Аплодисменты.)

В этой связи хотелось бы высказать одно соображение. К сожалению, мы, работники идеологического фронта, нередко в борьбе с антикоммунистической пропагандой ограничиваемся преимущественно разоблачением ее лживой сущности, так сказать, отпором. А постоянный наш долг помимо этого заключается в том, чтобы как раз их, наших классовых врагов, всегда ставить в положение обороняющихся. (Аплодисменты.)

Товарищи! Хотя антикоммунистические атаки и отличаются друг от друга, так сказать, по роду оружия и по методологии, тем не менее свои наиболее отравленные стрелы враги всегда метят в сердце нашего народа, в нашу партию. Так, например, атакуя ленинский принцип партийности советского искусства,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.011 с.)